Составление творческого рассказа по сюжетной картине с использованием технологии ТРИЗ
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Давлетгареева Чулпан Рифхатовна

Рекомендации по работе с сюжетной картиной,  применяя технологии ТРИЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл npk_triz.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

«Составление творческих рассказов по сюжетной картине

с использованием технологии ТРИЗ»

«Главное, что должно дать образование и о чем часто забывают,

 - это не багаж знаний, а умение владеть этим багажом».

           А.Н. Несмеянов

Рассказ ребенка по картинке. Кажется - что  может быть проще? Однако на самом деле это не совсем так  - рассказывание по картине является особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка. Детям-дошкольникам трудно правильно воспринимать картинку. Ведь даже самая простая картинка, включающая в себя изображение хотя бы двух предметов, дает их в каких-то пространственных связях. Осмысливание этих связей необходимо, чтобы раскрыть взаимоотношения между частями картинки. Традиционная методика обучения рассказыванию по картине рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа воспитателя, а затем  выслушиваются рассказы 4-5 детей. Опыт показывает, что ребенок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией. Детские рассказы страдают  наличием слов-повторов, длительными паузами между предложениями. Вопросы к детям  воспитатель задает  предельно конкретные: Кто нарисован? Что делают? Такие вопросы  небудят мысль ребенка, не вызывают желания высказываться, теряется интерес не только к событиям, запечатленным на картине, но и вообще к речевой деятельности.

Закономерно возникают вопросы: Действительно ли надо заставлять детей слушать однообразные рассказы? Нужны ли примеры рассказов воспитателя до того, как ребенок сам составил текст по картине? Совершенно очевидно, что необходимо изменение способов работы педагога по обучению дошкольников составлению рассказов по картине. В  работе с детьми старшего дошкольного возраста я предлагаю использовать систему игровых упражнений с использованием теории решения изобретательских задач, который  позволяет  получить гарантированный результат – усвоение детьми обобщённого способа составления рассказа по сюжетной картине. Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение ребенка основывается на алгоритмах мышления  и осуществляется в процессе его совместной деятельности с воспитателем (ТРИЗ – автор Г. С.  Альтшуллер).

Предлагаемая технология ТРИЗ   рассчитана  на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине. 1-ый тип: «Описательный рассказ». Цель: развитие связной речи на основе отображения увиденного. 2-ой тип: «Творческое рассказывание по картине (фантазирование)». Цель: составление рассказов фантастического плана по мотивам изображенного на картине.

Картину  в группу приносим заранее, размещаем ее  на уровне  глаз детей в специально отведенном месте. Подготовительную  работу проводим  по этапам. Она  выглядит как система игр со всей группой или подгруппами детей в течение двух недель. В пятницу, к концу второй недели, проводится  итоговая  беседа со всей группой детей.

В работе с детьми можно выделить несколько этапов, на каждом из них представлена какая-либо мыслительная операция, в результате освоения которой у ребенка развивается способность самостоятельно делать речевые зарисовки по картине.

На первом этапе «Определение объектов на картине» формируем у детей умение определять объекты, изображенные на картине, и схематизировать их.

Для мотивации детей к выделению объектов на картине используются  приемы «подзорная труба», «бинокль» или приглашаем «Волшебника Деления». Далее выполняем моделирование выявленных на картине объектов с помощью схем, цветовых обозначений, букв, картинок и т.д.В  качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используем геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет.

На втором этапе«Установление взаимосвязей между объектами на картине»упражняем детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине. С этой целью ребенку предлагаем соединить любые два выделенных ранее объекта и объяснить, почему их можно соединить:«Давайте ребята, поиграем в сыщиков и раскроем тайну картины. Как все предметы на картине между собой связаны». Взаимодействие между объектами могут быть установлены на уровне физических связей (касание, давление…), на уровне эмоциональных связей (нравится, не нравится, заботится, не любит…), на уровне родственных связей (брат - сестра, мама - дети…) и др. Для обучения детей установлению взаимосвязей между объектами, изображенными на картине, предлагаем  следующие творческие задания: пришел волшебник "Объединяй" и объединил два объекта (воспитатель указывает на два объекта); "Ищу друзей" - найти объекты, которые между собой связаны по взаимному расположению; "Ищу недругов" - найти объекты, которые между собой "не дружат".

На третьем этапе «Составление сравнений, загадок  по картине»мы учим детей составлять загадки, пользуясь моделями составления загадок разработанные А.А.Нестеренко.  Чтобы составить загадку по картине, ребенку предлагаем  выбрать объект и перечислить его признаки (действия, цвет, форма, размер, специфические характеристики, части и т.д.).

На четвертом этапе  «Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств» учим ребенка   составлять рассказы-описания на основе возможного восприятия объекта картины через разные органы чувств. Для создания речевых зарисовок с детьми педагог должен уточнить, какие признаки объектов могут быть «считаны» разными анализаторами человека: пять органов чувств. Для эффективной работы с детьми используется прием «вхождения в картину»:  «Войдите в картинку, осторожно "походите" по ней. Что вы почувствовали? Притроньтесь рукой ко всему, что встретилось на пути. Что вы почувствовали теперь? Вдохните запах того, что вас окружает. Попробуйте что-нибудь пожевать, если это не вредно. Какие запахи вы чувствуете, какие вкусовые ощущения у вас появились?» В   работе с картиной мы используем прием приглашения волшебников-помощников: «Я чувствую запах», «Я пробую вкус», «Я слышу», «Я вижу», «Я трогаю руками».

На пятом этапе «Определение  местонахождения  объектов на картине» дети описывают  объект с точки зрения расположения других объектов по отношению к нему с позиции постороннего наблюдателя  
или  в роли самого объекта. Правило этапа: «У каждого объекта есть своё место на картине». Например: «Я старший брат медвежонок, я лезу на дерево. Слева от дерева на пенечке стоит младший  медвежонок. В дереве есть  дупло,  в котором сидят сердитые пчелы».

На шестом этапе «Составление речевых зарисовок с использованием разных точек зрения» дети упражняются  в умении перевоплощаться в объект на картине. Ребенок называет себя объектом и «входит» в его эмоциональное состояние или принимает какую-то черту его характера, изменять свое настроение во времени. Правило этапа: «Я превращаюсь в героя, изображённого на картине, и у меня…характер».Например:  « Я  пчела, я очень сердита, потому что рядом с моим домом, в дупле дерева, появились медвежата, которые хотят забрать наш мед».

На седьмом этапе«Преобразование объектов во времени» учим детей составлять рассказ о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее,

Используя  прием перемещения во времени ("Машина времени"). Правило этапа  «Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним потом». «Представьте, что вы находитесь в картине и подумайте, что делал   медвежонок  до того момента, который изобразил художник?».

На восьмом этапе «Понятие о смысловых характеристиках картины» обучаем детей  подбирать название картины, точно отражающее ее смысл, с помощью пословиц и поговорок. Правило этапа «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл».Воспитатель предлагает детям «ромашку мудрости», на лепестках  которой  написаны пословицы и поговорки.

«Сорви любой лепесток и объясни, подходит или не подходит к картине эта пословица».  

По окончании каждого этапа рядом с картиной вывешивается эмблема совершённого мыслительного действия.

 На итоговом занятии воспитатель сообщает детям, что картина, которая «гостила» две недели в группе, будет прощаться с ними и предлагает детям  в качестве подарка картине составить свои рассказы.

Многим покажется, что работа над картиной по этой технологии занимает слишком много времени: все эти этапы, рисунки в кружочках,  «волшебники».Однако при планомерной работе по методике ТРИЗ вы заметите, как  сохраняется  интерес детей к картине и происходящему в ней в течение всего занятия. Даже через неделю дети способны составить рассказ по данной картине по памяти. При этом   рассказы  детей носят творческий, более оригинальный характер. Воспитателю  не надо придумывать множество вопросов к картинке, в которой все и так слишком ясно. Вместо этого планируются состав картинки, связи, характеристики, точки зрения передвижения по времени. Дети пытаются  правильно выражать свои чувства,  свое отношение к явлениям  и событиям, стараясь разглядеть в каждом предмете, объекте,  разные его стороны. У детей идет процесс осмысливание  связей между предметами и явлениями, чтобы раскрыть взаимоотношения между частями картинки. Ценным показателем является то, что теперь рассказать по картинке могут не только отдельные, хорошо подготовленные дети,  но и те, кто почти всегда молчал. Но для начала этой работы, самое важное – сделать первый шаг. Взять сюжетную картину и предложить детям воображаемую «подзорную трубу» и картины будущей работы оживают перед нами. Пора входить в них!

Литература

1.Граб.Л.М.Обучение творческому рассказыванию. «Учитель», 2013г.

2. Сидорчук Т.А., ЛелюхС.В. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине.  «Аркти», 2014 г.

3. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Составление с детьми творческих рассказов по сюжетной картине с использованием технологии ТРИЗ»

«Составление с детьми творческих рассказов по сюжетной картине с использованием технологии ТРИЗ»...

МАСТЕР-КЛАСС воспитателя МАДОУ «ЦРР-д/с № 2» г.Славянска-на-Кубани Недосековой Татьяны Юрьевны по теме «Составление с детьми творческих рассказов по сюжетной картине с использованием современных образовательных технологий, ИКТ»

МАСТЕР-КЛАСС воспитателя МАДОУ «ЦРР-д/с № 2» г.Славянска-на-Кубани Недосековой Татьяны Юрьевны по теме «Составление с детьми творческих рассказов по сюжетной картине с использованием современных образ...

Конспект занятия по составлению творческого рассказа по сюжетной картине с использованием ТРИЗ

Целью данного занятия является  подготовка детей к составлению творческого рассказа по сюжетной картине с использованием теории решения изобретательских задач, на примере игр:  «Подзорная тр...

Составление творческого рассказа по сюжетной картине с использованием ТРИЗ

В  большинстве  своем мы привыкли традиционно знакомить ребенка с содержанием картины, побеседовать о том, что лежит на поверхности изображения. Я в своей работе использую нетрадиционные эле...

«Составление с детьми творческих рассказов по сюжетной картине с использованием технологии ТРИЗ»

В консультации даны рекомендации по составлению с детьми творческих рассказов по сюжетной картине с использованием технологии ТРИЗ....