«Использование современных информационных коммуникационных технологий в развитии речи детей дошкольного возраста»
статья по развитию речи (младшая группа)

В данной стаье раскрываетсся использование современных информационных коммуникационных технологий в развитии речи детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.29 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Использование современных информационных коммуникационных технологий в развитии речи детей дошкольного возраста»

В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка - дошкольника. Ведь именно от уровня развития его речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие.

В таких условиях к нам в помощь приходит использование ИКТ, как один из источников мотивации. Возможности их здесь неисчерпаемы, что позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать непосредственно образовательную деятельность более содержательной, интересной, привлекательной и по-настоящему современной.

Согласно исследованиям ведущих специалистов в области компьютеризации образования Е.И. Машбицы, А.И. Яковлева, С.В. Гурьева, и др. к набору существенных преимуществ использования компьютера в обучении перед традиционными занятиями относятся следующие:

- информационные технологии значительно расширяют возможности предоставления учебной информации. (Применение цвета, графики, звука позволяет воссоздать реальный предмет или явление);

- использование компьютера позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению;

- ИКТ вызывают интерес у детей к образовательному процессу, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

В настоящее время ИКТ начинают занимать свою нишу и в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ. Педагоги с помощью интерактивного оборудования, проекторов, компьютеров используют в работе с детьми развивающие программы, что способствует:

- развитию у детей интереса к обучению, познавательной активности, исследовательского поведения, наглядно-образного мышления;

- расширению творческих возможностей самого педагога.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Поэтому тема развития связной речи у детей является актуальной. Актуальность также основывается на таких нормативно-правовых документах, как ФГОС ДО. Образовательная область «Речевое развитие» включает в себя овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. В целевых ориентирах отмечено, что на этапе дошкольного образования ребенок овладевает устной речью, использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, для которой характерно использование языковых средств, свойственных разговорной речи, но не приемлемых в построении монолога, который строится по законам литературного языка. Овладение связной монологической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической. Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека.

У большинства детей дошкольного возраста существует ряд проблем: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. Дети нашей группы не исключение. Поэтому возникла необходимость в поиске эффективных методов решения данных проблем.

Целью моей работы при использовании ИКТ в образовательной деятельности, является, повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий.

Работа с детьми строится в соответствии со следующими принципами:

  1. Принцип активности. Использование ИКТ стимулирует познавательную активность детей, тем самым, повышается интерес к занятиям по развитию речи за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов.
  2. Принцип научности. ИКТ дают возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, неискаженные информационные материалы (фотографии, видеофрагменты, звукозаписи).
  3. Принцип доступности. Наглядные материалы, формы и методы организации образовательной деятельности соответствуют уровню подготовки детей, их возрастным особенностям.
  4. Принцип систематичности и последовательности обучения. Усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе.
  5. Принцип  наглядности. Дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта.
  6. Принцип воспитывающего обучения. Использование ИКТ позволяет воспитывать у детей внимательность, усидчивость.

Исходя из поставленных задач и целей, мной было изучено и проанализировано большое количество методической литературы на предмет использования ИКТ в работе по развитию речи.

Первое, о чем хочу рассказать - это об использовании в опыте работе с детьми электронных мнемотаблиц. Мнемотехника (в переводе с греческого «искусство запоминания») - система методов и приёмов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, эффективное запоминание структуры рассказ. Для того чтобы ребенку было легче научиться правильно формулировать и высказывать свои мысли, применяем специальные мнемосхемы (алгоритмы), которые используются:

- для обогащения словарного запаса;

- при обучении составлению рассказов;

- при пересказах текстов художественной литературы;

-при составлении, отгадывании или загадывании загадок;

- при заучивании стихов.

Конечно в работе использую мультимедийные презентации.

Мультимедийная форма выражения учебной информации наиболее актуальна на сегодняшний день. Презентации позволяют активно вовлекать детей в образовательную деятельность, приобщать дошкольников к миру нового и интересного, не выходя за рамки групповой комнаты.

Так же на занятиях люблю применять электронные демонстрационные материалы: специальные картинки с изображением предметов, в названии которых присутствует заданный звук для работы с детьми по звуковой культуре речи, схемы для определения характеристики звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, глухой – звонкий).

Конечно же, самое интересное для детей это - интерактивные игры. Для обогащения словарного запаса, закрепление звуков, грамматического строя речи, по подготовке к обучению грамоте, для формирования у детей умения вести беседу, инициативно высказываться, задавать вопросы, обобщать в речи свои знания и представления об окружающем мире используются различные интерактивные игры. Так же была создана подборка интерактивных игр, которые вы можно использовать на своих занятиях по развитию речи.

Авторская система работы по развитию связной речи дошкольников посредством использования ИКТ является эффективной. Целенаправленная работа по пополнению предметно-развивающей среды, обновление содержания непосредственно образовательной деятельности, активизация родителей как участников образовательного процесса способствуют достижению поставленных задач.

Данную работу я продолжаю в группе и надеюсь, что мои воспитанники в полной мере овладеют навыками связной речи.

Список литературы

  1. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.
  2. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические аспекты компьютеризации. М.: Педагогика, 1988.
  3. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000 г., № 11.
  4. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997.
  5. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Владос, 2004 г.
  6. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Развитие речи детей 5-6 лет. М.: Вентана – Граф, 2007г.
  7. Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мы живем в век технологий, в том числе информационно-компьютерных, поэтому современный человек должен быть с детства психологически готов воспринимать все новое, иметь потребность постоянно учиться, и...

Обобщение педагогического опыта "Использование современных информационно-коммуникационных технологий в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста"

Название: «Использование  современных информационно-коммуникационных технологий в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста»Тип материала: обобщение педагогического опытаОбразо...

«Использование современных информационных коммуникационных технологий в развитии речи детей с ОНР»

laquo;Использование современных информационных коммуникационных технологий в развитии речи детей с ОНР»...

«Использование современных информационных коммуникационных технологий в развитии речи детей дошкольного возраста»

В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка - дошкольника. Ведь именно от уровня развития его речевых способностей з...

Использование информационно – коммуникативных технологий в развитии речи детей дошкольного возраста

Внедрение в деятельность дошкольных образовательных организаций федерального образовательного государственного стандарта трудно представить без применения и использования информационных ресурсов....

Использование современных методов и технологий в развитии речи детей раннего возраста

Использование современных методов и технологий в развитии речи детей раннего возраста...