Дети с дефицитом внимания. Особенности коррекционной работы учителя-логопеда ДОУ.
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Притчина Дина Жевдатовна

Дана харктеристика детей с дефицитом внимания. Отражены особенности формирования речи у детей данной категории. Сформулированы принципы коррекционного воздействия. Приведены практические методы и приемы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2sdvg.docx37.35 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТИ С ДЕФИЦИТОМ ВНИМАНИЯ.

Особенности коррекционной работы.

                Сейчас чаще всего синдром дефицита внимания рассматривают в сочетании с гиперактивным поведением ребенка, описывая характерное двигательное беспокойство ребенка и невозможность длительного сосредоточения на каком-либо объекте.

До 90-х годов СДВГ рассматривался как «двигательное гиперкинетическое расстройство» в рамках либо «минимальной мозговой дисфункции», либо «психоорганического синдрома» (тяжелые варианты). Такой подход связан с тем, что причинами возникновения синдрома назывались те же остаточные явления раннего органического поражения головного мозга. И ранее суть синдрома связывали с поведенческими отклонениями преимущественно в сфере моторики. Поэтому до сегодняшнего дня в качестве синонима СДВГ используют определение «гиперактивный ребенок». В настоящее время акцент сместился в сторону «нарушения произвольного внимания», которое рассматривается сегодня в качестве основной проблемы детей с СДВГ. В МКБ-10 синдром дефицита внимания с гиперактивностью находится в рубрике «Нарушение активности и внимания», а гиперкинетические расстройства поведения шифруются отдельно. Такая дифференциация не случайность, а проявление перемен во взглядах на это явление. Акцент на нарушение внимания позволяет рассматривать СДВГ в рамках прежде всего проблемы становления системы саморегуляции произвольной деятельности и включает в себя также низкую познавательную активность, психологическую и социальную неготовность к образовательной деятельности (познавательный интерес, умение общаться), проблемы своевременного развития школьных навыков (речи и письма, пространственной ориентации, координации движений и др.).

Но синдром дефицита внимания можно наблюдать и у детей без признаков гиперактивного поведения, но про гиподинамический синдром как будто позабыли, хотя дети с данными симптомами никуда не делись, хотя и встречаются реже, чем дети с СДВГ. Гиподинамический синдром труднее и позже диагностируется. В отличие от гипердинамических детей, дети с гиподинамическим синдромом малозаметны, стараются не привлекать к себе излишнего внимания и всегда стремятся спрятаться в тень. У них тоже есть трудности с концентрацией внимания. Но вместо чрезмерной двигательной активности – вялость, заторможенность. У гиподинамических детей нарушен процесс возбуждения, а точнее, поражены структуры, его обеспечивающие. До начала школьного обучения гиподинамический синдром, как правило, не диагностируется, а ребенок, носитель синдрома, воспринимается как «удобный», «спокойный».

Этиология и патогенез СДВГ окончательно не выяснены, несмотря на большое количество исследований.

Некоторые исследователи считают, что это врожденная болезнь, связанная с определенными генетическими нарушениями в системе распределения дофамина. Другие по-прежнему связывают его по преимуществу с перинатальными событиями. Выделяют даже два варианта СДВГ:

