Дружба крепкая
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Долина Ольга Александровна

Конспект образовательной деятельности

«Дружба крепкая»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл druzhba_krepkaya.docx37.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

«Дружба крепкая»

Образовательная область: Социализация, речевое развитие

Возраст с 6 до 7 лет

Цель: обобщить знания детей о дружбе, воспитывать доброжелательное отношение к людям, формировать положительные дружеские взаимоотношения со сверстниками, побуждать их к добрым поступкам. Развивать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость, умение различать настроение. Формировать правила культурного поведения со сверстниками. Учить оценивать поступки с позиции нравственных представлений. 

Задачи:

Образовательные:

• обогащать лексику дошкольников синонимами, эпитетами;

• конкретизировать знания детей пословиц и поговорок о дружбе;

Развивающие:

• развивать способности понимать и различать позитивные и негативные социальные эмоции;

• продолжать работать над осознанием основных эмоций: радости, гнева, печали, удивления, страха;

• учить выражать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов Воспитательные:

• формировать социально-коммуникативные качества (сотрудничество, гибкость, терпимость);

• воспитание дружелюбия, сопереживания, доброжелательного отношения друг к другу;

• закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе;

Ход занятия:

     Ребята, вы можете мне помочь? Мне сегодня пришло странное письмо, но я не могу его прочитать, Быть может, вы поможете мне разгадать секрет этого письма.

Что одному человеку не под силу, быстро решается в коллективе.

  1. Воспитатель: Давайте пройдем в волшебный кинозал, думаю, он поможет нам разгадать первый секрет дружбы. (садимся на подушки)

Чтобы все секреты нам узнать

 Предлагаю вам порассуждать.

На экран вы посмотрите,

Что увидите, скажите.

Просмотр видеоролика.

Ребята, вы догадались, что это за секрет?

Что делали животные? Мы с вами видим, что даже животные не оставляют друг друга в беде и всегда готовы прийти на помощь.

Какой же главный секрет дружбы? Взаимопомощь.

Да, это главный секрет дружбы - помогай всем, кто нуждается в помощи и у тебя будет много друзей. 

А какую помощь вы можете оказать своему другу?

А если вашему другу грустно?

А развеселить его мы можем задорным танцем.

Танец «Если друг не смеется»(в кругу)

Игра «Башня дружбы»

А теперь давайте посмотрим, ка вы умеете помогать друг другу. Ваша задача построить башню, помогая друг другу, но при этом нельзя разговаривать, общаясь только мимикой и жестами.

2. Воспитатель: – Следующий секрет дружбы нам помогут разгадать мультфильмы. Вы любите мультики? ( на подушках)
Угадайте о каких мультфильмах я вам сейчас расскажу, а наш волшебный экран покажет правильно вы угадали или нет.

1. Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогоняли, вместе жили – не тужили... Назовите этих друзей-музыкантов. (Бременские музыканты: Петух, Кот, Пес, Осел.) 
2. Григорий Остер написал немало рассказов о Попугае, Удаве, Мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвертым в компании друзей? (Слоненок.) 
3. Какая девочка выручила своего друга из ледового плена? Вызывает ли у вас уважение ее поступок и почему? (Герда выручила своего друга Кая.) 
4. Этот герой бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес: «Я самый больной в мире человек!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному? (Карлсон. Лекарство – малиновое варенье.) 
5. Какие два друга лежали на песке и пели песенку о солнышке?Назовите их.(Львёнок и черепаха.) 
6. У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был рядом всегда. Кто он? (Пудель Артемон.) 

Ребята посмотрите на этих героев, все они верные друзья, а вспомните, какими они были по характеру, что помогало им дружить.

Доброта.

      А сейчас, я  предлагаю вам всем вместе изобразить «Доброе животное» Давайте встанем в круг и возьмемся за руки.(в кругу)

Мы одно большое, доброе животное. Послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе. На вдох шаг вперед, на выдох – шаг назад.

