Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Чтение сказки "Снегурочка"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Каштанова Галина Александровна

предлагаю конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе "Чтение русской  народной сказки "Снегурочка".  (прилагаются иллюстрации).

Скачать:


Предварительный просмотр:

52931197_skazki0131

52931250_skazki0132

52932035_skazki0133

52932151_skazki0134

52932192_skazki0135

52932755_skazki0140

52932818_skazki0141

Тема: «Чтение русской народной сказки «Снегурочка» в подготовительной к школе группе.

Форма проведения: литературно – художественная гостиная.

Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Снегурочка».

Задачи: Формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы.

   Развивать восприятие образа Снегурочки, созданного средствами живописи.

   Формировать навыки связной речи, умение четко, ясно выражать чувства, используя в речи прилагательные. Обогащать активный словарь образными словами и выражениями (люди добрые, красны девицы, разудалые молодцы русские).

   Учить выражать эмоциональную отзывчивость на образ героини через изобразительную деятельность.

   Воспитывать любовь к русскому устному народному творчеству.

   Материалы, оборудование:  текст сказки «Снегурочка», иллюстрации к сказке, запись оперы «Снегурочка».

   Словарная работа: «неможится», «души не чаю», «свечерело» и т. д.

   Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстрации, чтение русской народной сказки «Морозко», «Два Мороза», создание альбомов «В мире сказок» (рисунки детей), «Сочини сказку».

   Планируемые результаты: эмоционально реагируют на литературные и художественные произведения; определяют настроение  и характер изобразительного творчества.

   Ход мероприятия:

   1. Организационный момент.  (Вводный этап)

   В.: - Поздоровайтесь с гостями, ребята! А я поздороваюсь словами из сказки: - Здравствуйте, люди добрые!

- Здравствуйте, разудалые молодцы русские! (мальчикам).

- Здравствуйте, девицы красные, милые и прекрасные! (девочкам).

   В.: - Я рада приветствовать вас в нашей литературно – художественной гостиной.

   2 часть. Основная.  (Основной этап).

   В.: - «В мире много сказок – грустных и смешных.

             И прожить на свете нам нельзя без них».

   В.: - Очень часто в сказках описывается красота, ум и доброта молодых девушек, давайте вспомним этих героинь.

   2. Дидактическое упражнение: «Назови героиню и название сказки».

   В.: - Сегодня в гостиной разместились иллюстрации. Рассмотрите их, и скажите, к какой они сказке?  («Снегурочка»).

   3. Чтение сказки.

   В.: - Давайте вместе прочитаем русскую народную сказку «Снегурочка».  «Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается».    

Русская   народная сказка «Снегурочка»

   Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе — детей у них не было.        

   Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают.

  •  А что, старуха, — говорит старик, — давай мы себе из снега
    дочку сделаем.
  • Давай, — говорит старуха.         
  • Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежный ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок.  Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на           стариков и улыбается.  

Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег — и вышла из сугроба живая девочка.          

Обрадовались старики, привели ее в избу. Глядят на нее, не налюбуются.

И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе.                                                                                                       Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. Со всеми  ласковая,  приветливая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню запоет — заслушаешься.

   Прошла зима.

   Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела трава на           проталинах, запели жаворонки.  

   А Снегурочка вдруг запечалилась.

  • Что с тобой, дочка? — спрашивают старики. — Что ты такая
    невеселая стала? Иль тебе неможется?
  • Ничего, батюшка, ничего, матушка, я здорова.

   Вот и последний снег растаял, зацвели цветы на лугах, птицы прилетели.

   А Снегурочка день ото дня все печальнее, все молчаливее становится. От солнца прячется. Все бы ей тень да холодок, а еще лучше - дождичек. 

   Раз надвинулась черная туча, посыпался крупный град. Обрадовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному. А как снова выглянуло солнышко, и град растаял, Снегурочка заплакала, да так горько, словно сестра по родному брату.         

   За весной лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу, зовут Снегурочку:

  • Идем с нами, Снегурочка, в лес гулять, песни петь, плясать.
      Не хотелось Снегурочке в лес идти, да старуха ее уговорила:
  • Пойди, дочка, повеселись с подружками!         
  • Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы собирать, венки плести, песни петь, хороводы водить. Только одной Снегурочке по-прежнему невесело.           
  • А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костер и давай все друг за дружкой через огонь прыгать. Позади всех и Снегурочка встала. Побежала она в свой черед за подружками. Прыгнула над огнем и вдруг растаяла , обратилась в белое облачко.           
  • Поднялось облачко высоко и пропало в небе. Только и услышали подружки, как позади  простонало что-то жалобно: «Ау!» Обернулись они — а Снегурочки нет.

