«Использование элементов ТРИЗ - технологии в развитии речи детей дошкольного возраста».
статья по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Тесля Ирина Сергеевна

Одним из современных способов взаимодействия воспитателя с детьми является ТРИЗ-технология. Статья о том, как влияет на развитие связной речи дошкольников технология ТРИЗ и как правильно использовать ее в работе воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.ispolzovanie_elementov_triz.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование элементов ТРИЗ - технологии в развитии речи детей дошкольного возраста».

Тесля Ирина Сергеевна , воспитатель первой категории  МКДОУ ЦРР  д/с №10 г.Россошь

               В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи дошкольников педагоги отмечают ряд проблем.  Многие дети дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. Большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном это происходит не от того, что знания ребенка в данном вопросе недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания. Поэтому развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью  в формировании личности.  Связная речь – это высшая форма речи, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

Задача педагогов дошкольных учреждений, согласно ФГОС ДО – воспитание детей, обладающих высоким творческим потенциалом.

       Таким образом, чтобы воспитать талантливого человека, способного нестандартно мыслить, необходимо изменить способы взаимодействия с детьми. Одним из современных способов взаимодействия воспитателя с детьми является ТРИЗ-технология. ТРИЗ–педагогика в России развивается с начала 80-х годов 20 века. Основателем этой технологии является советский ученый Генрих Саулович Альтшуллер.  ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом “Творчество во всем!”. Цель ТРИЗ - научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.

Основными задачами ТРИЗ-технологии для дошкольников являются: формирование связной речи на основе активизации творческого мышления для познавательной, продуктивной, исследовательской и изобретательской деятельности; развитие творческих способностей; формирование творческой личности.

Таким образом, использование методов ТРИЗ-технологии для развития детской речи способствует:

  • активизации познавательной деятельности детей;
  • созданию мотивационных установок на проявление творчества;
  • созданию условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);
  • повышению эффективности всех языковых средств.

В работе с детьми элементы ТРИЗ-технологии можно использовать как в организованной образовательной деятельности, так и в свободной деятельности детей, стимулируя их речь.

В работе по развитию речи детей с помощью ТРИЗ-технологии педагогам рекомендуют использовать специальную игрушку  — героя, которая «помогает» воспитателю. От лица игрушки задаются проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие диалоги по теме занятия. Игрушка активно выражает свое мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается. Детское стремление общаться и помогать ей существенно увеличивает активность и заинтересованность. Важно соблюдать одно условие - игрушку выбираем необычную и оригинальную. После подведения итогов дети расстаются с игрушкой до следующего занятия.  В конце НОД целесообразно подводить итоги, чтобы обучить детей навыкам рефлексивного анализа (Чем занимались? Что узнали нового? Что было самым интересным? Что осталось непонятным? и др.). Итоги можно подводить в самых разнообразных формах: игры «Интервью», «Копилка новостей», «Доскажи предложение» и др., Обсуждение планов на будущее («Вот мы сегодня узнали о.., а в следующий раз узнаем еще и о…»), продуктивная деятельность и обсуждение полученных работ. При этом нужно стараться обеспечить естественный переход детей от одного вида деятельности к другим, связав содержание НОД с последующими, режимными моментами.

В свободной деятельности, когда ребенок задает вопрос, лучше сначала спросить, а что он сам об этом думает, приглашая порассуждать, при этом наводящими вопросами можно подвести ребенка к тому, что он сам находит ответ.  Во время прогулок можно использовать различные приемы, активизирующие детскую фантазию: оживление, динамизацию, изменение законов природы, увеличение, уменьшение степени воздействия объекта и т.д. Например, воспитатель обращается к детям: «Давайте оживим ветер: кто его мама? Кто его друзья? Какой бывает характер у ветра? и т.д. Можно использовать прием эмпатии. Дети представляют себя на месте наблюдаемого: «А что, если ты превратился в цветок? О чем ты мечтаешь? Кого боишься? Кого любишь?»

В результате свободной деятельности с использованием элементов ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается речь и логика мышления.

Работа педагога–тризовца предполагает беседы с детьми на исторические темы: «Путешествие в прошлое одежды», «Посуда рассказывает о своем рождении», «История карандаша» и т.п. Рассматривание объекта в его временном развитии позволяет понять причину постоянных совершенствований, изобретений. Дети начинают понимать, что изобретать – это значит решать противоречие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мы живем в век технологий, в том числе информационно-компьютерных, поэтому современный человек должен быть с детства психологически готов воспринимать все новое, иметь потребность постоянно учиться, и...

"Использование элементов русского фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста" (отчет по самообразованию)

Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в си...

Использование элементов русского фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста

Статья посвящена роли использования элементов устного народного творчества  в развитии речи  дошкольников....

Чек лист описание средств, использования приемов и технологий по развитию речи детей дошкольного возраста

Чек лист описание средств, использования приемов и технологийпо развитию речи детей дошкольного возраста...

Использование информационно – коммуникативных технологий в развитии речи детей дошкольного возраста

Внедрение в деятельность дошкольных образовательных организаций федерального образовательного государственного стандарта трудно представить без применения и использования информационных ресурсов....

Консультация для родителей "Использование элементов русского фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей: «Использование элементов русского фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста» Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговари...