Главные вкладки

    Конспект итогового интегрированного занятия по развитию речи на тему «Весна» в средней группе.
    план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

    Конспект

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razvitie_rechi_vesna_v_sredney_gruppe.doc72.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект итогового интегрированного занятия  по развитию речи на тему «Весна» в средней группе.

    Цель :  обогащать словарь по лексической теме “Весна”.

    Задачи:

    1. Закреплять знания о признаках весны; выявлять простейшие причинно-следственные связи; формировать умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; расширять словарь за счет имен существительных – названий детенышей диких животных (медвежонок, лисята, зайчата, бельчата, волчата).
    2. Развивать общую и мелкую моторику, речевое дыхание, слуховое и зрительное внимание, память, мышление.
    3. Воспитывать бережное отношение к природе.

    Предварительная работа:

    Беседы, составление  описательных  рассказов о весне, наблюдение сезонных изменениях в природе, чтение художественной литературы о весне, рассматривание иллюстраций с весенними пейзажами, слушание звуков природы (журчание ручья, капель, пение птиц, звуки леса и т.д.), заучивание стихотворений о весне, загадывание загадок.

    Дать представление детям об изменениях в жизни диких животных весной, о перелетных птицах, используя беседы, картинки, различные игры: “Отгадаем и расскажем”, “Где же детки?”, “Узнаем маму”, “Мамы и дети”, “Отгадай по описанию” и др.

    Разучивание подвижных игр, чистоговорок.

    Оборудование: картинки, с изображением характерных признаков весны,  игрушки: большой и маленький медведи, картинки с изображением диких животных и их детенышей, звукозапись “голоса птиц”, кукла с набороми зимней и весенней одежды, скворечник, заготовки - ладошки-лучики,

    План занятия:

    1.Организационный момент.

    -введение в тему занятия «Весна»;

    -антонимы зима-весна;

    2.Развитие речи. Актуализация лексики по теме «Весна».

    -рассматривание картин и ответы детей на вопросы воспитателя;

    -развитие умения обозначать качества, свойства изображённых на картинке предметов с помощью прилагательных, формирование грамматического строя речи;

    -солнечная зарядка;

    -подбор прилагательных-синонимов;

    3. Пальчиковая гимнастика «Покачай лодку».

    4. Игра “У кого кто родился?»

    5. Развитие речевого дыхания.                                                                                                                                       6.Физминутка “Подснежники просыпаются”

    7. Слушание аудиозаписи со звуками птиц.

    8. Чистоговорка «Весна пришла».

    9. Игра “Мама и детеныш”.   

     

    1.Организационный момент.

    -Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не обычное занятие, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем  друг - друга и наших дорогих гостей словами:

    -Доброе утро, скорей проснитесь, солнцу шире улыбнитесь!

    -Надеюсь, что сегодня вы будете внимательными, дружными и активными.

    1).Введение в тему «Весна»

    -Ребята, о чём  будем беседовать на занятии, вы узнаете, если отгадаете загадку:

    Тает снежок,

    Ожил лужок.

    День прибывает.

    Когда это бывает?

    -Весной!

    -Правильно! Сегодня мы поговорим о весне.

    Весна - это самое красивое время года. Поэты и художники тоже воспевали весну в своих произведениях. Вот послушайте стихотворение А. Плещеева:

    Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною.

    Засвищут скоро соловьи, и лес оденется листвою!

    Чиста небесная лазурь, теплей и ярче солнце стало;

    Пора метелей злых и бурь опять надолго миновала!

    - Ребята, а вы знаете стихи о весне, кто расскажет?

    Стихотворение И. Токмаковой «Весна»:

    К нам весна шагает

    Быстрыми шагами,

    И сугробы тают

    Под ее ногами.

    Черные проталины

    На полях видны.

    Верно, очень теплые

    Ноги у весны.

    -Молодцы!

    -Ребята, а какие весенние месяцы вы знаете?

    -Пришла весна и каждый рад

    Спешит весна и месяц ---------(март)

    За ним другой стучится в дверь

    Он называется---------(апрель)

    И третий месяц вспоминай

    Как называется он--------(май)

     

      -Арина, ещё раз назови три весенних месяца.

    -Март, апрель, май.

    -Правильно!

    .Приходит в гости кукла Маша.

    -Ребята, вы заметили  к нам ещё одна маленькая гостья заглянула?

    Кто же это?. Да, конечно, вы узнали- это же кукла Маша. Она собралась на прогулку. Как вы думаете, правильно ли  она одета?

    -Нет, она надела зимнюю одежду.

    -Ребята, Маша пока не знает, как правильно одеваться весной, потому что,  она родилась осенью, а весну ещё ни разу не видела.

    Вот и не знает ничего о весне-красавице.

    Расскажем ей о весне? Хорошо! А ты ,Маша , посиди и внимательно слушай детей.

    - А вы сами  весну с зимой не перепутаете? Давайте проверим.

    2).Развитие умения подбирать антонимы.

    Зима ушла, а весна -…….(пришла).

    Зима холодная, а весна -……(тёплая).

    Зимой солнце светит, а весной -……(греет).

    Зимой сугробы высокие, а весной -……..(низкие)

    Зимой надевают шубы, а весной - ……….(куртки)

    Всё правильно ответили, молодцы!

    -Видишь, МАШЕНЬКА, как много знают наши дети.

    2. Актуализация лексики по теме «Весна»

    Работа по картинкам, развитие связной речи.

    -Ребята, скажите пожалуйста, а ещё какие изменения в природе подсказывают нам, что наступила весна.

    2. Посмотрите, пожалуйста в окно. Что же там так весело нам улыбается?

    Конечно, же, солнышко!  

    - Вот и кончилась зима,
    Радуйтесь, пришла весна!
    Первым солнышко проснулось,

    добрым людям улыбнулось

    Солнышко светит всё ярче и ярче. Балует нас своими тёплыми, нежными лучиками.

    -Ребята, а давайте с вами сделаем солнечную зарядку.

    -Что выше леса? (поднимаем руки вверх, тянемся на носочках)

    -Что ярче света? (руки вытягиваем вперед)

    -Быть может солнце в сердце этом? ( Руки на грудь, слушаем, как стучит сердце, и касаемся друг-друга ладошками).

      Весеннее солнце такое же доброе, как наши сердца! У нас в группе своё солнышко, оно даёт нам  тепло, а давайте, ребята, мы тоже подарим солнышку частичку своего тепла, подарим лучики, которые мы приготовили из ладошек. И при этом его красиво назовём. Чтобы оно согревало нас еще больше. -Какое же  у нас  солнышко?

    -Яркое, ласковое, доброе, тёплоё,  жёлтое, круглое, ласковое, радостное, весёлое, румяное, лучистое, жаркое, доброе, весеннее, любимое, нежное, большое, светлое.

     Дети добавляют лучики – ладошки к заготовке из картона, подбирая прилагательные

    -Вот какое солнышко у нас получилось, и в группе  стало ещё ярче и теплее.

    3)-Ребята, весна украшает все вокруг. Не забывает она и про наши дома.

    А как же она это делает - отгадайте!

    -С крыши вниз свисает

    Острая рогулька.

    Капли вниз бросает

    Мокрая…

    -Сосулька!

    -Ещё одна примета - появляются сосульки.

    4)-А когда пригревает солнышко, сосульки начинают таять, падают капли кап-кап-кап. Начинается капель. Повторяем:

    -Кап-кап-кап!

    Капает капель

    -А что ещё происходит, когда греет солнышко весной?

    Тает снег.

    Тают весело снега,        
    Вместо улицы – река.

    -Расстаял снег, появились проталины

    А что же  это ?  ПРОТАЛИНА - этоместо, где стаял снег и открылась земля

    5)    -На проталинах появляются первые цветочки .

    Их называют подснежниками. Ребята, подснежник-это первый вестник весны.

    Какие они  красивые. Многие люди хотят, что бы такая красота была у них дома и рвут цветы. А скажите, подснежники можно рвать? (Дети: Нет.) Почему?