Теперь представим, как наше доброе животное смотрит на этот мир: оно посмотрело на небо (подняли глазки вверх, на травку,(глазки вниз), на деревья (посмотрели налево), на кустарник (посмотрели направо), ему очень понравилось, что оно увидело и животное широко, широко раскрыло глаза, а потом крепко зажмурилось от счастья и быстро, быстро поморгало.

И вдруг животное увидело человека и его глаза раскрылись от удивления.

У животного начинает сильно стучать сердце. Тук –шаг вперед. Но человек тоже был добрый и мирно прошел мимо.  И сердце снова забилось медленно.

3.Я уверена, вы добрые дети , и знаете много добрых слов.

Я с удовольствием поиграю с вами в игру «Доскажи слова». Я начну,  вы продолжайте, хором дружно отвечайте.

- Растает даже ледяная глыба

От слова теплого - спасибо.

- Зазеленеет старый пень

Когда услышит - добрый день.

- Когда вас ругают за шалости

Вы говорите - простите, пожалуйста.

- Давайте никогда не будем забывать добрые и вежливые слова. Будем чаще говорить их друг другу. Говоришь ласково, нежно, негромко, глядя в глаза человеку и улыбаясь, потому что от улыбки хмурый день светлей.

- Всем, кто вежливым растет

мимо друга не пройдет!

Даже в самой жуткой спешке

«Здравствуй» он произнесет.

Посмотрите на волшебном экране заколдованная картинка, Давайте попробуем ее расколдовать.

Итак, какой же третий секрет дружбы?

 Вежливость

А я предлагаю вам поиграть в вежливую  игру «Спасибо»

4. А следующий секрет дружбы нам поможет отгадать рассказ, который я предлагаю показать Вам самим.

Анечка у нас будет девочкой Катей. Оленька –девочкой Машей. А Юра мальчиком Максимом, и все о чем я буду говорить вы постарайтесь показать мимикой и жестами а остальные дети – зрителями нашего спектакля, которые постараются отгадать следующий секрет дружбы..

     В один детский сад ходили девочки Маша и Катя. Они очень дружили и всегда были вместе. Но однажды Маша взяла Катину Куклу и сломала ее. Маша очень испугалась, и когда Катя спросила, кто сломал куклу, маша покачала головой и сказала- это не я. Но мальчик Максим видел, как Маша сломала куклу и показал на нее. А Катя обняла Машу и «Сказала, она моя лучшая подруга и не может обмануть»

Молодцы наши артисты, как хорошо показали нам эту поучительную историю, а теперь садитесь на подушечки и подумайте, почему же Маша сказала неправду?

Правильно она поступила?

Как ей надо было поступить?

Конечно же, сказать правду и я думаю, что Катя ее обязательно простила бы, ведь Она ее подруга. О каком же секрете дружбы мы с вами сейчас говорили? Честность. Запомните ребята, обман может разрушить дружбу. Поэтому друзья  должны говорить друг другу только правду.

А сейчас мы узнаем, а какие вы друзья –честные или нет.

Давайте поиграем в игру «Правда-ложь»

Если мама предлагает вам убрать игрушки, вы их тут же убираете?

Вы любите мороженое?

Это правда, что пингвины летают?

Вы когда-нибудь ломали чужую игрушку?

Ребята, посмотрите на наше письмо, все секреты дружбы мы с вами разгадали?

Каким же должен быть настоящий друг?

Добрым, честным, вежливым, помогать друзьям.

Ой, ребята посмотрите, а письме, есть что еще? Тут какие-то фотографии. Вы знаете этих детей? В этом письме говориться, что и Аня и настоящие друзья, и они всегда будут выполнять все правила дружбы.

Релаксационная музыкальная пауза. - Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Мне очень приятно, что вы умеете дружить. Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое-маленькое солнышко. Оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазах.  (пройтись по рукам указкой) Я знаю, вы иногда ссоритесь, но как только в чьих-то глазах мелькнет злость, положите ему на плечи руки, и добро растопит злость без следа. А это письмо возьмите с собой в группу и поделитесь секретами дружбы со своими друзьями.

