«Синичка-невеличка»
методическая разработка по развитию речи на тему

Лозовая Юлия Сергеевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию с детьми подготовительной группы на тему «Синичка-невеличка»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию с детьми подготовительной группы на тему «Синичка-невеличка»

Автор: Лозовая Юлия Сергеевна

Организация: ГБДОУ детский сад №21 Выборгского района

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Цель: совершенствовать способы создания знакомого образа (синички) посредством пластилина на горизонтальной плоскости. 

Задачи:

Образовательные:

  • закреплять ранее освоеннные приемы пластилинографии: придавливание, примазывание, разглаживание, скатывание;
  • продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – портретом;
  • обобщать и систематизировать знания детей о зимующих и перелетных птицах. 

Развивающие:

  • развивать умение детей самостоятельно выбирать способы выполнения работы;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук, диалогическую речь;
  • развивать навыки общения и взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками;
  • способствовать развитию познавательного интереса к народным праздникам, к миру птиц.

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность, навыки сотрудничества, взаимопонимания, взаимопомощи, умения позитивно оценивать работы сверстников.

Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Виды деятельности детей: игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная.

Предварительная работа:

  • Наблюдение за птицами на прогулке, за их поведением возле кормушки.
  • Беседы «Зимующие и перелетные», «Синичкин день».
  • Рассматривание иллюстраций с изображением птиц, уточнение внешнего строения птиц.
  • Составление описательных рассказов о птицах, разгадывание загадок.
  • Дидактические игры: «Кто где живет?», «Кто чем питается?», «Узнай птицу по описанию», настольно-печатная игра «Наши соседи».
  • Чтение произведений художественной литературы: В. Бианки «Лесные домишки», М. Пришвин «Журка», «Лесной доктор», Н. Сладков «Синичкина кладовая», В. Жуковский «Жаворонок», С. Есенин «Воробышки», А. Барто «Ворона», А. Яшин «Покормите птиц зимой». 

Материалы:

  • «волшебное» колечко с запиской;
  • предметные картинки с изображением птиц: соловей, грач, ласточка, скворец, дрозд, кукушка, дятел, снегирь, сорока, синица, голубь, воробей;
  • маски Солнышка и Снежинки;
  • mp 3 запись «Пение синицы», магнитофон;
  • 3 портрета синицы, выполненных разными способами пластилинографии;
  • пластилин;
  • картон с контурным изображением синицы;
  • стеки и доски для лепки по количеству детей;
  • влажные салфетки;
  • корзинка с печеными орешками.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Вводная часть.

Воспитатель приветствует вошедших в группу детей:

- Доброе утро, мои милые друзья.

Всех вас рада видеть я!

Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей!

Давайте поприветствуем их поскорей.

Воспитатель: - Ой, ребята, посмотрите, что это на ковре блестит? (Дети поднимают кольцо). Откуда же оно у нас взялось? Может, кто – то из гостей его потерял? Посмотрите, в кольцо бумажка вставлена. Сейчас я посмотрю, что в ней написано. Читает: «Если веришь в чудеса, повторяй волшебные слова» Ой, ребята, а колечко это не простое, а волшебное! А вы верите в чудеса? Садитесь на стульчики, закрывайте глаза, а я буду повторять волшебные слова:

«Ты катись-катись колечко

На осеннее крылечко

И с осеннего крылечка

Молви чудное словечко» (Звучит фонограмма «Пение синицы»).

Воспитатель: - Это что за чудеса, что за чудо голоса? (Ответы детей) А вы знаете как называется эта птица? (Дети высказывают свои предположения).

Воспитатель: - Давайте с вами опять обратимся к колечку. Вы запомнили волшебные слова? Закрывайте скорее глаза и повторяйте их вместе со мной:

«Ты катись-катись колечко

На осеннее крылечко

А с осеннего крыльца

Покажи нам чудеса!» (По окончании слов в группу влетает девочка – синичка)

Основная часть.

