Главные вкладки

    Семинар - практикум "Играя - развиваем речь"
    учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа) на тему

    Котегова Жанна Сергеевна

    Описание педагогической деятельности, для улучшения развития речи используя различные методы и приёмы, а так же через игру.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar_-_praktikum_igraem_-_rech_razvivaem.docx26.12 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ Ужурский детский сад №3 Журавлёнок

    Семнар – практикум для воспитателей.

    Тема: «Играя – развиваем речь!»

    Выполнила: Котегова Жанна Сергеевна

    Воспитатель 1 категории.

    2018г

    Развитие речи – это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных  педагогических  методов и собственные речевые упражнения ребенка.

     Для организации и проведения занятий по речевому развитию в соответствии с ФГОС:

    используются непринужденные формы организации детей, способствующие созданию доверительной атмосферы общения, при которых дети видят лица друг друга, находятся на близком расстоянии от воспитателя;

    во время проведения занятия деятельность детей чередуем: сидя, стоя, на ковре, по группам, в парах и т.д.

    четко определяем развивающие, обучающие, воспитательные (воспитывающие) задачи с учетом интеграции ОО; формулируя задачи образовательной деятельности, убираем глаголы - учить, научить, заменяя их альтернативными. Например, «обогащать», «способствовать», «формировать умение», «создавать условия», «развивать» и т. д.

    На занятиях по речевому развитию включаются следующие виды работы:

    • формирование умений в овладении звуковой культурой речи.

    развитие и обогащение лексики.

    • формирование грамматического строя речи
    • развитие связной речи (монологу и диалогу)
    • подготовка детей к обучению грамоте (в подготовительной группе)

    Все стороны речи развиваем параллельно, одновременно, а не поочередно, так как все они взаимосвязаны. Поэтому на одном занятии приходится решать сразу несколько речевых задач, одна из которых будет основной, а другие - сопутствующими.

         В соответствие с новыми образовательными стандартами на занятии по речевому развитию используются мной современные педагогические технологии: проблемное обучение, проектная деятельность,         технологии по использованию мнемотехники; ТРИЗ для развития мышления, воображения и речи ; здоровье сберегающие технологии: технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз; технологии обучения здоровому образу жизни: самомассаж с растиранием пальчиков; коррекционные технологии: речь с движением (логоритмика).

    Проблемное обучение что же это – это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации, которая является для ребенка интеллектуальным затруднением.

    Проектная деятельность -  становится все более востребованным в образовательном процессе дошкольных учреждений. Сущность этого метода определяется как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечного продукта.

    Обращение к проектной деятельности как средству речевого развития дошкольников объясняется негативной социокультурной ситуацией, сложившейся в современном обществе. Педагогам все чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов. Все чаще у детей наблюдается комплекс социально-психологических проблем: повышенная агрессия, эмоциональная глухота, гиперактивность, пассивность, замкнутость на себе и собственных интересах. Дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы.

    В этой связи мы обратили внимание на метод проекта, который может компенсировать проблему дефицита общения, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников.

    Для развития речи детей в дошкольном учреждении могут использоваться разные варианты проектов.

    По предметно-содержательной области различают: монопроекты, содержание которых ограничивается рамками одной образовательной области, и межпредметные (или интегрированные) проекты, в которых решаются задачи из разных образовательных областей программы.

    Например, для реализации задач речевого развития дошкольников, возможно использовать монопроекты.

    Монопроекты имеют направленность на комплексное решение трех основных задач: а) развитие свободного общения детей, б) развитие всех сторон речи, в) практическое овладение нормами речи.

    Примеры монопроектов для реализации в ДОУ:

    «Я — сказочник» (Цель: развитие речевого творчества детей. Продукт проекта — создание авторских детских книг-сказок);

    «Страна волшебных слов» (Цель: развитие умений обращаться к взрослым с просьбой, используя вежливые слова; употреблять вежливые слова в общении с другими людьми).

    Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

     

    Почему использую данную технологию:

    Расширяется словарный запас у детей, знания об окружающем мире.

    Использование мнемотаблицы увлекает детей, превращает занятие в игру.

    Она является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

    Технология ТРИЗ. Использование технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками с нарушениями речи позволяет решать проблему обновления дошкольного образования с точки зрения ключевых компетентностей у дошкольников. В рамках ключевых компетентностей особое значение имеет способность детей осуществлять коммуникации. Способность осуществлять коммуникации очень ценное образование, которое позволит ребенку успешно обучаться в школе и адаптироваться к жизни в будущем. На мой взгляд, именно методы современной инновационной педагогической технологии ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) формируют успешность в ребенке. Применение технологии ТРИЗ позволяет достичь наиболее высоких результатов в работе по развитию речи детей. Ведь методы и приёмы технологии ТРИЗ направлены на развитие мышления, воображения, творческих способностей детей и, конечно, речи дошкольников. Вот почему в ТРИЗ-педагогике основное внимание уделяется именно этим направлениям. Ведь способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его мышления.

    Здоровьесберегающие технологии.

    Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. И педагог может сделать для здоровья воспитанника дошкольного учреждения не меньше, чем врач. Он должен обучаться психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих воспитанников, а способствовать его укреплению  на своих занятиях, в том числе через применение здоровьесберегающих технологий.

    - артикуляционную гимнастику,

    - пальчиковую гимнастику,

    - массаж и самомассаж,

    - гимнастику для глаз,

    - Су - Джок - терапию,

    - биоэнергопластику,

    - кинезиологические упражнения,

    - дыхательную гимнастику.

    Практическая деятельность:

    Все участники разбиваются на две команды. Как известно у всех команд есть своё название и свой определённый логотип. А у нас нет! Я ставлю перед вами проблему, к которой необходим творческий подход: придумать название и логотип своей команде.

    Выступление команд.

    Задание 1: По мнемотаблице сочинить стихотворение. Кто быстрее?!

    Задание 2: Игра «Дразнилка» Не произнося настоящих названий картинок, ведущий  даѐт им шуточные имена-дразнилки. Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки и др.- … глаза.  Каталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка - … лошадка. Забивалка, ударялка, стучалка - … молоток. Улыбалки – кушалки – говорилки – губы. Тикалки – ходилки – часы. Игра проводится на скорость, кто быстрее отгадает загаданную картинку (технология ТРИЗ)

    Задание3. Гимнастика с элементами звуковой культуры речи.

    Задание 4: Заключительное. Первая команда –Театрализация  сказки, вторая – рекламный ролик «Магазин на диване».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    семинар-практикум для педагогов "Развиваем речь детей"

    семинар-практикум для педагогов "Развиваем речь детей"...

    Семинар – практикум для воспитателей ДОУ «Развиваем речь детей».

    Организационный момент – Распределение педагогов на 3 команды: каждый педагог берет одну картинку, определяет место звука [к] в ее названии (в начале, середине, конце), занимает место за столом в соот...

    Семинар - практикум для родителей "Развиваем речь детей"

    Автором представлен материал практического семинара для родителей по развитию речи младших дошкольников....

    СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «Развиваем речь детей и взрослых»

    Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деяте...

    Семинар-практикум "Развиваем пальчики - развиваем речь"

    «19» ноября 2015 года в нашей группе (2 младшая «Б») был проведен семинар- практикум по теме: «Развиваем пальчики – развиваем речь», где родители узнали, как важно развивать мелкую моторику у детей, п...

    семинар- практикум " Развиваем речь воспитателей"

    Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.Задачи: - уточнить и закрепить знания воспитателями культурных и методических требований к речи педагога;- ...