Проект "Животный мир Е.И.Чарушина" в средней группе
проект по развитию речи (средняя группа) на тему

Куранова Вера Николаевна

Знакомство  детей с творчеством писателя Е.И. Чарушина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon проект по речевому развитию82 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 112                             Адмиралтейского района                                                                               Санкт-Петербурга

ПРОЕКТ

С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

 «ЖИВОТНЫЙ МИР Е.И.ЧАРУШИНА»

Выполнили: Воспитатель

Куранова В.Н.

Санкт-Петербург 2018

Дошкольное детство - очень важный этап в воспитании внимательного чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Он выбирает, что он будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно.

 Слушая рассказы наших детей о тех впечатлениях, наблюдениях, которые они получили летом, отдыхая вместе с родителями, мы обнаружили, что чаще всего дети рассказывают о животных, насекомых, птицах и у детей появляется много вопросов о жизни животных, ответы на которые мы вместе с ними стали искать в книгах писателей – натуралистов: Е. Чарушина, М. Пришвина, Г. Скребицкого, В. Бианки.

Больше всего дети заинтересовались произведениями Чарушина, поэтому мы решили вместе с ними подобрать и изучить его книги. В своей работе мы использовали методы проблемного обучения, игровые и образовательные ситуации, модели и схемы. Однако такой подход носил эпизодический характер, а хотелось бы, чтобы такая работа была постоянной.

Рабочая гипотеза:

Предполагается, что организованная работа по ознакомлению дошкольников с творчеством любого писателя-натуралиста в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению интереса к художественной литературе, к миру животных: дети познакомятся с художественным описанием жизни, повадок животных в природе, получат научно – достоверные знания о животном мире, обогатится их речь. Дети и родители познакомятся с новыми формами работы с книгой и найдут ответы на интересующие их вопросы.

Новизна:

Состоит в том, что все формы реализации проекта, методы и приемы, использованные в работе с детьми, объедены одной проблемой – знакомство детей с творчеством писателя Е.И. Чарушина.

Объект исследования учебно-воспитательный процесс в ДОУ.

Предмет исследования – развитие интереса у дошкольников к художественной литературе.

Цель:

Знакомство  детей с творчеством писателя Е.И. Чарушина.

Задачи:

- познакомить детей с жизнью и творчеством писателя Е.И. Чарушина.

- углубить знания детей о животном мире через произведения Е.И. Чарушина.

- формировать у детей эмоционально - образное восприятие произведений через художественное описание образов.

- формировать интерес к художественной литературе.

- способствовать формированию у дошкольников запаса литературных, художественных впечатлений.

- воспитывать способность наслаждаться художественным словом, уместность употребления его в собственной речи (поговорки, загадки, метафоры, народные высказывания, звукоподражание). Учить чувствовать и понимать образный язык рассказов Е. И. Чарушина, тем самым развивая у них литературную и художественную речь.

- посредством произведений писателя способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия к детенышам, попавшим в беду.

- учить детей договариваться, делиться, помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненному заданию.

- расширять представления родителей о детской литературе. Приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений.

- создавать условия для поисково – исследовательской деятельности.

Предполагаемый результат:

- организованная работа с дошкольниками по ознакомлению с творчеством писателя Е. И. Чарушина в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению интереса детей к художественной литературе;

- у детей появится интерес к самому процессу чтения;

- дошкольники научатся преодолевать трудности, не бояться ошибок;

- сформированность у воспитанников понятия, что книга - не только развлечение, но и источник познавательных интересов;

- воспитание у дошкольников стремления к достижению поставленной цели;

- расширение знаний о животных;

- эффективность педагогической деятельности за счет организованных форм и средств обучения.

Тип проекта:

Краткосрочный.

 Участники:

Воспитатели средней  группы, дети 4-5 лет, родители.

Формы реализации:

1. Обучение в повседневных бытовых ситуациях;

2. Игры-драматизации;

3. Образовательная деятельность (коллективная):

- чтение худ. литературы;

- художественное творчество;

- познание.

4. Свободные беседы о жизни и творчестве писателя.

5. Самостоятельная исследовательская деятельность в развивающей среде;

6. Игровая деятельность:

- игры на плоскостное моделирование:

- загадки;

- мини-викторины;

- пословицы и поговорки;

- познавательные игры.

Методы и приемы:

- практические (игровые);

- моделирование;

- пересказ;

- конструирование;

- аппликация;

- сюжетно – ролевая игра;

- игра – драматизация;

- рисование;

- лепка;

 - беседа;

- рассматривание иллюстраций;

- чтение произведений;

Дидактические игры:

- сенсорные,

- моделирующего характера,

- словесные игры.

Основные средства распространения информации о проекте:

- наглядное информирование родителей (родительский уголок);

- беседы;

- памятки «Воспитание у детей интереса к книге;

- фотогазеты: «Наши домашние любимцы», «В мире животных», «В мире фауны и флоры»;

- акция «Подари книгу детскому саду».

Ресурсное обеспечение:

1. Книги писателя Е. И. Чарушина.