Синичка: - Здравствуйте, детишки и присутствующие здесь взрослые!

Я – маленькая птичка, ростом невеличка,

Спинкою зеленовата, животиком желтовата,

Черненькая шапочка и полоска шарфика.

Вы догадались кто я? (ответы детей)

Синичка: - Правильно, я – синичка, птичка – невеличка, но свой праздник знаю! И называется он Синичкин день! Ребята, а вы слышали о нем? (Да)

Воспитатель: - Ребята, расскажите нашей гостье о ее любимом празднике (Ответы детей: Этот праздник отмечается с давних пор на Руси 12 ноября. В этот день люди готовятся к встрече зимующих птиц. Они мастерят и вывешивают кормушки, готовят для птиц угощение, читают о птицах стихи и играют в игры. В случае затруднения воспитатель стимулирует ответы детей наводящими вопросами)

Синичка: Я тоже хочу с вами поиграть!

Воспитатель: Ребята, во что бы нам с Синичкой поиграть? (ответы детей) Может нам научить нашу гостью играть в игру «Передай другому»? Приглашаю всех к столу (Дети становятся вокруг стола).

Воспитатель: - Кто может гостье рассказать, как в игру играть? (Один из детей рассказывает правила игры, а в случае затруднения другие дети ему помогают: «Играющий берет со стола карточку изображением вниз, передает ее соседу справа. Тот, кому дали карточку переворачивает ее, называет изображенную на ней картинку и кладет на стол перед собой. Потом он берет другую карточку и передает ее соседу справа и игра продолжается.»)

Синичка: -  Ребятки, какие вы молодцы! Вы правильно назвали моих пернатых друзей.

Воспитатель: - Синичка, да ты послушай, как ребята умеют на мои вопросы быстро отвечать:   

  • Птиц называют «пернатыми», потому что туловище птицы покрыто… (перьями).
  • Птицы, которые улетают осенью на юг, называются … (перелетные).
  • Осенью птицы улетают на юг, потому что… (боятся холода и голода).
  • Птицы, которые не улетают осенью на юг и птицы, прилетающие к нам зимой с севера называются … (зимующие).
  • Люди подкармливают птиц зимой, чтобы они … (не погибли от холода и голода).
  • Воробей, сорока, снегирь, синица – это … (зимующие птицы).
  • Ласточка, грач, скворец, соловей – это … (перелетные птицы).

Воспитатель: - Синичка, тебе понравились ответы детей?

Синичка: - Да, ребята просто класс! Мне так нравится у вас! Я хочу вам предложить поиграть в мою любимую игру «Зимующие и перелетные». Кто хочет быть Солнышком и Снежинкой? (Воспитатель предлагает выбранным детям надеть маски Солнышка и Снежинки, а всем другим детям взять картинки с изображением птиц.)

Воспитатель: - Ребята, мы же с вами в эту игру тоже играли. Кто помнит правила игры? (Один из детей рассказывает правила игры, а в случае затруднения другие дети ему помогают: «Во время звучания музыки Солнышко, Снежинка и птицы бегают врассыпную по группе, не наталкиваясь друг на друга. Когда музыка перестает звучать, Солнышко и Снежинка останавливаются на месте, а птицы – собираются в стаи: зимующие около Снежинки, а перелетные около Солнышка. Затем каждая стая проверяет, нет ли чужих.»)

Воспитатель: - Друзья, как славно вы играли! Зимующих и перелетных птиц вы правильно назвали! А теперь я предлагаю вам на стульчики сесть и немного отдохнуть.

Воспитатель: - Ребята, понравилась вам сегодняшняя встреча с Синичкой? Тогда я предлагаю вам на память об этой встрече нарисовать ее портрет. Вы согласны?  Что такое портрет?

Воспитатель: Правильно, портрет – это изображение кого - то на картине или фотографии. Рисовать мы сегодня будем не красками, а пластилином. Но почему – то наша гостья загрустила? Что случилось, Синичка?

Синичка: - Я не умею рисовать пластилином.

Воспитатель: - Не грусти. Ребята тебя сейчас научат!

Воспитатель предлагает детям рассмотреть 3 портрета синички, выполненных разными способами пластилинографии (с использованием «мазка», «шариков», «жгутиков») и обсудить методику выполнения каждого из них. После этого воспитатель спрашивает у каждого ребенка каким способом он хотел бы выполнить свою работу и предлагает занять места за соответствующим столом (Дети делятся на группы в соответствии с выбранным способом выполнения работы).

Воспитатель: - Ребята, какие правила работы с пластилином вы знаете? (Ответы детей:

1. Во время работы надо следить, чтобы пластилин не падал на пол.

2. Нельзя брать пластилин в рот.

3. Для работы от целого куска пластилина необходимо отрезать стеком небольшой кусочек.

4. В ходе работы необходимо вытирать руки от прилипшего пластилина влажной салфеткой.

5. На рабочем месте и в коробке с пластилином поддерживать чистоту и порядок.

6. После окончания работы надо очистить доску и стеку от пластилина, привести рабочее место в порядок, вытереть руки салфеткой.

Воспитатель: - Прежде, чем работу начать, надо пальчики размять.

Пальчиковая гимнастика «Птичка».

На ладонь посадим птичку,

Кормим милую синичку.

Птичка зернышки клюет,

Деткам песенку поет:

«Тень, тень, потетень,

Я летаю целый день».

Ждут синичку пять птенцов —

Голосистых молодцов.

Детки в гнездышке сидят

И, конечно, есть хотят.

Воспитатель: Теперь можно и к работе приступать.

Практическая часть.

В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям свободу в творчестве, оказывая индивидуальную помощь.

Заключительная часть.

По окончании работы педагог предлагает детям разместить работы ребят на одном столе и посмотреть, что же получилось.

Воспитатель: - Ребята, какие замечательные работы получились у вас! Какая синичка понравилась больше всех? Почему? Что вам сегодня понравилось больше всего? Что для вас было трудным? Вы все сегодня молодцы! Синичка, а ты, что молчишь?

Синичка: - Да, да! Работы очень хороши! Я вижу, что все старались от души!

Поэтому, мои друзья, я орешки вам из леса принесла (отдает корзинку с печеными орешками воспитателю, дети благодарят Синичку). До свидания, друзья, ждет меня моя семья! (Синичка забирает свою поделку и улетает.)

Воспитатель: - Ребята, а вам с гостями надо попрощаться, к друзьям своим поспешить и орешками их угостить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в средней группе аппликация«Синичка-невеличка».

Конспект НОД в средней группе аппликация«Синичка-невеличка»Цель: развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастаЗадачи:-развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предме...

занятия в средней группе на тему «Синичка – невеличка»

развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста-развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов-воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам-...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию с детьми подготовительной группы на тему «Синичка-невеличка»

совершенствовать способы создания знакомого образа (синички) посредством пластилина на горизонтальной плоскости....

Проект во второй младшей группе "Синичка невеличка"

Актуальность проектаМало научить ребенка есть, пить, говорить, одеваться, играть, крайне важно прививать ему любовь  и бережное отношение к природе.Именно с раннего возраста необходимо развивать ...

Мастер-класс по конструированию из бумаги в технике «оригами» на тему: «Синичка-невеличка»

Мастер-класс проводится в рамках тематического дня, приуроченного к экологическому празднику «Синичкин день» с целью приобщения детей к русской народной традиции: празднованию Дня встречи ...

Рисование гуашью "Синичка невеличка"

На ветках деревьев появились желтые шарики. Что за чудеса! Подул ветерок, деревья закочались, и шарики взлетели вверх. Это птички-синички.Ребята выполнили рисунок гуашью. В ранем возрасте, рисова...