 

Цель:

  • Формировать:
  • представления о доброте, радости, огорчении, дружеских взаимоотношениях на примере песен В.Шаинского, И. Лученка, А.Иванова, В.Герчик и стихов Е.Благининой;
  • понимание того, что вежливость является важным составляющим качеством каждого воспитанного человека;
  • коммуникативные навыки, честность, мужество;
  • моральные качества – доброту.
  • Учить правильно реагировать на происходящее вокруг них посредством мимики и жестов.
  • Воспитывать не только желание, но и потребность проявлять доброту, заботу, внимание друг к другу.
  • Обогащать словарный запас детей новыми терминами в области чувств и эмоций: мимика, жесты, вежливость,  этикет.
  • Цель – формирование у дошкольников доброжелательного отношения друг к другу;
    воспитание дружественных, толерантных отношений между детьми.
  • Задачи:
  • 1. Обобщить знания детей по теме дружба. Продолжать учить детей умению договариваться, помогать друг другу, расширяя представления детей о дружбе.
  • 2. Развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти  друг к другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства.
  • 3. Воспитывать в детях умение по-настоящему дружить, внимательно и с уважением относиться друг к другу, подводить к пониманию того, что дружба является одним из
    важнейших качеств во взаимоотношениях между людьми.

Словарная работа:  честность, доброта, сопереживание, хмурый, ужиться вместе

Цель: обобщить знания детей о дружбе, воспитывать доброжелательное отношение к людям, формировать положительные дружеские взаимоотношения со сверстниками, побуждать их к добрым поступкам. Развивать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость, умение различать настроение. Формировать правила культурного поведения со сверстниками. Учить оценивать поступки с позиции нравственных представлений. 

Задачи: 

О.О. «Социализация». Познакомить детей с секретами (правилами) дружеских отношений, формировать умение понимать и оценивать чувства и поступки других, формировать положительное взаимоотношение между дошкольниками, взаимовыручку, закреплять умение участвовать в совместной игре. 

О.О. «Чтение художественной литературы». Закреплять знания пословиц и стихов о дружбе. 

О.О «Коммуникация». Обогащать словарный запас вежливыми словами, формировать опыт вести короткие диалоги в ситуациях творческого и игрового общения; побуждать использовать в речи фольклор музыки. 

О.О «Физическая культура». Закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом во время динамических пауз. 

О.О «Музыка». Развитие у детей интереса к музыке, музыкальной отзывчивости, развивать эмоциональное восприятие. 

О.О «Художественное Творчество». Совершенствовать навыки вырезания по контуру, рисования цветными карандашами, формировать опыт рисования разного настроения людей. 

Задачи:

• обогащать лексику дошкольников синонимами, эпитетами;

• конкретизировать знания детей пословиц и поговорок о дружбе;

• формировать социально-коммуникативные качества (сотрудничество, гибкость, терпимость);

• воспитание дружелюбия, сопереживания, доброжелательного отношения друг к другу;

• закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе;

• развивать способности понимать и различать позитивные и негативные социальные эмоции;

• продолжать работать над осознанием основных эмоций: радости, гнева, печали, удивления, страха;

• учить выражать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов;

Программные задачи: 

Дать детям возможность глубже осознать, что такое надёжные друзья; вызвать желание иметь друзей, делать для них приятное; объяснить, что надёжным может называться только тот, кто ни разу не обманул, не нарушил обещания, не совершил предательства; закреплять умение разрешать проблемные ситуации, развивать ассоциативное мышление. Расширять знания детей о дружбе; развивать умения аргументировать свою точку зрения; формировать нравственные качества, обучающие: умению дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе; воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу; содействовать формированию дружного коллектива. 
Методические приёмы: проблемные ситуации. 
Оборудование: мяч, плакаты с неоконченными предложениями, музыкальное сопровождение, элементы инсценировки сказки. Выставка рисунков «В стране Дружбы»; книжная выставка по теме. 

Словарная работа:  честность, доброта, сопереживание, хмурый, ужиться вместе

  • Развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности; учить проявлять вежливость при вступлении в общение и в различного рода социальные взаимодействия;
  • Развивать эмоциональное отношение к окружающей действительности, умение сочувствовать людям, сопереживать, сорадоваться; формировать представления о нравственных чувствах и эмоциях (любовь, долг и ответственность, гордость, стыд, совесть);
  • Формировать представления о нормах и правилах поведения (в том числе моральных, формировать умение соблюдать нормы и правила поведения со взрослыми и сверстниками, совершать нравственно-направленные действия (поделиться чем-либо, помочь в затруднительной ситуации, придвинуть стул и предложить сесть, подать руку, поднять выроненную вещь, утешить обиженного и др.);
  • Учить понимать содержание некоторых моральных понятий («честность» - «лживость», «скромность» - «нескромность» («зазнайство») и др.), различать близкие по значению нравственных понятия (например, «жадный» - «экономный»), приводить соответствующие примеры из жизни, кино, литературы и др.;
  • Формировать соответствующую морально-оценочную лексику;
  • Побуждать совершать положительный нравственный выбор (воображаемый и реальный (в ситуациях с участием близких людей, друзей и т. д.).

Ведущий. У людей могут быть любимыми не только игрушки, песни, стихи, но и движения, выражение лица, с помощью которых они общаются. Называются такие движения головы, рук – жесты, лица – мимика. У разных народов мира есть свои особые способы здороваться. Например, якуты здороваются так: они при приветствии прикасаются кончиками носов, а японцы складывают ладони рук перед грудью, и кивают. Попробуем поприветствовать друг друга на языке жестов этих народов

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много к нам пришло гостей, давайте будем вежливы …. и покажем, как мы приветствуем друг друга.

Здравствуй, Небо!           (Руки поднять вверх)

Здравствуй, Солнце!       (Руками над головой описать большой круг)

Здравствуй, Земля!         (Плавно опустить руки на ковер)

Здравствуйте, все мои друзья! (Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх) 

– Я вижу у вас хорошее, радостное настроение и это замечательно. А кто мне скажет, что это за слово такое дружба, что оно означает? – Правильно. Дружба – это когда дети хотят быть вместе, когда вместе играют, и  не ссорятся. Дружба – это улыбки друзей. Значит, друзья – это люди, с которыми нам легко, интересно и комфорт Чтобы все секреты нам узнать

 Предлагаю вам порассуждать.

На экран вы посмотрите,

Что увидите, скажите.

Воспитатель: Мы с вами видим, как мирно уживаются друг с другом совсем разные животные, как им тепло и хорошо вместе. – Вот и еще один секрет дружбы вы разгадали. Как назовем этот секрет? Мир.

Настроение упало,                           развести руки в сторону и вниз, пожать печально плечами

Дело валится из рук…                    бьем легонько по внешним сторонам ладоней

Но еще не все пропало,                  Пальчиком влево-вправо

Если есть хороший друг.                Показать на друга

С делом справимся вдвоем,             Положить руки на плечи друга

С облегчением вздохнем –  Эх

Настроение поднимем                     Присели, собрали настроение в ладошки

И от пыли отряхнем!                        Отряхивают руки.

– Молодцы,  и, у меня к вам просьба. Расскажите эти секреты родителям, друзьям, сестренкам и братишкам. А главное сами не забывайте их и соблюдайте!

Воспитатель: Что друзья могут делать вместе? (Дети: Играть, работать, учиться, отдыхать, смеяться, шутить, разговаривать, помолчать и т.д.) 
Чтобы его расшифровать, попробуйте определить, что в них общего. 

(На всех картинках люди помогают друг другу, животным, растениям). 

Дети рассматривают и обсуждают изображенные ситуации Воспитатель: Это еще одно правило дружбы - помогай всем, кто нуждается в помощи и у тебя будет много друзей. 
Итог: Воспитатель: Сегодня мы узнали о разных правилах дружбы. Давайте вспомним их. (Дети: Чаще улыбайся. Быть приветливым. Помогай всем, кто нуждается в помощи. Быть доброжелательным и т.д.). Всегда делитесь игрушкой с другом. Старайтесь помочь другу сделать то, что у него не получается. Не ссориться с друзьями, стараться играть дружно. Уметь уступать. Вот такие простые правила. И если вы не будете их нарушать, то у вас будет много добрых и верных друзей. Да, ребята? (Дети: Да, конечно.) Я убедилась и думаю наши гости тоже, что в нашей группе ребята дружные. Всегда приходят на помощь друг другу. Не обижают друг друга. Играют все вместе и не ссорятся. И тем самым подают пример другим ребятам. Спасибо вам, молодцы!