2. Картины и иллюстрации, изображающие животных в природе.

3. Наборы игрушек «Животные», «Птицы», «Насекомые».

4. Настольно – печатные игры.

5. Модели-схемы по составлению рассказов.

7. Фонотека: «Лесная азбука», «Музыкальные картинки», «Малыш в деревне».

8. Материалы для продуктивной изобразительной деятельности (краски, цветные карандаши, восковые мелки)

Работа с родителями:

1. Вместе с детьми нарисовать иллюстрации к произведениям Е.И. Чарушина.

2.Пополнение книжного уголка книгами детского писателя – художника Е.И. Чарушина.

3.Акция «Подари книгу детскому саду» (произведения о природе).

4.Чтение рассказов Е.И. Чарушина дома.

Организация среды, ориентированной на ребенка:

Для того, чтобы дети «погрузились» в тему проекта в группе создана предметно-развивающая среда, которая способствует развитию исследовательской, поисковой, творческой и самостоятельной деятельности ребенка и позволяющей ему найти ответы на интересующие вопросы.

Планирование и организация деятельности

1 этап – подготовительный (с 26.01.2015 по 30.01.2015)

1. Создание условий необходимых для реализации проекта.

2. Планирование мероприятий проекта.

3. Творческий поиск:

- в каких источниках можно найти информацию;

4. Разработка и использование инновационных подходов при ознакомлении с жизнью и творчеством Е.И. Чарушина,

5. Поиск эффективных форм реализации проекта.

6. Отбор и систематизация дидактического материала.

2 этап – основной (с 02.02.2015. по 20. 02.2015)

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта:

1. Организация и проведение обучающих занятий;

2. Организация и проведение разнообразных форм работы.

3 этап – итоговый (с 23.02. 2015 по 27.02.2015)

1. Сбор и обработка методических, практических материалов,

2. Обобщение материалов проекта.

3.Изготовление  фотогазеты «Мои любимое домашнее животное».

4.Итоговое занятие.

1 этап – подготовительный

Мероприятие

 

           Цели

Отв.

Сроки

проведения

1.

Подбор библиотеки.

Развивать у детей интерес к произведениям Е.И. Чарушина.

Восп-ли

родит.

26.01 -30.01

2.

Акция «Подари книгу детскому саду»(произведения о природе).

Пополнить библиотеку книгами о природе.   Продолжать формировать у родителей   и детей желание принимать участие в   проведении мероприятий.

Восп-ли родит.

В течении всего месяца

3.

 

Оформление родительского уголка «Мир Чарушина»: размещение статей, рекомендации по теме проекта. (в виде настенной газеты).

Просвещать родителей.

Восп-ли

02.02

4.

 

Подбор наглядно- дидактических пособий, демонстр. материала для занятий, наборов игрушек животных, птиц, насекомых.

Создавать условия для демонстрации произведений Е. И. Чарушина.

 

 

 

Восп-ли родит.

 

 

 

26.01 – 30.01

5.

Составление карточек (загадки, пословицы, поговорки, народные приметы, наблюдения).

Формировать поисковую деятельность при работе с литературой.  

Восп-ли родители

 

26.01 – 30.01

6.

Создание уголка развивающих игр, мини-викторин, кроссвордов, загадок.

Способствовать расширению кругозора детей, развитию познавательного интереса.

Восп-ли

родители

26.01 – 30.01

 2 этап – основной

7.

Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям Е. И. Чарушина.

Развивать интерес к книгам о животном мире.

Восп-ли

02.02

8.

Оформление книжного уголка.

Создать условия для реализации проекта. Развивать интерес к книгам.

Восп-ли

26.01– 02.02

9.

Чтение произведений Е.И.Чарушина: «Что за зверь?»,

«Страшный рассказ»,

«Почему Тюпу прозвали Тюпой», «Тюпа маленький», «Почему Тюпа не ловит птиц».

Побуждать и поддерживать интерес детей к художественной литературе о   животных. Дать детям научно – достоверные знания о жизни животных в природе. Учить понимать идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев, замечать средства художественной выразительности.

Восп-ли

02.02 – 06.02

10.

Лепка «Тюпа».

Учить детей передавать характерные особенности животного в лепке.

Воспитатели

10.02

11.

Чтение произведений Е.И. Чарушина о животных: «Томка», «Как Томка научился плавать», «Томка испугался», «Томкины сны», «Как Томка показался не глупым».

Развивать интерес к художественной литературе, понимать идею произведения, замечать средства художественной выразительности.

Воспитатели

Ежедневно

13.

Вечер загадок «Угадай, кто это?».

Развивать у детей мышление при отгадывании загадок. Способствовать расширению кругозора детей, сообразительности, смекалки, развивать познавательный интерес.

Воспитатели

12.02

14.

Подвижные игры: «Воробьи, вороны», «Совушка», «Перелет птиц», «Хитрая лиса»,   «Галки и вороны».

Способствовать реализации потребности детей в двигательной активности, развивать физические качества, творчество в отображении образов разных птиц.

Воспитатели

Ежедневно

15..

«Книжкина больница» - ручной труд.

