Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе по развитию речи «Эмоциональное восприятие пейзажной живописи в контексте «Весна»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Кузнецова Гала Борисовна

Огромное значение для детей старшего дошкольного возраста имеет развитие у детей эмоционального отклика на рассматривание высокохудожественных произведений искусства. Важно разбудить в детях эстетическое наслаждение от предметов искусства и развить умение выразить свои чувства, образно рассказывая о них. Мы должны воспитать достойных ценителей культура и искусства, музыки, разбудить тонкие струны души для восприятия прекрасного, развить речь и пополнить лексический запас детей.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peyzazh.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                детский сад №19 Кировского района

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе

                                       по развитию речи

«Эмоциональное восприятие пейзажной живописи в контексте

                                           «Весна»»

                                                        подготовила и провела воспитатель

                                                        высшей квалификационной категории

                                                         Кузнецова Галина Борисовна

                                    Санкт-Петербург

                                                2018

Цели и задачи:

  1. Развивать у детей эмоциональный отклик на рассматривание

высокохудожественных произведений искусства

  1. Разбудить в детях эстетическое наслаждение от предметов искусства и развить умение выразить свои чувства, образно рассказывая о них.
  2. Воспитать достойных ценителей культура и искусства, музыки.
  3. Разбудить тонкие струны души для восприятия прекрасного.
  4. Развить речь и пополнить лексический запас детей.

Дети проходят в группу, здороваются с гостями и садятся в кружок вокруг воспитателя.

- Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с девочкой Дусей, которая приехала к нам в Петербург из далекого холодного северного города Мурманска. Там почти не бывает лета. Оно короткое и прохладное, а весна холодная и поздняя. Вот и в этом году, как пожаловалась мне Дуся, она никак не хочет наступать. И дети забыли, как весна выглядит и послали к нам Дусю, чтобы мы помогли ей и ее друзьям из холодного Мурманска вспомнить, какая же она, весна, и позвать ее скорее к себе в город, на смену долгой ледяной зиме. Поможем, ребята, Дусе?

- Да.

Дуся:

- Помогите мне, ребята, а я расскажу об этом своим друзьям.

Воспитатель:

- Ну, Дуся, садись и наблюдай за нами, как мы будем играть и говорить о весне, о нашем настроении.

- Ребята, а почему приходит весна, с чего начинаются теплые деньки?

Ответы детей:

- Зима проходит, солнце припекает, природа просыпается, тает снег, образуются сосульки на крышах, ломается и тает лед на реках и озерах, в лесу становится меньше снега, журчат ручьи, появляются проталины. На деревьях набухают почки, просыпаются спящие зимой животные, прилетают птицы, поют свои песни, приветствуют весну, начинают вить гнезда и откладывать в них яйца. Идут первые теплые дожди, совсем сходит снег, появляются первые цветы (какие?), травка, молодые зеленые листочки на деревьях. Люди начинают работать на земле, сеют семена.

- Умницы!  

В соответствии с этим мы с вами можем условно поделить весну на четыре этапа: весна света(солнце), весна воды(все тает), весна зелени и поздняя весна или предлетье.

Давайте поиграем в игру «Что сначала, что потом», выстроим с вами логическую цепочку на ковре из набора картинок. На двоих человек один конверт с картинками.

 Дети выкладывают логический ряд на ковре и комментируют его по очереди. Дуся внимательно смотрит.

- Молодцы!

- А сейчас встаем в круг и поиграем в следующую игру « Подбери признаки и действия предметов».

Солнце    желтое яркое горячее теплое      светит греет припекает

                  весеннее лучистое радостное     разогревает сияет ласкает

дождь     холодный теплый мелкий             идет льет моросит капает

                  колючий мокрый весенний          хлещет стучит по крышам

небо         синее голубое высокое                 стоит висит сияет

                   облачное весеннее                         плачет дождем

                   чистое холодное пасмурное

вода          синяя голубая чистая грязная        течет шумит бурлит

река           теплая болотная коричневая         ревет стоит( в болоте)

                    талая пахнущая мокрая шумная    притягивает взгляд

облака      белые пушистые бегущие              бегут плывут закрывают

                    кучевые грозовые дождливые     солнце летят

птицы         певчие перелетные большие        поют летят вьют гнезда

                     маленькие водоплавающие          выводят птенцов

деревья      большие маленькие голые            стоят покрываются

                      зеленые тонкие лиственные         листвой растут

лед               холодный грязный белый              тает колется

                       мокрый толстый колотый              плывет по реке

- Отлично, ребята. А теперь немного разомнемся с мячом.

Игра «Антонимы». Ответы детей по кругу.

Холодный – горячий

Светлый – темный

Белый – черный

День – ночь

Хорошо – плохо

Веселый – грустный

Высокий – низкий

Длинный – короткий

Умный – глупый

Острый – тупой

Солнечный – пасмурный

Слепой – зрячий

Голодный – сытый

Лысый – волосатый

Закрыть – открыть

Бросить – поднять

Тихий – громкий

Храбрый – смелый

Толстый – худой

Нежный – грубый

Злой – добрый

- Хорошо. А теперь сядем на стульчики и попробуем исправить ошибки, которые допустили Дусины друзья, забывшие, какая весна.

Игра «Исправь ошибку».

  1. Земля всходит над солнцем
  2. Небо поет среди птиц
  3. Деревья проклюнулись на зеленых листочках
  4. Река тает на льду
  5. Земля бежит по ручью
  6. Небо плывет по облакам
  7. Ветки появляются на гнездах
  8. Тучи капают из дождя
  9. Птенцы высиживают птиц
  10. Бумажные кораблики пускают детей
  11. Скворечники строят мальчики
  12. Из подснежников проклюнулась земля

- А теперь давайте разомнемся. Физкультминутка.

