Шэдитэ ороноор аяншалга
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Бадмажапова Баярма Бальжинимаевна

конспект занятия по бурятскому языку в доу

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_buryatskomu_yazyku_na_temu.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по бурятскому языку на тему:

«Шэдитэ ороноор аяншалга»

Провела: учитель бурятского языка МБДОУ детский сад «Хараасгай» с.Нижняя Иволга Иволгинского района РБ.

Цель: обобщать и закреплять знания детей по темам: «Домашние и дикие животные», «Фрукты и овощи», «Цвета», «Семья», счет до 10.

Задачи:

 образовательные:

*повторение и закрепление знания счёта;

*повторение и закрепление знания лексики по теме «Домашние и дикие животные».

воспитательные:

*воспитание уважительного отношения к растениям и животным;

*воспитание ответственности;

*воспитание чувства дружбы.

развивающие:

*создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь)

*создать условия для развития памяти, внимания, воображения;

*содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность

Оборудования:  дерево на картоне; таблички- картинки «Дом», «Природа»; «капельки росы» - капельки с цифрами; цветочки и бабочки из цветной бумаги; игрушки «Домашние и дикие животные»; волшебная коробочка; Лесовичок - игрушка; муляжи фруктов и овощей; презентация.

Ход образовательной деятельности.

I.Организационный момент:

- Сайн байна, γхибγγд!

 Хэшээлдэмнай олон айлшад ерээд   байна, мэндэшэлэебди. Улыбнемся друг другу, поднимем настроение и начнем нашу работу.

- hуугты!

- Ребята, вы любите природу, животных? (ответы детей)

  Вы не обижаете их? (ответы детей)

  В таком случае мы сегодня проведём занятие в волшебном лесу.

  Вы согласны? (ответы детей)

II.Фонетическая зарядка:

А-аа – ай

Ай-сай-бай

Сайн –сайн

hайн – hайн

давайте полоскать горло

го – го - гоё

гэ – гэ –гэн –гэн – нэгэн

хо –хо хγ –хγγ

хэ –хэ -  хээ
А мы с вами выходим на красивую полянку, на ней много разноцветных бабочек и мы  удивляемся:

Ямар гоё гээшэб!.

III.Закрепление лексики по теме «цвета»

- Ой посмотрите это же лесовичок. Он хочет с вами познакомиться. Он спрашивает: “Хэн гэжэ нэрэтэйбта?”. А теперь ответьте на вопросы Лесовичка: “Хэдытэйбта?”

-Лесовичку понравилась эта беседа. А сейчас он сядет под это дерево и будет наблюдать за вами.

-Мы выходим на красивую полянку. Харагты даа! (Посмотрите!).  Как на ней  много летает разноцветных бабочек, и какие  красивые разноцветные цветочки здесь растут.

 

 -Oо, харыш энэ сэсэг! Повторите, пожалуйста: сэсэг

(Каждый ребёнок повторяет)

-Хэлэгты даа, ямар γнгэтэй сэсэг бэ?( Скажите мне пожалуйста, какого цвета этот цветок?) (Слайд 7-14) 

 -улаан унгэтэй.(Он красный)

Дети называют цвета цветочков.

-Энэ юун бэ? ( Скажите мне пожалуйста ,что это?)

-Эрбээхэй ( Это бабочки)

 

 - Наадахамнай гγ! (Давайте поиграем!)

Возьмите бабочку и посадите её на цветок такого же цвета.

Игра « Бабочки и цветочки»

IV.Повторение счёта:

-Ребята, а вы видели когда-нибудь росу? Ответы детей.

-Это самая чистая водичка, которая появляется на листочках деревьев и на траве рано утром. Она даже обладает целебными свойствами. А в нашем лесу роса особенная, волшебная. А теперь соберите капельки росы (капли). На каждой капельке есть цифры.

*Назовите их. - тоологты

*Встаньте в порядке возрастания.

- Бэрхэнγγд! Хэн бэрхэб?

V.Закрепление лексики по теме «Дикие и домашние животные»:

        -Ребята вот мы уже в лесу, но здесь нет животных, где же они, ой посмотрите. Харагты даа! (волшебная коробочка ) – шэдитэ хайрсаг! Что же в ней? я слышу какие то голоса, (включается запись со звуками животных). Наверное там животные? Харахамнай гу? (дети называют животных, которые появляются их волшебной коробочки)

        -Ой! Посмотрите на этих животных! Что происходит? Домашние животные и дикие животные  пошли погулять в лес и заблудились. Давайте поможем им вернуться обратно. Выходите по очереди, берите по одному животному, показывайте его зрителям, называйте его и относите «домой – гэртэ» или же в зоопарк.

(Дети берут игрушки или картинки с изображением животных, называют их и относят в зоопарк или на ферму).

VI.Физкультминутка.

     - Ребята, чтобы наш Лесовичок не заскучал, давайте покажем ему и расскажем, что мы умеем делать и расскажем стихотворение: «5 хурган» - со смайликами.  Для  

VII.Закрепление лексики по теме «Фрукты и овощи»:

   - Лесовичок говорит вам hайнта даа! Ему очень понравилось ваше стихотворение. Лесовичок еще что- то хочет сказать: Гэдэhэмни γлдэшоо. Фруктда угаа дуратайб! Подарим ему фрукты. Вот только я перепутала все фрукты и овощи. Сначала нам нужно отделить фрукты от овощей. Фрукты мы подарим Лесовичку, а овощи оставим себе. Но сначала давайте вспомним названия фрукты и овощи и все вместе назовем их (слайд 15-24)

   Выходим по очереди, берем фрукт или овощ и кладем в корзинку. В эту корзинку мы кладем фрукт, а в эту овощ (огородой эдеэн)

VIII. Подведение итогов:

 -Вы Лесовичку очень понравились. Вы были такими активными и внимательными! Лесовичок говорит: «Ребята, с вами было очень интересно». Давайте встретимся ещё! А вам понравилось в лесу? Кого мы здесь встретили, что мы с ними делали? Ну а сейчас давайте попрощаемся с Лесовичком. Баяртай! Мы на сегодня с вами тоже попрощаемся Баяртай!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по бурятскому языку "Намарай ой соо аяншалга" (ахалагша булэглэл)

Интегрированное занятие на бурятском языке для детей старшего дошкольного возраста....

Дидактическое наглядное игровое пособие "Волшебный круг – Шэдитэ духэриг"

Игровое пособие предназначено для  запоминания новых слов и закрепления и составления предложений , самый первый круг - местоимения, прикрепляются условные фигуры....

Статья: Мобильный музей "Шэдитэ Ханза"

Хочу поделиться своим опытом по созданию мобильного музея «Шэдитэ Ханза» в условиях ДОУ. Идея к данному направлению возникла в связи с обучением бурятского языка и заинтересованностью дете...

Проект "Игра «Шэдитэ тала» (Поле чудес) на основе произведений устного народного творчества бурят в развитии интереса к родной речи дошкольников"

Актуальность проектаВ дошкольном возрасте закладываются основы социального поведения человека, формируются его ценностные ориентации. Потеря связей с культурой своего народа ведет к «безжизненно...

Проект «Шэдитэ самбар»

Основная идея проекта -   популяризация бурятского языка посредством использования развивающей доски – бизиборд.Цель проекта: сохранение, развитие и популяризация бурятского языка поср...

Проект «Шэдитэ самбар» Бизиборд как средство обучения детей дошкольного возраста бурятскому языку

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ульгэр» городского округа «Поселок Агинское»    Проект «Шэдитэ самбар&raqu...

Хэшээл "Шэдитэ ороноор аяншалга".

Хэшээл "Шэдитэ ороноор аяншалга"....