Исследовательски-творческий проект по финансовой грамотности "Копейка рубль бережёт" для детей 6-7 лет
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Акиньшина Наталья Анатольевна

Актуальность проекта

   На жизнь многих малышей деньги начинают оказывать влияние до того, как те научаться их считать. Ребенок подвластен своим потребностям и фантазиям, а рекламные акции, широко пропагандирующие индустрию развлечений, целенаправленно формируют моду и спрос у маленьких потребителей на отдельные товары. Отсюда и капризы перед магазином игрушек, попытки выманить, любой ценой желаемый объект. Возможно, этого можно было бы избежать, если бы с детства ребенок получал элементарные представления о доходах и расходах семьи, о зарплате родителей. Следовательно, необходимо уже с дошкольного возраста начать работу, как в семье, так и в детском саду по воспитанию у детей правильного отношения к явлению «деньги», уточнению знаний и представлений детей о происхождении денег, их связи с трудом. Задача взрослых не только дать какой-то объем экономических знаний, но, что очень важно, научить правильно этими знаниями распоряжаться, т.е. воспитать экономиста. С чем и связана актуальность разработки исследовательского проекта «Копейка рубль бережёт».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_finansovoy_gramotnosti.docx637.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №138»

        

Проект «Копейка рубль бережёт»

(исследовательски-творческий)

Подготовила воспитатель

                                                                                                                             

                                                                                                                                                                                                                    Акиньшина Н. А.

Оренбург, 2023

Введение

Копейка рубль бережёт
И рубль – не рубль без копейки.
Все деньги очень любят счёт,
Но не бумажные наклейки.
А без копейки нет рубля,
Не полноценная банкнота.
Как ты его не округляй,
Ну, не хватает в нём чего-то.

        Г. Миронов

images (4).jpg

Что такое деньги?

Всем вам, вероятно, приходилось иметь дело с деньгами. Что же такое деньги? Это такая штука, за которую можно все купить.
Нужен хлеб, например, или пальто. Если деньги есть в кармане — идешь в магазин и покупаешь. За несколько бумажек тебе дают то, что нужно.
А если бы не существовало денег? Как тогда быть? Ничего и приобрести нельзя было бы? Нет, можно, но только тогда нужно было бы что-нибудь давать в обмен.
Есть у вас лишнее пальто, а вам нужен сахар, — вы идете и меняете.
Но это же очень неудобно! Нашли вы человека с сахаром, предлагаете меняться, а ему пальто и не нужно. Нужен велосипед. Идете дальше. Попался человек с велосипедом. Вы уже решаете сначала выменять велосипед, а потом за него получить у первого человека сахар. Но этот отдает велосипед лишь за шоколадные конфеты. К счастью, вы скоро встречаете человека с конфетами, которому нужно пальто. Вы меняетесь, и лишь теперь можете получить от первого сахар за велосипед. Но хорошо, если он за это время не поменялся с кем-нибудь другим, а то вы и будете носиться с велосипедом. А с деньгами всего этого не бывает. За пальто вы теперь получите деньги, а за них сахар, или что хотите, какой угодно товар. Такой обмен каких-либо вещей или продуктов на деньги называется торговлей. Без денег торговля была бы невозможна.
Да и не только для торговли нужны деньги. Деньги выдают рабочим и служащим за их труд, чтобы каждый мое покупать то, что ему нужно.

     Актуальность проекта

   На жизнь многих малышей деньги начинают оказывать влияние до того, как те научаться их считать. Ребенок подвластен своим потребностям и фантазиям, а рекламные акции, широко пропагандирующие индустрию развлечений, целенаправленно формируют моду и спрос у маленьких потребителей на отдельные товары. Отсюда и капризы перед магазином игрушек, попытки выманить, любой ценой желаемый объект. Возможно, этого можно было бы избежать, если бы с детства ребенок получал элементарные представления о доходах и расходах семьи, о зарплате родителей. Следовательно, необходимо уже с дошкольного возраста начать работу, как в семье, так и в детском саду по воспитанию у детей правильного отношения к явлению «деньги», уточнению знаний и представлений детей о происхождении денег, их связи с трудом. Задача взрослых не только дать какой-то объем экономических знаний, но, что очень важно, научить правильно этими знаниями распоряжаться, т.е. воспитать экономиста. С чем и связана актуальность разработки исследовательского проекта «Копейка рубль бережёт».

Участники проекта - дети группы, воспитатели, родители.

Тип проекта – исследовательски-творческий.

Длительность проекта – краткосрочный (2 недели).

Возраст детей – 6-7 лет.

                                                                                                                                                     Цель проекта - Создание педагогических условий, способствующих приобщению ребенка к миру экономических знаний.

 Задачи проекта

1.Развивать способности детей к исследовательской деятельности;

2. Формировать у детей первичные представления о появлении и назначении денег, их разумном использовании и их необходимости в жизни человека;

3. Подвести к пониманию того, что не всё что нас окружает, можно купить за деньги;

4. Формировать интерес и творческий потенциал всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей и детей) на основе сотрудничества при реализации проекта.

Обоснование проблемы: Каждый день люди ходят на работу и за свой труд получают деньги. Взрослые говорят, «без денег не прожить», «за всё нужно платить», но зачем?

Мы подумали, как было бы здорово жить без денег, получать всё, что захочется:

игрушки, книжки, сладости, развлечения, и за это не надо платить деньги.

Поэтому мы решили узнать, можно ли современному человеку обойтись без

денег, и всё ли можно купить за деньги.

Сотрудничество с семьёй

1.Беседа дома «О том, как совершаются покупки товара в магазине, как складывается семейный бюджет и как он расходуется.»

       2. Сбор информации о том, знают ли взрослые зачем нужны деньги.

       (анкета «Мой ребёнок и финансовая грамотность» смотри приложение 1)

     

      3.Разучивание стихов и пословиц о деньгах, богатстве и нищете.

     

      4.Изготовление «Семейная копилка»                                                                                                          

     

      5.Выставка копилок «Копилка своими руками»

     

      6. Выставка рисунков и поделок по данной теме.

   

Предполагаемый результат

1.Создание необходимых условий в группе по формированию у дошкольников    первичных представлений о назначении денег и понятию, что не всё можно купить за деньги.

2. Заинтересовать детей совместно с родителями подготовить семейную копилку.

3.Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско-родительских отношений

4.Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

5. Активное участие родителей в реализации проекта.

6. Практики «Мини-банк», «Совместная покупка», «Самостоятельная покупка». (смотри приложение №2)

Предварительная работа

      Консультация для родителей «Финансовая грамотность детей» (смотри        

       приложение №3).

      Памятки для родителей «Учите ребёнка выбирать и покупать товар», «Учите        

      Ребёнка считать деньги» (смотри приложение №4)

       

Подготовили по теме проекта стихи, дидактические и подвижные игры.

Рассматривание альбома «Самые необычные деньги».        

Подготовили альбом «Из истории возникновения денег».

Необходимые материалы

Подборка литературы для чтения детям, электронный вариант консультаций для родителей, материал и оборудование для продуктивной деятельности (ножницы, солёное тесто, доски для лепки, гуашевые краски, кисточки), атрибуты для подвижных игр, ноутбук с флэш-картой для просмотра мультфильмов.

Формы реализации проекта: беседы, самостоятельная деятельность детей, работа с родителями, чтение художественной литературы, подвижные игры, разукрашивание «Укрась копилку», лепка из солёного теста «Моя монета», рисунки «На что потрачу деньги из копилки», просмотр мультфильмов из серии «Азбука денег тетушки Совы»: «Что такое деньги?», «Цена и ценные вещи.»,                                          «Карманные деньги.», «Умение экономить.»  

Реализация проекта:

1 этап - Подготовительный этап

     

      Работа с родителями:
              Эксперимент№1. «Покупки в магазине». Дети идут с родителями в                      

      продуктовый магазин и там совершают покупки. Данный эксперимент поможет

      понять детям. Что без денег человек не может приобретать необходимые для

      жизни продукты и вещи.

      Эксперимент№2. «За что приходиться платить?». Дети спрашивают у

      родителей, откуда в семье берутся деньги, выясняют, как создаётся семейный

      бюджет и как он расходуется.

      Беседы дома «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»

      Разучивание стихов о деньгах.

      Выставка «Семейная копилка», копилки, принесённые детьми из дома.

      Выставка рисунков и поделок по данной теме.

Информирование родителей по результатам проекта.

2 этап - Практический

Работа с детьми:

Беседы с детьми:

«Что такое деньги».

«Деньги разных стран мира»

 «Кто не работает, тот не ест»

Чтение художественной литературы:

«История денег. Рассказы для детей» Пётр Кошель, «Цветик-семицветик» Валентин Катаев, «Деньги» Людмила Шмакова, «Как по рыночку» Анатолий Мовшович, «Что нельзя купить» Владимир Орлов, «Хищница» Агния Барто.

Просмотр мультфильма:

Просмотр мультфильмов из серии «Азбука денег тетушки Совы»: «Что такое деньги?», «Цена и ценные вещи.», «Карманные деньги.», «Умение экономить.»  

Подвижные игры:

Подвижная игра «Найди клад».                                                                                      Подвижная игра «Буратино».                                                                              

Дидактические игры:                                                                                Дидактическая игра «Размен».                                                                                                                                   Дидактическая игра «Груша-яблоко».                                                                                                     Игра «Кто кем работает?»

Продуктивная деятельность:                                                                                  Разукрашивание «Укрась копилку», лепка из солёного теста «Моя монета», рисунки «На что потрачу деньги из копилки».

3 этап – Заключительный

Создание картотеки загадок, пословиц и поговорок про деньги, богатство и бедность.

Презентация детских работ разукрашивание «Укрась копилку», лепка из солёного теста «Моя монета», рисование «На что потрачу деньги из копилки».                                                                                                                                               Отчёт по результатам финансовых практик в форме рассказа, записанного родителями и оформленными рисунками детей.

finansovaya_gramotnost.png

        

Приложение 1.        

Анкета для родителей

«Мой ребенок и финансовая грамота»

(Уважаемые родители, просим вас уделить анкете чуть-чуть Вашего драгоценного времени и обвести в кружок Ваш ответ)

1.Нужно ли детям рассказывать о деньгах?

- Да

- Нет.

2. Нужно ли детей знакомить с экономикой?

- Да.

- Нет.

3. Как Вы относитесь к желанию детей иметь копилку?

- Положительно.

- Отрицательно.

4. Должны ли дошкольники иметь карманные деньги?

- Да.

- Нет.

5.Замечаете ли вы интерес у ребенка к домашней работе?

- Да.

- Нет.

6. Как ребенок относится к труду?

- Охотно принимается за дело.

-Неохотно принимается за дело.

7.Имеет ли ребенок постоянные обязанности дома?

- Да.

- Нет.

8.Участвует ли ребенок в процессе планирования предстоящих

покупок?

- Да.

- Нет.

9. Знают ли дети профессии родителей?

- Да.

- Нет.

10.Знает ли ребенок на, что тратятся деньги?

-- Да.

- Нет.

11.Рассказываете ли вы ребенку, откуда берутся деньги?

- Да.

- Нет.

Спасибо!

Приложение №2

Практика «Мини-банк»

Цель: показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем – потом тратим».

Суть практики:

Предложите ребенку создать свой «мини-банк». Пусть он отвечает за сбор и хранение мелочи. Предложите напоминать всем членам семьи, чтобы они «сдавали монеты в банк», освобождая от них карманы.

Предложите обсудить, на какое семейное дело собираются данные монеты в «мини-банке» – например, на покупку соковыжималки или настольной игры. Это должно быть что-то для общего пользования, чтобы ребенок чувствовал гордость за подготовку такой важной для семьи покупки.

Следующий этап развития практик и – вы можете рассказать ребенку, что банки зарабатывают проценты на хранении денег, и договориться о том, что какой-то небольшой процент от имеющихся в «мини-банке» денег будет отдаваться ему лично за работу банкиром – например, 3% или 5%.

Практика «Совместные покупки»

Цель: показать принципы финансового планирования и разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности.

Суть практики:

Регулярно совершайте совместные походы в магазин. Дайте ребенку возможность самому выбирать товар из вашего списка. Предложите ребенку подсчитывать на калькуляторе стоимость всех товаров, которые вы складываете в корзину, а также проверять срок хранения продуктов на упаковках. Обсудите, почему стоимость похожих товаров отличается: из-за величины упаковки, например, или она разная у каждого из производителей.

На первом этапе предлагайте ему найти конкретный товар на полке и довезти его до кассы, затем выгрузить на ленту, после чего сложить в пакет. На следующем этапе можно дать более сложное поручение, например, выбрать всё для собственного завтрака. Со временем вы увидите, когда ребенок готов выполнять самостоятельные несложные покупки.

Практика «Самостоятельная покупка»

0_10ac22_9e8862ba_orig.png

Цель: показать принципы финансового планирования и разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности.

Суть практики:

Когда вы поймете, что ребенок хорошо ориентируется в магазине, уверенно чувствует себя возле кассы и внимателен к ценам на товар и получению сдачи, предложите ему первый самостоятельный поход в магазин.

Обязательно составьте список покупок. В первый раз он должен быть несложным, не более трех товаров: например, хлеб, молоко и печенье. Обсудите, каких именно покупок вы ждете: если молоко – то какое; в какой упаковке; с каким сроком хранения; по какой цене.

Дайте сумму, предполагающую получение сдачи. Обсудите, какой должна быть сдача.

Похвалите ребенка за покупку!

Приложение №3

Консультация для родителей

«Финансовая грамотность детей»

Дети растут. Рано или поздно они станут взрослыми. Какие знания и уроки они сейчас получают от Вас, именно такими они, впоследствии, и станут учениками, работниками, мужьями и женами, родителями, бабушками и дедушками. Некоторые знания особенно важны. Причем, чем в более раннем возрасте Ваши дети получат самые важные знания, тем больше ошибок им удастся избежать в зрелом возрасте.

Некоторые из этих уроков, полученных в детстве, относятся к любви, работе, жизненным ценностям. Родители, как правило, учат ребенку тому, что важно для них. Ваша задача — дать своим детям такие уроки, которые помогут им научиться быть успешными, счастливыми и продуктивными.

К сожалению, одна из наук, которой очень часто пренебрегают, это наука денег. Очень многие дети растут без навыков обращения с деньгами. То ли их родители не чувствуют себя уверенно в разговоре о деньгах, то ли они не думают, что это важно.

Деньги — это не та наука, которую надо изучать уже будучи взрослым. Последствия могут быть слишком значительными. Как пример, финансовый стресс, который может вызвать другие заболевания и расстройства. Или это может быть жизнью «от зарплаты до зарплаты» и полное отсутствие сбережений. В любом случае, у таких людей жизнь всегда труднее, чем она должна быть. На Вас, как на родителях, лежит ответственность научить ребенка быть финансово грамотным.

Что означает для ребенка быть финансово грамотным?

Финансовая грамотность помогает знать, что мгновенное удовлетворение от быстрой покупки — ничто, по сравнению с эмоциями от выполнения крупной цели.

Учить ребенка быть финансово грамотным, это значит учить его:

Как экономить деньги.

Насколько важно ставить финансовые цели, как долгосрочные, так и краткосрочные.

Как инвестировать свои деньги и заставить их работать на себя.

Как создать бюджет и распределять свои деньги, чтобы хватало на все необходимые нужды.

Как с помощью современных технологий и систем сохранять контроль над своими деньгами.

О том, что он единственный в мире человек, который может принимать решения о своих деньгах.

О практике пожертвований, чтобы помочь другим нуждающимся.

Как принять решение — потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих нужд и покупок.

Как работают банки.

Как зарабатывать деньги и достигать своих финансовых целей.

Это только самая необходимая часть науки, которую Вам необходимо преподать своим детям. Некоторые из этих знаний достаточно тяжелы и требуют длительного периода для изучения и приобретения необходимых навыков. Тем не менее, если Вы отдаете свое время и энергию для обучения ребенка быть финансово грамотным, то они будут расти в уверенности о своем финансовом состоянии.

Приложение №4

Дидактические игры для детей 6-7 лет для формирования финансовой грамотности.

(Подборка для родителей)

Игра «Груша-яблоко».

Цель: научить считать деньги и ресурсы.

Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.

Суть игры: предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко.

Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге.

Так и с деньгами:

их нужно планировать заранее.

Игра «Размен»

Цель: научить считать деньги.

Необходимые материалы: монеты и купюры разных номиналов.

Количество участников: 1-5.

Суть игры: Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем   суммы выигрышей.Без названия.png

Игра «Кто кем работает?»

Цель. На примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику.

Материал. Кукла-Загадка, рисунки с изображениями людей разных профессий и сказочных героев.

Суть игры: Покажите детям картинки, на которых изображены люди разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам, называют профессии родителей, своих близких, всех тех, с кем они встречаются.

Получив из кассы картинки с изображениями сказочных героев, просит отгадать их профессии.

Раздайте девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальчикам - с изображениями людей разных профессий. По сигналу колокольчика девочки и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по очереди доказывают правильность своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя.

Организуйте постепенный переход к сюжетно – ролевым игр на эту тему. Можно провести и беседы о том, как относится к своему труду герой, кто производит товары, а кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими понятиями).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский творческий краткосрочный проект «Волшебница-вода» в средней группе

Исследовательский творческий краткосрочный проект «Волшебница-вода»Составители: воспитатель первой квалификационной категории Туманова Л.И.Участники проекта: воспитатели группы, дети средней...

Познавательно-исследовательский, творческо-информационный проект в старшей группе «Зимушка-зима!»

Актуальность проекта: Актуальность в том, чтобы сформировать у детей элементарные представления о зимних природных явлениях, забавах, о том, как животные готовятся к зиме, о птицах, зимующих рядо...

Исследовательско - творческий краткосрочный проект «Будь здоров!»

Проект направлен на формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста через систему знаний и представлений об окружающем мире, привлечение родителе к решению оздоровительных ...

Исследовательско-творческий педагогический проект в младшей группе «Снежинка-красавица».

Тип проекта: воспитательныйВид проекта: исследовательский с элементами творчества.Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели.Длительность проекта: краткосро...

Методическая разработка познавательно-исследовательского, творческо-игрового, проекта в детском саду, младшей группы: «Тайна дождика»

ТТема нашей разработки  достаточно актуальна для данного возраста,так как она подразумевает под собой общение с природой,познание тайн явлений природы.Участие детей в проекте позволит сформироват...

ПРОЕКТ «МИР КАМНЕЙ» информационно-познавательно-исследовательски-творческий долгосрочный проект

Паспорт проектаНаименование проекта«Мир камней».Заказчик Администрация МБДОУ «Детский сад «Островок»Ответственный за исполнение Собгайда П. Е - воспитатель перв...