  1. При первом варианте, когда в этиологии синдрома ведущая роль принадлежит патологическим пре- и перинатальным факторам. У детей с СДВГ обнаруживается значительное нарушение межструктурных связей, особенно это касается нарушения взаимодействия лобных структур с другими отделами мозга. При интенсивной двигательной активности происходит их восстановление.  Значит, такая активность является приспособительной защитной реакцией организма, направленной на восстановление и поддержание генетически запрограммированных связей между структурами мозга, и тем самым сохраняющей нормальное интеллектуальное развитие ребенка. «Компенсаторно» ребенок с СДВГ при утомлении становится на некоторое время «невнимательным» и «избыточно подвижным», что в свою очередь блокирует развитие основных компонентов системы саморегуляции произвольной деятельности, а последнее ведет к нарастанию образовательных проблем. Этим объясняется нелюбовь детей с первым вариантом СДВГ к чтению и письму, да и вообще к познавательной деятельности, требующей повышенного произвольного контроля. Становится понятной и бессмысленность наших требований к ним: «Будь внимательным» и «Не крутись!». Ведь этим дети «сигнализируют» нам, что «бензин скоро кончится» — то есть «Я устал!». А мы принимаем это за невоспитанность, наказываем их, не понимая сути происходящего, требуем образцового выполнения того, что им в данный момент просто недоступно. Перенапрягая таким образом психику, закладываем основы в лучшем случае нелюбви к занятиям, учебе, в худшем — к возникновению психосоматических заболеваний и/или развитию личностных психопатологических отклонений.
  2. При втором варианте СДВГ генетические изменения вызывают недостаточность синтеза ведущего нейромедиатора головного мозга — дофамина. Имеется необходимость нейропсихологической адаптации мозга, имеющего нейромедиаторную дефицитарность к условиям внешней среды. Один из основных механизмов такой адаптации — усиление стимуляции коры стволовыми структурами мозга, что внешне проявляется как двигательная неутомимость, гиперактивность без предварительного утомления. Дети со вторым вариантом СДВГ с рождения отличаются моторной неутомимостью. Создается впечатление, что их продуктивной деятельности такая активность не только не мешает, но наоборот — ее запрет снижает успешность адаптивных показателей. Они неряшливо выполняют любую работу с самого начала, а не тогда, когда устают. И уж совсем такие дети не переносят различного рода запреты и ограничения их двигательной активности. Поэтому «ставить их угол» не только бессмысленно, но и опасно (вспомните «вождя краснокожих» из рассказа О. Генри).

Соотношение первого варианта ко второму приблизительно 9 к 1. Но именно дети второго варианта составляют основную проблему для неврологов, так как в отличие от первого варианта не поддаются на помощь только режимных мероприятий и вынуждены довольно быстро «знакомиться» с психотропными препаратами, увы, делающими их не столько менее активными, сколько заторможенными. К тому же на сегодняшний день все используемые психотропные препараты не решают основную биологическую проблему СДВГ, а лишь позволяют достигать определенного и, увы, лишь временного симптоматического улучшения.

Известный американский психиатр Алан Сроуф в 2012 году опубликовал статью, в которой сомневается в том, что СДВГ является врожденной болезнью. Опираясь на свои исследования и сорокалетнюю (!) практику, он предположил, что СДВГ может развиваться вследствие неблагополучных внешних обстоятельств, в тех случаях, когда психика ребенка травмируется в раннем детстве. Например, частой сменой обстановки – переездами или же родительской назойливостью, когда младенца постоянно тормошат, а его мозг к этому пока не готов.

Авторы еще одной научной работы сомневаются уже в самом существовании СДВГ – это исследование опубликовали американские нейрофизиолог Дэмьен Фэр и психиатр Джоэль Нигг. Ученые сравнивали познавательные способности двух групп подростков – с диагнозом СДВГ и без оного – по ряду параметров: способности понимать и запоминать информацию, концентрировать внимание, отделять информационный сигнал от шума и т. д. Несмотря на то что дети с диагнозом в целом не отличались особыми способностями, по некоторым параметрам «больные» подростки превосходили «здоровых».

Дело в том, что двадцать лет назад СДВ у ребенка (подростка) воспринимался нашим обществом как однозначный проигрыш. Неумение концентрироваться на сложном и неинтересном, неспособность к длительному и глубокому анализу информации и ситуации, сниженное прогностическое мышление, неумение опознавать чувства других людей и модифицировать свое поведение в соответствии с ними – кому же это понравится? Теперь все поменялось, ибо именно молодой человек (подросток) с ярко выраженными и вышеописанными СДВ-чертами – идеальный потребитель ежедневно обновляющегося медиаконтента и идеальный обитатель социальных сетей. Семья и школа по-прежнему расстраиваются, а вот общество потребления фактически поощряет СДВ. Более того, ежедневное многочасовое «плавание» в Интернете с бесконечным переключением кнопок, сайтов и каналов, по данным ученых, развивает СДВ-подобные симптомы даже у здоровых людей.

