Игры и речь детей 2-3 лет
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

Шаробарова Валентина Николаевна

Информация для родителей на стенд

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_rech_detey_2-3_let.docx26.64 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ И РЕЧЬ РЕБЕНКА

Возраст от двух до четырёх лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка.

 Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.

Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей.

Большое значение в речевом развитии детей придается игре. И творческая деятельность ребенка проявляется, прежде всего, в игре. В первую пору жизни детей труд преобразуется в ту же игру. Игра – первая ступень трудового воспитания. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребенок учится, а не одно учение немыслимо без помощи основного учителя - языка. Игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в области языка. Слово в игре помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовать с ним свои действия. Все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.

Начальный этап игровой деятельности – ознакомительная игра с предметом-игрушкой по мотиву, заданному ребёнку взрослым. Её содержание составляют действия-манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предметов.

Следующий этап – отобразительная игра: для неё характерны действия, направленные на выявление специфических свойств предмета и достижение с его помощью определённого результата. В условиях  общения с взрослыми ребёнок на практике узнаёт название и целевое назначение предмета и это новое значение он переносит в свою игру. На рубеже первого и второго годов жизни игра малыша становится сюжетно-отобразительнойменяется и её психологическое содержание: действия ребёнка, оставаясь предметно-опосредствованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению. Так постепенно зарождаются предпосылки сюжетно-ролевой игры. Режиссерские игры по своей сути схожи с сюжетно-ролевыми играми, так как с одной стороны отражают уровень знаний о различных явлениях окружающей среде, а с другой – несут в себе элементы творчества и фантазии.

К трем годам малыши приобщаются к образно-ролевой игре. Она учит перевоплощению в образы предметов, животных, действиям «понарошку». Ребенок может показать себя «зайкой», «мишкой», «лисичкой»; в помещении группы «поплавать», «походить на лыжах».

У детей формируются основы сюжетно-ролевой игры. Игра начинает приобретать развернутый характер, в ней единым смыслом связаны несколько задач: повышается словарный запас, развивается звуковая и связная диалогическая, монологическая речь.

Большинство малышей в возрасте от 2 до 3 лет могут произносить практически все звуки русского языка, кроме шипящих (Ж, Ч, Ц, Ш, Щ) и звуков Л (Ль, Р (Рь).

Игры и упражнения, приведенные ниже, тренируют малыша в произношении уже известных ему звуков и готовят к освоению новых.

Для этого чаще всего используют звукоподражание.

Во время знакомства ребенка со звуком или звукосочетанием взрослый связывает их с определенным образом, знакомым ребенку («Мяу-мяу» - кричит кошечка, «Га-га-га» - гуси, «Тик-так» - идут часы). Увлекательная, веселая игра побуждает малыша к многократным повторениям одного и того же звукосочетания.

Такие занятия не утомляют ребенка, потому что он заинтересован самой игрой: то он берет на себя роль цыпленка, то курочки, изображает летящий самолет, движущийся поезд и т. д.

Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие

Игра «УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ»

Для игры нужны различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (книжка, бумага, ложка, дудка, барабан и т. д.)

Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы и звуки разными предметами. Если ребенок догадывается, чем произведен звук, он поднимает руку и говорит об этом взрослому, не оборачиваясь.

Шумы можно производить самые разные: бросать на пол ложку, мяч, бумагу; ударять предметом о предмет, перелистывать книгу, рвать или мять бумагу и т. п.

Игра «ГДЕ ПОЗВОНИЛИ»

Для этой игры нужен колокольчик.

Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает в стороне от ребенка (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок, не открывая глаза, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он указывает верно, взрослый говорит: «Правильно!». Ребенок открывает глаза, взрослый поднимает и показывает звоночек. Если ребенок ошибается, то отгадывает еще раз.

Игры, развивающие силу голоса и темп речи

Игра «ГРОМКО-ТИХО»

Нужны парные картинки (игрушки) разных размеров (большая и маленькая собачки, барабаны, кошечки, и любые другие игрушки, картинки, звук которых можно имитировать).

Взрослый показывает ребенку двух собачек и говорит: «Бежит большая собачка, громко лает: «Ав-ав!» Как лает большая собака?» Ребенок громко произносит: «Ав-ав!»,«А маленькая собачка лает тихо: «Ав-ав!» Как лает маленькая собачка?» Ребенок тихо произносит: «Ав-ав! »

Игра «ИДИТЕ С НАМИ ИГРАТЬ»

На расстоянии 2-3 метров от ребенка взрослый расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они услышали нас, надо звать их громко, вот так:

 «Мишка, иди!» Ребенок вместе с взрослым зовет мишку, зайку и лису и играют с ними.

