Групповое занятие для детей, имеющих фонематическое недоразвитие речи
план-конспект по развитию речи на тему

Келепури Светлана Валерьевна

Задачи:
- развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, звукобуквенный анализ и синтез; 
- учить вставлять пропущенный звук в начало, середину и конец слова;
- закрепить применение обозначения твердых и мягких согласных при анализе слов;
- развивать и корригировать зрительное и слуховое внимание, память, воображение, моторный праксис. 
- стимулировать детей помогать тем, кто попал в беду; ориентировать на помощь Добру в борьбе со злом и несправедливостью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekstovyy_dokument_opendocument_4.odt24.51 КБ

Предварительный просмотр:

Групповое занятие для детей, имеющих фонематическое недоразвитие речи

Тема: Дифференциация звуков [Л-Ль]

Цель: Обучение детей умению различать мягкое и твердое звучание звука.

Задачи:
- развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, звукобуквенный анализ и синтез; 
- учить вставлять пропущенный звук в начало, середину и конец слова;
- закрепить применение обозначения твердых и мягких согласных при анализе слов;
- развивать и корригировать зрительное и слуховое внимание, память, воображение, моторный праксис. 
- стимулировать детей помогать тем, кто попал в беду; ориентировать на помощь Добру в борьбе со злом и несправедливостью.

Оборудование:

Рисунок сказочного домика, изображение злого волшебника, гномов: Ученый, Весельчак, Нерешительный, Играй-ка, Толстячок, Малыш, Поэт, Прилежный, Выдумщик, Умница, Умница. Картинки стол, ель. Две коробочки с надписью [л] и [л'] соответственных цветов. Карточки раздаточные с обозначением звуков Л и ЛЬ. Карточки с предметными картинками по 2 каждому с [л] и с [л'] в слове. Ритмические рисунки.

Звуковая мозаика с ковриком на 9 квадратов и жетоны алого и зелёного цветов. Карточки со словами из двух и трех слогов (по две на ребенка); картинки паровозиков с двумя и тремя окнами соответственно для деления слов на слоги. Пеналы «Выложи схема предложения». Домашнее задание из картинок с твердым и мягким звуком в словах, изображение мордашек- солнышек на каждого. Игры «Кого не стало?» (мягкие игрушки). «Четвёртый лишний».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Жили-были в одном уютном, прекрасном доме сказочные гномы.(на доске рисунок сказочного домика). Жили очень дружно. Но злой волшебник (показать его изображение) позавидовал их дружбе и ужасным смерчем разбросал гномов по всему свету. Они смогут собраться вместе, если только вы поможете им решить все трудные задачи.

2. Развитие ассоциативных представлений, дифференциация твердого и мягкого звука.

Первым попадается нам на пути Гном-Ученый. Он любит всем объяснять всё непонятное, всех учить. Что это? (картинка: стол) В слове стол какой последний звук? [л]. Он звучит твёрдо или мягко? Как мы обозначаем согласные твёрдые звуки при составлении звуковых схем? (синим цветом). А что это? (картинка пудель). Какой последний звук в этом слове мы слышим? [л'] Он звучит твёрдо или мягко? Как обозначаем мы мягкий согласный звук? (зелёным цветом).

Давайте с Гномом-Учёным поиграем. Если услышим звук или слог или слово с твёрдым [л] – то покажите синий квадрат, если с мягким [л']- то покажите зеленый квадрат. Материал: л, ль, ла, ле, ло, лю, лы, лопата, пила, лист, Коля, Лиза, Лёша, иголка, пол, стол, стул.

Теперь возьмите карточки, где обозначены звуки Л и ЛЬ. Я буду показывать картинки. Вы тихонько произносите название картинки и если в слове есть твердый звук ЛЬ, то покажите соответствующую карточку. (со звуком Л). Если в слове есть мягкий звук ЛЬ, то вы поднимите карточку… (со звуком ЛЬ ) Материал: картинки, в названии которых присутствуют Л и ЛЬ.
-Молодцы! Вот мы и помогли этому гному вернуться домой. Отправляемся дальше. (Изображение гнома прикрепляется рядом с домиком гномов).

Зрительная разминка «Найди глазами бабочку»



 Гном Толстячок случайно съел звуки [л] и [л'].

Вставьте пропущенные
звуки и догадайтесь, что же за слова это были. (Логопед проговаривает слова без звуков Л и ЛЬ, прикрывая рот ладошкой в месте пропуска этих звуков). 
Речевой материал: ¦ампа, ¦об, ¦ужа, ¦ес, по¦, чехо¦, го¦, осё¦, ¦есок, ¦уна, ¦истья, ¦иса, бе¦ка, стре¦ка, каро¦.
- Молодцы, вы вернули звуки в слова и Толстячок присоединился к своим братьям.

. Физкульт. пауза

А вот и гном Малыш. Он с нами поиграет. 
От волшебника бежали, все бежали, мы бежали.
Над горами мы летали, все летали, не устали.
Под водой мы проплывали, проплывали и ныряли.
Через камни мы шагали, мы шагали, все шагали.
Тут мы гномов увидали,
Их мы дружно все обняли.

. А вот и гном Поэт.

Поиграем в «Добавлялки».
Лы-лы-лы- забиваем мы го… Ол-ол-ол- Лёня вымыл в доме пол
Лу-лу-лу- мы не били по стек.. Ёл-ёл-ёл- даже в комнате подмёл
Ла- ла-ла- только нет в окне стек… Ыл-ыл-ыл- и посуду он помыл
Ли-ли-ли- тополя видны вда… Ил-ил-ил- даже чашку не разбил
Ля-ля-ля- зашумели топо…
Лю-лю-лю- я в окно глядеть люб…
-Гном Поэт отправляется домой, говорит вам большое спасибо за его спасение. 

 Вот к нам Прилежный гном идет.

В руках задание несёт. 
Нужно разделить слова на слоги. И посадить каждое слово в свой вагончик. (Дети крепят на магниты к доске картинки-слова). Проверяем. Все справились. Вот и этому гному мы помогли- разделили слова на слоги. 
Материал: карточки со словами, состоящими из двух, трех слогов. На доске вагончики с окошками, соответствующими количеству слогов. 

12. Итог.

Что понравилось на занятии больше всего? Какие задания выполняли?

13. Оценка.

За то, что вы такие отзывчивые ребята, гномы передали вам вот такие весёлые солнечные зайчики (мордашки - солнышки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование русского народного фольклора на музыкальных и логоритмических занятиях с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно  объясняет ...

ПРОЕКТ "ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ ЛОГОПЕДА И ПСИХОЛОГА ПО РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ, III УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»

Проект рассчитан на один учебный год и представляет собой систему работы, основанную на следующих материалах:1. Описание этапов взаимодействия логопеда и психолога.2. Перспективно-тематический план ин...

Конспект группового занятия по развитию фонетико- фонематической стороны речи у детей с ТНР (старшая группа) Тема "Звук и буква Ж"

Конспект группового занятияпо развитию фонетико- фонематической стороны речиу детей с ТНР (старшая группа)   учитель – логопед Усова Г.В.МБДОУ «ДС №280 г. Челябинска»2016 г....

Конспект непрерывной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной группы, имеющим фонематическое недоразвитие речи

Конспект непрерывной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной группы, имеющим фонематическое недоразвитие речи ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной группы, имеющим фонематическое недоразвитие речи

Цель: Автоматизировать четкое произношение звука [Р] на материале темы «Человек»- Имя.Задачи: Коррекционно-образовательные:• закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно,...

Конспект непрерывной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной группы, имеющим фонематическое недоразвитие речи

Цель: Автоматизировать четкое произношение звука [Р] на материале темы «Человек»- Имя.Задачи: Коррекционно-образовательные:• закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно,...

Конспект подгруппового занятия по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста (5 - 6 лет) Тема: «В гости к нам пришёл мишка»

Конспект  подгруппового занятия   по коррекции  фонетико-фонематического  недоразвития  речи  у детей  дошкольного  возраста (5 - 6 лет)...