Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи «В поисках сокровища»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Леушина Людмила Константиновна

НОД по развитию речи предназначен для  подготовительной группы с интеграцией образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие», в котором используются игровая и коммуникавные виды деятельности детей.

.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_razvitiyu_rechi_podgot._gr.docx24.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  в подготовительной группе по развитию речи

«В поисках сокровища»

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная.

Цели: формирование умения работать в микрогруппах и находить  решения на  поставленные вопросы.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • формировать образную речь.
  • умения подбирать образные выражения.
  • учить отвечать на вопросы, высказывать свои суждения.
  • актуализация словаря по теме;
  • совершенствование грамматического строя (упражнять в подборе определений к заданному слову, учить образовывать притяжательные прилагательные, расширять словарный запас);

Развивающие задачи:

  • развивать речь, память.
  • образное мышление, фантазию и творчество.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать эстетические качества.
  • учить выслушивать высказывания  товарищей.
  • Формировать умение работать в команде.

Ход НОД

Воспитатель.  Посмотрите в окно и скажите: какая сегодня погода?

- Какое настроение навевает на человека пасмурная погода?

-  Что делает человек в таком настроении?

(Ответы детей).

Воспитатель. Чтобы пасмурное настроение не поселилось у нас в группе, предлагаю вам взяться за руки и поздороваться, называя друг друга ласковыми словами и пожимая руки (выполняют.) Какое у вас теперь настроение? Что вы почувствовали?

Ответы детей.

Воспитатель.  И в группе стало светло, радостно, уютно и тепло от ваших улыбок. Как еще можно сказать о хорошем настроении?

Ответы детей.

Воспитатель: Посмотрите сколько у нас сегодня гостей. Давайте им тоже пожелаем хорошего настроения.

Раздается стук в дверь.

Воспитатель. Посмотрите, вот что сейчас я нашла на пороге нашей  группы. Это сундук. Посмотрим, что в нем лежит? Записка и карта. Садитесь поудобнее  и  прочитаем записку.

Все садятся в круг, читают.

 Воспитатель читает записку:  «Здравствуйте, дети! Здравствуйте, взрослые! Я принес сундук, но не знаю: туда я попал или нет? Нес я его в подготовительную к школе группу. Если вы веселые, умные, находчивые, тогда прочитайте письмо».

Воспитатель. Смотрите, здесь еще что – то написано  (читает.) «Разложите буквы в соответствии с числами, от 1 до 5, и у вас получится слово».

Дети по карточкам составляют слово «Кузя»

Воспитатель. От кого же записка? Как вы думаете, кто этот Кузя?

Дети отвечают.

Воспитатель. А теперь давайте прочитаем письмо, что же в нем написано.

«Ребята, сорока, моя добрая знакомая, рассказала, что вы любите играть, отгадывать загадки, решать задачи, читать книги.   А еще умные и трудолюбивые, не боитесь никаких трудностей и вообще – смелые и дружные ребята. Поэтому я решил подарить вам «самое ценное на свете сокровище», и  чтобы оно не досталось Бабе Яге или вредной и хитрой вороне, я спрятал его у вас в группе.  Я посылаю вам карту поиска сокровища. Будьте  внимательны: вас ждут трудности. Если вы ответите на мои вопросы, которые я спрятал в группе,  то найдете сокровище. Желаю удачи ».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Воспитатель. Ну, что, согласны помочь Кузе?

Ответы детей.

Воспитатель. И так, вперед.  Посмотрите по карте, где находится первое задание. Там должна находиться цифра 1 и записка.

 Дети идут на поиски задания. Находят записку и мяч.

Воспитатель. Слушайте задание: «Я предлагаю вам игру с мячом «Чей дом?»

Дети встают в круг; воспитатель кидает мяч по очереди и задает вопросы.

  • У медведя чей дом? – Медвежий.
  • У зайца чей дом? – Заячий.
  •  У волка чей дом? – Волчий.
  • У белки чей дом? – Беличий.
  • У барсука чей дом? – Барсучий.
  • У черепахи чей дом? – Черепаший.
  • У лягушки чей дом? – Лягушачий.

Воспитатель. Молодцы! Ой, смотрите, здесь еще есть буква «К» с № 1. Чтобы это значило?  Идем дальше, узнаем. Второе задание, где у нас находится? Давайте смотреть по карте. Вот, нашли. Слушайте следующее задание – вопросы и загадки:

Оно может быть ласковым, может быть грубым,

Оно может быть тихим, может быть громким,

Оно может обидеть, может рассмешить.

Его можно сказать, а можно взять и написать,

Но для этого надо буквы знать. Что Это? (Слово).

Воспитатель. А сейчас я хочу проверить, много ли вы знаете слов?

-Какое сейчас время года? (зима).

- Про что мы говорим «зимняя»? (Погода, одежда, олимпиада).

- «Зимнее»? (Небо. Утро, солнце)

- «Зимний»? (День, лес.)

- «Зимние»? (Игры, забавы, ночи.)

-Из чего состоят слова, когда мы их произносим? (Из звуков)

 -Назовите предметы, которые связаны с зимой и начинаются со звука [с]        (Снег, санки, снеговик, снежки, снегирь).

-Какого цвета снег? А что еще бывает белым? (Ответы детей).

-Давайте вспомним скороговорку о снеге.

Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел,

А вот белка не бела,

Белой даже не была.

Воспитатель называет несколько детей и просит произнести скороговорку так, чтобы был отчетливо слышен каждый звук, затем скороговорка произносится медленно, быстро, громко, тихо.

И наше следующее задание «Составьте рассказ о зиме по мнемотаблице».

(Дети выполняют задание.)

-Загадку мы отгадали. На вопросы ответили. Задание выполнили. Можно идти дальше, но и здесь есть буква -это «Н», с № 2, берем ее с собой. Смотрим карту дальше. Нашли место с третьим заданием? Нашли.

Воспитатель: Скажите ребята, какие бывают звуки? (Гласные и согласные). Давайте вместе вспомним сказку и расскажем ее нашим гостям.

В звонком городе на певучей улице

Звуки жили гласные,

Пели песни разные.

А, О, У, Ы, Э, И вместе жили

 И давно дружили.

Первым просыпался А.

А- вставать уже пора (ребенок).

Отвечал ему звук У.

У- ну я же не хочу (ребенок).

Вслед за ним стонал звук О.

О-как рано-то еще? (ребенок).

Дальше ныл ленивый Ы.

Ы- разве были мы должны? (ребенок).

Вдруг ну как из- под земли

Появились Э и И.

Э- проснитесь побыстрей,

Собирайтесь в путь скорей.

Чтобы было веселей, надо нам найти друзей (ребенок).

И- тогда не будет грустно,

И не будем мы скучать,

И с друзьями вместе будем

 И петь песни и играть (ребенок).

Воспитатель: Гласные звуки пошли искать друзей.

-Кто дружит с гласными звуками? (согласные).

Воспитатель: Они так и называются – согласные, потому что дружат с гласными звуками. Слушайте дальше сказочную историю.

В этом же городе, но на другой улице живут два гнома с необычными именами – Тим и Том.

Тим- любит все мягкие звуки- ль, - мь,  -дь.

Том- любит все твердые звуки –р, -ж, -д.

Живут они в одном городе , доме и окружают их разные звуки.

Тим любит играть с мягкими звуками, а Том с твердыми звуками.

Комната Тима зеленая, он выбирает предметы, которые начинаются на мягкий звук.

Комната Тома синяя, он выбирает предметы которые начинаются на твердый звук.

Но, кто-то звуки им смешал, все картинки разбросал.

Наше следующее задание №3-  помочь гномам разобрать картинки.