Но что же современное общество может поделать, если информационный поток меняется ежечасно, товаров и медиапродукта производят все больше и больше, а модели гаджетов меняются уже раз в квартал?

Одна дружба и одна любовь на всю жизнь. Одна профессия – и тридцать лет на одном заводе. Одни сковородки и кастрюли, которые еще можно передать дочери в наследство. Сапоги, которые носят всю жизнь. И, наконец, человек, который умеет сам выбирать, а потом упорно сосредоточен на важном лично для него и равнодушен ко всему остальному – кому все это нужно сегодня? Никому, потому что все это отчетливо тормозит нынешний, «калейдоскопический» вариант прогресса.

Однако на современном этапе исследования СДВГ считаются доминирующими три группы факторов в развитии синдрома:

  • генетические факторы (57%)
  • повреждение центральной нервной системы во время беременности и родов (84%)
  • негативное действие внутрисемейных факторов (63%)

По данным исследования Н.Н. Заваденко возникновение СДВГ из-за раннего повреждения центральной нервной системы в период беременности и родов встречается в 84% случаев, генетические причины – в 57% случаев, негативное действие внутрисемейных факторов – в 63% случаев.

Как часто встречается? По данным (на 1999 год) каждый пятый-шестой ребенок имеет интересующие нас особенности. У девочек данные синдромы встречаются значительно реже: на 5-6 мальчиков – всего одна девочка. Никто толком не знает, почему. Самое подходящее объяснение – девочки вообще устойчивее ко всяким воздействиям окружающей среды, в том числе и к травмам ЦНС. Стабилизирующий пол!

Какой же прогноз? Структуры мозга дозревают к 14-15 годам и повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются . По результатам исследования Н.Н. Заваденко поведенческие нарушения сохраняются почти у 70% подростков и 50% взрослых, имевших в детстве диагноз дефицита внимания.

Проявления СДВГ очень разнообразны, но наблюдение и диагностика проводятся по трем основным направлениям: повышенная двигательная активность, дефицит внимания и гиперактивность.

Основные типы СДВГ

  • преимущественно гиперактивный тип
  • тип с преимущественным дефицитом внимания
  • комбинированный тип

Дадим краткое определение симптомов (вы видите на слайде).

А в схеме наблюдения за ребенком дошкольником выделяют следующие критерии:

Нарушение внимания – неспособность в полной мере подавлять поведенческое реагирование на менее значимые раздражители в различных условиях – семейных, учебных, других социально обусловленных ситуациях.

Дефицит активного внимания:

1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

2. Не слушает, когда к нему обращаются.

3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

4. Испытывает трудности в организации.

5. Часто теряет вещи.

6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

7. Часто бывает забывчив.

Гиперактивность – неспособность сосредоточиться на предъявляемом задании, спокойно сидеть на месте – в сочетании с видимым присутствием двигательной активности (т.е. двигательным беспокойством).

Двигательная расторможенность:

1. Постоянно ерзает.

2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.

4. Очень говорлив.

Импульсивность – трудности в определении и выделении приоритетов, а также в подавлении немедленных реакций на факторы окружения, конкурирующие в привлечении внимания детей.

Импульсивность:

1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.

2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

3. Плохо сосредоточивает внимание.

4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).

5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.

6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних уроках он успешен, на других — нет).

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.

        При диагностике следует помнить, что всем детям дошкольного возраста свойственна более высокая по сравнению с взрослыми двигательная активность. Внимание у детей становится относительно устойчивым к 4-5 годам. Для детей дошкольного возраста характерно непроизвольное внимание и слаборазвитое распределение внимания.

Симптоматика на ранней стадии развития:

  • расстройства сна, повышенное беспокойство, крик
  • нарушения кормления
  • чрезмерная подвижность
  • своеобразие в манипуляциях с игрушками и другими предметами (советы родителям)
  • незначительное опережение в формировании моторных навыков (у гиподинамичных –общая моторная неловкость).

Симптоматика у детей дошкольного возраста

Гиперактивность: неусидчивы, совершают множество бесполезных действий; развитие речи и координация точных движений часто отстают в развитии; отмечаются нарушения сна.

