ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья на тему

Сивенко Елена Вячеславовна

Мы живем в век технологий, в том числе информационно-компьютерных, поэтому современный человек должен быть с детства психологически готов воспринимать все новое, иметь потребность постоянно учиться, искать и находить. В связи с этим формирование информационной культуры поколения - социальный заказ современного общества и семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сивенко Е.В.

МБОУ «Средняя общеобразовательная

Монаковская школа»

дошкольные группы

«Истинный педагог постарается сделать учение занимательным,

но никогда не лишит его характера серьезного труда,

требующего усилия воли»

К.Д.Ушинский

Мы живем в век технологий, в том числе информационно-компьютерных, поэтому современный человек должен быть с детства психологически готов воспринимать все новое, иметь потребность постоянно учиться, искать и находить. В связи с этим формирование информационной культуры поколения - социальный заказ современного общества и семьи.

Использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении — это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. В условиях детского сада возможно, необходимо  и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными,  яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей.

В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Современное информационное пространство требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве.

На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.

Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сенситивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира.

Среди важнейших задач развития детей дошкольного возраста обучение родному языку – одна из главных. Развитие речи осуществляется при разных видах деятельности. Последовательное усвоение понятий «слово», «слог», «буква», «предложение» в различных игровых упражнениях формирует у детей осознание речи, ее произвольность. Требование к связному высказыванию детей дошкольного возраста предполагает владение лексикой, грамматикой, нормами звуковой культуры речи

Процесс обучения грамоте будет легким, если станет для детей ярким, захватывающим, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями, Поэтому применение информационно – коммуникационных технологий в работе с детьми  при обучении грамоте очень важно и актуально.

Современным ребенком усваивается только та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близка ему и которая вызывает приятные и комфортные чувства.

Цель работы по обучению грамоте – научить детей говорить связно и грамматически правильно. Речь должна быть живой, яркой, эмоциональной и выразительной.

Наряду с традиционными методами обучения  эффективным методом подготовки к  обучению грамоте являются компьютерные игры и презентации, созданные в программе Microsoft Power Point. С их помощью формируется у детей ориентировка в звуковой стороне слова, закрепляется умение интонационно выделять звук в слове, определять его качественные характеристики, пополняется и активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, развивается связная речь. Большим преимуществом применения презентаций в работе с детьми при развитии речи является их информационная емкость: в одной презентации можно разместить достаточно большой объем информации. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика.  Такие игры позволяют внести в занятие новизну, элементы игры. С помощью игр можно развивать у детей познавательную активность, при этом улучшается произношение, расширяется  словарный запас слов.

Игры-презентации можно использовать в различных формах: как индивидуально, так и  с подгруппой детей, а также  как часть занятия с группой детей.

Использование игр-презентаций при организации непосредственно образовательной деятельности позволяет сделать образование современным, приблизить образовательную деятельность к мировосприятию современного ребенка. Применение новых непривычных приёмов объяснения и закрепления материала, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. При условии систематического использования   мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, значительно повышается эффективность работы по развитию речевых и познавательных способностей детей дошкольного возраста.

Рассмотрим примеры игр проводимых с детьми старшего дошкольного возраста при подготовке к обучению грамоте и развитию речевых способностей детей.

  1. «Баба Яга учится читать» - игра на развитие фонематического слуха и обучения чтению
  2. Игра «Найди буковку» на развитие фонематического слуха, мыслительных операций.
  3. Игра «Какое слово хотел нарисовать художник» упражняет детей в выделении первого звука и составлении из них новых слов.
  4. Игра «Рассели друзей по домикам» закрепляет навык детей в делении слов на слоги.
  5. Игра-презентация «Где мой дружок», цель которой в определении первого звука в слове и нахождении слова, начинающегося на тот же звук.
  6. игру «Ребусы» для развития фонематического слуха, логического мышления,
  7. Игра «Найди пару» способствует развитию умения в выделении первого звука в слове, нахождении схожих звуков, парных согласных по твердости-мягкости
  8. Игра «Потерялись животные» отрабатывает навык у детей в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого звука в слове.
  9. Игра «Зашифрованное слово» формирует умение в преобразовании новых слов, развивает мыслительные операции.
  10. «Найди два предмета с одного звука» - развитие внимания, речи.
  11. «Мои любимые сказки» - повышает мотивацию воспитанников к рассказыванию любимой сказки по картинке. Детям очень нравится красочное изображение сюжетов любимых сказок на экране и они с большим желанием вливаются в работу. В старшем дошкольном возрасте ребенок осваивает повествовательный тип речи, с удовольствием сочиняет сюжетные рассказы по картине.
  12. «Времена года»
  13.  «Составь рассказ по картине» и другие.

Игры и презентации возможно создавать самостоятельно, а также использовать информационные ресурсы сети интернет, такие как www.maam.ru, www.ya-umni4ka.ru, www.vospitateljam.ru, www.viki.rdf.ru и многие другие

Анализ таких занятий показал, что детям легче дается овладение сложным  или новым материалом, познавательная мотивация детей увеличивается.

Кроме того, фрагменты непосредственно-образовательной деятельности, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного занятия – принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью во время образовательной деятельности, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать, сочинять.

Однако при организации работы ребенка на компьютере необходимо учитывать многие факторы. Компьютер развивает множество интеллектуальных навыков, но нельзя забывать о норме.  Игровые компьютерные задания должны быть незначительными по времени. А так же нельзя использовать информационно-коммуникационные технологии в каждой непосредственно-образовательной деятельности т. к. при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке и при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

Однако же, каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.

Литература:

  1. Азамова М. Н. Использование информационных компьютерных технологий в процессе развития детей дошкольного возраста [Текст] / М. Н. Азамова // Молодой ученый. — 2012. — №11.
  2. Бехтерева Е. Н. Возможности использования компьютерных технологий в процессе воспитания и развития ребенка дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. – 2010. - № 2Колодинская В.И., «Информатика и информационные технологии дошколятам», 2008.
  3. Журавлёв А.А., «Что такое педагогические технологии и как ими пользоваться?..», 2007.
  4. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
  5. Комарова Т. С., Туликов А. В. и др. Инновационно - коммуникационные технологии в дошкольном образовании – М.: Мозаика-Синтез, 2011
  6. Краснобоярова О. А. Внедрение ИКТ в образовательный процесс ДОУ //Управление дошкольным образовательным учреждением. - М.:Изд-во «Творческий Центр Сфера»,2011. - № 9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование элементов ТРИЗ - технологии в развитии речи детей дошкольного возраста».

Одним из современных способов взаимодействия воспитателя с детьми является ТРИЗ-технология. Статья о том, как влияет на развитие связной речи дошкольников технология ТРИЗ и как правильно использовать ...

Чек лист описание средств, использования приемов и технологий по развитию речи детей дошкольного возраста

Чек лист описание средств, использования приемов и технологийпо развитию речи детей дошкольного возраста...

«Использование современных информационных коммуникационных технологий в развитии речи детей дошкольного возраста»

В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка - дошкольника. Ведь именно от уровня развития его речевых способностей з...

Использование информационно – коммуникативных технологий в развитии речи детей дошкольного возраста

Внедрение в деятельность дошкольных образовательных организаций федерального образовательного государственного стандарта трудно представить без применения и использования информационных ресурсов....

Программа инновационной деятельности детского сада "Использование эффективных педагогических технологий в развитии речи детей дошкольного возраста"

Речевое развитие ребенка - один из главных факторов становления личности в дошкольном детстве, определяющих уровень социальных и познавательных достижений дошкольника - потребностей и интересов, знани...

Презентация "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Кроме традиционных речевых задач (формирование звуковой культуры речи, словарной работы, развития грамматического строя и связной речи) особое внимание уделяется:• владение речью как средством об...