От первого слова до творческого рассказа
методическая разработка по логопедии по теме

Леонова Алина Феликсовна

Статья-выступление на городском семинаре учителей-логопедов в марте 2012 г. Обобщение опыта работы по формированию связной речи дошкольников с ЗРР и ОНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«От первого слова до творческого рассказа»

Обобщение опыта работы по развитию связной речи

учителя-логопеда ГБОУ детский сад компенсирующего вида № 1487 СОУО Леоновой Алины Феликсовны

Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с ОНР. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей как старшего, так и младшего дошкольного возраста. Отмечаемое у детей системное речевое недоразвитие, как правило, в сочетании с отставанием в развитии ряда психических функций требует дифференцированного подхода  к выбору методов и приемов формирования навыков самостоятельных связных высказываний.

Раннее детство – это особенный период в жизни ребенка, когда происходит его стремительное психическое и физическое развитие. Эти процессы тесно связаны с развитием речи.

Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка, это необходимая основа мышления. Все мыслительные операции развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, она оказывает большое влияние на формирование личности.

Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни ребенка – это не простое количественное накопление словаря, это сложнейший нервно-психический процесс, который происходит в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и в ситуации общения со взрослыми. Для начала формирования речи необходимы определённые условия. Период с 2 до 3 лет – самый сенситивный для становления и развития речи, когда у детей возникает стремление к словотворчеству, изменяется речевое поведение.

К сожалению, в последнее время все меньше детей в своем речевом и психическом развитии соответствует возрастной норме. Как правило, сейчас у детей и в два, и в три года нет активной речи. Таким детям с целью предупреждения вторичных отклонений в развитии и обеспечения максимальной реализации их возрастного потенциала должна оказываться квалифицированная помощь и чем раньше, тем лучше. Это подтверждает и практика работы нашего детского сада.  

Без слов, словарного запаса не может быть связной речи. К нам поступают дети с отсутствием активной речи, у некоторых из них в словаре есть лишь лепетные слова и звукоподражания, а у многих нет даже этого. Поэтому основная задача логопеда в самом начале коррекционного обучения – вызвать у детей желание говорить, преодолеть речевой негативизм, продуцировать речевые контакты.

В первый год коррекционной работы логопед не только побуждает детей говорить, поощряет их, но и работает над вызыванием подражательной речевой деятельности. Когда у детей сформируется словарный минимум, можно переходить к следующему этапу работы –построению двусловных и трехсловных предложений. Заучиваются отдельные обиходные словосочетания. В конце первого года обучения дети, как правило, уже могут использовать в речи короткую бытовую фразу, логопедом ведется работа над различением грамматических форм слов, заучиваются небольшие потешки и стихи. Основной формой коррекционных занятий на первом году обучения является индивидуальное занятие, а также занятия  в мини подгруппах по 3-4 человека.

        Для активизации речевой деятельности детей мы часто используем такую форму проведения занятий как интерактивный спектакль. Эта форма работы интересна тем, что педагог может включать в нее все вышеперечисленные приемы. Дети, наблюдая за происходящим на сцене действием, активно принимают участие в спектакле, помогают ведущей звукоподражаниями, словами, по просьбе ведущей «зовут» героев. Иногда в спектакль включаются песни и танцы или подвижные игры в исполнении детей. Таким образом, дети активно участвуют в спектакле, при этом эмоциональны, раскованны, многократно возрастает их речевая активность. В этом мы могли убедиться неоднократно.

Средняя группа

Дошкольники с ОНР имеют значительные трудности в овладении навыка связной монологической речи, что связано с недоразвитием основных компонентов языковой системы. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов, таких как восприятие, внимание, память, воображение создает дополнительные затруднения в овладении связной речью.

        В средней группе работа по формированию связной речи усложняется. К концу учебного года дети должны уметь:

Уметь строить предложения из 2-3 слов.

Составлять  рассказ-описание из 3-4 простых предложений.

Пересказывать тексты из 2-3 простых предложений.

Поддерживать беседу (диалог): задавать вопросы и правильно отвечать на них.

По мнению классиков логопедии, под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим и каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи.

Именно поэтому основной задачей логопеда в средней группе для детей с ОНР является научить детей составлению фразы по картинке. Эта работа делится не несколько этапов.

Цель первого этапа – научить ребёнка составлять к предметным картинкам по предложенной схеме-модели предложения простое двусоставное предложение.

Например, рыба плывет.         ________ .        

Цель второго этапа работы – научить ребёнка составлять предложения из трёх слов без предлогов по предложенной схеме–модели предложения и предметным картинкам. На занятиях второго этапа последовательно составляются и отрабатываются предложения из трех слов с одним словом в косвенном падеже. Пример: Девочка ловит бабочку.

 _________             

Цель третьего этапа работы – научить ребёнка составлять предложения из четырёх слов без предлогов по графической схеме-модели и предметным картинкам. На занятиях последовательно составляются и отрабатываются предложения из 4-х слов с двумя косвенными падежами. Пример: Мама режет хлеб ножом.

    ____________        

Далее работа над построением фраз по картинкам усложняется. Данные виды упражнений помогают детям осознать структуру предложения и правильно употреблять её в различных видах связной речи, что особенно важно при составлении дошкольниками разных видов рассказов.

Логопед больше, чем любой другой педагог, учит планировать речевое высказывание. Словесный метод обучения ребенка без опоры на наглядность редко дает хорошие результаты, что объясняется психологическими и возрастными особенностями маленького ученика. Детям нелегко дается логика сюжета, и поэтому серьезной проблемой при обучении рассказыванию является систематизация материала, изложение его в нужной последовательности по определенному плану. Для этого используются изобразительные средства.

Наиболее эффективно сочетание наглядного и словесного методов (использование нескольких анализаторов). Наглядный образец (рисунок, пиктограмма…) помогает осознать логику плана, составить план высказывания. Для повышения эффективности запоминания, усвоения вербального материала используются различные виды зрительных опор: рисунки, предметные картинки, пиктограммы, цветообозначения, графические схемы.

Старшая и подготовительная группы.

        В старшем дошкольном возрасте работа по развитию связной речи еще более усложняется, дополняется различными видами упражнений и заданий.  На протяжении двух учебных годов мы учим детей:

Составлять предложения из 4-5 и более слов по картинкам, по демонстрации действий и на заданную тему.

Совершенствуем диалогическую и монологическую формы речи, учим задавать вопросы и правильно отвечать на них.

Развиваем умение пересказывать тексты по предложенному плану.

Учим составлять описания, загадки-описания и описания-сравнения по всем лексическим темам.

Обучаем составлению рассказов по картинке с использованием плана.

Учим составлять рассказы по сериям картинок.

Начинаем обучать творческому пересказу и рассказу.

Четкая, систематическая организация обучения связной речи детей с ОНР – дело чрезвычайно сложное. Поэтому наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик является использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей.

В качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера:

•        геометрические фигуры или полоски;

•        символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

•        планы и условные обозначения, используемые в них;

•        контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие;

•        картинно-графический план и многие другие.

Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка. Некоторые из этих элементов вы могли увидеть сегодня на наших занятиях.  

        Хотелось бы отметить желание наших  учителей-логопедов идти в ногу со временем, которое диктует нам необходимость использования на занятиях не только традиционного наглядного материала, но и компьютерных технологий. Так, при обучении детей с ОНР составлению  рассказов нами используется один из новых приемов работы - компьютерные презентации.

             Компьютерные презентации дают учителю-логопеду широкие возможности для использования метода наглядного моделирования в составлении дошкольниками описательных рассказов. Презентации направлены:

На расширение,  уточнение и активизацию словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.

На совершенствование умения  составлять описательные рассказы о предметах и объектах, рассказы по картинке и серии картин по данному плану.

На формирование умения составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с увиденным.

На воспитание интереса, желания реализовывать свои творческие возможности.            

        Кроме самостоятельно выполненных презентаций, на помощь нашим учителям-логопедам приходят готовые логопедические программы, одной из которых является, например, логопедический тренажер «Дэльфа-142.1», который установлен на каждом компьютере и является неоценимым помощником в развитии связной речи старших дошкольников. Мы широко используем 2 вида упражнений – упражнение «Пересказ», имеющее 7 уровней сложности, и упражнение «Рассказ по картине». В упражнении «Пересказ» логопеду предоставляется возможность самому определить уровень сложности текста. Ребенку не только прочитывается текст, но и предлагается ответить на вопросы, выбрать слова, встречающиеся в тексте, а также предлагается опорный план для пересказа. Особенно эффективно это упражнение для детей, овладевших навыком чтения.

        Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.

        В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов.

В упражнении «Рассказ по картине» представлено 14 репродукций картин известных русских художников. В данном случае интересен  такой приём, как фрагментирование картины. Ребенок рассматривает репродукцию целиком, затем ее фрагменты, отвечает на вопросы, при этом программа показывает ребенку в изображении характерные детали, которые помогают правильно и полно ответить на вопрос. Также можно при необходимости вывести на экран специальную лексику, закрепленную над вопросом. В конце занятия дети составляют собственный рассказ по картине с опорой на ее изображение и музыкальное сопровождение, которое также используется в данном упражнении.

               Таким образом, постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью различных методов моделирования, дошкольники  с ОНР учатся планировать свою речь, сознательно используют в активной речи различные типы грамматически правильно оформленных предложений, высказываний с постепенным усложнением структуры и языкового материала текста, что позволяет обеспечить успешное обучение наших детей в школе.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект "Мама-первое слово."

Цель проекта:воспитывать доброе,заботливое отношение к маме....

Мама- первое слово, главное слово в нашей судьбе!

совместное мероприятие детей и родителей...

Проект "Мама первое слово, мама главное слово"

проектная  деятельность  музыкальный руководитель...

Мама, первое слово, главное слово в каждой судьбе. Видео для праздника и на каждый день.

Поскольку пропускная способность портала ограничена, предлагаю ознакомиться с видео на канале Ютуб:http://youtu.be/E2835Y9zYBEЭто мое собственноручно сделанное видео, которое я посвятила всем мамам и ...

"Мама- первое слово, главное слово в каждой судьбе"

В этом проекте я попытатась воспитывать уважительное отношение у детей к маме, умение говорить открыто не стесняясь, о  своей любви к маме....