Нарушения речи у гиперактивных: начинают говорить позже своих сверстников, некоторые – или даже раньше, но вот беда – их плохо понимают. Нарушено произношение нескольких групп звуков, долго могут употреблять лепетоподобные и звкоподражательные слова. Нарушена, часто грубо, слоговая структура – чаще элизии.

У гипоактивных: часто выставляется заключение ЗРР, а затем и ОНР. Чаще: к двум годам говорит лишь отдельные слова, к трем – очень простые фразы.

Импульсивность: поведение непредсказуемо и иногда опасно для ребенка и окружающих; проблемы с дисциплиной; дети не слушаются взрослых, не учатся на своих ошибках, равнодушно относятся к похвале и наказанию.

Потеряшки, горка. Лезет на шкаф- не может удержаться. Гипо – соберись! Доска с вкладышами.

Нарушение внимания: часто меняют направление деятельности; оставляют работу незаконченной; не могу играть в одиночестве, легко отвлекаются; слабо сформированы сюжетно-ролевые игры.

Отстают в развитии игры: любимая игра В МЯЧ!

        У детей были выявлены: нарушения координации, плохое чувство ритма, общая моторная неловкость, медленный темп выполнения последовательных движений. При этом, повышенная двигательная возбудимость, повышенная утомляемость, капризность, лабильность настроения, эмоционально-волевые нарушения, тревожность, низкая самооценка.

Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью, поэтому педагогу важно знать основные отличия поведения одной категории детей от другой. (вы найдете в раздаточном материале)

Критерии первичной оценки проявлений гиперактивности и тревожности у ребёнка.

Критерий оценки

Гиперактивный ребенок

Тревожный ребенок

Контроль поведения

Постоянно импульсивный

Способен поведение контролировать

Двигательная активность

Постоянно активен

Активен в определённых ситуациях

Характер движений

Лихорадочный, беспорядочный

Беспокойные, напряжённые движения

Учитывая все вышеизложенное, становится очевидным, что при синдроме ДВГ мы сталкиваемся с комплексом медицинских, психологических и педагогических проблем, решение которых должно быть не только комплексным, но и межсистемным. Поэтому создание системы сопровождения, где взаимодействовали бы учреждения образования и здравоохранения, можно рассматривать в качестве основного условия современной и эффективной помощи детям с СДВГ.

Принципы коррекционно-развивающего обучения.

  1. Комплексный подход к обучению и воспитанию.

В команду заинтересованных участников входят врач-невролог, психолог, педагог и обязательно родители. Ребенку гораздо легче выполнять единообразные требования взрослых, окружающих его, находиться в едином воспитательном пространстве, чем приспосабливаться к разноречивым, а иногда и взаимоисключающим указаниям, неизбежно приводящим к стрессу (Лютова Е. К., Монина Г. Б., 2000).

Только при комплексном подходе к решению проблем обучения ребенка с СДВГ можно рассчитывать на снижение его эмоционального напряжения и более полной реализации его потенциала (Монина Г. Б., 2004).

  1. Систематичность.

Единичные мероприятия, даже если в них участвуют все специалисты, педагоги, родители и психологи, не приведут к ожидаемому результату. И хотя данное требование желательно выполнять при обучении детей любой категории, при взаимодействии с гиперактивными учащимися оно должно выполняться обязательно, поскольку им трудно самим структурировать время и пространство, они должны четко знать, какое педагогическое воздействие последует за тем или иным действием с их стороны. Причем для ощущения их безопасности они должны быть уверены, что характер и сила данного воздействия не зависят от настроения родителей, психолога, учителя, а является постоянным правилом.

Окружающий такого ребенка микромир должен быть «суперпредсказуемым». Для познания и развития важна концентрация, с которой у ребенка проблемы. Беготня ребенка с СДВГ – это разрядка, а вовсе не конструктивная активность. Для активизации этой активности и предотвращения двигательных бурь-разрядок нужен устойчивый микромир.

