Образовательная ситуация на тему: «Копейка рубль бережёт»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Программные задачи:

  1. Поддерживать проявление субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.
  2. Развивать умение осознанного выбора этикетной формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействия.
  3. Развивать умение анализировать содержание и форму произведения, развивать литературную речь.
  4. Познакомить детей с назначением и использованием денег, с происхождением названия монет (копейка, рубль, купюра).
  5. Закрепить название государственных символов нашей страны, изображенных на деньгах.
  6. Формировать представления детей об экономии и бережливом отношении к деньгам и вещам.
  7. Развивать мелкую моторику, глазомер.
  8. Показать детям способ, с помощью которого можно сделать игрушечные деньги из подручных материалов для сюжетных игр в детском саду и дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopeyka_rubl_berezhet.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 44»

Образовательная ситуация на тему:

«Копейка рубль бережёт»

Подготовила – воспитатель:

высшей кв. категории

Красильникова Светлана Павловна

г. Арзамас, 2018г.

Программные задачи:

  1. Поддерживать проявление субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.
  2. Развивать умение осознанного выбора этикетной формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействия.
  3. Развивать умение анализировать содержание и форму произведения, развивать литературную речь.
  4. Познакомить детей с назначением и использованием денег, с происхождением названия монет (копейка, рубль, купюра).
  5. Закрепить название государственных символов нашей страны, изображенных на деньгах.
  6. Формировать представления детей об экономии и бережливом отношении к деньгам и вещам.
  7. Развивать мелкую моторику, глазомер.
  8. Показать детям способ, с помощью которого можно сделать игрушечные деньги из подручных материалов для сюжетных игр в детском саду и дома.

Предварительная работа:

  • Беседы о том, для чего нужны деньги;
  •  Рассматривание иллюстраций, фото, картин, на которых изображены деньги;
  • Знакомство с пословицами о деньгах, богатстве и бедности;
  • Разучивание стихотворения А.Барто «Хищница»:

На комод уселась к нам

Глиняная птица

И глядит по сторонами:

«Чем  бы поживиться?»

Будто круглые очки,

У нее глазищи,

И глотает пятачки

Птица вместо пищи.

Опустил монету,

Был пятак – и нету!

Материала и оборудование: образцы монет и бумажных купюр российского государства; пластилин, стеки; монеты по несколько штук на каждого ребенка; предметные картинки (одежда, продукты питания, домашние животные, инструменты, глиняная посуда); мультимедийный экран, слайды; мешочки с монетами (10, 100 рублей), мешочек со сторублевой купюрой, пустой мешочек.

Ход ситуации

Педагог приглашает детей удобно расположиться на ковре и начинает с ними беседу.

Воспитатель: ребята, сегодня мне Буратино рассказал, что услышал интересную пословицу «Копейка рубль бережет», но не может понять, что она  означает. А как вы понимаете смысл этой пословицы?

Дети высказывают  свои предложения, дополняя друг друга. Педагог поддерживает первые попытки детей самостоятельно замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников. По окончании разговора взрослый предлагает детям послушать стихотворение.

Воспитатель: сейчас я прочитаю вам стихотворение, которое поможет лучше понять эту пословицу.

Педагог читает отрывок из шуточного стихотворения А. Усачева «Как найти деньги?», предварительно поясняет детям, кто такой академик.

Жил на свете академик.

Он всегда ходил без денег:

Рассует все по местам,

А куда – не помнит сам!

Как-то утром академик.

Не нашел в карманах денег.

- как же мне купить батон? –

Почесал макушку он.

- Обойдусь, - решил, - без пищи…

Но не буду жить в грязище!

И чтоб время не терять,

Стал в квартире убирать.

Только взялся он за веник –

Что увидел академик?..

Ба! В прихожей на полу –

Рубль новенький в углу!

Позабыв о голодовке,

Убирать он стал в кладовке –

И в кастрюле киселя

Вдруг блеснули два рубля!

Три рубля валялись в ванне,

А четыре – на диване.

Влез он с тряпкой под кровать –

И еще увидел пять!

Шесть монет нашарил в скорее

Под комодом в коридоре,

В сапоге – еще семь рэ,

Восемь – в мусорном ведре!

Пылесося под паласом,

Обнаружил девять разом,

Наконец из старых брюк

Вытряс он десятку вдруг!

И когда, отбросив веник,

Сумму он пересчитал,

То подпрыгнул академик:

- Я теперь богатым стал!

Зажил он с тех пор богато.

 Я же так скажу, ребята:

Кто решил богатым стать –

Тот должен в доме подметать.

Воспитатель: о ком рассказывается в этом стихотворении?

Ответы детей.

Воспитатель: Почему академик всегда ходил без денег?

Ответы детей.

Воспитатель: что нужно делать, чтобы быть богатыми? Какой шуточный совет дает автор?

Ответы детей.

Воспитатель: ребята, а для чего деньги нужны людям?

Ответы детей.

Игра «Хитрая лиса».

Дети стоят в кругу плечом к плечу, заложив руки за спину. Воспитатель проходит сзади них и незаметно дотрагивается до любого ребенка. Ребенок,  до которого дотронулся воспитатель, становится «хитрой лисой». Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей внимательно посмотреть на своих товарищей, поискать глазами «хитрую лису». Если ребенок сразу не найдет, то все дети спрашивают: «Хитрая лиса, где ты?» - и внимательно следят за лицом каждого, покажется ли «лисичка». После трех вопросов «лиса» отвечает: «Я тут!» - и начинает ловить. Дети разбегаются в разные стороны. Когда «лиса» поймает 2-3 детей, игра заканчивается. При повторении выбирают другую «лисичку».

Воспитатель: скажите, а откуда берутся деньги? И что было бы, если бы денег совсем не было?

Дети начинают высказываться, дополняя друг друга. Педагог поддерживает их желание без напоминания аргументировать свои ответы.

Воспитатель: ребята, а вы знаете, что когда-то денег не было совсем? Как вы думаете, как же люди тогда жили?

Ответы детей.

Воспитатель: дети, давайте представим, что мы с вами живем не в наше время, а очень давно, когда денег совсем не было.

Дети делятся на группы по 2-3 человека. Каждая группа получает серию предметных картинок (одежда, инструменты, продукты и т.д.). педагог назначает ведущих в каждой группе.

Воспитатель: Владик, у тебя и твоих товарищей большое поле земли. Вы выращиваете пшеницу и делаете из нее муку. Полина, а у вас целый табун лошадей. Дима – вы кузнецы, куете различные инструменты. Макар – вы шьете одежду. Вы, Максим Г., гончары, у вас скопилось много красивой посуды. А Саша К., с друзьями держит коров, доят их делают из молока творог, сыр, сметану и масло. Очень вкусное масло, но вот беда, плохо масло без хлеба есть. Догадались, что нужно сделать?

Ответы детей.

Дети несколько раз производят обмен картинками (масло на хлеб, одежду на посуду и т.д.), взрослый на конкретных примерах показывает, что иногда прямой обмен невозможен.

Воспитатель: вот так люди жили, менялись кто чем мог. Нашелся человек, который придумал, как же так сделать, чтобы не нужно было за собой постоянно возить что-то, на что можно поменяться – придумал деньги.

Педагог демонстрирует детям слайд с изображением денег и дает пояснение к слайдам.

Воспитатель: русское слово «деньги» (ед. ч., уст. «деньга») произошло от тюркского «тенге». Монета ( лат. moneta) – денежный знак, изготовленный из металла либо другого материала, определенной формы, веса и достоинства. Когда образовалась Древняя Русь, то начали чеканку денег  в Москве. Деньгой стала называться монета достоинством в полкопейки, сделанная из меди. Обычно деньги чеканят на медеплавильном заводе. Трудоемкая это была работа. Только очень сильные мужчины могли с ней справиться.

Ребята, посмотрите внимательно на монету. Как вы думаете, почему ее назвали копейкой?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, слово «копейка» произошло от слова «копье». Вы все знаете слово «рубль», а как вы думаете, от какого слова оно могло получиться?

Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, педагог объясняет им, что «рубль» произошел от слова «рубить».

Воспитатель. Хотите, я покажу вам, как делали монеты?

Воспитатель берет кусочек пластилина , сопровождает свои действия объяснением.

Воспитатель. Вначале металл плавили ( разминает пластилин), затем вытягивали его в проволоку (скатывает в колбаску), после этого рубили на кружочки (стекой разрезает). А сейчас я возьму монету и прижму ее к кружку из пластилина. Что вы видите?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно! Вот так раньше из металла рубили сначала кружки, а затем придумали, как выплавить из него монету с изображением. Попробуйте сами.

