Конспект открытого фронтального занятия в средней речевой группе Тема: Звук [и]. Актуализация словарного запаса, совершенствование грамматического строя.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

АКТУАЛИЗАЦИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ПО ТЕМЕ: "ТРАНСПОРТ",ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТТАВЛЕНИЙ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eremina_valeriya_aleksandrovna_prilozhenie.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное  дошкольное

   образовательное учреждение детский сад

              комбинированного вида № 4

                             Конспект

     открытого фронтального занятия в

                 средней речевой группе

Тема: Звук [и]. Актуализация словарного запаса,    совершенствование грамматического строя.

                                                             учитель-логопед:

                                                                В. А. Еремина

                           ст. Отрадная

                                                         

           

                                 

Тема: Звук [и]. Актуализация словарного запаса, совершенствование грамматического строя по теме «Транспорт».

Цели:

Коррекционно-образовательные:

  • Уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт».
  • Совершенствование грамматического строя речи: закрепить согласование числительных с существительными, закрепить навык образования  формы множественного числа существительных в Родительном падеже.
  • Воспитание мягкого голосоведения речи на материале  звука [и].
  • Формировать представления детей об образовании предметного ряда, о месте каждого предмета по отношению к другим.
  • Совершенствование фонематических представлений: закрепить навыки  звукового анализа  на материале слияния звуков [иа].

Коррекционно-развивающие:

  • Активизация речевой деятельности.
  • Совершенствование диалогической речи.
  • Развитие фонематического восприятия: закрепление навыка выделения звука [и] из позиции начала слова, дифференциация звуков [и]-[а] в словах.
  • Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия.
  • Развитие общей и мелкой моторики.
  • Развитие речевого дыхания.

Коррекционно-воспитательные:

  • Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование: игрушки и предметные картинки по теме «Транспорт»; предметные картинки на звуки [и], [а] ( позиция начала слова);  лото «Один – много» ( транспорт);картинка с наложением силуэтов транспорта; разрезные картинки самолета ( 5-6 штук); емкость с водой; 5-6 бумажных лодочек с парусами; магнитная доска; набор магнитных картинок к сказке «Маленький индеец»; набор для  звукового анализа – гласные звуки; индивидуальные карточки с картинками на звук [и] и комплект красных кружков к ним; буква «И»; дидактическая игра «Веселый поезд»; картинки-эмблемы наземного транспорта; сундучок.

Предварительная работа: заучивание стихотворного материала: координация речи с движением, общая и мелкая моторика, дыхание.

             

   

                                                                     

                                      Ход занятия:

1. Организационный момент:

  - Ребята, нас с Вами пригласил к себе в гости звук [и]. Живет звук далеко и чтобы к нему попасть нам потребуется… ( показ картинки с наложенными силуэтами транспорта)

 - Транспорт ( дети).

 - Назовите, какой транспорт вы видите? (ответы детей) .

 - Молодцы!

2. Основная часть:

 - Посмотрите, перед нами дорога. На каком транспорте мы можем  поехать по дороге?

 - Молодцы!

 - Выбирайте, на каком транспорте вы поедете.

Дети выбирают  и проговаривают свой выбор, на руку надевается картинка-эмблема выбранного транспорта:

- Я поеду на легковой машине.

- Я поеду на мотоцикле. И так далее.

- Вот мы выбрали транспорт, но прежде чем ехать нужно проверить все ли в порядке:

Упражнение: «Накачаем шину»

                   Накачаем шину,

                   Шину у машины,

                   Чу-чу-чу, чу-чу-чу,

                   Всех я быстро прокачу.

- И так, поехали! По дроге едем аккуратно и осторожно обгоняем машины.

                   Би-би-би-

                   Гудит машина

                   Тук-тук-тук-

                   Мотор стучит.

                  « Едем, едем, едем, едем»,-

                   Он так громко говорит.

                   Шины трутся о дорогу.

                   Шу-шу-шу – они шуршат.

                   Быстро крутятся колеса.

                   Та-та-та – вперед спешат.

- Вот дорога и закончилась. Оставим транспорт здесь и пойдем дальше.

- Ой, посмотрите , ребята, какая полянка. Но кто-то разбросал на ней мусор( на полу разложены картинки из лото «Одни-много»). Давайте уберем его.( дети подбирают по одной картинке)

Упражнение : «Один-много»( закрепление употребления существительных единственного и множественного числа)

-Назовите, что у вас нарисовано на картинках.

- У меня машина.

-У меня много машин. И так далее.

- А теперь разложите свои картинки в обручи. В маленький положите картинки , на которых один предмет, а в большой- картинки, на которых много предметов.

                                                                   

-С заданием вы справились. Отправляемся дальше.

-Посмотрите ребята перед нами большое синее море, как же нам быть? На каком транспорте мы можем путешествовать дальше? ( Ответы детей)

-Правильно, молодцы! Посмотрите , здесь стоят парусники. Давайте спустим их на воду. Но чтобы парусники двигались ,обязательно нужен ветер.

Дыхательное упражнение:

                   Я подую высоко – руки вверх, подуть вверх.

                   Я подую низко – руки перед собой, подуть вперед.

                   Я подую далеко – наклон вперед, подуть.

                   Я подую близко – руки на грудь, подуть на них.

-Молодцы! Давайте поможем нашим парусникам.( дети дуют на парусники, чтобы те сдвинулись с места)

- Ну вот, ребята море мы переплыли, но перед нами высокие горы. На каком транспорте  можно отправится дальше? ( ответы детей)

- Правильно! Мы можем полететь на самолете. Но посмотрите самолеты поломались(на полу разложены разрезные картинки самолетов), давайте их починим!

Упражнение: «Собери самолет»

- Самолеты мы починили, давайте посчитаем, сколько их. (согласование числительных с существительными).

-И так, полетели! У-у-у..

Упражнение: «Самолеты»

                   Самолеты загудели,

                   Самолеты полетели.

                   На полянку тихо сели,

                   Да и снова полетели.

-Вот мы и попали в гости к звуку [и].Ехали мы долго, устали в дороге и звук [и] предлагает вам отдохнуть, послушать сказку. Послушаем! Садитесь поудобнее и слушайте внимательно.

                                                Сказка о маленьком индейце.

          Жил-был маленький индеец. Он очень любил веселиться и играть. Но мама с папой были заняты и играли с ним очень редко. Тогда маленький индеец решил пойти поискать с кем бы ему поиграть. Вышел во двор, а по двору ходит важный индюк. Подошел к нему маленький индеец: -Поиграй со мной индюк! Но индюк даже не ответил ему, распушил свой хвост и ушел. Тогда маленький индеец решил пойти на полянку. На дереве он увидел птицу иволгу. –Иволга, иволга поиграй со мной! –Не могу я с тобой поиграть, - ответила иволга, - Меня детки ждут! И улетела. Оглядел маленький индеец полянку . И вдруг увидел - под большой ивой лежат игрушки. Игрушки очень понравились ему. С тех пор маленький индеец никогда не скучал.

Беседа по прочитанной сказке:

- Понравилась вам сказка?

- О ком сказка? Что любил делать маленький индеец?

- Кого он просил поиграть с ним? Что ему ответили.

- Что нашел маленький индеец на полянке под ивой?

-  Ребята, назовите слова из сказки, которые начинаются со звука [и]( по мере ответов детей на магнитную доску в ряд выставляются соответствующие картинки).

- Какая картинка первая? Какая за ней? Какая следующая? Какая последняя?

- Какая картинка стоит между индейцем и иволгой? Между  индюком и ивой? Между иволгой и игрушками?

-А теперь , давайте поиграем с картинками!

                                                             

Дидактические игры: «Чего не стало?», «Что изменилось?»

- Какие вы молодцы! Звук [и] приготовил еще для вас задание. Нужно на карточке найти все слова , которые начинаются со звука [и].

Дидактическая игра: «Найди картинки»( закрепление навыка выделения гласного звука  в начале слова; найденные картинки закрываются красными фишками)

- Какие вы молодцы! Нашли все картинки.

- А еще у звука [и] есть любимый ослик( выставляется картинка). А зовут его ИА. Давайте зашифруем это слово.

Звуковой анализ слова «ИА»

- Какой первый звук в этом слове? Какой это звук? Каким цветом мы его обозначим?

- Какой следующий звук в слове? Какой он? Каким цветом его обозначим?

- Сколько всего звуков в этом слове?

- Ребята , понравилось вам в гостях у звука [и]. И звуку тоже очень понравилось как вы выполняли все его задания. Но пришло время отправляться  домой. Посмотрите, перед нами железная дорога, а вот и поезд. Только поезд не может ехать, потому что пассажиры не правильно заняли места. Поможем им разобраться.

Дифференциация звуков [и-а] в словах.

- Вот теперь все в порядке, можем отправляться. Поехали!

Упражнение : «Веселый поезд»

                   Вагончики веселые бегут, бегут, бегут.

                   А круглые колесики все тук, да тук, тук, тук.

3. Подведение итогов:

- Вот мы и дома! Понравилось вам наше путешествие?

- Что запомнилось больше всего?

- Ребята, звуку [и] то же понравилось,  как выполняли задания. И он прислал вам подарок- волшебный сундучок . Но сундучок закрыт на замок. Откроем его?

Упражнение : «Замок»

                   На двери висит замок.

                   Кто его открыть бы смог?

                   Потянули. Покрутили.

                   Постучали. И открыли.

- Посмотрите, что же в сундучке? Это любимые конфеты звука [и] – ириски.

-Угощайтесь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого фронтального занятия в старшей речевой группе Тема: Уточнение и расширение представлений о комнатных растениях. Совершенствование грамматического строя речи. Дифференциация звуков [ С ] - [ Ш ]

Тема:Уточнение и расширение представлений о комнатных растениях. Совершенствование грамматического строя речи. Дифференциация звуков [ С ]  -  [ Ш ] Цель:Коррекционно-образовательные:·...

Игры на расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи.

Интересные речевые игры помогут вам вместе с детьми развивать лексико-грамматический строй речи, расширять словарный запас....

Картотека речевых игр на расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи

Словесные игры могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание, не требуют каких-либо условий, оснащения, Их лучше всего проводить со старшими дошкольниками, которые имеют уже д...

Игры на расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи

Игры на расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи...

Игры на расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи

Игры на расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи...