ТРИЗ - технология в речевом развитие дошкольника
презентация к уроку по развитию речи (средняя группа) на тему

Буримова Екатерина Сергеевна

    Принципиальное отличие ТРИЗ от каких-либо методик и теорий в том, что это не сборник отдельных приемов, действий, навыков и не их формализация, а попытка создать и использовать метод, посредством которого можно решать многие задачи, в том числе и педагогические, находить новые идеи и быть в постоянном творчестве.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №245 комбинированного вида» ТРИЗ - технология в речевом развитие дошкольника. Выполнила: воспитатель Буримова Е.С Новосибирск 2018

Слайд 2

В окно смотрели двое. Один увидел дождь и грязь, Другой листвы зеленой вязь И небо голубое. В окно смотрели двое.

Слайд 3

Что такое ТРИЗ ? Т - теория Р - решения И - изобретательских З - задач

Слайд 5

Основная задача ТРИЗ – технологии – это не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры.

Слайд 6

дидактические принципы : • Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора . • Принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

Слайд 7

• Принцип открытости —нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения) . В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения . • Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.

Слайд 8

• Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.

Слайд 9

Методы технологии ТРИЗ . • Обучение детей составление сравнений, загадок по картине • Работа с противоречием. • Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок. • Обучение детей созданию образных характеристик объектов. • Обучение детей сочинительству и словотворчеству. • Обучение детей составлению текстов сказочного содержания.

Слайд 10

Алгоритм составления загадок. -выбрать объект -На что похож объект? Какой (2-3 сравнения). -Что такое же? Что делает? Кто делает так же? -Чем отличается? -Вставить слова «как», «но не», «а не». -Прочитать загадки.

Слайд 11

Модель 1 Какой? Что бывает таким же?

Слайд 12

Добавляем слова-связки и получаем загадку: Ласковый, но не солнышко, Теплый, но не свитер, Усатый, но не сом.

Слайд 14

Не беда, если загадка не складывается в стихотворение! Прозаические загадки-рассказы тоже очень интересны и необычны, а главное, побуждают к речевому творчеству.

Слайд 15

Составление логических рассказов по серии картинок: Работа с серией картинок не только учит раскладывать последовательно серии картинок, составлять по ним рассказы, сознательно определять этапы произведенных действий. Но эта работа формирует понимание того, что любое событие в жизни имеет обязательное условие :

Слайд 18

Таким образом, с помощью картинок, используя приёмы ТРИЗ, формируем у детей понимание причинно-следственных связей и их результат и развиваем связную речь.

Слайд 19

Игра на сравнение систем «Теремок: Цель: ознакомить детей с системами, функциями, свойствами объектов.

Слайд 20

Правила игры. Каждый приходящий в «Теремок» сможет туда попасть только в том случае, если скажет, чем его персонаж похож на уже находящийся в доме или отличается от него. Ключевыми словами являются: «Пустите меня пожить !» Примечание: в ходе игры ведущий может менять установки: «Пустим тебя в теремок , если скажешь, чем ты похож на лисичку». Или: «Пустим тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от волка». Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета, по составным частям, по местонахождению или видовой принадлежности .

Слайд 21

Варианты проведения игры . 1вариант . Ребята могут играть, используя эту презентацию в качестве подсказки для дальнейших действий. Выставляется стол, олицетворяющий внутреннее убранство теремка. Все герои последовательно усаживаются за стол по ходу игры. Ведущим может быть ребёнок или воспитатель. 2вариант . Детям раздаются маски героев сказки. В качестве теремка используется сказочный домик. Один ребенок исполняет роль ведущего. Он может находиться в теремке. Примечание. Ребята-зрители могут быть привлечены к игре. Они могут помогать сказочным героям отвечать на вопросы ведущего.

Слайд 22

Сравнение систем- тренируют аналитическое мышление, умение выделять общие о отличительные признаки путем сравнения, развивать речь, творческие способности, фантазию.

Слайд 23

Составление сказок с помощью метода «Каталога». Цель: научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в котором присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.

Слайд 24

Примерная цепочка вопросов для детей 3-х лет: - Жил-был... Кто? - С кем он дружил? - Пришел злой... Кто? - Кто помог друзьям спастись? Постепенно цепочка вопросов увеличивается, и шестилетним детям задаются примерно следующие вопросы: - Жил-был... Кто? Какой он был? (Какое добро умел делать?) - Пошел гулять (путешествовать, смотреть...)... Куда? - Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял? - Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем? - Где наши друзья стали жить? - Что стали делать?

Слайд 25

Построение связного текста содержания с помощью наугад выбранных носителей (героев, предметов, действий..)в единую сюжетную линию. Формирование умения составлять сказочный текст по модели.

Слайд 26

Итог работы: Свободное владение детьми умением составлять логические и творческие рассказы по картинкам. Развитие творческого мышления, воображения и связной речи. Развитие способности ребенка создавать новый продукт речевой деятельности – готовый рассказ, сказку.

Слайд 27

Спасибо за внимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников

Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников...

Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника

Актуальность : жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой реб...

Технология ТРИЗ познавательно – речевого развития дошкольников

Личный опыт работы с игровым пособием "Познавайкина полянка" по технологии ТРИЗ...

Технология ТРИЗ в речевом развитии дошкольников

ТРИЗ - теория решения изобретательных задач помогает в развитии речи дошкольников. Вариантов использования ТРИЗ множество. В данной презентации небольшой "кусочек",как можно интересно,увлека...

Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников

В работе использованы элементы ТРИЗ по развитию речи у дошкольников и раскрыты дидактические принципы.Цель: ТРИЗ - научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессов....

«Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»

laquo;Применение методов ТРИЗв повседневной жизни детского сада.Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»...