Обучение детей составлению творческих рассказов по сюжетным картине с использованием технологии ТРИЗ.
учебно-методический материал

Зайцева Марина Александровна

Опыт работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение детей составлению творческих рассказов по сюжетной картине  с использованием технологии  ТРИЗ.

Зайцева Марина Александровна, воспитатель

МДОУ Детский сад №39 «Сказка»

«Дайте ребенку картину, и он заговорит».

К.Д.Ушинский.

Воспитание высокообразованных людей включает в себя овладение всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главных задач детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературного языка своего народа.

Традиционная методика обучения рассказыванию по картине рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа воспитателя. Опыт показывает, что дети фактически воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями.

Детские рассказы бедны выразительными средствами, в них практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Тексты изобилуют словамиповторами ("ну", "потом", "вот"... и т.д.), длительными паузами между предложениями.

Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет предыдущий с очень незначительными изменениями. За одно занятие детям приходится выслушивать 4-5 однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится неинтересен.

Закономерно возникают вопросы:

Действительно ли надо заставлять детей слушать однообразные рассказы?

Нужны ли примеры рассказов воспитателя до того, как ребенок сам составил текст по картине?

Верно, ли выбрана форма обучения детей составлению рассказов?

Для себя в работе с детьми по рассматриванию картин, я выбрала «Технологии развития связной речи дошкольников» авторы Т.А. Сидорчук и Э.Э. Байрамова.

Основная дидактическая задача этой методики – не обучение составлению конкретного рассказа по конкретной картине, а усвоение ребенком обобщенных способов умственной деятельности при создании собственного речевого продукта по любой сюжетной картине, а значит, мотивировать и активизировать свою познавательную позицию.

Подготовительная работа проводится по этапам и выглядит как система игровых тренингов со всей группой или с подгруппами детей в течение двух недель. По окончании каждого этапа рядом с картиной вывешивается эмблема или значок совершенного мыслительного действия.

Для привлечения внимания детей и повышение мотивации к рассматриванию картины используется сюрпризный момент в виде «Гостей волшебников» Все волшебники разные и несут различную смысловую нагрузку.

1 этап Перечисления объектов на картине.

На данном этапе мы учим определять состав картины, выявлять объекты.

Активизировать словарь в соответствии с сюжетом картины ( называние объектов и их частей)

На 1 этапе дети знакомятся с первым волшебником «Деления»

Он предлагает поиграть в игру «Подзорная труба». Из листа бумаги дети с педагогом скручивают подзорную трубу и через нее рассматривают предметы и объекты на картине.

И проговаривают такие слова «Смотрю на картину и называю объекты»

В качестве усложнения Волшебник Деление предлагает поиграть в игру «Самый внимательный». Задача детей рассмотреть и назвать маленькие незначительные детали на картине.

2 Этап «Найдите на картине взаимосвязи между объектами»

Цель данного этапа

1.Учить находить взаимосвязи  объектов на картине.

2. Учить объяснять связи между объектами.

3. Активизировать словарь.

4. Озвучивать правило «Один объект связан с другим, потому что…»

5. Учить узнавать эмблему этапа.

На данном этапе дети знакомятся с Волшебником «Объединяй» Он просит детей рассказать, как предметы/ объекты на картине связаны между собой.

3 этап «Представьте возможные ощущения с помощью разных органов чувств»

Цель данного этапа:

1. Учить детей на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств.

2. Активизировать словарь.

Алгоритм мыслительных действий: посмотри на картину, «войди в неё». Выбери орган чувств, который поможет тебе «путешествовать» по картине, опиши свои ощущения.

Слова данного этапа «Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь»

Этап 4. Определение местонахождения объектов на картине.

Цель данного этапа:

1.Учить детей пространственной ориентировке на картине.

2. Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные понятия (наречия).

Учить узнавать эмблему этапа.Слово правило данного этапа «У каждого объекта есть свое место на картине»

Волшебник «Следопыт». Вместе с ним дети учатся ориентироваться на картине.

 Игра «Да – нет»

Цель: ведущий загадывает объект на картине, а дети с помощью вопросов устанавливают его местонахождение. Задача ребенка описать местоположение объекта на картине.

Этап 5. «Составление речевых зарисовок, используя разные точки зрения»

Цель данного этапа:

1. Упражнять в умении перевоплощаться в объект на картине, изменять своё настроение.

2. Учить составлять речевую зарисовку от имени, какого – либо объекта на картине.

3.  Активизировать в речи слова, обозначающие свойства характера объекта.

