Статья на тему "Роль игры в развитии речи дошкольников".
статья по развитию речи на тему

Вахромова Марианна Олеговна
Игра – это деятельность, в которой ребёнок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений. Однако игра как специфическая деятельность неоднородна; существует две формы её организации: • по инициативе ребёнка (самодеятельные игры); • по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью (обучающие, сюжетно – дидактические, подвижные и другие игры) Именно игры, инициированные самими детьми, наиболее ярко представляют игру, как форму практического размышления, связанным с жизненным опытом ребёнка, его реальными переживаниями и впечатлениями. Игра – не просто занятие, вид деятельности, форма освоения социального опыта, но и одна из общих сложных способностей человека, определяющих его развитие. Игра делает жизнь детей интереснее и богаче, через игру они познают мир. Это способ, посредством которого ребёнок приобретает множество навыков, узнаёт функции и особенности своего тела, сознания, исследует окружающую среду, получает тактильную стимуляцию, учится расходовать энергию, выражать эмоции, осваивать социальные, поведенческие навыки. В современной системе дошкольного образования активно разрабатываются новые методы разностороннего развития и более качественной подготовке к школьному обучению. Одним из таких методов можно считать использование театрально- игровых приёмов на занятиях по развитию речи. Это позволяет соединить максимально качественный для речевого восприятия материал с активным многократным участием детей. В процессе речевого развития дети в первую очередь воспринимают интонационные оттенки речи – этому он учится с первых недель жизни. Затем ребёнок воспринимает слово как целое – в младенчестве как целое интонационное и фонематическое, в раннем и дошкольном детстве – ещё и как целое лексическое. Бедный речевой запас, незрелость процессов памяти и восприятия у дошкольников требуют совпадения всех трёх компонентов воспринимаемой речи – интонационного, фонематического и лексического. Театрализованная игровая деятельность и есть тот самый максимально качественный речевой материал, на основе которого дошкольники учатся воспринимать речь и максимально овладевать ею. Использование игровых методик в работе с детьми дошкольного возраста является необходимым условием для полноценного развития каждого ребёнка, его социальной адаптации, создание для него психологического комфорта в коллективе и в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_stati_rol_igry_v_razv_rechi.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

 Вахромова М.О., учитель-логопед

ГБДОУ детский сад № 23 Невского района

г. Санкт-Петербурга

Роль игры в развитии речи дошкольников.

Игра – это деятельность, в которой ребёнок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений. Однако игра как специфическая деятельность неоднородна; существует две формы её организации:

  • по инициативе ребёнка (самодеятельные игры);
  • по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью (обучающие, сюжетно – дидактические, подвижные и другие игры)

Традиционные народные игры, как и некоторые другие (подвижные, игры – драматизации), возникают как по инициативе ребёнка, так и взрослого.

 Именно игры, инициированные самими детьми, наиболее ярко представляют игру, как форму практического размышления, связанным с жизненным опытом ребёнка, его реальными переживаниями и впечатлениями.

Игра – не просто занятие, вид деятельности, форма освоения социального опыта, но и одна из общих сложных способностей человека, определяющих его развитие.

Игра делает жизнь детей интереснее и богаче, через игру они познают мир. Это способ, посредством которого ребёнок приобретает множество навыков, узнаёт функции и особенности своего тела, сознания, исследует окружающую среду, получает тактильную стимуляцию, учится расходовать энергию, выражать эмоции, осваивать социальные, поведенческие навыки.

Ценность игры ещё и в том, что она помогает ребёнку почувствовать радость жизни, утвердить себя в этом мире, и принять, впитать образ этого мира.

      Игра предоставляет дошкольникам уникальную возможность реорганизовывать, преображать свой опыт, личный мир, а чуткому взрослому постигать детскую душу.

     Дошкольное детство- уникальный сенситивный период для формирования важнейших процессов развития личности, при этом каждый процесс выстраивается постепенно из множества маленьких «кирпичиков». Фонематическое восприятие и фонематический слух являются кирпичиками – элементами для развития речи и овладение основами родного языка.

      Процесс овладения родным языком, по наблюдениям Л.С. Выготского, в отличие от аналогичного процесса овладения иностранным, идёт от непроизвольного компонента к произвольному.

     Родной язык- это прежде всего среда. Полноценное восприятие среды даёт возможность ориентироваться в ней, а позже продуктивно взаимодействовать с ней. Поэтому дошкольникам необходимо как можно чаще предоставлять максимально качественны материал для речевого восприятия.

      В современной системе дошкольного образования активно разрабатываются новые методы разностороннего развития и более качественной подготовке к школьному обучению.

     Одним из таких методов можно считать использование театрально- игровых приёмов на занятиях по развитию речи. Это позволяет соединить максимально качественный для речевого восприятия материал с активным многократным участием детей.  

