Семинар-практикум "Развиваем пальчики - развиваем речь"
материал по развитию речи (младшая группа) на тему

Мамедова Полина Аркадьевна

«19» ноября 2015 года в нашей группе (2 младшая «Б») был проведен семинар- практикум по теме: «Развиваем пальчики – развиваем речь», где родители узнали, как важно развивать мелкую моторику у детей, поскольку вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных  действий. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Будет развиваться память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У ребенка будет лучше развиваться воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, в дальнейшем ребенок сможет «рассказывать руками» целые истории. Родители получили информацию также о том, что ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_razvivaem_palchiki.docx210.02 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное учреждение

детский сад №52 Колпинского района Санкт-Петербурга

Семинар-практикум для родителей

второй младшей «Б» группы

«Развиваем пальчики – развиваем речь»

Q:\DCIM\105___11\IMG_0341.JPG

Подготовила:

воспитатель Мамедова Полина Аркадьевна

Санкт-Петербург

2015 г.

Цель: раскрытие значимости мелкой моторики рук для речевого развития  ребёнка.

Задачи:

  • показать значимость развития кистевой моторики у детей;
  • познакомить с методами, приемами, способами работы по развитию мелкой моторики рук в семье;
  • создать условия для сотрудничества воспитателей с родителями.

Вступительное слово.

        Здравствуйте, уважаемые родители!

Сегодня мы с  вами поговорим об особенностях речевого развития ваших детей, детей 3-4 лет, о том, какое значение имеет для развития речи уровень развития движений пальцев рук.

Сегодня хорошо известно, что развитие мелкой моторики рук положительно сказывается на становлении детской речи, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность, повышает внимание, умственную активность.

Каждая мама беспокоится о том, как развивается речь ее ребенка, не отстает ли он в развитии от своих сверстников.

Хорошо развитая речь ребёнка, как вы знаете, способствует успешному обучению в школе. Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, и не только в детском саду, но и дома, в семье. Не забывайте, что мы, воспитатели, работаем с большой группой детей и в течение всего дня должны еще вести наблюдение за всеми детьми с целью сохранения их жизни и здоровья, поэтому мы не можем уделить внимание каждому ребенку в полной мере. Очень важно, чтобы мы сотрудничали в этом и других вопросах, чтобы ваши дети овладели родным языком на хорошем уровне.

Посмотрите, пожалуйста, на свои руки. Вспомните, какие загадки, пословицы, прибаутки, игры вы знаете о руках.  

Мы неслучайно решили сегодня поговорить именно о руке. В последнее время у детей дошкольного возраста снижается уровень развития мелкой моторики, что существенно отражается на общем развитии ребенка в целом, на становлении его личности.

Ученые и психологи давно показали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи детей. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно отделы, которые отвечают за речь.

Посмотрите на это изображение. Этого человечка придумал канадский ученый нейрохирург Пенфилд, который таким наглядным образом изобразил мозг человека. Пропорции этого человечка соответствуют представлению нашего тела в коре головного мозга. Около трети занимает кисть руки, еще треть — губы, язык, гортань, т.е. речевой аппарат, остальное тело непропорционально мало. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики у детей большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Родителям всегда некогда и не каждый взрослый ждет, пока ребенок самостоятельно умоется, оденется, застегнет пуговицы, молнию.

Таким образом, у большинства современных детей мелкие движения пальцев перестают играть главенствующую роль, а это отрицательно сказывается на общем развитии, развитии речи, мышления ребенка, вызывая в дальнейшем трудности в овладении письмом в школе. Поэтому так необходимо с раннего возраста заниматься развитием руки малыша через организацию самообслуживания, разных видов продуктивной деятельности, специальных игр и упражнений.

Работа по развитию мелкой моторики должна проходить комплексно: в сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых игр и упражнений, а также в повседневной жизни.

Практическая часть.

Последнее время родители забыли, что такое колыбельная или сказка, прочитанная на ночь и тем более игра с пальчиками, ладошками. Родители видят в этих играх развлекательные, а не развивающие, оздоровительные воздействия. Им проще посадить ребенка у телевизора, чем заняться полезной деятельностью.

Сейчас мы проверим, читаете ли вы детям сказки.

I. Викторина по сказкам.

Помните, что чтение детям должно быть ежедневным!!! А перед чтением можно поиграть в пальчиковые игры.

II. «Наши руки не знают скуки» 

2.1.Массаж ладоней и пальчиков рук 

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

Массаж может быть без предметов и с предметами (колючим массажным мячиком, природными материалами, самомассаж с прищепками, массаж резиночками для волос, массаж зубной щеткой).

Массируя пальцы, можно активизировать работу внутренних органов.

Большой - отвечает за голову;
Указательный - желудок;
Средний - печень;
Безымянный – почки;
Мизинец – сердце.

Давайте познакомимся с одним из видов массажа «Массаж с помощью шестигранного карандаша». (Раздаются карандаши).

 Массаж с помощью шестигранного карандаша

Научить детей самомассажу рук несложно. С помощью гранёных карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльную поверхность ладоней, межпальцевые зоны. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

Карандаш я покачу

Вправо-влево – как хочу. (Упражнение «Утюжок»).

Нарисую я ладошку, отдохну потом немножко. (Упражнение «Ладошка»).

Такой массаж и игры с карандашами стимулируют речевое развитие малыша, способствуют овладению тонкими движениями пальцев, улучшают кровоснабжение пальцев рук.

Массаж грецкими орехами

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

2.2. Пальчиковые упражнения.

Условно делятся на три группы

2.2.1.Упражнения для кистей рук 


“Заготавливаем капусту”.

Руками имитируем соответствующие действия.

– Мы капусту рубим, рубим!
– Мы морковку трем, трем!
– Мы капусту солим, солим!
– Мы капусту жмем, жмем!

2.2.2.. Статические упражнения (удержание пальцами определенной позы). Развивают подражательную способность: учат напрягать и расслаблять мышцы, учат переключаться с одного движения на другое): кольцо, коза, заяц.

Загорелся кошкин дом…

2.2.3. Упражнения для пальцев динамические

Развивается подвижность пальцев, переключение с одной позиции на другую, дети учатся сгибать и разгибать пальцы, развивается точная координация движений. 

1. “Семья”.

Исходное положение: сжать пальчики в кулачок. Затем поочередно разгибать их, начиная с большого пальца.

– Этот пальчик – дедушка,
– Этот пальчик – бабушка,
– Этот пальчик – папочка,
– Этот пальчик – мамочка.
– Этот пальчик – это я.
– Вот и вся моя семья.

(На слова последней строчки ритмично сжимать и разжимать пальцы.)

Помните, что использование пальчиковых игр и упражнений оказывает тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, вызывая у них эмоциональный подъем и разрядку нервно-психического напряжения. Так же эти упражнения способствуют содружеству действий двух рук, содружеству действий руки и глаза.

2.3. Пальчиковые игры

2.3.1.Без предметов: рисунки в воздухе (пальцем, ладонью), расскажи сказку, расскажи стихи руками, логосказки и т.д.

Давайте поиграем с персонажами сказки «Репка».

Репка – показываем руками круг;

Дедушка – показываем бороду, соединяем руки под подбородком;

Бабушка – показываем платочек, соединяем руки над головой домиком;

Внучка – показываем косынку, соединяем руки под подбородком;

Жучка – показываем ушки, загибаем большой, средний и безымянный палец правой руки, а указательный и мизинец немного согнуты;

Кошка - показываем ушки, загибаем большой, средний и безымянный палец левой руки, указательный и мизинец согнуты;

Мышка – показываем кулачок правой руки.

Теперь вместе расскажем и покажем логосказку "Репка"

Посадил дед репку, выросла репка большая пребольшая. Пошел дед тянуть репку, тянет, потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потянут- вытянуть не могут. Позвала бабка внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потяну, вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут, потяну, вытянуть не могут. Позвала Жучка кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут, потяну, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку, мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут, потяну, вытянули репку!

Такие упражнения со сказками способствуют развитию всех сторон речи, а так же развитию как мелкой, так и общей моторики.

Также очень хорошо развивают мелкую, а также и общую моторику песни игры с  движением под музыку.

Игра «Маленький ежик»
Родители встают в круг вокруг воспитателя.

Маленький ежик,        Идут по кругу, взявшись за руки.

Четверо ножек,        «Ежик» двигается внутри кру-

На спине листок несет,        га навстречу.

Песенку поет.

Припев:

Фуфты-фуфты-фуфты-фу!        Поочередно поднимают и опус-

кают согнутые в локтях руки-«лапки».

На спине листок несу!        Повороты вправо-влево, руки на

поясе.

Самый сильный я в лесу!        Сжимают пальцы в кулаки, раз-

водят руки в стороны и сгибают их к плечам.

Лишь боюсь одну лису!        Прижимают руки к груди, кис-

ти опускают вниз и встряхивают ими («дрожат»).

Маленький ежик,        Повторяются движения 1-го

Четверо ножек,        куплета.

На спине грибок несет, Песенку поет.

Припев:
Фуфты-фуфты-фуфты-фу!        Движения припева повторяются

На спине грибок несу! Самый сильный я в лесу! Лишь боюсь одну лису!

Маленький ежик,        Повторяются движения 1-го

Четверо ножек,        куплета.

На спине лису несет, Песенку поет.

Припев:

Фуфты-фуфты-фуфты-фу!        Движения припева повторяются.

На спине лису несу!

Самый сильный я в лесу!

Больше не боюсь лису!        Грозят пальцем.

Вот!        Вытягивают вперед правую руку,

большой палец поднимают вверх, остальные сжимают в кулак.

2.3.2. С атрибутами: пальчиковый театр, платочки, резиночки, перчатки.

Для развития мелкой моторики используются куклы, соответствующие возможностям ребенка и развивающие их. Куклы бывают разные: петрушечные куклы, вязаные пальчиковые куклы, мягкие подвижные «куклы-рукавички», комбинированные куклы, «я–куклы», куклы-марионетки.

С предметами: 

Пальчиковая игра «Медведь» (с предметом).

(медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак)
Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее, на подмогу,
Мишка, кажется, застрял!
(с силой вытянуть платочек)

2.4. Для развития моторики рук создано много специальных игрушек. Это мозаики и всевозможные конструкторы, шнуровки и пазлы, специальные лабиринты, фигурки-вкладыши, пирамидки. Это идеальные игрушки для укрепления пальцев и всей кисти руки ребенка, развития глазомера, воспитания внимания и усидчивости. Все это создает оптимальные предпосылки для подготовки к письму.
Можно также использовать различные подручные средства и бытовые предметы.


Пособие «Пальчиковые шаги». Идея разработана Тимофеевой Е.Ю. и Черновой Е.И. Пальчиковые шаги – это упражнения, направленные на развитие координации движений кистей и пальцев рук. Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты.

Пособие «Игры с пуговицами». В процессе игры развивается мелкая моторика, зрительно-моторная координация, математическое мышление, внимание, точность движений, тактильное восприятие, творческая и эмоциональная сфера. Ребенок украшает шаблоны пуговицами.

Пособие «Контуры». Я его считаю многофункциональным. Дети выкладывают контуры предметов различными материалами: ракушками, камешками, бусинами, пуговицами, веревочкой, пластилином.

Пособие «Игры с прищепками». Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус.

Игры с крупами. Самая распространённая игра – рисование на манке. Насыпаем манную крупу в мелкую тарелку или крышку от коробки и предоставляем ребенку полную свободу творчества. Когда картина завершена, достаточно потрясти нашу емкость и перед нами опять "нетронутый лист", а значит можно приступать к созданию нового шедевра.
Еще один вид игры с крупами – это
«Сухой бассейн». Для создания «Сухого бассейна» небольшую глубокую миску нужно заполнить промытым и просушенным горохом, гречкой или фасолью.

Погружаясь, как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения — координированными. Главное — руки должны быть в крупе по запястье, ведь таким образом снимается мышечный спазм ручек, напряженность и усталость.

Особенно полезна гречка, так как эта крупа имеет острые грани, которые необходимы для активизации нервных окончаний пальчиков.

Можно играть в «Клад», «Прятки», «Секреты», «Лыжники» и т.д.

Пальчиковые игры очень эмоциональные. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

3. Продуктивная деятельность.

Работа с пластилином, соленым тестом, бумагой, картоном, салфетками, тканями разной текстуры и т.д.).

Работа с природным и бросовым материалом: желуди, шишки, орехи (грецкие, фундук), скорлупу от орехов, веточки, почки, песок, глина, листья, крупа (манная, гречневая, горох, бобы, фасоль и пр), макаронные изделия, бусинки, пуговицы, крышки, яичная скорлупа и т.д.

Конструирование из разных видов конструкторов.

Лепка из пластилина или соленого теста. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук. В этом занятии хорошо развивается сила кисти и пальцев, обеспечивается сила тонуса мускулатуры рук. Причём лепить можно не только из пластилина, глины и солёного теста. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков, прутиков или шишек.

Изготовление поделок из бумаги. Сминание, разрывание и надрывание, скручивание и другие виды бумажной пластики способствуют формированию координации движений кистей рук и пальчиков. По результатам таких работ можно оценить насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков дошкольника.

Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы, семян и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.

Конструирование – дети создают из различных материалов. В конструировании развивается координация кисти, логическое мышление и пространственное воображение. 

Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук.

Определенные упражнения с детьми не только помогут развить мелкую моторику у детей, но и сформировать навыки рисования, а стишки-рифмовки сделают эту деятельность веселой и интересной.

Родителям раздаются листы белой бумаги и карандаши.

Давайте с вами порисуем.

Ящик буду рисовать,

Доски ровно прибивать.

Начерти и удивись,

Ящик, в клетку превратись!

Зайку в клетку посажу,

Всем ребятам покажу!

Вот бушующее море.

Чайки вьются на просторе.

А на глубине – вот тут-

Быстро водоросли растут.

В заключение хотим вам выразить благодарность за активное участие в жизни нашей группы, за сотрудничество и участие, неравнодушное отношение к нашей работе.

Тренируйте детям пальчики!

Станет рука сильной,

Головушка умной,

А речь красивой!

Итоги:

- родители задают вопросы на уточнение;
- проводится рефлексия: родители высказывают свое отношение к рекомендациям воспитателей, насколько полезным был материал, представленный на семинаре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Развиваем пальчики - развиваем речь"

В презентации представлены формы работы по развитию мелкой моторики у детей....

Развивая пальчики развиваем речь

Взаимодействие с родителями...

Консультация по развитию речи:"Развиваем пальчики - развиваем речь"

Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.Они способствуют развитию речи, творческой деятельности....

Развиваем пальчики - развиваем речь!

Если движение руки соответствует возрасту, то и развитие речи находится в пределах нормы. Представлены упражнения для развития мелкой моторики, которые можно применить дома....

"Развиваем пальчики - развиваем речь"

Речь – такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести ...

Консультация для родителей "Развиваем пальчики- развиваем речь".

Движение рук всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию....