УЧЕТ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА
учебно-методический материал по развитию речи

Махнина Елена Геннадьевна

Гендерный подход в логопедической работе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gendernye_osobennosti.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

УЧЕТ  ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

 ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ  УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА

Махнина Елена Геннадьевна

г. Челябинск, МБДОУ№ 125, учитель – логопед

           Заинтересованность  родительской общественности в логопедической помощи, приводит к  размышлению по разработке и применению новых подходов к целенаправленному развитию детской речи. К числу таковых относится гендерный подход, использование которого в изучении и развитии речи девочек и мальчиков дошкольного возраста может существенно оптимизировать их речевую деятельность.

            Гендерная дифференциация  в дошкольном образовании является фундаментально значимым и главенствующим вопросом, на котором должны выстраиваться все образовательные области.

Гендерный подход в логопедической работе предполагает:

  1. Разнообразные способы подачи коррекционно - образовательного материала в работе с подгруппой девочек и с  подгруппой мальчиков. Например, учет интересов мальчиков и девочек по темам лексического материала. В связи с этим осуществляется подбор игр, организация и проведение логопедической деятельности, как фронтальной, так и индивидуальной деятельности.
  2. Создание условий, которые отражают интересам мальчиков и девочек в групповой комнате, в логопедическом кабинете  для максимальной их самореализации и раскрытия способностей в процессе педагогического взаимодействия.
  3. Соответствие методов руководства  играми: смена лидеров, использование игр – соревнований, подвижных игр в любой логопедической деятельности с подгруппой мальчиков. Особенностью мальчиков, по мнению ученых-психологов, является то, что с ранних лет у них возникает острая потребность в понимании себя, в понимании окружающего мира, в повышенном соревновательном  характере. Интерес сводится  к тому, как воспринимают его самого и что он может.

             Кроме подвижных игр в  специально организованной деятельности мы применяем словесные игры и грамматические упражнения –  с мальчиками по количеству не более 1, а с девочками 2 – 3 упражнения.

  1. Определение содержания игр гендерной направляющей. Так нами была придумана игра подвижного характера для мальчиков семи лет  на тему: «Звуки [М] – [МЬ]».  Воспитателем или логопедом заранее выложены поля – синего и зеленого цветов для каждой команды в группе в свободном пространстве. Мальчикам предлагается разделиться на две команды. Воспитатель присаживается у «полей» одной из команд, соответственно логопед у «полей» другой команды. По сигналу  мальчики добегают   до «полей», а  педагоги называют по карточкам  слоги (ма, ми, му и т.д.), а мальчики выкладывают соответствующей фишкой зеленого или синего цвета на то поле, которое соответствует  названному.  И так, в очередном порядке. Итог подводится в конце игры. Выигрывает  та команда, где будут правильно выложены фишки. Для девочек, аналогичная игра организуется за столами, и не является соревновательной. В итоге игры на полях у девочек должен получиться  выложенный  фишками  синего и зеленого цветов, например «колосок».
  2.  Доказано, что период включения в деятельность у детей зависит так же  от пола. Для организации оптимального процесса обучения целесообразно  использовать  принципы разработанные учеными-нейропсихологами Т.П. Хризман, В.Д. Еремеевой. Занятия в группе мальчиков проходят в быстром темпе. В.Ф. Базарный указывает на то, что мальчики готовы действовать сразу, в отличие от девочек. Девочкам быстрый темп работы мешает, они лучше работают на поэтапных технологиях.   Девочки после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Они быстрее включаются в работу. Мальчики включаются в работу дольше. И к тому моменту, когда они достигают  пика работоспособности, девочки уже начинают  уставать. Так,  у мальчиков сохранялась интеллектуальная активность. Поэтому самый сложный, трудный материал нужно  планировать  на первую половину организованной непосредственно образовательной деятельности в подгруппе девочек,  а в подгруппе мальчиков – на вторую половину  организованной деятельности. Это еще раз подчеркивает важность деления детей на подгруппы по половому признаку. Но, есть такие ситуации, где взаимодействия девочек и мальчиков обязательны. В данном случае, это будут фронтальные коррекционно-образовательные ситуации. Между мальчиками и девочками в совместной деятельности  устанавливается сотрудничество, взаимопонимание и дружеские отношения.
  3. Если запланированная  деятельность логопеда делится на работу с девочками и мальчиками, то это дает возможность  использовать разнообразные нестандартные логические задания в учебно-воспитательном процессе.  Это позволяет  мальчикам становиться собранными, организованными, внимательными. Работа в специальной деятельности в режиме поисковой активности с акцентом на самостоятельность принимаемых решений, создает условия для проявления индивидуальных особенностей каждого мальчика. Все это способствует  формированию атмосферы доверительных отношений: каждый имеет возможность высказать свою точку зрения, предложить свой вариант, привести примеры из личного опыта.

      В логопедической деятельности с мальчиками  используется красочный  и яркий материал. Подача материала  осуществляться – от частного к общему, с эмоционально-речевой окрашенностью. При работе над звукопроизносительной стороной речи, мальчикам давали конкретную немногословную инструкцию: «Подними язык вверх, продвинь вперед…» с одновременным показом. Девочкам предоставлялось подробное описание всех действий, с употреблением сравнений и слов – эпитетов. Например: «Подними язычок наверх, сделай его широким, как листик клена…. Подуй на кончик языка, как дует нежный ласковый ветерок на травку». Девочки лучше справляются с типовыми заданиями, используя штампы. Примером тому является организация деятельности на закрепление прошедшего материала (например,  раздел «Обучение грамоте и письму»), где многие девочки искали ориентиры – помощники,  развешанные когда-то на стене в логопедическом кабинете. Девочкам важны   чувства поддержки и  успешности от такого вида помощи.      