Нервная система гиперактивного ребенка работает с постоянной перегрузкой. Поэтому определенные функции ребенка отстают от возрастных норм. В первую очередь это относится к развитию произвольного внимания, способности планированию и способности предвидеть результаты своих действий. Кроме того, большинство детей испытывает значительные трудности в регулировании своей моторной активности (трудно усидеть на месте, трудно по просьбе взрослого перестать бегать, прыгать).  Ребенок не хочет ничего плохого, у него просто не получается. Однако все это как-то нужно регулировать и держать в определенных рамках. Следовательно, именно взрослый, педагог должен взять на себя часть регуляторных функций.

  1. Принцип поэтапности.

Наличие трех типов СДВГ (с преобладанием невнимательности, с преобладанием гиперактивности и импульсивности, комбинированного) диктует необходимость выявления доминирующего симптома и построения поэтапной коррекционной работы в соответствии с этим.

Учитывая индивидуальные физиологические особенности детей с СДВГ, желательно сначала выделить время на установление контакта, затем осуществлять индивидуальную работу по развитию произвольности действий (умение слушать инструкцию, подчиняться правилам); отработку (поочередную) дефицитарных функций, развитие умения рефлексии и лишь после этого переходить к групповой работе (Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С, 2002; Лютова Е. К., 2000; Лютова Е. К., Монина Г. Б., 2000).

Реализация данного принципа предполагает, что коррекционная работа с ребенком с СДВГ будет носить длительный характер, что очень важно сообщать родителям и педагогам. 

  1. Принцип индивидуализации.

Это не только принятие и понимание ребенка, это система мероприятий, сознательно используемых учителем в ходе педагогического процесса. Выбор конкретных мер педагогического воздействия на конкретного ученика будет обусловлен как особенностями самого ученика, так и возможностями учителя. Кроме того, большое значение при выборе стратегии будет иметь цель, которую преследует учитель: профилактическая помощь ребенку или экстренная реакция на непредвиденное событие.

Речевое развитие гиперактивных детей  зачастую не соответствует возрасту. Могут быть различные нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематических процессов, общее недоразвитие речи, тахилалия, заикание.

Дети с нарушениями речи, отягощенными диагнозом СДВГ, требуют к себе особого внимания. Логопед работает над звуковой стороной, общим развитием речи, обязательно учитывая также нарушение координации движений, недостаточное развитие мелкой моторики рук, неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития вербальной памяти, внимания, восприятия, чем у детей того же возраста с нарушениями в развитии речи без гипердинамичности.

Речевые расстройства у детей с СДВГ требуют более тщательного подбора методов коррекционной работы. Логопедическая работа в своей основе предусматривает использование большого количества повторяющихся упражнений, требующих от ребенка сосредоточенности и усидчивости. А гиперактивные дети неохотно выполняют задания, кажущиеся им скучными, неоднократно повторяющимися, трудными, не приносящими удовлетворения и не подкрепляемые поощрениями.

Как же помочь такому ребенку и сделать логопедическую работу максимально эффективной? Логопед проводит как групповые, так и индивидуальные занятия с данной категорией детей, до 6 лет предпочтительнее индивидуальная форма проведения занятий. Ребенку индивидуальные занятия помогают максимально раскрыться, а логопеду - подобрать наиболее эффективный способ индивидуальной коррекции.

Правила проведения индивидуальных занятий с гиперактивными детьми.

  • Четкая организация занятий: Сформировать ритуал занятия

Постоянное расписание – регулярность занятий;

Этапы занятия должны быть чётко обозначены, понятны, интересны для ребенка, повторяться на каждом занятии. Меняются только задания. Необходимо также отработать правильную последовательность выполнения заданий. Педагоги часто рекомендуют начинать работу с самого сложного задания, а потом переходить к легким. Но для данных детей это недопустимо. Столкнувшись сразу в начале работы с трудностями, ребенок, образно говоря, «опустит руки» и полностью потеряет и без того невысокую сосредоточенность и готовность к работе. Помните: гиперактивные дети любят делать то, что у них получается. Трудности их вовсе не стимулируют и не воодушевляют! Поэтому начинать нужно с самого легкого задания, с того, которое у ребёнка обязательно получится. Дальше нужно переходить к более трудным, достигая максимального уровня сложности приблизительно к середине занятия. Заканчивать нужно опять же чем-нибудь легким. А под конец можно повторить что-нибудь из уже известного. При такой расстановке сил у ребенка останется ощущение успешности занятия в целом.

Правила поведения на занятии (короткие, конкретные, немного, всегда выполняются); зонирование кабинета.

  • Тщательная предварительная подготовка

Соображать «по ходу дела» недопустимо – слишком велик дефицит внимания и слаба концентрация. Занятие должно идти в едином порыве.

К тому же ребенок будет отвлекаться практически на каждой реплике, и Вам придется его возвращать к теме занятия.

+ план В.

  • Учет цикличности умственной деятельности гиперактивных детей

Дети могут продуктивно работать несколько минут (от 2), затем несколько минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на педагога. Затем умственная деятельность восстанавливается.

Старайтесь меньше усаживать ребенка. Если ребенок очень подвижный, то во время занятий он может ходить, ползать и даже бегать (правда Вам придется бежать рядом). Именно в движении ребенок легче усваивает информацию. Фиксация позы требует от него слишком большого напряжения и на занятие уже не останется сил.

Движение продлит занятие.

  • Ориентация на состояние ребенка

Логопед должен почувствовать ребёнка, «поймать общение на одной волне», чтобы в дальнейшей работе исходить из его потребностей и возможностей. Педагогу важно и нужно выявить интересы ребёнка: например, одному ребёнку нравятся игры соревновательного характера, другому игры с таймером, третьему настольные игры и, исходя из выявленных интересов, планировать занятия, тем самым, вызывая у ребёнка позитивную мотивацию в занятиях. Это самый главный, основополагающий принцип, который должен использоваться при проведении логопедических занятий с дошкольниками с СДВГ. Положительная мотивация к занятиям  достигается формированием положительных эмоций (а затем и чувств) в отношении  к процессу деятельности, к педагогу, с которым ребенок имеет дело. Это отношение формируется на основе выражения педагогом положительного отношения к ребенку и к их совместной  деятельности, выражения веры в силы и возможности ребенка, одобрения, помощи и выражения положительного отношения к достигнутым результатам его деятельности.

При проведении занятий с данной категорией детей необходимо предлагать ребёнку больше игр на развитие  мелкой  моторики и конструктивного праксиса, давать ребёнку выплеснуть свою энергию с помощью различных шуршащих, гремящих пособий. Не «ломайте» ребенка, а исходите из его особенностей!

У гипердинамичных детей бывают «плохие дни», когда они буквально все забывают и как будто нарочно теряют прочно приобретенные знания и навыки. Отметьте: «Сегодня у тебя это не слишком получается. Ничего страшного. Сейчас мы поиграем…, а к этому заданию вернемся в другой раз». Ребенок будет благодарен вам за понимание и в следующий раз, когда сможет, обязательно постарается вас порадовать. Если вы будете нажимать, стыдить, заставлять, то результат будет прямо обратным. Ребенок «уйдет в отказ», и на все ваши занятия ляжет отпечаток негативизма. Вы ведь этого не хотите?

Гиперактивный ребенок любит, когда уважаемый человек их «организует». Правда, ключевое слово здесь «уважаемый». Никакой «организации» от человека с которым не установлен контакт, гипердинамичный ребенок не примет и не потерпит.

Как это выглядит на практике?

Чаще всего мы работаем не над одним звуком. Самым сложны по концентрации внимания является этап постановки – поэтому он и будет в середине занятия (или автоматизация того звука, который труднее дается и необходим зрительный контроль). В начале легкое задание: знакомые упражнения арт. гимнаситики, автоматизация звука в знакомом задании, затем арт.гимнастика и постановка, изолированное закрепление в движении. ЛЬ – батут. Л – игра пароход + слоги. Или Ль – самолет: выучили, повторили без зрительного контроля слова со зв ЛЬ + движения. Летаем и рассказываем: Самолет, самолет, он готов уже в полет. Полетит он над лесами, полетит он над горами.  В конце – мотор.

