Проект "От слова к рассказу"
проект по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Короткова Венера Фоатовна
Развитие связной речи дошкольного возраста является одной из приоритетных задач для специалистов дошкольных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ot_slova_k_rasskazu.docx29.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 43 «Солнышко»

Проект

«От слова к рассказу»

Разработала: Короткова В.Ф.,

учитель-логопед 1-й кв. категории


 «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».  

                                 К.Д. Ушинский

Тип проекта: информационный, практико-ориентированный.

Вид проекта: долгосрочный.

Сроки реализации проекта: октябрь 2016 г. – май 2018 г.

Участники проекта: дети 3-6 лет, педагог по развитию речи, учитель-логопед, воспитатели, родители.

Актуальность проекта. Развитие связной речи дошкольного возраста является одной из приоритетных задач для специалистов дошкольных учреждений. На сегодняшний день речь современного дошкольника имеет множество проблем, это и:

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
  • Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  • Плохая дикция.

Эти проблемы необходимо решить до школы, поскольку успешность дальнейшего обучения ребёнка в школе напрямую зависит от состояния его связной речи, развития словаря, умения правильно и связно излагать свои мысли и чувства, способности передавать в речи различные явления окружающей действительности.

Цель: формирование связной речи у дошкольников посредством инновационных технологий (наглядное моделирование, мнемотехника и пр.).

Задачи:

Младший дошкольный возраст

  1. Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, понимать её содержание.
  2. Расширять и активизировать словарный запас детей.
  3. Приобщать детей к правильному ведению диалога: учить участвовать в беседе, развивать умение формулировать и задавать вопросы; строить ответ в соответствии с услышанным.
  4. Учить детей навыкам правильного построения предложений (по схеме).
  5. Упражнять в составлении высказываний описательного характера, состоящих из двух-четырёх предложений.

Старший дошкольный возраст

  1. Продолжать работу по обогащению и активизации словарного запаса детей.
  2. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
  3. Совершенствовать навыки составления простых и сложных предложений.
  4. Учить (по схеме и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
  5. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера.

Риски и ограничения:

– слабая мотивация детей;

– незаинтересованность родителей к повышению уровня речи детей;

– низкое материальное обеспечение при необходимых материальных затратах.

Предполагаемые результаты:

 увеличение словарного запаса детей;

– изменения в интеллектуальном и нравственном воспитании детей путём введения инноваций в педагогический процесс;

– повышение культуры общения между детьми (речь станет более активной, эмоциональной);

– формирование у детей умения составлять самостоятельное высказывание на основе полученных навыков построения рассказа посредством инновационных технологий;

– повышение профессиональной компетенции педагогов  в области речевого развития дошкольников.


Формирование связной речи у дошкольников

Под связной речью понимают развернутое высказывание, состоящее из нескольких или даже очень многих логически связанных между собой предложений, объединенных одной темой и составляющих единое смысловое целое.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста возможно только в условиях целенаправленного обучения. Это одна из основных задач речевого развития дошкольников в плане их подготовки к началу школьного обучения. Поэтому работа по воспитанию у детей связной диалогической и монологической речи предусмотрена программой детского сада.

Последовательность работы над связной речью:

- воспитание понимания связной речи;

- воспитание диалогической связной речи;

- воспитание монологической связной речи, приемы работы:

- работа над составлением рассказа — описания;

- работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок;

- работа над составлением рассказа по одной сюжетной картинке;

- работа над пересказом;

- работа над самостоятельным рассказом.

Приемы работы по формированию связной речи

1. Беседы с ребенком с использованием красочных картинок, выразительной интонации, мимики, жестов.

2. Чтение рассказов или сказок, с последующим рассматриванием картинки.

Если ребенок понял рассказ, то по просьбе взрослого он может показать изображенных на ней действующих лиц, совершаемые ими действия и т.п. Взрослый может задать вопросы по содержанию рассказа для выяснения понимания ребенком причинно-следственных связей (Почему это случилось? Кто в этом виноват? Правильно ли он поступил? и т.д.) О понимании смысла рассказа свидетельствует также умение пересказать его своими словами.

3. Участие в беседе (диалоге).

Необходимо учить ребенка участвовать в беседе (диалог). Поскольку в беседе расширяется словарный запас, формируется грамматический строй предложения. Беседовать можно по различным темам: о книгах, фильмах, экскурсиях, а так же это могут быть беседы по картинкам. Ребенка необходимо научить слушать собеседника не перебивая, следить за ходом его мысли. В беседе вопросы взрослого должны усложняться постепенно, как и ответы детей. Начинаем с конкретных вопросов, на которые можно дать один вариант короткого ответа, постепенно усложняя вопросы, и требуя более развернутые ответы. Это делается с целью постепенного и незаметного для ребенка перехода к монологической речи.

4. Составление описательных рассказов.

При составлении описательных рассказов ребенок овладевает первыми навыками связного изложения мыслей «на одну тему», одновременно он прочно усваивает признаки многих предметов, а, следовательно, расширяется словарный запас.

Для обогащения словарного запаса очень важно проводить подготовительную работу к составлению каждого рассказа-описания, напоминая ребенку о признаках описываемых предметов или даже заново знакомя его с этими признаками. Начав с описания единичных предметов, нужно переходить к сравнительным описаниям однородных предметов – учиться сравнивать разных животных, разные фрукты и овощи, разные деревья и т.д.

5. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Трудность правильного прослеживания ребенком основных моментов развития сюжета проще всего преодолеть, если начать работу с составления рассказа по серии сюжетных картинок, расположенных в той последовательности, в какой происходили события.