Игра « У медведя во бору»

На одной стороне групповой комнаты проводится черта – это опушка леса. За чертой, на расстоянии 2-3 шагов, очерчивается место для медведя. На противоположном конце группы обозначается линией «дом» детей. Выбирается ребенок на роль медведя считалкой, он занимает свое место. Педагог дает команду «Идите гулять». Дети направляются к опушке леса, имитируют движения (сбор грибов) и произносят:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь сидит

И на нас рычит.

«Медведь» с рычанием поднимается, дети убегают. «Медведь» старается их поймать. Пойманного ребенка отводит к себе в «берлогу», игра возобнавляется.

Правила: после того как «медведь» поймает 2-3 детей, назначается или выбирается другой медведь.

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, сколько копеек в рубле?

Ответы детей.

Воспитатель. На подносе лежат копейки, давайте отсчитаем ровно сто и сложим их в мешочек. А теперь подержите мешочек в руках. Что вы чувствуете?

Ответы детей.

Воспитатель. А в этом мешочке 10 рублей. Еще есть мешочек, в котором 100 рублей. Тяжело?

Ответы детей.

Воспитатель. Представьте, если бы были только такие деньги, как бы мы ходили с ними в магазин? Как бы мы переносили такое огромное количество монет?

Ответы детей.

Воспитатель. Как вы думаете, почему неудобно носить много монет в кармане? Почему неудобно пользоваться большим количеством монет?

Ответы детей.

Воспитатель. Ребята у меня есть еще один мешочек, в нем тоже 100 рублей, но он легкий. Не знаете, почему?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно. Иначе их называют купюрами. Как появилось это слово, мы сейчас узнаем. Купюра – от coupure (от французского слова «резать»). Люди придумали это обозначение денег, чтобы не носить в кармане много монет. На купюрах нашего государства изображены  города, памятники России.

Педагог показывает детям купюры разного достоинства:

- на купюре сто рублей – Москва (Большой театр);

- на купюре пятьдесят рублей – Санкт – Петербург (Скульптура на фоне Петропавловской крепости);

- и т. д.

Воспитатель. Ребята, а нужно ли экономить деньги? Как нужно это делать?

Ответы детей.

Воспитатель. А как вы можете помочь родителям экономить?

Ответы детей.

Воспитатель. Давайте вспомним, с какой пословицей вы сегодня познакомились? «Копейка рубль бережет»

Ответы детей.

Воспитатель. Теперь вы поняли, почему так говорят?

Ответы детей. 

Воспитатель. Надеюсь, что Буратино тоже понравился наш разговор о деньгах.

Рефлексия.

Литература:

  1. Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций. Подготовительная к школе группа (6-7 лет)/ авт. – сост.: О.М.Ельцова, Л.В. Прокопьева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2016г. – 208с.
  2. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. – М.: Айрис – Пресс, 2004г.
  3. Сажина С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ: метод. Пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2008г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий образовательной ситуации в группе детей 5-6 лет Тип образовательной ситуации: «Открытие нового знания» Тема: «Замок Снежной Королевы»

Сценарий образовательной ситуации в   группе детей 5-6 летТип образовательной ситуации: «Открытие нового знания»Тема: «Замок Снежной Королевы» Цель: формирование представлений детей о н...

Презентация к интерактивной площадке "Копейка рубль бережёт"

Интерактивная площадка поможет решить проблему заинтересованности детей  финансовой грамотностью и вовлечь  родителей в реализацию экономического образования....

Сказка по финансовой грамотности "Копейка рубль бережёт"

сказка по финансовой грамотности, подготовительная группа...

Исследовательски-творческий проект по финансовой грамотности "Копейка рубль бережёт" для детей 6-7 лет

Актуальность проекта   На жизнь многих малышей деньги начинают оказывать влияние до того, как те научаться их считать. Ребенок подвластен своим потребностям и фантазиям, а рекламные акции, ш...

Консультация «Образовательные ситуации, как основа современной образовательной деятельности в соответствии с ФОП. Классификация образовательных ситуаций». Старший воспитатель МБДОУ детский сад № 8 комбинированного вида ст. Старощербиновская Краснодарск

Обзовательная ситуация  является основой педагогического процесса. Образовательные ситуации используются в разных видах детской деятельности и служат для решения  определенных задач или зада...

Занятие по финансовой грамотности для детей старшей группы «Копейка рубль бережёт!»

Занятие по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста. на занятии дети овладевают первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне....