Конспект занятия по составлению творческого рассказа по сюжетной картине с использованием ТРИЗ
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Солодилова Светлана Александровна

Целью данного занятия является  подготовка детей к составлению творческого рассказа по сюжетной картине с использованием теории решения изобретательских задач, на примере игр:  «Подзорная труба»; «Фотографирование; «Вхождение в картину»; «Живые картинки»; «Превращение в объект на картине».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_triz.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: подготовка детей к составлению  творческого   рассказа  по картине.

Задачи: учить подбирать наиболее точные определения при описании объектов, изображённых на картине;

. формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя), рассуждать над её содержанием;
• упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия;
• упражнять
 в составлении фантазийных рассказов от 1-го лица;  развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами;
• расширять и активизировать  словарь детей  по теме «Весна»;
активизировать восприятие, развивать внимание, память, воображение, аналитические умения;
• воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его, оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор.

Словарная работа: снеговик, сосулька, капель, ель, верба, проталины, подзорная труба, объект, глазок, правило, эмблема, тает, цветёт,

Методические приёмы: Игровая мотивация «Волшебная картина»;

Игра «Подзорная труба»;
Игра «Фотографирование;

Игра «Вхождение в картину»;

ФИЗМИНУТКА;

Игра «Живые картинки»;

Игра «Превращение в объект на картине».

Ход занятия:

- Сегодня я хочу вам показать очень необычную, даже волшебную картину. Почему она необычная? А потому, что она умеет говорить. Не верите? Сейчас я вам покажу. Но рассказывать она будет только очень внимательным, не упускающим ни одной мелочи детям. 

- Давайте мы теперь эту картину внимательно рассмотрим издалека, а для этого у меня есть «волшебная подзорная труба». Каждый из вас, через трубу увидит, только один предмет или одно живое существо. Посмотрите в волшебную подзорную трубу и скажите: кого или что вы там видите?
Игра «Подзорная труба»
Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы.
( навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его:  девочка, снеговик, дом, солнце, земля, небо, ёлки-3, верба, лес, снег и т.д.)

Игра «Фотографирование» 

-- Молодцы, сколько разных объектов увидели, а давайте, чтобы ничего не пропустить и не забыть, схематично зарисуем все предметы, как будто сфотографируем их, я на доске, а вы у себя на листах.

-Назовите предметы, которые вы увидели? Где они расположены на картине?

(Дети называют как можно большее число объектов, изображённых на картине, а я схематично фиксирую  их на доске, дети у себя на листах повторяют схему за мной).
- Ребята, давайте внимательно посмотрим, все ли объекты мы обозначили, на том ли месте мы их изобразили? Проверьте своей подзорной трубой.

-Да, молодцы, ничего не пропустили! Были внимательны (быстро перечислить все названное, начиная с главного)

– Ребята, что мы сейчас делали? (называли объекты на картине). Правильно, запомните правило: «Смотрю на картину и называю объекты», а поможет нам это запомнить эмблема (выставляю эмблему 1).

- Ребята, все объекты на картине связаны между собой, давайте подумаем и скажем: Чем или как они  связаны? Кто  кому друг? Кто кому недруг? - соединяю стрелками два предмета на доске, а дети на своих схемах, затем дают объяснение взаимосвязям объектов (девочка-снеговик, потому что она его  слепила; солнце – снеговик, потому что оно пригревает снеговика, он тает; солнце превращает снег в сосульки; солнце пригревает крышу; солнце греет ёлки; верба зацветает от солнечного тепла; девочка живёт в доме;……).

-Молодцы! Все справились с заданием.

-А, что мы сейчас делали?( ответы детей). Правильно, мы говорили о том, как объекты на картине, связаны между собой. А вот эмблема(2) этой игры и её правило: «Один предмет связан с другим, потому что…). 

Игра «Вхождение в картину»

-Вам нравится эта картина? А вы хотели бы войти в эту картину? (ответы детей). Тогда, закроем глаза и  представим себе, что мы перенеслись в картину.

-Откройте глаза,  ребята, вот мы и в картине, как  ласково светит весеннее солнышко, давайте погреемся под его лучами.

ФИЗМИНУТКА
Солнечный мой лучик     руки вверх

Прыгни на ладошку        ладони вверх

Солнечный мой лучик     кружатся

Маленький, как крошка

Прыг на носик, на плечо   Руки на нос, на плечи,

Ой, как стало горячо!        Прыжки

Прыг на лобик и опять      Руки на лоб, на плечи,

На плече давай скакать      прыжки

Вот закрыли мы глаза,       закрыли глаза

А солнышко играет

Щечки теплым лучиком      гладят щечки

Нежно согревает.

-Молодцы, как хорошо погрелись под лучами весеннего солнца, почувствовали его тепло.

-Ребята, мы с вами находимся в картине, а какие звуки вы слышите? (я слышу звуки капели, как с крыши падают сосульки, птички щебечут в лесу,  ручеёк журчит, девочка вздыхает ей жалко снеговика,…).

-Какие запахи ощущаете? (пахнет ёлочкой,  чувствую запах вербы ….).

-Молодцы, вот сколько звуков мы услышали и какие запахи почувствовали.

-А, вот эмблемы этой игры и правило: «Я слышу как…», «Здесь пахнет…» (показ эмблемы(4.1, 4.2) и называние правила)

Игра «Живые картинки»

 -Ребята, картина ещё, хочет вам что-то рассказать о себе. Сейчас, я каждому из вас предложу карточку, на которой схематично изображён тот или иной объект с картины. Вы должны определить: кто из вас кто и найти своё место на картине ( каждый ребёнок  по схеме определяет кто он и  где ему встать).

-Ребята, давайте мы с вами «нарисуем живую картинку»: «Вокруг себя мы покружились и в картину превратились».

-Молодцы, давайте проверим, все на своих местах? Замечательная картина.

-А вот, и эмблема(6) этой игры и правило: «У каждого объекта есть своё место на картине».

Игра «Превращение в объект на картине» 

-Ребята, а теперь подумайте и расскажите нам каждый о себе: Кто ты или что ты? Что делаешь на картине? Какое у тебя настроение? С кем ты дружишь на картине? (Каждый ребёнок выбирает себе объект, изображённый на картине (одушевлённый или неодушевлённый) и рассказывает о себе в рамках выбранного образа).

-Молодцы вы так интересно о себе рассказывали. Запомним правило игры: «Я превращаюсь в героя, изображенного на картине, и у меня…..», а вот и эмблема игры.

«Вокруг себя мы покружились и в ребят мы  превратились».

-Молодцы! Вы все сегодня порадовали меня, придумывали, фантазировали, интересно рассказывали об объектах.  А всему этому нас научила «волшебная» картина. А вы хотите, чтобы она ещё погостила у нас? (ответы детей). Картине тоже очень понравилось с вами играть, и она решила ещё погостить у нас. А в следующий раз для нашей картины, мы постараемся составить большой интересный рассказ.

                                               Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

                                  учреждение детский сад комбинированного вида № 68 «Ромашка»

                                                          Конспект занятия

              по составлению  творческого рассказа

            по сюжетной картине с использованием ТРИЗ

                           (старший дошкольный возраст)

                                                                                   

                                                                                     

                                                                                   

                                                                                                      Составила: Солодилова                            

                                                                                                      Светлана Александровна 

                                                                   Нижневартовск

                                                                          2012

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Составление с детьми творческих рассказов по сюжетной картине с использованием технологии ТРИЗ»

«Составление с детьми творческих рассказов по сюжетной картине с использованием технологии ТРИЗ»...

Составление творческого рассказа по сюжетной картине с использованием ТРИЗ

В  большинстве  своем мы привыкли традиционно знакомить ребенка с содержанием картины, побеседовать о том, что лежит на поверхности изображения. Я в своей работе использую нетрадиционные эле...

Составление творческого рассказа по сюжетной картине с использованием технологии ТРИЗ

Рекомендации по работе с сюжетной картиной,  применяя технологии ТРИЗ....

Мастер-класс для педагогов "Составление творческих рассказов по сюжетной картинке с использованием ТРИЗ-технологии"

ТРИЗ - это практика решения изобретательных задач, основанная Генрихом Альтшуллером и его коллегами в 1946 году.ТРИЗ для дошкольников – увлекательные занятия, на которых ребенок может фантазиров...

Составление творческих рассказов по сюжетной картине с элементами ТРИЗ

Презентация может быть интересна для педагогов, которые ищут новые подходы для развития речи дошкольников. Использование Элементов ТРИЗ позволяют детям составлять действительно необычные, интересные р...

Мастер-класс «Составление творческих рассказов по сюжетной картинке с использованием ТРИЗ-технологии»

Цель: оказание практической помощи педагогам в использования приемов ТРИЗ технологии. Задачи: 1.Показать преимущество применения Триз-технологии при составлении творческих рассказов по сюжетной картин...


 

Комментарии

Шайнурова Алсу Владимировна

Очень интересное занятие. Мы тоже работаем по технологии ТРИЗ. Но вот игра "Фотографирование" для меня была новой. Обязательно попробую со старшими детьми.

Тесля Ирина Сергеевна

Светлана Александровна, взяла идею с подзорной трубой себе в копилку. Использую на открытом занятии.Спасибо!