Конспект итогового интегрированного занятия по развитию речи на тему «Весна» в средней группе.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_vesna_v_sredney_gruppe.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект итогового интегрированного занятия  по развитию речи на тему «Весна» в средней группе.

Цель :  обогащать словарь по лексической теме “Весна”.

Задачи:

  1. Закреплять знания о признаках весны; выявлять простейшие причинно-следственные связи; формировать умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; расширять словарь за счет имен существительных – названий детенышей диких животных (медвежонок, лисята, зайчата, бельчата, волчата).
  2. Развивать общую и мелкую моторику, речевое дыхание, слуховое и зрительное внимание, память, мышление.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

Беседы, составление  описательных  рассказов о весне, наблюдение сезонных изменениях в природе, чтение художественной литературы о весне, рассматривание иллюстраций с весенними пейзажами, слушание звуков природы (журчание ручья, капель, пение птиц, звуки леса и т.д.), заучивание стихотворений о весне, загадывание загадок.

Дать представление детям об изменениях в жизни диких животных весной, о перелетных птицах, используя беседы, картинки, различные игры: “Отгадаем и расскажем”, “Где же детки?”, “Узнаем маму”, “Мамы и дети”, “Отгадай по описанию” и др.

Разучивание подвижных игр, чистоговорок.

Оборудование: картинки, с изображением характерных признаков весны,  игрушки: большой и маленький медведи, картинки с изображением диких животных и их детенышей, звукозапись “голоса птиц”, кукла с набороми зимней и весенней одежды, скворечник, заготовки - ладошки-лучики,

План занятия:

1.Организационный момент.

-введение в тему занятия «Весна»;

-антонимы зима-весна;

2.Развитие речи. Актуализация лексики по теме «Весна».

-рассматривание картин и ответы детей на вопросы воспитателя;

-развитие умения обозначать качества, свойства изображённых на картинке предметов с помощью прилагательных, формирование грамматического строя речи;

-солнечная зарядка;

-подбор прилагательных-синонимов;

3. Пальчиковая гимнастика «Покачай лодку».

4. Игра “У кого кто родился?»

5. Развитие речевого дыхания.                                                                                                                                       6.Физминутка “Подснежники просыпаются”

7. Слушание аудиозаписи со звуками птиц.

8. Чистоговорка «Весна пришла».

9. Игра “Мама и детеныш”.   

 

1.Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не обычное занятие, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем  друг - друга и наших дорогих гостей словами:

-Доброе утро, скорей проснитесь, солнцу шире улыбнитесь!

-Надеюсь, что сегодня вы будете внимательными, дружными и активными.

1).Введение в тему «Весна»

-Ребята, о чём  будем беседовать на занятии, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Тает снежок,

Ожил лужок.

День прибывает.

Когда это бывает?

-Весной!

-Правильно! Сегодня мы поговорим о весне.

Весна - это самое красивое время года. Поэты и художники тоже воспевали весну в своих произведениях. Вот послушайте стихотворение А. Плещеева:

Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи, и лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь, теплей и ярче солнце стало;

Пора метелей злых и бурь опять надолго миновала!

- Ребята, а вы знаете стихи о весне, кто расскажет?

Стихотворение И. Токмаковой «Весна»:

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под ее ногами.

Черные проталины

На полях видны.

Верно, очень теплые

Ноги у весны.

-Молодцы!

-Ребята, а какие весенние месяцы вы знаете?

-Пришла весна и каждый рад

Спешит весна и месяц ---------(март)

За ним другой стучится в дверь

Он называется---------(апрель)

И третий месяц вспоминай

Как называется он--------(май)

 

  -Арина, ещё раз назови три весенних месяца.

-Март, апрель, май.

-Правильно!

.Приходит в гости кукла Маша.

-Ребята, вы заметили  к нам ещё одна маленькая гостья заглянула?

Кто же это?. Да, конечно, вы узнали- это же кукла Маша. Она собралась на прогулку. Как вы думаете, правильно ли  она одета?

-Нет, она надела зимнюю одежду.

-Ребята, Маша пока не знает, как правильно одеваться весной, потому что,  она родилась осенью, а весну ещё ни разу не видела.

Вот и не знает ничего о весне-красавице.

Расскажем ей о весне? Хорошо! А ты ,Маша , посиди и внимательно слушай детей.

- А вы сами  весну с зимой не перепутаете? Давайте проверим.

2).Развитие умения подбирать антонимы.

Зима ушла, а весна -…….(пришла).

Зима холодная, а весна -……(тёплая).

Зимой солнце светит, а весной -……(греет).

Зимой сугробы высокие, а весной -……..(низкие)

Зимой надевают шубы, а весной - ……….(куртки)

Всё правильно ответили, молодцы!

-Видишь, МАШЕНЬКА, как много знают наши дети.

2. Актуализация лексики по теме «Весна»

Работа по картинкам, развитие связной речи.

-Ребята, скажите пожалуйста, а ещё какие изменения в природе подсказывают нам, что наступила весна.

2. Посмотрите, пожалуйста в окно. Что же там так весело нам улыбается?

Конечно, же, солнышко!  

- Вот и кончилась зима,
Радуйтесь, пришла весна!
Первым солнышко проснулось,

добрым людям улыбнулось

Солнышко светит всё ярче и ярче. Балует нас своими тёплыми, нежными лучиками.

-Ребята, а давайте с вами сделаем солнечную зарядку.

-Что выше леса? (поднимаем руки вверх, тянемся на носочках)

-Что ярче света? (руки вытягиваем вперед)

-Быть может солнце в сердце этом? ( Руки на грудь, слушаем, как стучит сердце, и касаемся друг-друга ладошками).

  Весеннее солнце такое же доброе, как наши сердца! У нас в группе своё солнышко, оно даёт нам  тепло, а давайте, ребята, мы тоже подарим солнышку частичку своего тепла, подарим лучики, которые мы приготовили из ладошек. И при этом его красиво назовём. Чтобы оно согревало нас еще больше. -Какое же  у нас  солнышко?

-Яркое, ласковое, доброе, тёплоё,  жёлтое, круглое, ласковое, радостное, весёлое, румяное, лучистое, жаркое, доброе, весеннее, любимое, нежное, большое, светлое.

 Дети добавляют лучики – ладошки к заготовке из картона, подбирая прилагательные

-Вот какое солнышко у нас получилось, и в группе  стало ещё ярче и теплее.

3)-Ребята, весна украшает все вокруг. Не забывает она и про наши дома.

А как же она это делает - отгадайте!

-С крыши вниз свисает

Острая рогулька.

Капли вниз бросает

Мокрая…

-Сосулька!

-Ещё одна примета - появляются сосульки.

4)-А когда пригревает солнышко, сосульки начинают таять, падают капли кап-кап-кап. Начинается капель. Повторяем:

-Кап-кап-кап!

Капает капель

-А что ещё происходит, когда греет солнышко весной?

Тает снег.

Тают весело снега,        
Вместо улицы – река.

-Расстаял снег, появились проталины

А что же  это ?  ПРОТАЛИНА - этоместо, где стаял снег и открылась земля

5)    -На проталинах появляются первые цветочки .

Их называют подснежниками. Ребята, подснежник-это первый вестник весны.

Какие они  красивые. Многие люди хотят, что бы такая красота была у них дома и рвут цветы. А скажите, подснежники можно рвать? (Дети: Нет.) Почему?

Если я сорву цветок

Если ты сорвешь цветок

Если все: и я и ты

Если мы сорвем цветы

Опустеют все поляны

И не будет красоты!    

 Если увидите подснежник в лесу, не срывайте его. Он занесён в красную книгу. Это редкое и охраняемое растение.

.Физминутка “Подснежники просыпаются”

В: Ребята, а вы хотели бы стать весенними цветами – подснежниками.

В: Сейчас свершится чудесное превращение. Влево – вправо повернись и в подснежник превратись.

Дети садятся на корточки и закрывают глаза.

Вот подснежники проснулись, 
Улыбнулись, потянулись. 
Раз – росой они умылись. 
Два – изящно покружились. 
Три – нагнулись и присели. 
И на солнце поглядели.

Встают и протирают глаза.
Улыбаются и потягиваются.
Умываются.
Кружатся.
Наклоняются и приседают.
Поднимают голову вверх.

6).А во что превращается растаявший снег?

Снежок растаял и с полей

Бежит проворливый

Дети: ручей !

-А что можно делать на улице, когда текут ручейки?

- Пускать кораблики, лодочки.

Я знаю, вы тоже любите лодочки. Давайте сделаем гимнастику для пальчиков «Покачай лодку».

7.Пальчиковая гимнастика «Покачай лодку»

Долго лодочку качало.                –Кисти рук влево- вправо.

Ветер стих и лодка встала.         –Руки ладонями вверх, пальцы лодочкой.

 –А как меняются деревья?

— На деревьях и кустарниках набухают почки. А как это происходит, мы с вами наблюдали в группе. (Подходим к веткам в вазе.)

 Солнце стало ярче греть,
Вот набухли почки,

Скоро уж появятся
Нежные листочки.

Воспит.: Только у нас почки набухли почему-то гораздо быстрее. Почему, как вы думаете? (Ответы детей: потому что в группе теплее, чем на улице). Правильно, поэтому и зимой все деревья и кустарники спят, а с наступлением весны начинают просыпаться.

 -Весна приводит за собой своих друзей, возвращаются перелётные птицы, которые боятся холодов и на зиму улетают в теплые края.

-А какие птицы прилетают первыми:

-Грачи, скворцы.

Он в черной одежде,

Но все – таки врач.

Спасает поля

От вредителей грач

-А что же в это время происходит в лесу? Звери просыпаются и у зверей появляются детеныши.

8. Развитие речевого дыхания.

-Ребята, когда снег совсем - совсем  растает, что же тогда появится?

-Травка.

-Травка какая?