На болоте две подружки, две зеленые лягушки

Утром рано умывались, полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками хлопали.

Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет. Всем друзьям физкультпривет.

(дети выполняют соответственные движения)

- А теперь я буду загадывать загадку, а вы – отвечать.

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает, когда это бывает?  (весной)

Ручейки бегут быстрее, светит солнышко теплее,

Воробей погоде рад, заглянул к нам месяц  (март)

Мишка вылез из берлоги, грязь и лужи на дороге,

В небе жаворонка трель. В гости к нам пришел ( апрель)

Куртки теплые снимай, на дворе ведь месяц (май)

Здесь на ветке чей-то дом, ни дверей в нем, ни окон.

Но птенцам там жить тепло. Дом такой зовут (гнездо)

Снежок растаял и с полей навстречу нам бежит (ручей)

К нам течет издалека лентой синею (река)

Под ногой в лесу трещит и хрустит валежник.

Ищем мы цветок весны, что зовут (подснежник)

В пышный белый сарафанчик нарядился (одуванчик)

Новоселье у скворца, он ликует без конца.

Чтоб у нас жил пересмешник, смастерили мы (скворечник)

Все очнулось ото сна, все цветет пришла (весна)

- Умнички! Дуся, ты видишь, какие ребята молодцы? Вспоминаешь потихоньку, какая весна?

Сейчас мы с вами соберем в нашей творческой мастерской

пазлы и увидим, какие изображения весны у нас с вами

получились.

Дети садятся за столы, достают из конвертов пазлы и собирают их. На каждого ребенка свой конверт.

А теперь, ребята, я хочу у вас спросить, все ли вы были в музее, где выставлены картины? Давайте совершим с вами экскурсию в музей живописи, на выставку картин, посвященных природе.

Как называется картина с изображением природы?

- Пейзаж

- Правильно, а кто же пишет пейзажи и другие картины?

- Художники

Давайте сейчас послушаем музыку композитора Вивальди «Весна» и посмотрим на наши пейзажи.

Что же изображено на них?

Ответы детей.

- Какая весна? Почему?

- Что вы чувствуете, глядя на картину?

- Какое настроение создает у вас эта картина?

 - А какое могло быть настроение у художника, когда он писал

эту картину?

- Давайте представим, что могло быть до и после изображенного времени на картине

 -Что бы вы делали, оказавшись внутри картины?

 - Какие запахи мы можем представить, очутившись там?

 - Какие тона использовал художник, холодные или теплые,

грустные или радостные, соответствуют ли они музыке, которую мы слушали? Какая музыка звучала?

Эти вопросы воспитатель задает к каждой из рассматриваемых картин.

 - Давайте сравним картины по настроению, цветовой гамме,

состоянию природы, соответствующей каждому этапу весны.

- Нравится ли вам рассматривать весенние пейзажи? А что вы чувствуете? Какое у вас настроение? Как бы вы назвали эти картины?

Ответы детей.

- За что вы любите весну? Все ли хорошо весной в природе? А как же грязь?

Ответы детей.

- Ребята, я сейчас предлагаю вам нарисовать свое весеннее

настроение. Мы перейдем нашу творческую мастерскую, я включу весеннюю музыку Вивальди и вы будете фантазировать, использовать все цвета радуги, соответствующие  вашему настроению и звучащей музыке, холодные или теплые тона, краски, смешиваемые на палитре.

Кстати, напомните мне расположение цветов у радуги.

- Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

- Пожалуйста, приступайте.

Звучит «Гроза» Вивальди.

После завершения рисования дети дарят работы Дусе.

Воспитатель спрашивает у детей, понравилось ли им путешествие в пейзаж, что было легко, а что сложно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи на тему: «Чтение произведения Н.Н. Носова «На горке»

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи на тему: «Чтение произведения Н.Н. Носова «На горке»Цель:          Позн...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи на тему: М. Пришвин «Золотой луг».

Конспект непосредственной образовательной деятельности  в старшей группе по развитию речи на тему: М. Пришвин  «Золотой  луг». Цель:  Познакомить со смыслом слов: промысел, ид...

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе по развитию речи «От куда берётся хлеб»

Цель: уточнить представления детей о хлебе, откуда он берётся, кто его выращивает и печёт; воспитывать уважение к  труду взрослых, бережное  отношение к хлебу....

Организация непрерывной непосредственной образовательной деятельности детей старшей группы по развитию речи и нетрадиционному рисованию по теме «Чудесный букет»

Приоритетная образовательная область: «Коммуникация», «Художественное творчество»: обогащать и активизировать словарь детей по теме занятия. Закрепить знание детей о симметричных и нессиметричных пред...

Организация непрерывной непосредственной образовательной деятельности детей старшей группы по развитию речи и нетрадиционному рисованию по теме «Знакомство по Республикой Адыгея.» Автор конспекта: Учускина Елена Семёновна воспитатель МБДОУ “Детский сад3”

Приоритетная образовательная область: «Коммуникация»: обогащать и активизировать словарь детей по теме занятия, развивать устную речь, связную речь. «Познание»: развивать и воспитывать патриотические ...

"Педагогическая находка". Методическая разработка образовательной деятельности с детьми. Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи на тему "Цветик - разноцветик".

quot;Педагогическая находка". Методическая разработка образовательной деятельности с детьми. Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи на тему &qu...