Учить   детей умению «лечить» порванные книги. Воспитывать аккуратность, бережливость.

Воспитатели

1 раз в неделю

 

16.

Игра – драматизация «Ветеринарная больница» (по про-изв. Чарушина «Никита – ветеринар».

 Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения, передавать характерные особенности героев произведения.

 Воспитатели

 16.02

17.

Чтение произведений Е.И. Чарушина: «Воробей», «Волчишко», «Кролик», «Медвежата», «Яша».

Продолжать знакомить детей с творчеством Чарушина. Формировать готовность к адекватной оценке прочитанного. Воспитывать бережное отношение к животным. Обобщать и активизировать словарный запас детей.

Воспитатели

16.02 –20.02

18.

Аппликация по произведению Е.И. Чарушина «Медвежата».

Закрепить произведение Е.И. Чарушина в аппликации. Умение создавать у детей образ животных разными видами искусства.

Воспитатели

17.02

19.

Проведение цикла наблюдений за кошками в семье.

С помощью родителей развивать у детей исследовательские навыки.

Восп-ли

родители

09.02 – 13.02

20.

Проведение игр: настольно - печатных, дидактических, словесных творческих.

Закрепить образные обороты речи из произведений Е.И. Чарушина в играх.

Воспитатели

в ходе реализации проекта

21.

Сюжетно – ролевая игра «Библиотека».

Поддерживать интерес к книге в сюжетно – ролевой игре.

Воспитатели

11.02

 

3 этап – заключительный

22.

 

 

Фотовыставка. «Домашние любимцы»

 Организовать фото- выставку «Домашние любимцы».

Восп-ли

Родители

Дети

25.02

23.

 

Обработка и оформление материалов проектов.

Проанализировать работу по реализации проекта.

Воспитатели

23.02-27.03

24.

Выставка рисунков по произведениям Е.И. Чарушина.

 Передавать в рисунках эпизоды понравившихся произведений. Развивать воображение, творческую активность.

Воспитатели

Родители

Дети

27.02

25.

Литературная викторина Любимые животные Евгения Чарушина»

Закрепить интерес к личности писателя и его книгам, обобщить, систематизировать знания о произведениях Е.И. Чарушина.

 Вос-ли

27.02

 

Ожидаемый результат проекта:

1. Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с творчеством Е. И. Чарушина:

а) библиотека произведений Е. И. Чарушина;

б) фонотека: «Лесная азбука», «Малыш в деревне», «Музыкальные картинки»;

в) уголок развивающих игр, мини-викторин, кроссвордов, загадок;

г) фотогазеты  «Наши домашние любимцы»;

д) родительский уголок «Мир Чарушина»;

3. Сформированность у детей понятия, что книга - не только развлечение, но и источник познавательных интересов;

5. Повышенный уровень знаний детей о мире животных; 

Таким образом, проект «Животный мир Чарушина» дал детям возможность экспериментировать, синтезировать и применять полученные знания на практике, воспитанники научились наблюдать, общаться, уважать чужое мнение, действовать совместно с другими детьми, быть занятым общим делом, реализовать субъективную позицию ребенка в труде.

 Литература

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий. Средняя  группа. – М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.

Рудик О. С. Развитие речи детей 4 – 5 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. – М. : ТЦ Сфера, 2009.

Лебедева Л. В., Козина И. В. Конспекты занятий по обучению пересказу с использованием опорных схем. Средняя группа. – М., Центр педагогического образования, 2008.. Тимофеева И.Н. Книга в жизни детей – М.: 2003.

Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 4-5 лет. Леонова А.В.  Коротовских Л.Н. Формы работы по приобщению детей к чтению, Роль детской книги в речевом развитии. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №3-2009г.

Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для средней группы "Приглашение к чтению. Е.И. Чарушин и его творчество"

Проект знакомит детей средней группы с творчеством детского писателя Е.И. Чарушина....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы "Е.И. Чарушин и его герои"

Конспект образовательной деятельности в рамках тематической "Книжкиной недели"....

Ознакомление детей с творчеством Е.И.Чарушина в средней группе.

«Ознакомление с творчеством Е.И.Чарушинав средней группе»Воспитатель:  Фролова Наталья АлександровнаСодержание. I. Введение. Актуальность темы. II. Основная часть. Опыт работы. III...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка»

Цели: познакомить с произведением, учить слушать и понимать содержание текста. Учить пересказывать близко к тексу, сохраняя стилистику автора, с помощью вопросов воспитателя.Образовательные задачи: до...

Конспект занятия по обучению детей средней группы пере-сказу Тема: Пересказ рассказа «Лиса» (по Е. Чарушину)

Формирование навыков пересказа короткого текста с использованием графических схем....

Развитие речи - Пересказ рассказа Лиса (по Е. Чарушину) - средняя группа

Занятие по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа "Лиса" Е.Чарушин....

Тема: Пересказ рассказа «Еж» по Е. Чарушину. Возрастная группа: 4 – 5 лет (средняя группа)

Цель: Формирование навыка пересказа короткого текста с использованием мнемотаблиц...