-Зелёная, нежная, маленькая.

 По весенней травке гуляет весенний ветерок. Он ещё очень слабенький. Давайте поможем ветерку. (Дети дуют на ладошку- развитие речевого дыхания).

-Как шумит ветерок?

-Ш-ш-ш

-А в травке зашевелились первые весенние жучки. Как жучки жужжат?

-Ж-ж-ж.

-А как вы думаете, где может быть медведь весной?

-Спит, не проснулся ещё от зимней спячки.

-Весна давно пришла! А медведь до сих пор спит ещё в берлоге! Давайте-ка разбудим его.

9. Чистоговорка «Весна пришла» В: Весна давно пришла! А медведь до сих пор спит еще в берлоге! Давайте-ка разбудим его.

Чистоговорка “Весна пришла”

Ла-ла– ла к на весна пришла. 
Ло-ло-ло в лесу тепло. 
Пель-пель-пель– капает капель. 
Ля-ля-ля расцветай, земля! 
Леть-леть-леть просыпайся, медведь!

Хлопают в ладоши.
Сжимают и разжимают пальцы.
Ударяют указательным пальцем по ладони. 
Делают “фонарики”.
Топают ногами.

10. Игра “Мама и детеныш”

В: Медведь зашевелился! Да, это не медведь, а медведица с медвежонком. Медвежонок у медведицы родился зимой. Давайте рассмотрим медведицу с медвежонком.

В: Где здесь мама, а где ее детеныш? Как вы поняли? (Мама большая, детеныш маленький.) Правильно. Теперь я буду называть, что есть у медведицы, а вы, что есть у медвежонка.

У медведицы глаза, а у медвежонка глазки.
У медведицы нос, а у медвежонка носик.
У медведицы уши, а у медвежонка ушки.
У медведицы лапы, а у медвежонка лапки. 
У медведицы хвост, а у медвежонка хвостик. 
У медведицы спина, а у медвежонка спинка.
У медведицы живот, а у медвежонка животик.

11. Игра “У кого кто родился?» Работа ко картине.          

- Ребята, не только у медведицы появились детеныши, но и у других лесных зверей весной появляются дети. Воспитатель обращает внимание детей на картинки с изображение животных и детенышей.

-Назовите, у кого кто появился.

Дети называют животных и их детенышей.

(У лисицы лисята. У зайчихи зайчата. У волчицы волчата. У белки бельчата.)

- Молодцы, все сегодня хорошо поработали. Я предлагаю вам сейчас нарисовать весну и подарить рисунки Маше, чтобы она никогда не забыла это прекрасное время года. А чтобы к вам пришло вдохновение я предлагаю послушать голоса птиц.

 Слушание аудиозаписи со звуками птиц.

(Дети рисуют весну)

 Завершение занятия. Повторение, закрепление, обобщение материала.

- Дети, о каком времени года мы говорили сегодня?

- О весне.

- Какие весенние месяцы вы знаете?

- Март, апрель, май.

Давайте составим рассказ о весне по этой картине.

- Весной становится теплее, солнце сильно нагревает землю, появляются цветы и трава, тает снег, прилетают птицы из тёплых стран. Дети пускают кораблики и вешают скворечники. Весну все любят.

Ребята, как вы думаете, МАША теперь знает , что такое весна?

-Да!

Я тоже надеюсь, что мы помогли МАШЕ. А я ещё хочу ей подарить вот такую курточку и шапочку, чтобы она немедленно поменяла свою зимнюю одежду.

Давайте всем скажем до свидания , до новых встречь!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового интегрированного занятия по развитию речи на тему: "Весна" в средней группе.

Данный конспект поможет уточнить характерные признаки весны, выявить простейшие причинно-следственные связи, активизировать качественный словарь и многое другое....

Итоговое занятие по развитию речи на тему: «Весна» в средней группе

Итоговое занятие по развитию речиВыявить уровень знаний детей.- уточнить характерные признаки весны;- выявлять простейшие причинно-следственные связи...

Занятие по развитию речи на тему: «Весна» в средней группе

Занятие по развитию речи на тему:   «Весна» в средней группе...

Конспект итоговой ООД по развитию речи и окружающему миру в старшей группе на тему "Весна"

Цель конспекта обобщить представления детей о весне, обогатить речь, пополнить лексику разнообразием слов-определений, сформировать умение соотносить явления природы с весной....

Конспект итогового занятия по развитию речи на тема: «Весна».

Цель: развитие связной, грамматически правильной речи.Программные задачи:- связная речь: учить пересказывать рассказ, замечать не соответствие с текстом в пересказах товарищей;- словарь и граммат...

Конспект итогового занятия по развитию речи на тему « Продукты питания» ( средняя гр.)

Цели: - закрепить и систематизировать знания детей о продуктах питания; - формировать умение детей правильно называть продукты питания, обобщающие понятия «продукты питания», упр...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи на тему Весна в средней группе

Обогащать словарь по лексической теме Весна.Закреплять знания о признаках весны,воспитывать бережное отношение к природе...