       В логопедическом кабинете, групповой комнате часто вывешиваем модели, схемы. Девочки самостоятельно обращают внимание без особых напоминаний, а мальчикам нужно напомнить, подвести. Для мальчиков используются зрительные стимулы (настенные миниплакаты, объемные плакаты, иллюстрации, картинный материал, схематические изображения, пиктограммы, схемы). Для девочек больше дается информации, рассчитанной на слуховое их восприятие (аудиозаписи, прослушивание музыкальных композиций, голосов птиц и зверей, говорящие игрушки). Кроме того, ежедневные наблюдения за  детьми, дают основание сделать некоторый вывод: девочками нашей группы часто приносят в детский сад игрушки звучащие, заводные, с имитацией различных голосов и звукоподражателей, а мальчиками  - механические, «мигающие», лего-перестраивающиеся игрушки.

         Кроме того, мальчики реагируют на замечания на первых минутах разговора, они не могут удерживать эмоциональное напряжение и что бы «не сломаться», отключают слуховой канал. Мозг мальчиков очень избирательно реагирует на эмоциональное воздействие. Мальчик будет дезориентирован,  если будет длинный поток слов. Объяснения коротки и конкретны: будь это инструкция к правилам игры, или объяснение лексической темы.

  1. Гендерный учет подразумевается и в   определенных  недельных лексических темах. Среди них есть темы нейтральные (например «Животные Урала», «Краски осени», «Домашние животные», «Птицы» и т.д.). Но,  и есть темы гендерного направления. Например, «День Защитника Отечества», «Транспорт», «Военная техника»,  «День 8 Марта», «Цветы», «Комнатные растения», «Спорт», «Человек и его здоровье» и т.д. Так, использование исторических  сведенияй учителем-логопедом,  так же ориентируют детей на гендерные интересы:  «Волшебница вода: корабли» наиболее интересна мальчикам, «Волшебница вода и домоводство» - девочкам; стихотворения и литературные произведения тоже подбираются с учетом половых различий детей.
  2. Учет эмоциональных особенностей детей в коррекционно-образовательном процессе тоже определен  гендерными различиями. Подобраться к эмоциям мальчиков весьма  трудно. Используя в специально организованной деятельности искусства театральных действий, музыку, пантомимику развиваются  их чувства, ведь они более уязвимы, чем девочки. Их мозг предпочитает информацию радостную, позитивную. В каждой логопедической деятельности  можно использовать  технологию «раскрепощенного развития детей», разработанную профессором В.Ф. Базарным. Кроме того, все коррекционные мероприятия проводится в двигательном режиме, с частой сменой поз, зрительных ориентиров. Проводится гимнастика для глаз и ряд дыхательных упражнений.      
  3. Оценивание деятельности девочек и мальчиков демонстрируется по-разному. Оценка результативности любого вида деятельности дается и девочкам и мальчикам. Для мальчиков важно – что оценивается в их деятельности, а для девочек – как их оценивают. Тон доброжелательный, спокойный. Они должны знать -  что у них не получается, но лишь  бы они нравились. Во время оценки деятельности мальчиков активизируются определенные отделы мозга. Не дается оценка, типа «Я тобой недовольна». Он должен знать, чем конкретно им недовольны педагоги.  Девочки эмоционально реагируют на любые оценки, и при этом у них активизируются все отделы мозга.

        Таким образом, в работе  с мальчиками:

  1.  Используется минимальное повторение пройденного материала. Закрепление полученных навыков осуществлять через  многообразие подвижных игр.
  2. В режиме поисковой деятельности акцент делается на самостоятельность принимаемых решений.
  3. Дозируется эмоциональность в подаче материале.
  4. «Включается» положительная эмоциональная окраска после  осмысления изученного.
  5. Организуются подгрупповые формы работы с обязательной сменой лидера.
  6. Даётся оценка  полученных результатов конкретно и конструктивно.

При работе с девочками:

  1. Предъявляется  новый  материал с достаточным количеством повторений для лучшего его усвоения.
  2. Подача  материала  осуществляется от эмоционального восприятия  к его логическому осмыслению.

       В связи с тем, что в логопедической работе с детьми мы   развиваем не только речевую функцию, но и прочие  психические процессы, то подбор игр и упражнений нужно вести с учетом акцентирования на развитии слухоречевой памяти у мальчиков, и развитие произвольного внимания у девочек. Это определяет их академическую успешность в школе.            

     Необходимость деления детей на подгруппы (мальчики и девочки) подтверждается  результатами исследований Н. Ленсделла.  В поведенческом плане отход от принципов раздельного обучения и воспитания меняет половую ориентацию детей: феменизирует мальчиков и маскулинизирует девочек.  Гендерный подход дает возможность  каждому ребенку проявить речевую активность в каждой запланированном коррекционном мероприятии,   быстрее преодолеть имеющихся у некоторых детей замедленную реакцию, проявить себя среди сверстников.

Литература:

  1. Ассиметрия. Рецензируемый научно-практический журнал. Е.И. Николаева, Т.В. Гудкова «Специфика интеллекта мальчиков и девочек с разным профилем функциональной сенсомоторной асимметрии и разной выраженностью речевых проблем».
  2. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному. Нейропедагогика – учителям, родителям, школьным психологам. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2007.
  3. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. М.: линка-пресс, 1998.
  4. Балонов Л. Я., Деглин В.Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий. – Л., 1976.
  5. Примерная основная общеобразовательная программа  дошкольного образования  «Детство»/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2011.
  6. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста/ Под

    ред.  Запорожца А.В. и Неверович Я.З. – М., 1986.

7. Базарный. Гендерный