Методические рекомендации постановки звука "Л"
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме

Копытова Оксана Владимировна

Методические рекомендации постановки звука "Л"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_postanovki_zvuka_l.docx15.34 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по постановке и автоматизации твердого звука [Л]


 Звук Л – звук позднего онтогенеза. Его появление в норме возможно к 6-6,5 годам. Но по данным наших наблюдений своевременное появление звука Л значительно отсрочено, и не всегда полноценно формируется без специальной помощи.

Нарушение звука Л бывают разнообразные: 

  • Как полное отсутствие звука «Л», 
  • Так и его искажение (межзубный, носовой, двугубный) — ламбдацизм, 
  • Встречаются и замены звука Л на другие звуки – Р «рак» — «лак», Л (мягкий) «лак»-«ляк», В «лодка» — «водка» такие замены характеризуют нарушение параламбдацизм.

    Основными причинами нарушения звука Л называют:
  • короткая подъязычная связка; 
  • слабость мышц языка;
  •  нарушение фонематического восприятия звука в потоке речи.

Методика постановки звука Л 

В методике постановке звука Л необходимо придерживаться следующей схемы работы: Логопату объясняют характерные особенности артикуляции звука Л, и подкрепляют зрительно:

«Когда мы правильно говорим звук Л: кончик языка поднимается к верхним передним зубам, прижимается к передним зубам, толкает зубки, губы улыбаются и видны все зубы».

Закрепляем в упражнение «Силач»: кончик языка поднимаем к верхним зубам, упираемся в верхние зубы и с силой толкаем со звуком [Л-Л-Л].

Далее начинается автоматизация полученной артикуляции в обратных слогах:

Примечание: если звук дается легко, ребенок сразу правильно принял положение (это характерно для дислалии), то автоматизировать можно в прямых слогах и словах сразу.

ла ал ала
 

ло ол оло 

лу ул улу 

лы ыл ылы

Объясняем, сначала рот широко открывается на «А», затем кончик языка поднимается за верхние зубы: ал – ал – ал

Объясняем, сначала рот открываем на «О», затем кончик языка поднимается за верхние зубы: ол-ол-ол 

Объясняем, сначала губы вытягиваем в трубочку на «У», затем кончик языка поднимается за верхние зубы: ул-ул-ул

Объясняем, сначала губы растягиваем на «Ы», затем кончик языка поднимается за верхние зубы: ыл-ыл-ыл

Маленькие хитрости:

Если у ребенка «в» вместо «л» на этапе «слоги-слова», иногда и первые словосочетания — марлевой стерильной салфеткой захватить нижнюю губу и весь материал проговаривать, акцентируя внимание на подъеме кончика языка за верхние зубы. Пальцами оттягивая нижнюю губу вниз. Тем самым «разрывая» рефлекс «губной», заменяя на верхний подъем языка. Ребенок быстро переключается и привыкает.

Если у ребенка слабая мотивация на подъем кончика языка за верхние зубы: укладываем ребенка на кушетку, захватываем марлевой салфеткой и верхнюю и нижнюю губу — «оголяем зубы», повторяем с ребенком речевой материал, следим за четким подъемом кончика языка за верхние зубы.

Если «Л» всегда мягкий: А) Просим ребенка повторять речевой материал с сильно высунутым языком, зубы соприкасаются почти со спинкой языка. В тоже время ведется фонематическая работа. Далее кончик языка постепенно заводится за верхние зубы. Б) Второй способ: прикусывать острый кончик языка на звук «Л» в автоматизируемом материале.

Примерная структура логопедического занятия: Артикуляционная гимнастика – 5-7 минут. Поэтапная постановочная и автоматизированная работа – 15 минут от занятия. На этапе автоматизации включает 5 минут повторения заданий прошлого урока, 10 минут новый материал. Фонематическая работа – 10 минут.

Автоматизация как работа считается оконченной, и мы рекомендуем родителям поправлять ребенка в словах с полученным звуком в обиходной речи еще от 3-6 мес., так как это период, в который звук «приживается» окончательно. А также разучивать рифмовки, чистоговорки.

В среднем курс коррекции звука с неотягощенным диагнозом составляет – 5 занятий, в осложненных случаях 10-12 занятий – по 30 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]

Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]...

Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л] (Пожиленко)

Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]...

Методические рекомендации «Балалар сөйләмендәге фонетик-фонематик җитешсезлекләрне төзәткәндә юл йөрү кагыйдәләрен ныгыту » («Закрепление правил безопасного поведения на дороге на индивидуальных занятиях по постановке звуков детей с фонетико-фонематическ

В методических рекомендациях систематизирован практический материал по системе работы  коррекции недостатков звукопроизношения у детей с ФФН, которая включает в себя: артикуляционные упражнения, ...

Методическая разработка : Постановка звука "С"

Фронтальное занятие по постановке звука "С"...

методические рекомендации для логопедов и воспитателей логопедических групп: "Постановка и автоматизации звука Ш."

Методические рекомендации предназначены для работы с детьми 5-7 лет. Материал представлен в игровой форме....

РЕКОМЕНДАЦИИ "Постановка звуков "Л" и "Р".

Данный материал является памяткой для логопеда по видам нарушений звукопроизношения звуков "Л" и "Р",  способам их коррекции. Для упрощения диагностирования недостатков произн...