   Стали они кликать ее:

—        Ау, ау, Снегурочка!

   Только эхо им в лесу откликнулось.

Беседа по  содержанию:

 - Понравилась сказка?

 - Расскажите, как появилась Снегурочка у деда и бабы?

 - Какой получилась у стариков доченька?

 - Красивая?

 - А какими словами в русских сказках говорят о красивых девушках?

 - Какими словами описывается Снегурочка, вспоминайте.

 -  Вспомните, какое настроение было у Снегурочки зимой?

 -  Какая она была? Опишите её.

Радостная была Снегурочка,  вот какая.     

Изобразите радость на лицах, посмотрите какие вы все добрые, радостные. Молодцы.

- Какой стала Снегурочка с приходом лета? Опишите её.  

Вот какая, грустная, невеселая. Изобразите грусть на лицах – посмотрите друг на друга – ой, какие у вас несчастливые, грустные лица.

 - А почему же Снегурочка становилась такой грустной?

 - Как исчезла Снегурочка? Что же с ней произошло?  (Растаяла).

 - Во что, превратилась Снегурочка?  (В облачко).

 - Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка, может ли она опять появиться на земле?  (Из облака зимой пойдет снег, и мы сможем вновь встретиться с ней на новогоднем празднике).

 - Можно ли сказку «Снегурочка» считать волшебной?   (можно, Снегурочка ожила)

4.  А , давайте ребята, с вами немного поиграем. Сейчас мы тоже слепим снежную бабу.

Физминутка.

Возьмем снега мы немножко,

Снежки слепим на ладошке.

Дружно ими покидались,

Наши руки и размялись.

А теперь пора творить,

Бабу снежную лепить.

Ком за комом покатили,

Друг на друга водрузили,

Сверху третий малый ком.

Снег стряхнули с рук потом.

- Молодцы! Вот какую снежную бабу мы слепили.

 

   5. Игра «Переводчики».   

   В.: - А кто автор сказки «Снегурочка»? (русский народ)

 - А что это значит? (передавали из поколения в поколение сказку)

 - Раз это сказка, то должны быть сказочные слова и фразы, вы заметили их?         (какие?)

 - А есть те слова, которые не понятны?

 Давайте сыграем в игру «Переводчики» - я буду вам называть непонятное слово или фразу из сказки, а вы мне будете переводить её – называть по-другому, только чтоб понятно было!

  • Жили ладно – это как? (Когда в семье царят мир и спокойствие - у них все ладится)
  • Приладили ручки и ножки – что сделали?
  • Стала расти не по дням, а по часам? – это как?
  • Души старики в дочке не чают – это как? Относиться к кому-то с безграничной любовью, любить его, обожать.
  • Работа в руках спорится – все удается, все получается
  • Неможется – нездоровится 
  • Свечерело –– наступил вечер
  • Стали кликать Снегурочку –звать

Правильно, «стали кликать девушки Снегурочку, да только эхо им в лесу откликнулось».

 - Ребята. Не только художники рисовали картины к сказкам. Композиторы тоже сочиняли к ним музыку. Давайте с вами послушаем классическую музыку. (Николай Римский-Корсаков: Опера «Снегурочка». Хор и оркестр Большого театра, дирижёр К. Кондрашин. Запись: 1946 год.

   6. Рефлексия.

- Молодцы, как вы здорово придумали!

Вот работы конец, а кто хорошо работал – молодец!

А работали хорошо все!

 Сейчас мы попрощаемся со сказкой,  попрощаемся с гостями и нарисуем Снегурочку, такую, какую мы с вами представили, посмотрев картины и послушав музыку. 

Подвижная игра «Заря – заряница».

   В.: - Снегурочка вместе с подругами играла, песни пела, хороводы водила, вставайте и вы в хоровод:

   Заря – заряница,

   Красная девица,

   По полю ходила,

   Ключи обронила,

   Ключи золотые,

   Ленты расписные.

   Один, два, три – не воронь,

   А беги, как огонь!

   (Дети встают в круг,  руки держат за спиной. Водящий – Заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком. Все произносят слова игры. С последними  словами Заря осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берет ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится Зарей и игра повторяется.




Предварительный просмотр:

52931197_skazki0131

52931250_skazki0132

52932035_skazki0133

52932151_skazki0134

52932192_skazki0135

52932755_skazki0140

52932818_skazki0141

Тема: «Чтение русской народной сказки «Снегурочка» в подготовительной к школе группе.

Форма проведения: литературно – художественная гостиная.

Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Снегурочка».

Задачи: Формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы.

   Развивать восприятие образа Снегурочки, созданного средствами живописи.

   Формировать навыки связной речи, умение четко, ясно выражать чувства, используя в речи прилагательные. Обогащать активный словарь образными словами и выражениями (люди добрые, красны девицы, разудалые молодцы русские).

   Учить выражать эмоциональную отзывчивость на образ героини через изобразительную деятельность.

   Воспитывать любовь к русскому устному народному творчеству.

   Материалы, оборудование:  текст сказки «Снегурочка», иллюстрации к сказке, запись оперы «Снегурочка».

   Словарная работа: «неможится», «души не чаю», «свечерело» и т. д.

   Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстрации, чтение русской народной сказки «Морозко», «Два Мороза», создание альбомов «В мире сказок» (рисунки детей), «Сочини сказку».

   Планируемые результаты: эмоционально реагируют на литературные и художественные произведения; определяют настроение  и характер изобразительного творчества.

   Ход мероприятия:

   1. Организационный момент.  (Вводный этап)

   В.: - Поздоровайтесь с гостями, ребята! А я поздороваюсь словами из сказки: - Здравствуйте, люди добрые!

- Здравствуйте, разудалые молодцы русские! (мальчикам).

- Здравствуйте, девицы красные, милые и прекрасные! (девочкам).

   В.: - Я рада приветствовать вас в нашей литературно – художественной гостиной.

   2 часть. Основная.  (Основной этап).

   В.: - «В мире много сказок – грустных и смешных.

             И прожить на свете нам нельзя без них».

   В.: - Очень часто в сказках описывается красота, ум и доброта молодых девушек, давайте вспомним этих героинь.

   2. Дидактическое упражнение: «Назови героиню и название сказки».

   В.: - Сегодня в гостиной разместились иллюстрации. Рассмотрите их, и скажите, к какой они сказке?  («Снегурочка»).

   3. Чтение сказки.

   В.: - Давайте вместе прочитаем русскую народную сказку «Снегурочка».  «Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается».    

Русская   народная сказка «Снегурочка»

   Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе — детей у них не было.        

   Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают.

  •  А что, старуха, — говорит старик, — давай мы себе из снега
    дочку сделаем.
  • Давай, — говорит старуха.         
  • Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежный ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок.  Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на           стариков и улыбается.  

Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег — и вышла из сугроба живая девочка.          

Обрадовались старики, привели ее в избу. Глядят на нее, не налюбуются.

И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе.                                                                                                       Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. Со всеми  ласковая,  приветливая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню запоет — заслушаешься.

   Прошла зима.

   Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела трава на           проталинах, запели жаворонки.  

   А Снегурочка вдруг запечалилась.

  • Что с тобой, дочка? — спрашивают старики. — Что ты такая
    невеселая стала? Иль тебе неможется?
  • Ничего, батюшка, ничего, матушка, я здорова.

   Вот и последний снег растаял, зацвели цветы на лугах, птицы прилетели.

   А Снегурочка день ото дня все печальнее, все молчаливее становится. От солнца прячется. Все бы ей тень да холодок, а еще лучше - дождичек. 

   Раз надвинулась черная туча, посыпался крупный град. Обрадовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному. А как снова выглянуло солнышко, и град растаял, Снегурочка заплакала, да так горько, словно сестра по родному брату.         

   За весной лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу, зовут Снегурочку:

  • Идем с нами, Снегурочка, в лес гулять, песни петь, плясать.
      Не хотелось Снегурочке в лес идти, да старуха ее уговорила:
  • Пойди, дочка, повеселись с подружками!         
  • Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы собирать, венки плести, песни петь, хороводы водить. Только одной Снегурочке по-прежнему невесело.           
  • А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костер и давай все друг за дружкой через огонь прыгать. Позади всех и Снегурочка встала. Побежала она в свой черед за подружками. Прыгнула над огнем и вдруг растаяла , обратилась в белое облачко.           
  • Поднялось облачко высоко и пропало в небе. Только и услышали подружки, как позади  простонало что-то жалобно: «Ау!» Обернулись они — а Снегурочки нет.

   Стали они кликать ее:

—        Ау, ау, Снегурочка!

