Конспект открытого фронтального занятия в старшей речевой группе Тема: Уточнение и расширение представлений о комнатных растениях. Совершенствование грамматического строя речи. Дифференциация звуков [ С ] - [ Ш ]
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Кочиева Светлана Александровна

Тема:

Уточнение и расширение представлений о комнатных растениях.

Совершенствование грамматического строя речи. Дифференциация звуков [ С ]  -  [ Ш ]

 

Цель:

Коррекционно-образовательные:

·        Уточнение и расширение словаря по теме «Комнатные растения».

·        Развитие связной речи, мышления.

·        Совершенствование навыка слогового анализа.

·        Совершенствование синтаксической стороны речи, составление сложноподчиненных предложений со словами для того чтобы.

Коррекционно-развивающие:

·        Активизация речевой деятельности.

·        Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [ С ]  -  [ Ш ] в предложении).

·        Автоматизация звуков [ С ]  -  [ Ш ] в стихах.

·        Развитие зрительного и слухового внимания, восприятия.

·        Развитие общей и мелкой моторики.

Коррекционно-воспитательные:

·        Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности.

·        Воспитание любви и бережного отношения к цветам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад комбинированного вида № 4 «Ивушка»

Конспект открытого фронтального занятия

в старшей речевой группе

Тема:

Уточнение и расширение представлений о комнатных растениях. Совершенствование грамматического строя речи. Дифференциация звуков [ С ]  -  [ Ш ]

Учитель-логопед:

Кочиева С.А.

ст. Отрадная

Тема:

Уточнение и расширение представлений о комнатных растениях.

Совершенствование грамматического строя речи. Дифференциация звуков [ С ]  -  [ Ш ]

Цель:

Коррекционно-образовательные:

  • Уточнение и расширение словаря по теме «Комнатные растения».
  • Развитие связной речи, мышления.
  • Совершенствование навыка слогового анализа.
  • Совершенствование синтаксической стороны речи, составление сложноподчиненных предложений со словами для того чтобы.

Коррекционно-развивающие:

  • Активизация речевой деятельности.
  • Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [ С ]  -  [ Ш ] в предложении).
  • Автоматизация звуков [ С ]  -  [ Ш ] в стихах.
  • Развитие зрительного и слухового внимания, восприятия.
  • Развитие общей и мелкой моторики.

Коррекционно-воспитательные:

  • Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности.
  • Воспитание любви и бережного отношения к цветам.

Оборудование: магнитная доска, энциклопедия «Комнатные растения», комнатные растения, мяч, предметные картинки и разрезные по теме, картинки со звуками [ С ]  -  [ Ш ] для игры, алгоритм рассказа о комнатном растении, буквы, слоговые схемы.

Предварительная работа: рассматривание комнатных растений в уголке природы, расширение словаря по теме, рассказы о комнатных растениях по схеме.

Ход занятий:

  1. Организационный момент:

Логопед: Ребята, мы с вами поздоровались, а теперь поздоровались наши пальчики

Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй лёгкий ветерок!

Здравствуй маленький цветок!

Мы живём в родном краю

Всех я вас приветствую.

  1. основная часть.

Логопед: Ой, ребята, посмотрите, нам подарили веселый цветик – семицветик. А от кого  - этот подарок не сказали. Да вот же здесь конверт. откроем и всё узнаем.

- Послушайте, что здесь написано:

«Здравствуйте, ребята, я вас всех приглашаю на Бал цветов, а чтобы попасть на бал вы должны рассказать, все, что знаете о комнатных растениях. Добрая фея из царства цветов.

- Вы хотите попасть на этот бал?

- Да, хотим.

Я вам загадаю загадки. Отгадки лежат на вашем столе. Каждый сядет на та место, где лежит отгадка к загадке. Будьте внимательны.

Загадки: - На окне цветок колючий

Смотрит на околицу

Вы не троньте лучше,

Очень больно колется …

- Рано-рано поутру

Лейку новую беру.

Мне воды не жалко,

Пей моя …

-На окне в такую рань

Распустилася …

- На окне горят

Чудо огоньки

Яркие, веселые, красные они …

-Он так похож на крапиву

Дотронешься не обжинает,

Я подойду, его полью

А он меня не обижает …

- Очень хорошо, молодцы!

- Ребята, я хочу чтобы вы рассказали о комнатных растениях. А для того чтобы рассказ был интересным используем подсказки:

1) Сначала назовите растение;

2) Скажите комнатное оно или садовое;

3) Опишите его;

4) Расскажите как за ним ухаживать.

1-й ребенок. Эта герань. Герань – комнатное растение. У неё прочные стебли, округлые листья. У герани есть цветки. Герань нужно поливать, опрыскивать. Герань любит солнечный свет.

        2-й ребенок. Это кактус. Кактус – комнатное растение. Стебли сильно утолщенные, сочные. Вместо листьев – колючки разной формы и величины. У кактуса есть цветочки. Полив умеренный.