Игры, развивающие речевое дыхание

Игра «СНЕЖИНКИ»

Взрослый показывает кусочек ваты и говорит малышу: «На улице сегодня чудесная погода. Снежок падает! Оля оделась и пошла гулять. Большая и красивая снежинка опустилась на Олину варежку. Оля подула на нее (дует на кусочек ваты, и снежинка полетела. А ты хочешь подуть на снежинку?»

Взрослый дает ребенку небольшие рыхлые кусочки ваты и показывает, как надо дуть.

Игра «ЧЬЯ ПТИЧКА ДАЛЬШЕ УЛЕТИТ? »

Двух вырезанных из бумаги и красиво раскрашенных птичек ставят на стол у самого края на расстоянии 30 см друг от друга. Двое детей (или ребенок и взрослый) садятся напротив птичек. По сигналу «Птички полетели!», дети начинают дуть на фигурки птиц.

Главное не надувать щеки, когда дуют на бумажных птичек. Ребенка предупреждают, что передвигать фигуру можно только на одном выдохе, а дуть несколько раз подряд нельзя. Малыши не должны сильно напрягаться.

Игры «ПОДУЙ НА ШАРИК», «ПОДУЙ НА ВЕРТУШКУ», «ПОДУЙ В РОЖОК»

Ребенок дует на шарик, висящий на уровне глаз ребенка; дует на вертушку, чтобы она завертелась; дудит в рожок.

Игры, формирующие правильное звукопроизношение

Игра «ЧАСЫ ТИКАЮТ»

Взрослый рассказывает (или показывает) большие и маленькие часы. Приглашает послушать как они «разговаривают». Он говорит: «Это часы. Когда они идут, то тикают «Тик-так, тик-так». Взрослый предлагает ребенку воспроизвести тиканье часов.

Взрослый продолжает рассказывать: «Часы бывают разные: большие часы висят на стене или стоят на столе, а маленькие часики люди носят на руке. Большие часы тикают громко (произносит «Тик-так» громко, а маленькие часы – тихо (произносит «Тик-так» тихо). Затем взрослый предлагает ребенку воспроизвести тиканье больших и маленьких часов.

Далее взрослый говорит: «Большие часы, когда идут, тика-ют медленно». Произносит «Тик-так» в слегка замедленном темпе и предлагает ребенку вместе воспроизвести медленное тиканье больших часов.

А маленькие часики тикают быстрее, послушай» - произносим «Тик-так» в ускоренном темпе. Взрослый следит за правильным и четким произношением звуков «К», «Т» (Ть).

Игра «ЛОШАДКА», «МЫШКА», АВТОМОБИЛЬ», «УТЕНОК, ГУСЕНОК, ЦЫПЛЕНОК», «ОСЛИК»

Эти игры объединяет то, что в них герои «разговаривают» по своему: мышка пищит пи-пи-пи, лошадка говорит и-и-и, автомобиль би-би-би, ослик и-о и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения тематического вечера для родителей детей среднего дошкольного возраста по теме: «Играя, развиваем речь детей»

Погружение родителей детей среднего дошкольного возраста в проблему профилактики и коррекции психоречевых нарушений  и организации коррекционно-развивающей среды....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Пальчиковые игры. Развиваем речь детей"

Развивать подвижность и силу пальцев рук, точность их движений. Закреплять умение согласовывать движения рук с текстом.( через пальчиковую гимнастику, пальчиковые игры.)...

Игры, развивающие речь детей 2-3 лет.

Поскольку именно в возрасте от двух до трех лет происходит значительный скачок в развитии речи, то целесообразно уделить этому особое внимание. Чтобы ребенок мог свободно выражать свои мысли и желания...

«Играя, развиваем речь детей. Звуки речи».

Цель: Знакомство с понятиями «речевой и неречевой звук». Дифференциация речевых и неречевых звуков.Задачи:1. Образовательные:- познакомить с понятиями «речевой и неречевой звук...

Консультация для родителей «Речь и веселый мяч» (играя, развиваем речь детей)

Все начинается с детства. Период детства бывает только однажды, и именно в это время ребенок открывает для себя мир вещей, окружающих предметов, звуков, эмоций.  Дошкольный возраст – э...