4.Учить узнавать эмблему этапа. Слово правило данного этапа «Я превращаюсь в объект на картине, и у меня какой-то характер»

 Волшебник «Превратись». Вместе с ним мы беседуем с детьми о характере и настроении персонажей на картине.

Игра «Ожившие предметы»

 - Ведущий предлагает выбрать объект на картине, определяет его характер, рассказывает о его возможных поступках и мыслях.

Этап 6. «Опиши объект, изменяя его во времени»

Цель данного этапа:

1.Учить составлять речевые зарисовки об изменении объекта во времени.

2. Учить узнавать эмблему этапа. Проговаривать слова «Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним потом».

3. Активизировать словарь детей с использованием речевых оборотов, характеризующих временные отрезки  (было – будет; утро – вечер; весна  - осень; раньше – позже; до того – после того).

Волшебник «Время». Вместе с ним учимся ориентироваться во времени: определять части суток; было – будет; раньше – позже; до того – после того.

Этап 7. «Составьте рифмованные тексты по мотивам содержания картины»

Цель данного этапа:

1.Учить детей подбирать рифмы к названиям объектов на картине.

2. Активизировать речь с помощью рифмующихся слов.

3.Учить узнавать эмблему этапа. Слово правило данного этапа «Я называю объект и составляю про него рифмовку»

К детям приходит Волшебник «Рифмуй». Предлагает детям поиграть в поэтов. Подобрать рифмы к предметам/ объектам изображённых на картине.

Этап 8. Составить сравнение, загадку или метафору по картине .

Цель данного этапа:

1.  Учить детей составлять сравнения, загадки или метафоры по моделям.

2. Активизировать словарь ( проговаривание  прилагательных)

3. Учить узнавать эмблему этапа. Слово правило «Я смотрю на объект и могу сравнить его признаки с признаками других объектов»

Алгоритм составления загадок.

1. Выбери предмет на картине и перечисли его особенности – признаки (цвет, форму, его части).

2.  Выбери один из вопросов, по которому ты будешь составлять загадку (модель).

3.  Перечисли предметы, похожие на выбранный тобой.

4.  Найди в них общее.

К детям приходит Волшебник «Отгадай» и предлагает им составить загадки к предметам/ объектам изображённых на картине.

Общие требования к организации работы с картиной:

1. Работы по обучению детей творческому рассказыванию по картине рекомендуется проводить начиная со 2-й младшей группы детского сада.

2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.

3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.

4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.

5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.

6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

Рекомендации:

Игры с сюжетной картинкой не обязательно растягивать на две недели. Вы можете проводить их в любой последовательности. Но обязательно надо начинать с первых двух этапов.

Заранее готовить эмблемы этапов не обязательно — лучше вместе с ребенком обсудить и составить схему (эмблему) уже проведенной игры.

Попробуйте сами сочинить рассказ по картине, но озвучивайте его только после того, как ребенок рассказал свой.

Обязательно записывайте детские рассказы!

Проанализировав созданный ребенком текст, Вы можете наметить пути дальнейшего развития речи ребенка.

Предложив ребенку сделать рисунок к рассказу, Вы научите его иллюстрировать собственные тексты. Собрав творческие продукты ребенка воедино, можете создать книгу речевого и изобразительного творчества!

Вывод: Используя данную методику, решается задача обучения составлению детьми творческих рассказов по сюжетной картине через интеграцию коммуникативной и продуктивной видов деятельности.

 Такой подход ведет к формированию устойчивого интереса дошкольника к созданию собственного речевого продукта.

t1650051229aa.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ МЕТОДАМИ ТРИЗ

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ МЕТОДАМИ ТРИЗ является методическим пособием, где прописан полный алгоритм действий в работе с картиной с использованием технологии ТРИ...

Мастер-класс "Обучение детей составлению творческого рассказа по картине

обучение педагогов использовать технологию по составлению творческого рассказа по картине....

Обучение детей составлению творческих рассказов по картине методами ТРИЗ

Обучение составлению творческих рассказов по картине методом ТРИЗ...

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ

Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы на определенную тему. Следует всемерно поддерживать это стремление детей и развивать их навыки связной речи. Большим подспорьем для пе...

«Технология обучения детей составлению сравнений, метафор, обучение детей составлению творческих рассказов по картине »

laquo;Технология обучения детей составлению сравнений, метафор, обучение детей составлению творческих рассказов по картине »...

Методические рекомендации по обучению детей составлению творческих рассказов по сюжетной картине. (По методике Т.А. Сидорчук)

Методические рекомендации по обучению детей составлению творческих рассказов по сюжетной картине. (По методике Т.А. Сидорчук)...