        3-й Это бальзамин. Бальзамин – комнатное растение. Стебли сочные, прозрачные. Листья заостренные, очень нежные. Цветы яркие. Бальзамин нужно поливать, рыхлить, опрыскивать.

        4-й ребенок. Это фиалка. Фиалка комнатное растение. У неё округлые махровые листья. Цветки небольшие, фиолетовые. Поливать фиалку нужно умеренно.

        5-й ребенок. Это колеус. Колеус – комнатное растение. Листья яркие,

зубчатые. Любит яркий, солнечный свет. Колеус нужно поливать, опрыскивать.

- Я вас приглашаю поиграть в игру «Закончи предложение». Для этой игры нам понадобится мяч. Я начинаю предложение, а вы заканчиваете. Обязательно использовать слова для того чтобы. Потом повторяете всё предложение целиком.

- Раз, два, три начало игры.

- Комнатные растения необходимо поливать…

(для того, чтобы они не завяли)

- Листья на комнатных растениях нужно протирать…

(для того, чтобы они могли дышать)

- Комнатным растениям нужен солнечный свет…

(для того, чтобы они могли хорошо расти)

- Комнатные растения нужны человеку …

(для того, чтобы в доме был чистый воздух и красиво)

- Землю в горшках с цветами нужно рыхлить…

(для того, чтобы дышали корни)

- Чудесно! Это были трудные задания. Вы просто молодцы!

- Становитесь в круг. Представьте себе, что вы цветочки в горшочках.

(Выполняют упражнение «На окне в горшочках»

На окне в горшочках – дети сидят на корточках

Выросли цветочки – медленно поднимаются

К солнцу потянулись, - поднимаются на носочках, руки вверх

Солнцу улыбнулись – руки широко в стороны

К солнышку листочки – ладони повернуть вверх

Повернут цветочки.

Повернут бутоны, - руки над головой соединяются

В солнышке утонут – руки развести широко в стороны.)

_ Ребята, у вас на столе лежат разрезные картинки. Соберите их и скажите какой цветок у вас получился.

(У меня получился кактус.

У меня получилась фиалка….)

- А теперь разделите названия ваших цветов на слоги и обозначьте схемой

(Дети делят слова на слоги, обозначают схемой и говорят длинное слово или короткое)

- Вы хорошо справились и  с этим заданием.

- Ребята, подарите вашим цветам буквы.

(Дети к своей картинке подбирают букву, с которой начинается название цветка, и комментируют свой выбор.)

- У меня фиалка, мне нужна буквы Ф.

- У мены кактус, мне нужна буква К.

- У меня герань, мне нужна буква Г.

- Вы знаете, что на Новый год ёлку украшают игрушками. Я предлагаю вам украсить кактус предметами (картинками)со звуком [ С ] и со звуком  [ Ш ].

Выбирайте картинку и начинайте свой ответ так: «Я повешу на кактус апельсин. В слове апельсин есть звук [ С ] – в середине слова и так далее.

- Ребята, расскажите стихи со звуком [ Ш ] - [ С ].

Пляшут мышки – шалунишки,

Кто на чашке, кто на крышке.

Тише, тише, тише мышки,

Не мешайте спать братишке.

Слушай и запоминай,

И красиво называй

Все слова со слогом СА –

полоса, коса, оса,

Все слова со слогом СО –

Соня, сода, колесо,

Все слова со слогом СЫ –

косы, бусы и весы.

  1. Подведение итогов:

- Молодцы! Вы с этим заданием справились хорошо. Ребята, похлопайте себе. Почему вы себе хлопаете? (Мы хорошо рассказали о комнатных растениях, складывали картинки, играли в игры, украшали кактус, рассказывали стихи, отгадывали загадки …)

- А для чего мы это всё делали?

- Чтобы попасть на бал цветов.

- Я думаю, что доброй феи вы очень понравились. И она ждет вас на балу. Возьмите цветик – семицветик и отправляйтесь.

- Ребята, да он же с сюрпризом!

(Дети получают угощение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФРОНТАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ Тема: ЗВУК «В».

Программное содержание: Уточнить артикуляцию звука (в), учить выде­лять звук из состава слова; определять место звука в слове; учить делить слова на слоги; обучать звуковому анализу; формировать ...

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе Тема: «Осень»

Образовательная область: речевое развитиеВид деятельности: непосредственно -образовательнаяВозрастная группа: старший дошкольный возрастЦель: обобщение представлений о характерных признаках осени.Прог...

Конспект открытого фронтального занятия в средней речевой группе Тема: Звук [и]. Актуализация словарного запаса, совершенствование грамматического строя.

АКТУАЛИЗАЦИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ПО ТЕМЕ: "ТРАНСПОРТ",ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТТАВЛЕНИЙ....

Конспект открытого фронтального занятия для детей средней группы с ТНР по теме: «Насекомые» (обобщение)

Занятие направлено на коррекцию лексико-грамматического строя речи детей по лексической теме "Насекомые", проведено д...

Конспект открытого фронтального занятия в старшей группе по теме "Транспорт"

Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста на обобщение лексической темы "Транспорт"...