«Использование современных информационных коммуникационных технологий в развитии речи детей с ОНР»
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

 «Использование современных информационных коммуникационных технологий в развитии речи детей с ОНР»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_v_razvitii_rechi_detey.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование современных информационных коммуникационных технологий в развитии речи детей с ОНР»

Для решения задач по развитию речи дошкольников педагогу необходимо использовать в практике разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, а также применять современные образовательные технологии, включая информационные и цифровые образовательные ресурсы (ПК, мультимедиа), которые помогают эффективно осуществить воспитательно-образовательную работу с дошкольниками.

Поэтому сегодня я хочу поделиться опытом, использования ИКТ в развитии речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста.

С детьми ИКТ я использую в процессе образовательной деятельности по развитию речи в качестве современного наглядного материала.

Образовательная деятельность с использованием ИКТ может быть:

- фронтальной;

- индивидуальной;

- подгрупповой.

Необходимость в повышении качества наглядного материала – самая веская причина задуматься об использовании компьютерных технологий. Так как информационные  коммуникационные технологии имеют ряд преимуществ:

- практика показывает, что предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

- информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход;

- возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала.

- ИКТ несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

- проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

- ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

- в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, у него повышается самооценка.

В случае применения информационных  коммуникационных технологий нужно выполнять следующий ряд требований:

-при использовании компьютера на занятиях с детьми 5–7 лет необходимо проводить в течение дня не более одного такого занятия. Возможно их применение не более трех раз в неделю в дни большей работоспособности: во вторник, в среду и в четверг.

-после завершения занятия с детьми проводится гимнастика для глаз.

-продолжительность непрерывной работы за компьютером на развивающих занятиях в виде игры: для детей 5 лет должна не превышать 10 минут, а для детей 6–7 лет 15 минут.

-положение экрана видеомонитора должно соответствовать уровню глаз или быть немного ниже, но находится на расстоянии не ближе 50 см.

-ребенок, который носит очки, должен работать за компьютером в них.

-на занятиях детей с компьютером обязательно должен присутствовать воспитатель.

В нашей группе формируется банк компьютерных дидактических и методических материалов по использованию ИКТ для работы воспитателя в развитии речи детей по следующим направлениям:

1. Воспитание звуковой культуры речи.

2. Формирование лексико-грамматических средств языка: формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений), развитие словаря.

3. Развитие связной речи (диалогической и монологической речи).

4. Подготовка детей к обучению грамоте.

Приведу  примеры использования ИКТ по каждому направлению работы.

  Работу над звуковой культурой речи начинаю с восприятия неречевых звуков, аудио-техника,  помогает воссоздать необходимые слуховые ассоциации, например такие: «вода капает», «часы тикают», «молоток стучит» и т.д. Для развития дикции, правильного звукопроизношения использую стихи, скороговорки, представленные в виде мнемотаблиц.

   Для активизации и обогащения словаря использую электронный вариант картинок «Противоположности», игры «Назови одним словом», «Рифмы»,  «Как похвалить»,  «Кто, где живёт», «Четвёртый лишний». Интерактивная игра «Путешествие Тани» позволяет формировать умение называть действия героев, увеличивает глагольный словарь. Для отработки употребления предлогов в самостоятельной речи используется интерактивная игра «Где птичка?». Отдельного внимания заслуживают игры направленные на формирование грамматических представлений - навыков словоизменения и словообразования. Примером таких игр, являются игры «Назови ласково», «Кому что нужно»  «Один-много» по лексическим темам: «Деревья», «Грибы», «Дикие и домашние животные», «Домашние птицы», «Зимующие и перелётные птицы», «Овощи и фрукты», «Цветы и ягоды».

Для развития связной речи предлагаю такие игры: «Составь предложение по образцу», «Расмотри картинку и составь предложение», «Раскажи сказку по картинкам», «Составь рассказ по картинке».

   При составлении описательных рассказов использую опорные картинки в виде слайдов презентации. При обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при заучивании стихов использую электронный вариант мнемотаблиц.

Очень удобно использовать электронный вариант, как сюжетных картинок, так и репродукций картин известных художников для составления рассказов.

   Для овладения элементами грамоты я использую  интерактивный тренажер «Звукарик», включающий в себя такие игры как «Найди слова с заданным звуком», «Твёрдый-мягкий», «Измерь слово», «Гусеница», «Подбери слова».

Эти игры помогают, упражнять детей в выборе слов с заданным звуком, развивать умение дифференцировать согласные звуки на твёрдые и мягкие, упражнять в определении первого и последнего звука в слове, развивать навыки звукового анализа слов, дифференциации звуков на гласные, твёрдые и мягкие согласные.

Так же используем электронный вариант пособия Н.П. Кочугова «Звуки и буквы. Картинный материал для усвоения слоговой структуры слова».

Таким образом, использование ИКТ позволяет проводить образовательную деятельность:

• на высоком научно-познавательном, эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка);

• обеспечивает наглядность;

• позволяет использовать большое количество дидактического материала, в целом, способствует повышению качества образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мы живем в век технологий, в том числе информационно-компьютерных, поэтому современный человек должен быть с детства психологически готов воспринимать все новое, иметь потребность постоянно учиться, и...

Статья. «Использование современных информационно-коммуникационных технологий в деятельности музыкального руководителя Иванниковой В.Е. в ГАДОУ №15 Колпинского района Санкт-Петербурга»

Как много новых технологийК нам с новым веком в класс пришло.Забудем, как считали на листочкахИ графики по клеточкам вели.Сейчас возможности открыл компьютер.Дерзай! Твори! Учись и пробуй!В обновленно...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Применение информационно – коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игров...

Обобщение педагогического опыта "Использование современных информационно-коммуникационных технологий в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста"

Название: «Использование  современных информационно-коммуникационных технологий в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста»Тип материала: обобщение педагогического опытаОбразо...

«Использование современных информационных коммуникационных технологий в развитии речи детей дошкольного возраста»

В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка - дошкольника. Ведь именно от уровня развития его речевых способностей з...

Использование современных методов и технологий в развитии речи детей раннего возраста

Использование современных методов и технологий в развитии речи детей раннего возраста...