Этапы формирования умения слушать рассказы: сначала рисуем и рассказываем историю (абсолютно свою или из пособия: сосна и скамейка, соня и собака, ананас и косточка). После нескольких занятий достаем готовые картинки. Но не читаем, а рассказываем. Затем можно уже читать рассказ и подбирать к нему картинки.

В 6 лет, подготовительная группа, начинаем готовиться к школе.

Правила включения ребенка с СДВГ в групповую работу:

  • организуйте пространство
  • вводите на групповые занятия поэтапно
  • дайте возможность быстро обратиться к вам за помощью
  • разрешайте двигаться (организуйте ему двигательную активность через определенные промежутки времени, помня о цикличности; физминутки не достаточно)
  • учитывайте особенности внимания при выполнении заданий (получает последним, большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя выполнение каждого из них)
  • игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные (1 к 7)
  • стройте процесс обучения на положительных эмоциях (Тактильный контакт, оцениваем ребенка сразу, не требуем аккуратности в начале работы)
  • помните, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!
  • коррекция негативных форм поведения (импульсивность - пружина)

Помогают игры:

“Говори!” (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.

Скажите детям следующее: “Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: “Говори!” Давайте потренируемся: “Какое сейчас время года?”

“Кричалки—шепталки—молчалки” (Шевцова И.В.)

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — “кричалку” можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — “шепталка” — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал “молчалка” — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует “молчанками”.

“Тух-тиби-дух” (Фопель К., 1998)

Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.

“Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: “Тух-тиби-дух”. Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами. В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово “Тух-тиби-дух” сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

“Бумажные мячики” (Фопель К., 1998)

Цель: дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм.

Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик. “Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде ведущего вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: “Приготовились! Внимание! Начали!” Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду “Стоп!”, вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию”. Бумажные мячики можно будет использовать еще неоднократно.

Примеры проблемных ситуаций:

  1. вертится, качается на стуле –

уронил раздаточный материал не только свой, но и соседа -

  1. сломал игрушку во время самостоятельной деятельности, в старшем дошкольном возраст спрятал обломки –
  2. не дослушав вопрос, начал отвечать

что-то вспомнил из предыдущей беседы, во время ответа другого ребенка –

говорит о предмете, не относящемся к теме занятия –

При работе с гиперактивными детьми нам  нужен устойчивый положительный результат!      Ведь его успех - это и наш успех тоже! Его работа - и наша работа, его чистая, правильная речь - и наша заслуга и огромное удовольствие от своей нелегкой, но такой нужной работы!

Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера.

Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений.

В.Н. Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности коррекционной работы учителя – логопеда в условиях специализированного детского сада для детей с нарушением зрения

Представлен опыт взаимодействия специалистов, использования игр в коррекционной работе учителя-логопеда в детском саду для детей с ОВЗ (нарушения зрения и речи)....

Особенности коррекционной работы учителя-логопеда с детьми с ОВЗ.

      МБДОУ № 37 «Теремок» посещают дети с тяжелыми нарушениями речи,  с нарушением зрения, дети с ДЦП и ЗПР....

Особенности профилактической и коррекционной работы учителя-логопеда в дошкольном учреждении для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Работа по формированию правильной речи у детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата является одним из основных направлений во всей реаби...

Выступление на родительском собрании в старшей группе на тему: Речевые заключения, особенности коррекционной работы учителя-логопеда в детском саду"

Характеристика речевых нарушений таких как: ФН, ФФН, ФФН д.к.. Советы и рекомендации родителям тех воспитанников, которые зачислены на занятия с учителем-логопедом....

Особенности коррекционно-педагогического сопровождения образовательного процесса детей с ОВЗ в рамках совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога

Психолого-педагогическое обследование детей с ОВЗ выявляет те недостатки в развитии речевой и познавательной сферы, которые невозможно определить по-отдельности во время только психологического или то...

Особенности коррекционной работы учителя-логопеда и воспитателя по формированию навыка правильного употребления сочетаний числительных с существительными у детей с ТНР.

В статье рассматриваются пути и средства формирования навыка правильного употребления сочетания числительных и существительных у детей с ТНР.Особое внимание уделяется формам взаимодействия учителя-лог...