– Я еще раз убедилась, что у нас в группе живет дружба, вы умеете дружить и, конечно, смогли бы научить других детей дружить, у которой еще нет друзей. - А чтобы дружба становилась между вами крепкой и настоящей, положите свои пожелания о дружбе в эту волшебную копилочку. Для этого каждый из вас возьмет сердечко, скажет пожелание (какими надо быть, чтобы появились друзья) и бросит его в копилочку. - Теперь я спокойна за вас, Копилочка останется у нас в группе, и вы сможете пополнять ее новыми пожеланиями о дружбе. 
Релаксационная музыкальная пауза. - Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Мне очень приятно, что вы умеете дружить. Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое-маленькое солнышко. Оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазах. Я знаю, вы иногда ссоритесь, но как только в чьих-то глазах мелькнет злость, положите ему на плечи руки, и добро растопит злость без следа.

Проводится игра «Доскажи словечко».

1. Если встретится знакомый, хоть на улице, хоть дома,
Не стесняйся, не лукавствуй, а скажи погромче … 
(здравствуй).

2. Если просишь что-нибудь, то сначала не забудь
Разомкнуть свои уста и сказать … 
(пожалуйста).

3. Если невежей прослыть не хотите, 
Очень прошу вас, будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните:
Будьте … 
(любезны), будьте ... (добры).

4. Если встретилась компания, не поспешно, не заранее,
То в минуту расставания всем скажите … 
(до свидания).

5. Если, словом или делом вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело говорить … 
(спасибо)

– Какие вежливые слова вы ещё знаете? (Дети называют вежливые слова).

- Кто хочет рассказать о своем друге или подруге?

- Расскажите, как его зовут. Где вы с ним познакомились.  Почему вы считаете его (ее) своим другом (подругой). Когда он вел себя как настоящий друг (чем поделился, помог, защитил себя)?  

Игра карандаши: Дети стоят напротив друг друга, держат в паре один карандаш подушечками пальцев. Поднимают карандаш вверх, вниз, сдвигают вправо влево, стараясь не уронить его..

Физкультурная минутка

Дружно за руки берись (встаем в круг)

Вправо – влево повернись (повороты вправо – влево)

Будем веселиться (хлопки)

Прыгать (прыжки)

И кружиться (кружение)

Много радостных людей (идём по кругу)

Добрых верных нам друзей.

Ссориться не будем (подходим к центру)

Про печаль забудем (отходим назад).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Дружба крепкая очень нам нужна"

Проект рассчитан на одну  неделю. ,творческий. Задействованы все виды деятельности: комуникация ,познание,художественное творчествои т.д....

Дружба крепкая очень нам нужна

Образовательный проект...

Совместная образовательная деятельность с детьми и родителями "Дружба крепкая не разрушится"

   Родительские собрания я провожу всегда в нетрадиционной форме: круглые столы, показ видеороликов и презентаций, соревнования и игры вместе с детьми, семинары. В ходе образовательно...

"Дружба крепкая..." мероприятие для детей и родителей к 23 февраля

Мероприятие для родителей и детей, посвященное Дню Защитника Отечества .Тема: «Дружба крепкая…»...

«Дружба крепкая у нас».

Цель: способствовать воспитанию коллективизма, взаимовыручки,        формирование нравственных качеств: умения дружить, беречь дружбу.  В результате занят...

мини-проект "Дружба крепкая"(октябрь 2013 г.)

Цели и задачи проекта. Уточнить представления детей о том, что значит «Уметьдружить», научить осмысливать и оценивать ситуацию,самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить этимотивы существу...

Праздник в детском саду "Дружба крепкая"

На этом празднике ребята собрались ,чтобы играть и веселиться.Отгадывать интересные загадки,читать стихотворения о дружбе.Лентяйка -главное действующее лицо  ,которое ведет диалог с ребятами и вм...