Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
статья по развитию речи на тему

Иванова Елена Анатольевна

Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки нужно рассматривать как орган речи. Если движение пальцев рук соответствуют возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Л. С. Выгодский отмечал, что если «ребёнок до трех лет по каким- то причинам не усвоил речи и не начал ей обучатся с трёхлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребёнку гораздо труднее, чем полуторагодовалому»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvitie_melkoy_motoriki.docx744.68 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

В последнее время отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять. Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в раннем детстве, являются: овладение телом и речью, а также развитие предметной деятельности. Среди особенностей общения ребенка этого возраста можно выделить то, что ребенок начинает входить в мир социальных отношений. Это происходит благодаря изменению форм общения со взрослым. В предметной деятельности через общение со взрослым создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений. Бывшая раньше эффективной форма общения со взрослым (показ действий, управление движениями, выражение желаемого с помощью жестов и мимики) становится уже недостаточной.

Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки нужно рассматривать как орган речи. Если движение пальцев рук соответствуют возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Л. С. Выгодский отмечал, что если «ребёнок до трех лет по каким- то причинам не усвоил речи и не начал ей обучатся с трёхлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребёнку гораздо труднее, чем полуторагодовалому». Этим и обусловлен выбор темы моего саморазвития.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – это движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие детей раннего дошкольного возраста ; улучшить качество речи, чёткость звуков, и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.

Развитие моторной функции руки проходит ряд этапов:

0 месяцев – врожденный, хватательный рефлекс, или рефлекс Робинсона.

1-2 месяцев – ребенок крепко удерживает игрушку (движения носят рефлекторный характер).

3 месяца – ребенок машет руками, движения не дифференцированные.

4 месяца – ребенок захватывает игрушку, рассматривает ее, когда лежит берет игрушку в рот.

5 месяцев – ребенок берет игрушку из рук взрослого, тянется обеими руками к игрушки из положения лежа или сидя, с удовольствием наблюдает за падающей игрушкой.

5-6 месяцев – ребенок может схватить предмет (что требует сложных зрительно-двигательных координаций).

4,5 месяцев – противопоставление большого пальца всем остальным.

6-9 месяцев – совершенствование всех приобретенных навыков. К 9 месяцам ребенок начинает брать предметы пальцами. В зависимости от свойств предмета ребенок действует с ним по-разному.

10 месяцев – действия с предметами приобретают устойчивый характер.

11-12 месяцев – ребенок пытается пользоваться предметами по их назначению, держит чашку, ложку, рассчесывает волосы. Действия с предметами развивают функции мозга, что является обязательным для развития предметного мышления. Ребенок рассматривает, бросает, размахивает, подбирает, кусает, перекладывает предметы. В положении сидя ребенок кидает игрушку вверх и вниз, ударяет игрушкой, при предъявлении двух игрушек сначала берет маленькую, а затем другую, долго удерживает игрушки. Ребенок учится различать предметы по форме, величине, цвету. В процессе манипулирования с предметами стремительно развивается наглядно-действенное мышление.

1 год 2 месяца – ребенок вставляет круг в доску (доски Сегена), по просьбе взрослого кладет игрушку в коробку, сторит башню (из 2 кубиков), толкает маленькие машинки.

1,5 года – если вложить в руку ребенка карандаш, то он начинает рисовать, строит башню из 3-4 кубиков.

1 год 9 месяцев – после показа чертит линию на бумаге, сторит башню из 5-6 кубиков, достает игрушку с помощью палочки.

2 года – рисует вертикальную палочку, складывает разрезную картинку (2 части), рисует круговые каракули, строит башню из 6-7 кубиков.

2,5 года – ребенок рисует круг, горизонтальную линию, сторит мост после показа.

3 года – после показа может выбрать самую длинную/короткую линию, строит башню из 10 кубиков, режет ножницами, красит пальцами.

3-4 года – держит карандаш пальцами, сторит постройки из 10 кубиков.

4-5 лет – рисует карандашами и цветными мелками, собирает постройки, складывает бумагу несколько раз, умеет определять предметы на ощупь (стереогноз), лепит из пластилина, шнурует ботинки.

    Цель работы воспитателя: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников.

Задачи:

1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.

2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик.

3. Развивать внимание, воображение и творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.

4. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы.

5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

Основные вопросы:

1. Совершенствование мелкой моторики у дошкольников через использование разнообразных методов и приёмов.

2. Взаимосвязь мелкой моторики рук с уровнем интеллектуального развития ребенка.

3. Совершенствование культурно-гигиенических навыков и постановка руки для письма через совершенствование мелкой моторики.

Основные приемы совершенствования мелкой моторики:

  1. пальчиковые гимнастики.
  2. физкультминутки.
  3. самомассаж кистей рук.
  4. нетрадиционные техники рисования.
  5. пальчиковый театр.

Формы работы с детьми:

- совместная работа с детьми;

- индивидуальная работа.

Методы и приёмы работы:

- пальчиковые гимнастики;

- изготовление дидактических игр, шнуровок;

- использование нестандартного счетного материала;

- использование нетрадиционных техник рисования;

- лепка из пластилина и соленого теста;

- игры с кубиками, конструкторами;

- рисование с использованием шаблонов, трафаретов.

В ходе проделанной работы у детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма, получают удовольствие от творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира, задают вопросы.

Примеры пальчиковых игр:

Дни недели

В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала. 
(кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, 
(печём "пирожки") 
Весь четверг искала мяч, 
(правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")
Чашки в пятницу помыла, 
(пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки) 
А в субботу торт купила. 
(ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. 
(машем ладошками к себе)

Горох        

Пять маленьких горошин
Заперты в стручке. 
(переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)
Вот выросла одна,
И тесно ей уже. 
(выпрямляем большие пальцы)
Но вот растёт вторая,
И третья, а потом
Четвёртая, пятая... 
(выпрямляем пальцы поочерёдно)
Сказал стручок: "Бом!". 
(хлопаем)

Зима

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, 
(имитируем лепку комков),
Птичек крошками кормили, 
("крошим хлебушек" всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, 
(ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. 
(кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, 
(отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. 
(производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)

Литература по теме:

- Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.

- Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.

- Кирий А. Логопедические игры для малышей. Ростов-на-Дону, 2015.

- Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.

- Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.

- Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как эффективное средство развития речи и развитие познавательной сферы.

Работа с  детьми по развитию мелкой моторики рук, через систему разнообразных игр, упражнений, заданий....

ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 3 до 5 лет) 2года обучения:

Пояснительная записка:актуальность,цели и задачи программы,расписание образовательной деятельности и режим работы кружка,ожидаемые результаты, формы подведения итогов,учебно - тематическое планировани...

ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 5 до 7 лет) 2 года обучения:

Содержание. 1.Пояснительная записка2.Учебно-тематическое планирование3. Перспективный план занятий кружка «Умелые пальчики» в старшей группе4. Перспективный план занятий кружка «...

Конспект открытого занятия для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Конспект открытого занятия для детеймладшего дошкольного возрастана тему:«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»....

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Султангалиева Лейсан Мавзировна Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» на 2020 -2021 учебный год средний дошкольный возраст

Повысить свой теоретический уровень знаний посредством изучения методической литературы; повысить профессиональное мастерство и компетентность; овладение инновационными педагогическими технологиями по...