Презентация "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
презентация по логопедии

Марина Анатольевна Седнева

Кроме традиционных речевых задач (формирование звуковой культуры речи, словарной работы, развития грамматического строя и связной речи) особое внимание уделяется:

• владение речью как средством общения и культуры;
• обогащение словаря, развитие связной и грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Подготовил: Седнева М.А. , учитель-логопед

Слайд 2

Речь — чудесный дар природы не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно. (В. А. Сухомлинский) Полноценное владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте — одно из основных условий нормального развития ребенка и дальнейшего его успешного обучения в школе. Кроме традиционных речевых задач (формирование звуковой культуры речи, словарной работы, развития грамматического строя и связной речи) особое внимание уделяется: владение речью как средством общения и культуры; обогащение словаря, развитие связной и грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров . Для реализации поставленных задач педагогам необходимо направить свою деятельность на: формирование речи дошкольников через организацию разнообразной деятельности детей (как самостоятельной, так и специально организованной), создание условий и организации самостоятельной деятельности дошкольников (игровую, художественно-речевую, продуктивную и т. д.), обеспечение ежедневного индивидуального речевого общения с детьми (по его личным вопросам, по литературным произведениям, с использованием малых форм фольклора, по рисункам детей и т. п.), проведение непосредственной образовательной деятельности, - использование новых инновационных форм.

Слайд 3

Основные технологии, применяемые в системе дошкольного образования

Слайд 4

образец, чтение произведения, вопросы, объяснения и указания, обращение к личному опыту детей, подсказ слова или фразы воспитателем, совместный пересказ педагога и ребенка (на начальных ступенях, отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз, пересказ по частям, пересказ по ролям, хоровое проговаривание, игра-драматизация или инсценировка текста Технология наглядного моделирования ; Кинезиология; Б и о э н е р г оп л а с т и ка ; Логоритмика ; Технология ТРИЗ; Синквейн ; « ст ори т елл ин г » ; C крайбинг ; Друдлы Традиционные - (образец рассказа педагога, построчное заучивание стихотворения, поэтапное рассматривание и описание) Инновационные - формирующие творческие способности, развивающие нестандартное видения мира, новое мышление Технологии развития речи

Слайд 5

Мнемотехника «искусство запоминания» (греч.) - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как: 1. Развитие связной речи; 2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации) ; 3. Развитие мелкой моторики рук; 4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.

Слайд 7

Мнемоквадрат – это отдельная карточка — изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие . Например: ребенок ходит в детский сад у него есть шкаф и кроватка. Для того чтобы запомнить где его шкаф и кровать, на них наклеивают картинку, например, «Черепашку». И теперь ребенок знает, что вещи, на которых есть «Черепашка»- его вещи .

Слайд 8

Мнемодорожка – это последовательность четырех или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений.

Слайд 9

Мнемотаблица – это таблица, поделенная на квадраты, в каждый из квадратов заложена определенная информация. Каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание, на основе этих изображение составляется рассказ или учится стих. Глядя на рисунки, ребенок воспроизводит текстовую информацию, так как в этом процессе одновременно задействовано и слуховое и визуальное восприятие. При помощи мнемотаблиц легко можно запомнить большой объем информации.

Слайд 10

Мой мишка (З. Александрова) Я рубашку сшила мишке, Я сошью ему штанишки, Надо к ним карман пришить И конфетку положить

Слайд 11

Пересказ рассказа «Здравствуй, зимушка – зима!»

Слайд 12

Предметно-схематические модели Т. А. Ткаченко

Слайд 13

Коллаж - это учебное пособие, лист картона (плотная бумага или фланелеграф ), на который наклеиваются или накладываются (рисуются) различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Кажущийся беспорядок наложенных на картон картинок и составляет суть коллажа. Это обучающее пособие несет в себе разные задачи. Это и развитие памяти, расширение словарного запаса, образного восприятия и т.д. Данное пособие используется на всех видах занятий. Ребенок учиться связывать все картинки коллажа, составляет сюжеты. Коллажи широко используются в практической работе с детьми. С их помощью у ребенка формируются экологические представления, расширяется словарный запас; развиваются связная речь, зрительная память и логическое мышление. Методика коллаж

Слайд 14

Главная задача коллажа - соединить все картинки, буквы, цифры... между собой. Таким образом, происходит отработка сюжетного метода запоминания.

Слайд 15

Синквейн - игровая технология, как средство успешной коррекции и развития речи дошкольников. Слово « синквейн » происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Синкве й н – эт о сти х о творе н и е , написанное в соответствии с определёнными правилами.

Слайд 16

строка - тема - называется одним словом, обычно существительное или местоимение ), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. строка - это описание темы - в двух словах, чаще всего прилагательные или причастия ), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. строка – это действия – в трёх словах, глаголами или деепричастиями , описывающими характерные действия объекта. строка – это предложение из четырёх слов выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту строка - это одно слово, - резюме , характеризующее суть предмета или объекта, которое выражает настроение.

Слайд 17

Алгоритм составления синквейна Предмет (тема) – одно слово-существительное. Два прилагательных по теме. Три глагола по теме. Предложение по теме. Ассоциация по теме: одно слово-предмет.

Слайд 18

В чём же его эффективность и значимость? Его простота. Синквейн могут составить все. В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои интеллектуальные возможности. Синквейн является игровым приемом. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу. Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. Синквейн помогает пополнить словарный запас. Синквейн учит краткому пересказу. Синквейн помогает развить речь и мышление.

Слайд 19

Когда же начинать знакомство с этим приёмом? В старшем дошкольном возрасте! Целесообразно вначале предлагать детям для прослушива н и я г о товые синкв е йн ы, например: Осень Солнечная, тёплая. Дарит, светится, радует. В парке осыпаются листья. Золото, красота, счастье!

Слайд 20

Пример синквейна Ежик Серый, колючий Фыркает, спит, сворачивается. Мне нравится маленький ежик. Лес.

Слайд 21

СИНКВЕЙН - ЗАГАДКА 1. ? Серый, колючий. Фыркает, спит, сворачивается. Мне нравится этот зверек. Лес.

Слайд 22

Сказкотерапия Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Сказки содействуют развитию речи детей, развивают навыки связной речи. Развивают способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор. Сказки воспитывают послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям. Формируют такие качества как терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу.

Слайд 23

Дидактические сказки (от 3 – х до 6 лет) создаются педагогом для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, складывается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определённых знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания. Художественные сказки способствуют воспитанию нравственных чувств: взаимопомощи, поддержки, сочувствия, долга, ответственности и др. Психологические сказки способствуют преодолению страхов, обретению уверенности в себе и др. Медитативные сказки рассказываются под специальную музыку, помогают расслабиться, снять напряжение. Психокоррекционная сказка – есть возрастные ограничения - рекомендована для детей 11 – 12 лет

Слайд 24

Логоритмика Это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Виды логоритмических упражнений:

Слайд 25

Логоритмика для детей младшего возраста имеет целью стимуляцию речевой и мыслительной активности, развитие и формирование связной речи – это пальчиковая гимнастика, потешки, коротенькие стихи о животных, изображение их по показу педагога. Логоритмика для детей 5-6 лет В этом возрасте упражнения более сложные. Детям нужно освоить не только движения, но и ритм, слова, музыку. Логоритмика для детей 6-7 лет дети могут сами догадаться, или придумать какие движения нужно выполнять в соответствии с содержанием текста, или характером музыки. Мишка косолапый п о лесу идет, (имитируем косолапую ходьбу мишки) Шишки собирает, п есенки поет. (Приседаем - собираем шишки) Шишка отскочила п рямо мишке в лоб. (Легонько ударяем себя ладошкой по лбу) Мишка рассердился И ногою - топ! (Топаем ногой)

Слайд 26

ТРИЗ Теория решения изобретательских задач Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

Слайд 27

ТРИЗ – это технология творчества, цель которой – стимулировать воображение, научить мыслить системно и вместе с тем нестандартно. ТРИЗ располагает конкретными приёмами, правилами, инструментами творчества. В работе с детьми, по данной технологии педагоги придерживаются следующего: Выслушивать каждого желающего. Давать только положительные оценки, они раскрепощают! Говорить: интересно, необычно, хорошо, любопытно! Импровизировать в беседах на занятиях и идти за логикой ребёнка, подчиняясь ей, не навязывая своего мнения. Учить детей возражать взрослым и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что–то взамен или доказывая

Слайд 28

В результате занятий с применением технологии ТРИЗ у детей: Снимается чувство скованности, Преодолевается застенчивость, Развивается воображение, речевая и общая инициатива, Повышается уровень познавательных способностей, что помогает детям освободиться от инерции мышления. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий призванная не заменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

Слайд 29

Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Например, мяч. Какой он? Смеющийся, летающий, вкусный; рассказывающий на ночь сказки . . . Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки “забавные животные”, “пиктограммы”, назвать их и сделать презентацию. “ Левообезьян ”. Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева ...

Слайд 30

Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Темы мозгового штурма для детей. Как обезопасить пешеходов от падающих с крыш сосулек? Как не ссориться с мамой? Надо размешать сахар в стакане с горячим чаем, когда ложечки нет. Что делать? Придумайте насекомое с необычными свойствами. Как спастись герою сказки? Что ему надо сделать? Как космонавтам закреплять летающие по кабине мелкие предметы (ручки, расческу, блокнот...): магнитом, липучкой, скрепкой, пружинным прижимом, булавкой... Какие способы не подойдут?

Слайд 31

Например, задача: вам надо быстро(!) охладить стакан с кипятком. Как быть? Требуется найти 10 решений. Что есть в условии задачи? Стакан, кипяток, вы, кухня и все, что есть на кухне - это ресурс для решения задачи. Используем приемы: "посредник" + физический эффект (переход тепла от горячего к холодному телу). Решения: Добавить холодную воду, заварку или молоко. Налить в блюдечко, в суповую тарелку, в массивную миску. Много раз переливать из стакана в стакан, держа их на большом расстоянии друг от друга. Добавить много варенья или сахара. Переливать через воронку. Погружать холодные ложки. Поставить в морозилку, в кастрюлю с холодной водой, в снег...

Слайд 32

Метод моделирования Игра «Хорошо-плохо» Цель: Формирование у детей чувствительности к противоречиям. Обучение формулированию противоречий. Ход: Дети делятся на две команды. Им показывают карточку с изображением объекта. Определив объект для анализа, команда «X» называет, чем он хорош, а команда «П» - чем плох. За каждый правильный ответ дается жетон. Побеждает та команда, которая наберет больше жетонов. Игра «Зато…» Цель: Формирование у детей чувствительности к противоречиям. Обучение формулированию противоречий. Идет дождь - я не гуляю, ЗАТО могу целый день рисовать. Вышел на улицу и упал в лужу, ЗАТО …

Слайд 33

СТОРИТЕЛЛИНГ СТОРИТЕЛЛИНГ – педагогическая техника, выстроенная в применении истории с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения. Термин «СТОРИТЕЛЛИНГ» возник от английского слова «storytelling» и означает «рассказывание историй» Разработчик методики сторителлинга глава крупной корпорации Дэвид Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга. Сторителлинг – это искусство создавать яркие и запоминающиеся истории.

Слайд 34

способ разнообразить знания, найти подход и з а ин т е р ес о в а т ь любого ребенка СТРУКТУРА СТОРИТЕЛЛИНГА Вступление вызвать у слушателя интерес и увлечь его должно зацепить их внимание и удерживать его. Развитие события - эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или конфликт, о котором рассказывается в вступлении Кульминация когда напряжение доходит до апогея и обстановка начинает выглядеть нестерпимой, появляется разрешение поставленной проблемы. Тайна раскрыта. В конечном итоге находится решение, и этот ответ, как правило, совсем не тот, которого мы ожидали Заключение должно быть краткое заключение, которое подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне - мораль. можно исп ол ь з о в а т ь в проектной деятельности детей Не требует затрат способствует успешной а д а п т а ции де т ей в к олл ек т иве с р еди сверстников объединяет детей и взрослых Можно использовать в любое время и в любом месте ПРЕИМУЩЕСТВА СТОРИТЕЛЛИНГА

Слайд 35

Виды сторителлинга которые можно использовать в работе с детьми:

Слайд 36

ДРУДЛЫ Друдлы – картинки с изображением разных форм, иногда кажущиеся довольно абстрактными. Каждая картинка является маленькой игрой, в которой вам надо придумать, что изображено на картинке. «Друдлы» (в переводе с английского – каракули, загадки) стали известны в 1950-х годах благодаря американскому автору-юмористу Роджеру Прайсу и продюсеру Леонарду Стерну. Изначально они носили исключительно развлекательный характер, но постепенно распространились и в другие сферы, в том числе и в образование.

Слайд 37

Друдлы можно разделить на несколько групп по уровню сложности: простые (друдлы, где имеется немного элементов); - средние (друдлы, где элементов уже больше); сложные (друдлы, где максимальное количество элементов);

Слайд 38

Типовое фантазирование (алгоритм составления сказок) Жил-был кто (что?) Какой он был? ( подбор определений) Какие делал ДОБРЫЕ дела? У ….. было много друзей( кто? что?) И был у него враг. Кто это был? Он был какой? Как он мешал главному герою? Кто мог помочь главному герою и как? Чем закончилась история? ( помирить или развести, но не прогонять, убивать, ломать и т.д.) Выведение жизненного правила (нравственной позиции), которое вкладывается в уста положительного объекта. Придумывание названия сказки. Речевая активность самих детей

Слайд 39

Обучение детей творческому рассказыванию по картине При рассматривании картины используются следующие методические приемы: Игровая мотивация «Волшебная картина» Игра «Подзорная труба» Игра «Фотографирование» Игра «Вхождение в картину» Игра «Живые картинки» Игра «Превращение в объект на картине».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности мнемической деятельности детей с общим недоразвитием речи в возрасте 5 лет и технология её развития на логопедических занятиях

Изучение особенностей памяти детей и применение игровых приёмов и специальных методик по развитию памяти на логопедических занятиях....

современные технологии развития речи детей дошкольного возраста

консультация для педагогов "Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста"...

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология связной речи дошкольников Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология связной речи дошкольников Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хомен...

Консультация для родителей " Физическое развитие детейдошкольного возраста в семье"

Данная консультация предлагает актуальные способы физического воспитания детей в семье....

Трудовое воспитание детейдошкольного возраста

Интерактивная игра " Путешествие по детскому городу профессий "...

«Сторителлинг - одна из инновационных технологий развития речи детейдошкольного возраста»

Повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта воспитателя  с дошкольниками по работе с технологией сторителлинг....