    Если я сорву цветок

    Если ты сорвешь цветок

    Если все: и я и ты

    Если мы сорвем цветы

    Опустеют все поляны

    И не будет красоты!    

     Если увидите подснежник в лесу, не срывайте его. Он занесён в красную книгу. Это редкое и охраняемое растение.

    .Физминутка “Подснежники просыпаются”

    В: Ребята, а вы хотели бы стать весенними цветами – подснежниками.

    В: Сейчас свершится чудесное превращение. Влево – вправо повернись и в подснежник превратись.

    Дети садятся на корточки и закрывают глаза.

    Вот подснежники проснулись, 
    Улыбнулись, потянулись. 
    Раз – росой они умылись. 
    Два – изящно покружились. 
    Три – нагнулись и присели. 
    И на солнце поглядели.

    Встают и протирают глаза.
    Улыбаются и потягиваются.
    Умываются.
    Кружатся.
    Наклоняются и приседают.
    Поднимают голову вверх.

    6).А во что превращается растаявший снег?

    Снежок растаял и с полей

    Бежит проворливый

    Дети: ручей !

    -А что можно делать на улице, когда текут ручейки?

    - Пускать кораблики, лодочки.

    Я знаю, вы тоже любите лодочки. Давайте сделаем гимнастику для пальчиков «Покачай лодку».

    7.Пальчиковая гимнастика «Покачай лодку»

    Долго лодочку качало.                –Кисти рук влево- вправо.

    Ветер стих и лодка встала.         –Руки ладонями вверх, пальцы лодочкой.

     –А как меняются деревья?

    — На деревьях и кустарниках набухают почки. А как это происходит, мы с вами наблюдали в группе. (Подходим к веткам в вазе.)

     Солнце стало ярче греть,
    Вот набухли почки,

    Скоро уж появятся
    Нежные листочки.

    Воспит.: Только у нас почки набухли почему-то гораздо быстрее. Почему, как вы думаете? (Ответы детей: потому что в группе теплее, чем на улице). Правильно, поэтому и зимой все деревья и кустарники спят, а с наступлением весны начинают просыпаться.

     -Весна приводит за собой своих друзей, возвращаются перелётные птицы, которые боятся холодов и на зиму улетают в теплые края.

    -А какие птицы прилетают первыми:

    -Грачи, скворцы.

    Он в черной одежде,

    Но все – таки врач.

    Спасает поля

    От вредителей грач

    -А что же в это время происходит в лесу? Звери просыпаются и у зверей появляются детеныши.

    8. Развитие речевого дыхания.

    -Ребята, когда снег совсем - совсем  растает, что же тогда появится?

    -Травка.

    -Травка какая?

    -Зелёная, нежная, маленькая.

     По весенней травке гуляет весенний ветерок. Он ещё очень слабенький. Давайте поможем ветерку. (Дети дуют на ладошку- развитие речевого дыхания).

    -Как шумит ветерок?

    -Ш-ш-ш

    -А в травке зашевелились первые весенние жучки. Как жучки жужжат?

    -Ж-ж-ж.

    -А как вы думаете, где может быть медведь весной?

    -Спит, не проснулся ещё от зимней спячки.

    -Весна давно пришла! А медведь до сих пор спит ещё в берлоге! Давайте-ка разбудим его.

    9. Чистоговорка «Весна пришла» В: Весна давно пришла! А медведь до сих пор спит еще в берлоге! Давайте-ка разбудим его.

    Чистоговорка “Весна пришла”

    Ла-ла– ла к на весна пришла. 
    Ло-ло-ло в лесу тепло. 
    Пель-пель-пель– капает капель. 
    Ля-ля-ля расцветай, земля! 
    Леть-леть-леть просыпайся, медведь!

    Хлопают в ладоши.
    Сжимают и разжимают пальцы.
    Ударяют указательным пальцем по ладони. 
    Делают “фонарики”.
    Топают ногами.

    10. Игра “Мама и детеныш”

    В: Медведь зашевелился! Да, это не медведь, а медведица с медвежонком. Медвежонок у медведицы родился зимой. Давайте рассмотрим медведицу с медвежонком.

    В: Где здесь мама, а где ее детеныш? Как вы поняли? (Мама большая, детеныш маленький.) Правильно. Теперь я буду называть, что есть у медведицы, а вы, что есть у медвежонка.

    У медведицы глаза, а у медвежонка глазки.
    У медведицы нос, а у медвежонка носик.
    У медведицы уши, а у медвежонка ушки.
    У медведицы лапы, а у медвежонка лапки. 
    У медведицы хвост, а у медвежонка хвостик. 
    У медведицы спина, а у медвежонка спинка.
    У медведицы живот, а у медвежонка животик.

    11. Игра “У кого кто родился?» Работа ко картине.          

    - Ребята, не только у медведицы появились детеныши, но и у других лесных зверей весной появляются дети. Воспитатель обращает внимание детей на картинки с изображение животных и детенышей.

    -Назовите, у кого кто появился.

    Дети называют животных и их детенышей.

    (У лисицы лисята. У зайчихи зайчата. У волчицы волчата. У белки бельчата.)

    - Молодцы, все сегодня хорошо поработали. Я предлагаю вам сейчас нарисовать весну и подарить рисунки Маше, чтобы она никогда не забыла это прекрасное время года. А чтобы к вам пришло вдохновение я предлагаю послушать голоса птиц.

     Слушание аудиозаписи со звуками птиц.

    (Дети рисуют весну)

     Завершение занятия. Повторение, закрепление, обобщение материала.

    - Дети, о каком времени года мы говорили сегодня?

    - О весне.

    - Какие весенние месяцы вы знаете?

    - Март, апрель, май.

    Давайте составим рассказ о весне по этой картине.

    - Весной становится теплее, солнце сильно нагревает землю, появляются цветы и трава, тает снег, прилетают птицы из тёплых стран. Дети пускают кораблики и вешают скворечники. Весну все любят.

    Ребята, как вы думаете, МАША теперь знает , что такое весна?

    -Да!

    Я тоже надеюсь, что мы помогли МАШЕ. А я ещё хочу ей подарить вот такую курточку и шапочку, чтобы она немедленно поменяла свою зимнюю одежду.

    Давайте всем скажем до свидания , до новых встречь!

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект итогового интегрированного занятия по развитию речи на тему: "Весна" в средней группе.

    Данный конспект поможет уточнить характерные признаки весны, выявить простейшие причинно-следственные связи, активизировать качественный словарь и многое другое....

    Итоговое занятие по развитию речи на тему: «Весна» в средней группе

    Итоговое занятие по развитию речиВыявить уровень знаний детей.- уточнить характерные признаки весны;- выявлять простейшие причинно-следственные связи...

    Занятие по развитию речи на тему: «Весна» в средней группе

    Занятие по развитию речи на тему:   «Весна» в средней группе...

    Конспект итогового занятия по развитию речи и рисованию во второй младшей группе "Весна пришла"

    Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие», «Речевое развитие»«Художественно-эстетическое развитие» «Физическое развитие»«Социально – коммуникативное развит...

    Итоговое занятие по развитию речи на тему: «Весна» в средней группе

    Тема: “Весна“Цель:-Выявить уровень знаний детей.- уточнить характерные признаки весны;- выявлять простейшие причинно-следственные связи;- развивать зрительное восприятие, слуховое и зрител...

    Конспект итоговой ООД по развитию речи и окружающему миру в старшей группе на тему "Весна"

    Цель конспекта обобщить представления детей о весне, обогатить речь, пополнить лексику разнообразием слов-определений, сформировать умение соотносить явления природы с весной....

    Конспект итогового занятия по развитию речи на тема: «Весна».

    Цель: развитие связной, грамматически правильной речи.Программные задачи:- связная речь: учить пересказывать рассказ, замечать не соответствие с текстом в пересказах товарищей;- словарь и граммат...