Количество сюжетных картинок в серии постепенно увеличивается, и описание каждой картинки становится более подробным, состоящим из нескольких предложений. В итоге составления рассказов по сериям картинок ребенок должен усвоить, что рассказы нужно строить в строгом соответствии с последовательностью расположения картинок, а не по принципу «Что первое вспомнилось, о том и говори».

6. Составление рассказа по сюжетной картине.

При составлении рассказа по одной сюжетной картине очень важно, чтобы картина отвечала следующим требованиям:

- она должна быть красочной, интересной и привлекательной для ребенка;

- сам сюжет должен быть понятен ребенку данного возраста;

- на картине должно быть небольшое число действующих лиц;

- она не должна быть перегружена различными деталями, не имеющими прямого отношения к ее основному содержанию.

Необходимо предложить ребенку придумать название картины. Ребенок должен научиться понимать сам смысл изображенного на картине события и определять свое отношение к нему. Предварительно взрослый должен продумать содержание беседы по картине и характер задаваемых ребенку вопросов.

7.  Пересказ.

В процессе работы над пересказом у ребенка развиваются и совершенствуются внимание и память, логическое мышление, активный словарь. Ребенок запоминает грамматически правильные обороты речи, образцы ее построения. Знакомство ребенка с содержащейся в рассказах и сказках новой для него информацией расширяет круг его общих представлений и способствует совершенствованию его монологической речи в целом.

При работе над пересказом конкретного текста сначала нужно выразительно прочитать или рассказать ребенку интересный и доступный ему по содержанию рассказ и затем спросить, понравился ли он ему. Можно так же задать несколько уточняющих вопросов по содержанию рассказа.

Обязательно нужно объяснить ребенку значение незнакомых слов. Важно обратить внимание на «красивые» обороты речи. Можно рассмотреть иллюстрации. Перед повторным чтением рассказа предложите ребенку еще раз внимательно его прослушать и постараться запомнить.

Учитывая все вышесказанное, предложите ребенку пересказать данную сказку. До прочтения сказки обязательно познакомьте ребенка с образом жизни и средой обитания белых и бурых медведей, рассмотрев при этом картинки и ответив на все интересующие вопросы.

Важно упражнять ребенка и в других видах пересказа:

- Выборочный пересказ. Предлагается пересказать не весь рассказ, а лишь определенный его фрагмент.

- Краткий пересказ. Предлагается, опустив менее существенные моменты и не исказив при этом общей сути рассказа, правильно передать его основное содержание.

- Творческое рассказывание. Ребенку необходимо дополнить прослушанный рассказ чем-то новым, внести в него что-то свое, проявив при этом элементы фантазии. Чаще всего предлагается придумать к рассказу начало или конец.

- Пересказ без опоры на наглядность.

При оценке качества детского пересказа важно учитывать следующее:

- полноту пересказа;

- последовательность изложения событий, соблюдение причинно-следственных связей;

- использование слов и оборотов авторского текста, но не дословный пересказ всего текста (очень важен и пересказ «своими словами», свидетельствующий о его осмысленности);

- характер употребляемых предложений и правильность их построения;

- отсутствие длительных пауз, связанных с трудностью подбора слов, построения фраз или самого рассказа.

8. Самостоятельное составление рассказов.

Переход к самостоятельному составлению рассказов должен быть достаточно хорошо подготовлен всей предшествующей работой, если она проводилась систематично. Чаще всего это бывают рассказы из личного опыта ребенка.

Рассказ из личного опыта требует от ребенка умения самостоятельно подбирать нужные слова, правильно строить предложения, а также определять и удерживать в памяти всю последовательность событий. Поэтому первые небольшие по объему самостоятельные рассказы детей обязательно должны быть связаны с наглядной ситуацией. Это «оживит» и дополнит нужный для составления рассказа словарный запас ребенка, создаст у него соответствующий внутренний настрой и позволит ему легче соблюдать последовательность в описании недавно пережитых им событий.

Примерными темами для подобных рассказов могут служить следующие:

• рассказ о дне, проведенном в детском саду;

• рассказ о впечатлениях от посещения зоопарка (театра, цирка и т.д.);

• рассказ о прогулке по осеннему или зимнему лесу и т.п.

В заключении хочется еще раз напомнить о том, что именно в связной речи наиболее ярко проявляются все речевые «приобретения» ребенка – и правильность звукопроизношения, и богатство словарного запаса, и владение грамматическими нормами речи, и ее образность и выразительность.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

От первого слова до творческого рассказа

Статья-выступление на городском семинаре учителей-логопедов в марте 2012 г. Обобщение опыта работы по формированию связной речи дошкольников с ЗРР и ОНР....

Конспект по формированию лексико-грамматических средств языка - "составление рассказа "ЗИМА" по опорным словам и картинкам"

Конспект занятия в разновозрастной группе для детей с ОНР«Составление рассказа «ЗИМА» по опорным словам и картинкам" Программное содержание:Учить составлять описа...

« Дифференциация звуков Л, Р в слогах, словах, предложениях , рассказах».

Конспект  логопедического занятия. В игровой форме дети повторяют все этапы обучения дифференцации сложных звуков (Л), (Р)....

Презентация "От слова к рассказу"

Задания, предложенные в презентации, помогут в работе педагогу  с детьми  2 - 3 лет в развитии связной речи, позволят расширить словарный запас...

От слова к рассказу.

Развиваем речь....