      В процессе речевого развития дети в первую очередь воспринимают интонационные оттенки речи – этому он учится с первых недель жизни. Затем ребёнок воспринимает слово как целое – в младенчестве как целое интонационное и фонематическое, в раннем и дошкольном детстве – ещё и как целое лексическое. Бедный речевой запас, незрелость процессов памяти и восприятия у дошкольников требуют совпадения всех трёх компонентов воспринимаемой речи – интонационного, фонематического и лексического.       Театрализованная игровая деятельность и есть тот самый максимально качественный речевой материал, на основе которого дошкольники учатся воспринимать речь и максимально овладевать ею.

      Использование игровых методик в работе с детьми дошкольного возраста является необходимым условием для полноценного развития каждого ребёнка, его социальной адаптации, создание для него психологического комфорта в коллективе и в семье.

      Если нормально развивающимся детям достаточно лишь создать условия для игры – игровую зону, атрибуты, спокойную обстановку, то дошкольников с речевыми патологиями приходится учить играть. Игра большинства детей с нарушениями речи бывает процессуальной, лишённой словотворчества – дети не умеют договариваться, распределять роли. Речь детей примитивна, не отражает действительности, эмоционально бедна. Поэтому необходимо в первую очередь создавать лексическую базу – формировать запас знаний и впечатлений от реальной жизни. Педагог должен не руководить игрой, а участвовать в ней, обогащать диалоги, монологи, развивать вопросно– ответную форму речи, стимулировать речевую активность дошкольников, внимание и память.

     Возросшее за последние годы количество детей с речевыми нарушениями разной этиологии и сложности требует от специалистов особого внимания и скрупулёзной работы. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения требует от учителей-логопедов поиска эффективных форм и методов работы по исправлению речевых нарушений.

     Такой формой может быть только игра – как ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста – естественная среда его развития (А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский).

     Речевой материал, который преподносится ребёнку к игре, усваивается быстрее, легче и даёт более высокие результаты коррекционной деятельности.

 В игровой форме сложные и малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребёнка увлекательным занятием, позволяющим решать сразу несколько коррекционных задач. Например, автоматизацию звуков, работу над грамматическим строем речи, дифференциацию звуков, развитие связной речи. Это настольные игры типа «Логопедическое домино», «Звуковые дорожки» игры с мячом «Один – много», тактильные игры «Волшебный мешочек».

     Речь начинает развиваться до рождения, а не в тот момент, когда ребёнок произносит первое слово. Но самопроизвольно речь не формируется – требуется целенаправленное воздействие.

     Понятие «речь» очень обширно. Каждый из её важнейших компонентов – звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй и развитая связная речь – неотделим друг от друга. Все они формируются в тесной взаимосвязи, в комплексе. Недоразвитие одного из компонентов речи очень часто приводит к нарушению другого.

     Речь должна обладать определёнными качествами: быть содержательной, ясной, богатой, эмоционально – выразительной. Ребёнка нужно учить слышать и слушать родную речь.

     Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, т.к. это наиболее заметный дефект. Окружающие, в том числе сверстники, не заметят особенностей грамматического строя речи или ограниченность словарного запаса, а вот неправильное произношение - как на ладошке.

     Здесь на помощь следует призвать игровую деятельность – чрезвычайно важную сторону в жизни ребёнка.

Игры богаты своими диагностическими возможностями, игра – основной вид деятельности дошкольника. Игра как форма деятельности способствует гармонизации развития всех компонентов речи.

        Каким же требованиям должна соответствовать игра?

  • Игра должна соответствовать возрастным и индивидуальным      особенностям детей;
  • Структура и содержание игры должно усложняться постепенно;
  • В игре должны быть задействованы как можно больше анализаторов: зрительный, двигательный, тактильный, слуховой, обонятельный, вкусовой.

     Такие игры имеют более высокую результативность в развитии речи, надолго запоминаются и вызывают устойчивую положительную динамику.

     Являясь основным видом деятельности детей, игра влияет на формирование всех компонентов детской речи и психических процессов, от самых элементарных до самых сложных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Влияние художественной литературы на развитие речи дошкольников"

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений....

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....

Статья " Театрализованная деятельность - как средство развития речи дошкольников" Авторы Соколова О.А.; Багнич Т.Ю.

Работая с детьми более двадцати лет, отмечаем что уровень развития речи многих детей отстает от возрастной нормы. Ищем новые формы и методы развития речи детей, стремимся в игре вызвать речевую активн...

Статья "Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников". Морзавицкая Е.А.

Статья "Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"...

Статья «Влияние художественной литературы на развитие речи дошкольников»

Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и, то же значение, что и соответствующая  им система письменных знаков. Речь – один из видов коммуника...

Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!»

Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»...

СТАТЬЯ "Синквейн-новая технология в развитии речи дошкольников"

Описание новой технологии в развитии речи дошкольников-синквейн....