   Только эхо им в лесу откликнулось.

Беседа по  содержанию:

 - Понравилась сказка?

 - Расскажите, как появилась Снегурочка у деда и бабы?

 - Какой получилась у стариков доченька?

 - Красивая?

 - А какими словами в русских сказках говорят о красивых девушках?

 - Какими словами описывается Снегурочка, вспоминайте.

 -  Вспомните, какое настроение было у Снегурочки зимой?

 -  Какая она была? Опишите её.

Радостная была Снегурочка,  вот какая.     

Изобразите радость на лицах, посмотрите какие вы все добрые, радостные. Молодцы.

- Какой стала Снегурочка с приходом лета? Опишите её.  

Вот какая, грустная, невеселая. Изобразите грусть на лицах – посмотрите друг на друга – ой, какие у вас несчастливые, грустные лица.

 - А почему же Снегурочка становилась такой грустной?

 - Как исчезла Снегурочка? Что же с ней произошло?  (Растаяла).

 - Во что, превратилась Снегурочка?  (В облачко).

 - Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка, может ли она опять появиться на земле?  (Из облака зимой пойдет снег, и мы сможем вновь встретиться с ней на новогоднем празднике).

 - Можно ли сказку «Снегурочка» считать волшебной?   (можно, Снегурочка ожила)

4.  А , давайте ребята, с вами немного поиграем. Сейчас мы тоже слепим снежную бабу.

Физминутка.

Возьмем снега мы немножко,

Снежки слепим на ладошке.

Дружно ими покидались,

Наши руки и размялись.

А теперь пора творить,

Бабу снежную лепить.

Ком за комом покатили,

Друг на друга водрузили,

Сверху третий малый ком.

Снег стряхнули с рук потом.

- Молодцы! Вот какую снежную бабу мы слепили.

 

   5. Игра «Переводчики».   

   В.: - А кто автор сказки «Снегурочка»? (русский народ)

 - А что это значит? (передавали из поколения в поколение сказку)

 - Раз это сказка, то должны быть сказочные слова и фразы, вы заметили их?         (какие?)

 - А есть те слова, которые не понятны?

 Давайте сыграем в игру «Переводчики» - я буду вам называть непонятное слово или фразу из сказки, а вы мне будете переводить её – называть по-другому, только чтоб понятно было!

  • Жили ладно – это как? (Когда в семье царят мир и спокойствие - у них все ладится)
  • Приладили ручки и ножки – что сделали?
  • Стала расти не по дням, а по часам? – это как?
  • Души старики в дочке не чают – это как? Относиться к кому-то с безграничной любовью, любить его, обожать.
  • Работа в руках спорится – все удается, все получается
  • Неможется – нездоровится 
  • Свечерело –– наступил вечер
  • Стали кликать Снегурочку –звать

Правильно, «стали кликать девушки Снегурочку, да только эхо им в лесу откликнулось».

 - Ребята. Не только художники рисовали картины к сказкам. Композиторы тоже сочиняли к ним музыку. Давайте с вами послушаем классическую музыку. (Николай Римский-Корсаков: Опера «Снегурочка». Хор и оркестр Большого театра, дирижёр К. Кондрашин. Запись: 1946 год.

   6. Рефлексия.

- Молодцы, как вы здорово придумали!

Вот работы конец, а кто хорошо работал – молодец!

А работали хорошо все!

 Сейчас мы попрощаемся со сказкой,  попрощаемся с гостями и нарисуем Снегурочку, такую, какую мы с вами представили, посмотрев картины и послушав музыку. 

Подвижная игра «Заря – заряница».

   В.: - Снегурочка вместе с подругами играла, песни пела, хороводы водила, вставайте и вы в хоровод:

   Заря – заряница,

   Красная девица,

   По полю ходила,

   Ключи обронила,

   Ключи золотые,

   Ленты расписные.

   Один, два, три – не воронь,

   А беги, как огонь!

   (Дети встают в круг,  руки держат за спиной. Водящий – Заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком. Все произносят слова игры. С последними  словами Заря осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берет ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится Зарей и игра повторяется.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"

МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи» (Гербова, с46) Цель. Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова. ...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе в «Страна красивой речи»

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе в «Страна красивой речи»...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе комбинированной направленности "Путешествие в страну Красивой речи"

Педагог предлагает отправиться в город Красивой речи. Попадая в него, дети меняются. Злые становятся наоборот добрыми, грустные — радостными, невоспитанные-воспитанными (дети помогают, говорят а...