Для Тома нужны картинки с предметами, которые начинаются на твердый звук (барабан, роза, самолет, машина).

Для Тима нужны картинки с предметами, названия которых начинаются на мягкие звуки (белка, лиса, велосипед, пила). И провести звуковой анализ слов МАШИНА и БЕЛКА.

Воспитатель: Вот вы и выполнили третье задание и нашли букву «И» под №3. Не забудьте ее. Ребята, я думаю, что нам нужно немного отдохнуть и сделать небольшую разминку.

    Физкультминутка Дружно за руки берись»

Дружно за руки берись (встают в хоровод),

Друг за другом повернись.

Будем веселиться, прыгать и кружиться.

Много радостных людей

Добрых, верных нам друзей (сжимают и разжимают кулачки).

1-2-3-4-5- всех никак не сосчитать (загибают пальцы рук).

Хмуриться не будем (хмурое лицо),

Про печаль забудем (печальное лицо).

Станем улыбаться (улыбка),

Весело смеяться (заборчик),

Улетели все печали,

Лица радостными стали (помахали руками).

Воспитатель: Ищем четвертое задание? Смотрим карту. Вот место с четвертым заданием. В этой записке написаны вопросы, нужно на них ответить.

-Из чего состоит наша речь? (Из предложений);

-Из чего состоит предложение? (Из слов).

И наше задание: назовите слова, родственные слову «снег». (Снежная, снежинка, снеговик, и т. п.). Родственные слову «зима». (Зимний, зимовье, зимой. Зимушка и т.п.)

Из чего состоит слово, когда мы его читаем? (Из слогов). Вам нужно прочесть слоги и составить слово по картинке. (Дети выполняют задание).

Воспитатель: Молодцы! Справились и с этим заданием. И мы получаем карточку с буквой «Г» под номером 4. Спешим дальше. Нас ждет последнее задание. Где же оно спрятано? Посмотрим нашу карту. Пойдем, проверим. Вот записка, а в ней смотрим что в нашем задании. «Придумайте предложения, чтобы в нем были «снежные» слова.

(Дети выполняют задание).

Воспитатель. Вот мы и выполнили все задания домовенка. И получили с последним заданием букву «А» с № 5. Но для чего нам нужны эти буквы с номерами? Ребята, посмотрите, в сундуке есть еще одно письмо. Давайте его почитаем.

«Поздравляю! Вы ответили на все мои вопросы и выполнили задания,  можете забрать «сокровище».  Но чтобы узнать, что это такое, вам нужно из букв с номерами от 1 до 5 выложить слово. Это и будет ответ. А ответ этот… «книга». В ней можно найти ответы на многие вопросы. Это не простая книга, а «умная книга» или «Энциклопедия».  А еще я приготовил вам медали «За выполнение особо важного задания».  До встречи. Ваш домовёнок Кузя».

Воспитатель: Чтобы медали получить нам необходимо подвести итог:

- назовите из чего состоит наша речь?

-Из чего состоит предложение?

Ответы детей. Дети получают медали.

Рефлексия: Понравилось ли вам сегодняшнее занятие? Что вам понравилось? Что было трудного в заданиях? Какие задания показались легкими?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи «В поисках сокровища»

Данное занятие поможет детям в игровой форме   подбирать образные выражения,научит отвечать на вопросы, высказывать свои суждения....

Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи «В поисках сокровища»

Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи«В поисках сокровища»...

Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи «В поисках сокровища»

Конспект НОД  в подготовительной группе по развитию речи «В поисках сокровища»Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое разв...

Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи «В поисках сокровища»

Aормирование умения дружно работать в коллективе и находить  решения на  поставленные вопросы....

Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи «В поисках сокровища»

Формирование умения дружно работать в коллективе и находить  решения на  поставленные вопросы....

Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи «В поисках сокровища»

Конспект НОД  в подготовительной группе по развитию речи «В поисках сокровища» Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие»; &laq...