Конспект НОД по развитию речи-Творческое рассказывание по картине
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Макарова Наталья Геннадьевна

Конспект НОД по развитию речи в старше-подготовительной группе.

Творческое   рассказывание по картине «Детские забавы весной»  (придумывание начала и конца рассказа).

Задачи:

Уточнить и расширить словарь по теме «Весна».

Продолжать учить составлять рассказы, опираясь на предметные картинки, схемы. Учить составлять начало, конец  рассказа.

Обучать  лексико-грамматическому оформлению высказываний в соответствии с нормами родного языка.

Формировать  навыки построения связных монологических высказываний;

Активизировать познавательные процессы (восприятие, память, воображение, мыслительные операции), тесно связанные с формированием устного речевого сообщения.

Закреплять и развивать у детей навыки речевого общения.

Развивать общую моторику.

Предварительная работа:

-просмотр презентации о приметах.

-наблюдения детей за весенними явлениями на прогулках.

-рассматривание иллюстраций по теме.

Материал: картина «Детские забавы весной», предметные картинки, эмблемки с изображением солнышка, фонограммы звуков, соответствующих изображенному на картине

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в старше-подготовительной группе.

Творческое   рассказывание по картине «Детские забавы весной»  (придумывание начала и конца рассказа).

Задачи:

Уточнить и расширить словарь по теме «Весна».

Продолжать учить составлять рассказы, опираясь на предметные картинки, схемы. Учить составлять начало, конец  рассказа.

Обучать  лексико-грамматическому оформлению высказываний в соответствии с нормами родного языка.

Формировать  навыки построения связных монологических высказываний;

Активизировать познавательные процессы (восприятие, память, воображение, мыслительные операции), тесно связанные с формированием устного речевого сообщения.

Закреплять и развивать у детей навыки речевого общения.

Развивать общую моторику.

Предварительная работа:

-просмотр презентации о приметах.

-наблюдения детей за весенними явлениями на прогулках.

-рассматривание иллюстраций по теме.

Материал: картина «Детские забавы весной», предметные картинки, эмблемки с изображением солнышка, фонограммы звуков, соответствующих изображенному на картине

Орг.момент

Воспитатель показывает сундучок. Давайте скажем волшебные слова и узнаем, что в сундучке

- Чик, Чук, чак, чок, чок – открывайся сундучок.

Дети поизносят слова и садятся на места. Воспитатель заглядывает в сундучок, достаёт из него картинки с изображением месяцев весны.

-Март, Апрель, Май - месяцы какого времени года я назвала?

-Правильно, это весна. И мы сейчас с вами вспомним приметы весны.

Составление предложений о весне по картинкам

Из сундучка достаются картинки с изображением примет весны.

Дети переворачивают картинки, рассматривают их, и рассказывают о той примете весны, которая изображена на ней.

-Наступила теплая весна. Ярко светит и  греет  солнышко.  Начали таять снег и сосульки. На дорогах появились ручьи. На деревьях набухли почки. Из теплых стран прилетели птицы. Они стали вить гнезда.

А теперь подумайте, какая примета самая главная, самая первая? (Ярко светит и  греет  солнышко.)  Что происходит потом? Постройтесь друг за другом так ,как всё происходит в природе

– Посмотрите, какая красивая весенняя картинка получилась!

Упражнения на развитие чувства ритма, слухового восприятия памяти и двигательной активности, смена анализаторов

ЛА-ЛА-ЛА – к нам весна пришла;

ПЛО-ПЛО-ПЛО – на дворе тепло;

ПЕЛЬ-ПЕЛЬ-ПЕЛЬ – капает капель;

ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ – расцветай земля.

Основная часть

Сегодня я хочу вам показать очень необычную, даже волшебную картину . Почему она необычная? А потому, что она умеет говорить. Не верите? Сейчас я вам покажу. Но рассказывать она будет только очень внимательным, не упускающим ни одной мелочи детям. И если вы справитесь со всеми заданиями, то в конце занятия вас ждёт сюрприз.

Показ сюжетной картины «Весна в городе»

Какое время года изображено на картине?(весна)

Давайте внимательно рассмотрим её. Что изображено на переднем плане посередине? (Дети пускают кораблик в ручейке) Давайте придумаем детям имена. Как и во что  одеты дети? Какой ручеёк?(широкий или узкий, быстрый или медленный, глубокий или мелкий, звонкий, журчащий) Из чего сделан кораблик? Нравится ли детям их занятие? Молодцы, всё точно подметили

(фонограмма)-журчание ручейка. Вот видите, картина волшебная, умеет говорить.

Слева на переднем плане кого мы видим? (детей, запускающих воздушного змея) Во что одеты дети, какое у них настроение, кто из них придумал сделать воздушного змея, из каких материалов он сделан? Если мы всё верно увидели, то картина нам что- то скажет. Закройте глазки. (Фонограмма)(звук летящего воздушного змея) -снова мы всё правильно рассказали.

Что на дальнем плане изображено? (Мужчина выносит рассаду. Он собирается поставить ящик с ней с машину.) Фонограмма(скрип двери, хлопанье тяжёлой двери, звук отъезжающей машины)

Молодцы. Всё увидели. А что же вы услышали? (закрылась дверь подъезда, шаги, захлопнулась дверь машины и она уехала)А кто мне теперь  сможет рассказать про мужчину(папу)?

Посмотрите на девчонок. Как вы думаете, чему они так радуются? (Весне, хорошей погоде, первым цветам.) Давайте мы вместе с ними споём песенку.

Физминутка (под фонограмму) Упражнения на развитие чувства ритма, слухового восприятия памяти и двигательной активности, смена анализаторов

Выполняется песня-считалочка:

Раз и два – звенят капели, три – четыре – мы запели,

Пять и шесть – летят скворцы, к нам летят гонцы весны.

Семь и восемь – песни льются, девять-десять – все смеются.

А теперь давайте  расскажем про то, что делали герои картины до того, как пришли в этот двор. Например, чем были заняты  мальчики дома, кто из них придумал сделать лодочку, как ,из чего они её  делали, какие инструменты им понадобились, кто им помогал. Это будет у нас начало рассказа..

Чей рассказ больше понравился? Почему? Кто придумал интересные сравнения?

А теперь давайте придумаем, чем ребята будут заниматься, после того, как они погуляли во дворе. Куда они пойдут, кого встретят, что интересного сделают. Это будет конец рассказа.

Дети придумывают своё начало и конец  сюжетного отрывка. (Если дети быстро справляются с поставленной задачей, то можно предложить им составить рассказ о детях, запускающих воздушного змея.)

Чей рассказ больше понравился? Почему? Кто придумал интересные события?

 А теперь наша волшебная картина хочет узнать, кто из ребят самый внимательный? Кто из вас сможет повторить большой  рассказ, который у нас получился, ничего не забыв?

Фонограмма(весёлая песенка)

Игра «МАРТЫШКИ».

(под слова)

Мы - веселые мартышки,

Мы играем громко слишком.

Все ногами топаем,

Все руками хлопаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску

И друг другу даже

Язычки покажем!

Шире рот откроем,

Гримасы все состроим.

Как скажу я слово три,

Все с гримасами замри.

Раз, два, три!

Игра с мячом

Воспитатель приглашает детей встать со своих мест.

Ребята, встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «весенний».

Например, день — весенний день; погода — весенняя погода, солнце — весеннее солнце.

Слова: настроение, проталины, гроза, месяцы, лес, трава, небо, цветы и т. д.

Предлагаю Вам отгадать  весенние загадки

- что весной голубое, высокое, чистое? (небо)

- что весной легкое, белое, пушистое? (облака)

- что весной бежит, журчит? (ручей)

- что весной капает и звенит? (капель)

- что весной греет, светит, припекает? (солнышко)

Итог занятия

А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии.

— говорили о приметах весны.

—  рассматривали говорящую картину, составляли рассказы про героев картины.

—  играли с мячом.

Молодцы! Вы все хорошо рассказывали, придумывали. порадовали вы меня. А весна приготовила вам подарки.(эмблемки), маленькие солнышки, но они грустные, подумайте, что нужно сделать, чтобы их развеселить?(нарисовать улыбку)

  Теперь наше занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи. Тема: Рассказывание по картине «Прогулка в лесу».

Конспект занятия по развитию речи. Тема:   Рассказывание по картине «Прогулка в лесу»....

Конспект НОД по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зимние забавы»

Конспект НОД на тему:Обучение рассказыванию по картине "Зимние забавы"...

Конспект занятия по развитию речи "Творческое рассказывание по картине с использованием технологии ТРИЗ" (подготовительная группа)

Формирование у детей умения составлять творческий рассказ по мотивам содержания картины, используя технологии ТРИЗ: игры: "Сыщики", "Из чего сделаны", "Такого же цвета", ...

Конспект занятия по развитию речи. (творческое рассказывание)

Конспект НОД для детей подготовительной группы. Придумывания конца сказки....

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...

Конспект ООД по развитию речи .Творческое рассказывание" Поговорим по телефону"

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старше группеТема: Творческое рассказывание «Поговорим по телефону»Цель: Учить ребят особенностям диалогической...

Конспект НОД по развитию речи Творческое рассказывание знакомой сказки с добавлением новых персонажей

Тема: Творческое рассказывание по мотивам сказки « Лисичка сестричка и серый волк» с добавлением новых персонажей.Цель: Обучающие:Уточнить   с детьми значение  сло...