Комплексно-тематическое планирование Развитие речи/ чтение художественной литературы 2017-2018 уч.год средняя группа по программе "Детство"
календарно-тематическое планирование по развитию речи (средняя группа) на тему

Лихота Евгения Викторовна

ООД (вид деятельности) Развитие речи/ чтение художественной литературы

Возрастная группа Средняя группа №1

Часть программы: Вариативная_______

                               Инвариативная V_

Подготовила: Лихота Е.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._rechevoe_razvitie_i_hudozhestvennaya.docx43.4 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексно-тематическое планирование

2017-2018 учебный год

ООД (вид деятельности) Развитие речи/ чтение художественной литературы

Возрастная группа Средняя группа №1

Часть программы: Вариативная_______

                                Инвариативная V_

Подготовила: Лихота Е.В.

УМК:

  1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования. Разработано в соответствии с ФГОС. Автор: Бабаева Т.И., Санкт-Петербург. ДЕТСТВО – ПРЕСС,  2016;
  2. Планирование образовательного процесса дошкольной организации: современные подходы и технология. Разработано в соответствии с ФГОС. Автор: Вербенец А.М. О.Н. Сомкова, О.В. Солнцева. Санкт-Петербург. ДЕТСТВО – ПРЕСС,  2016;
  3. Образовательная область «Речевое развитие». Методический комплект программы «Детство». Разработано в соответствии с ФГОС. Автор: Гогоберидзе А.Г., Санкт-Петербург. ДЕТСТВО – ПРЕСС,  2016г.;
  4. Реализация  содержания образовательной области "Речевое развитие" в форме игровых обучающих ситуаций (младший и средний возраст). Разработано в соответствии с ФГОС. Автор: Ельцова О.М., Год издания: 2016г.;
  5. Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет: методические рекомендации, конспекты занятий / Н. В. Нищева. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2017г.

Дата

Организованная  образовательная   деятельность

Темы в соответствии с комплексно тематическим  планированием

Месяц

Неделя

Тема ООД

Программные задачи

Дополнительное методическое обеспечение

1

2

3

4

5

6

Сентябрь

1-я неделя.

ОС «Игра слов»

Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, в диалог. Побуждать высказываться на темы из личного опыта. Произвольно строить предложения разной грамматической структуры. Обогащать словарь детей точными глаголами. Развивать речевой слух, речевое дыхание, артикуляционный аппарат детей.

"Речевое развитие" в форме игровых обучающих ситуаций (младший и средний возраст). Ельцова О.М стр.130

Мы снова вместе в детском саду. Впечатления о лете.

2-я неделя.

ОС «Нет друга- ищи, а нашел -береги »

Поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками; учить при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи; воспитывать в детях положительные представления о дружбе, с кем дружат и почему.

"Речевое развитие" в форме игровых обучающих ситуаций (младший и средний возраст). Ельцова О.М стр.196

Уроки вежливости. Мальчики и девочки. Я - человек

3-я неделя.

ОС «Подарки осени»

Учить детей при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи; закреплять в активном словаре детей названия овощей и фруктов, систематизирование словаря, закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение заниматься сообща.

"Речевое развитие" в форме игровых обучающих ситуаций (младший и средний возраст). Ельцова О.М,стр. 133

Волшебница осень (золотая осень, дары осени, труд осенью)

4-я неделя.

ОС «Сад мы посещаем, все профессии в нем знаем»

Формировать уважительное отношение к труду людей различных профессий, показать важность каждой профессии; воспитывать любовь и уважение к сотрудникам детского сада. Вызвать желание оказать помощь нуждающимся.

Формировать умение классифицировать предметы в соответствии с профессией.

Развивать связную речь, пополнить словарь детей новыми словами, формировать умение правильно называть действие человека в профессии.

Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет: конспекты занятий.

 Н. В. Нищева

Профессии моих родителей на ж/д транспорте. Проект одного дня «День дошкольного работника»

Октябрь

1-я неделя.

ОС «Моя семья»

Воспитывать желание заботиться о близких людях, развивать чувство гордости за свою семью.  Развивать диалогическую речь посредством подготовленной беседы. Расширить представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге

Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами. Обогащать и активизировать словарный запас имен прилагательных(хороший, большой, добрый, сильный, заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая).

Конспект,  интернет-ресурсы.

Моя семья. Семейные традиции.

2-я неделя.

ОС «В гостях у ежика в осеннем лесу»

Обогащать словарь детей посредством ознакомления детей со свойствами качествами лесных объектов; помочь детям запомнить признаки, характеризующие лиственные и хвойные деревья; упражнять в словообразовании  и  образовании существительных в родительном падеже множественного числа; воспитывать интерес к окружающей природе и бережное отношения к ней.

"Речевое развитие" в форме игровых обучающих ситуаций (младший и средний возраст). Ельцова О.М стр.138

Моя малая родина Северобайкальск.

3-я неделя.

ОС «Осенний день с Матроскиным в Простоквашино»

Закрепить знания об осенних изменениях в природе. Умение употреблять существительные  в единственном и множественном числе. Закрепить навык образования существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов, расширять словарь по теме «Осень».

"Речевое развитие" в форме игровых обучающих ситуаций (младший и средний возраст). Ельцова О.М, интернет-ресурсы.

Природа северного Байкала осенью (птицы, звери, живая, неживая природа)

4-я неделя.

ОС «Снег и заяц»

Развивать речевой слух у детей; расширять, уточнять,  актуализировать словарь по теме «зима»; Продолжать развивать умение правильно понимать нравственный смысл произведения, мотивированно оценивать поступки героев.

Хрестоматия «Байкал», стр 180.

Искусство и культура родного края Бурятии

Ноябрь

1-я неделя.

ОС «Государственные символы России»»

Воспитание патриотических чувств - любви к Родине, уважение к флагу, гербу, гимну России. Закрепить знания о российском флаге. Познакомить с государственным гербом и гимном России.

Воспитывать уважение к символам страны. Обогащать словарный запас и активизировать речь детей. Развивать речь , память, мышление.        .        

"Интернет-ресурсы, конспект, презентация.

Что мы знаем о России. Страна, в которой я живу.

2-я неделя.

ОС «Дятел»

Раскрыть понятия «зимующие птицы», «перелетные птицы»;

-Расширить знание о роли птиц в природе и жизни человека;

-Знакомить детей с зимующими птицами: синицы, дятел, сороки, воробьи и снегири, вороны - народные приметы, связанные с повадками птиц. Способствовать развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида.

Воспитывать интерес к жизни птиц, заботливое и доброжелательное отношение к птицам, и желание помочь им пережить суровое зимнее время.

Словарная работа: Корм, кормушка, холодно, голодно, вьюжная, суровая, морозная.

Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет: конспекты занятий.

 Н. В. Нищева, интернет-ресурсы, конспект

Жалобная книга природы. 11 ноября – Синичкин праздник.

3-я неделя.

ОС «Жить без ссоры лучше» сказка «Теремок».

Формировать опыт социального взаимодействия – умение находить выход из конфликтной ситуации; развивать умение высказываться и слушать высказывания собеседника; способствовать сплочению детей в группе, учить с уважением относиться друг к другу.

"Речевое развитие" в форме игровых обучающих ситуаций (младший и средний возраст). Ельцова О.М, стр 193

Дружат дети всей земли. Всемирный день приветствий.

4-я неделя.

ОС «Какой, какая, какие?»

Формировать умение правильно называть и описывать одежду, обувь, головной убор; учить детей давать описания одежды, обуви, головного убора; учить детей правильно называть зимнюю одежду, формировать представление о ее назначении; закрепить понятие «одежда»;

грамматика: учить пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; звуковая культура речи: учить выделять на слух и правильно произносить звук с, изолированный, в словах и фразах; подбирать слова на заданный звук.

Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет: конспекты занятий.

 Н. В. Нищева, интернет – ресурсы, конспект.

Мы модельеры: одежда, обувь, головные уборы.

День Матери.

5-я неделя.

ОС «Про Иванушку-дурачка» М.Горький

Познакомить детей с новой авторской сказкой; фомировать умение  отвечать на вопросы воспитателя по содержанию полными предложениями, слушать ответы других детей.

Обогащать словарный запас качественными прилагательными. Воспитывать доброту, желание помогать.

Хрестоматия стр 130, интернет-ресурсы.

Искусство и культура. Народные игрушки.

Декабрь

1-я неделя.

ОС «Пришла зима»

Обобщение и систематизация знаний о диких животных и их детенышах, повторение характерных признаков зимы, развитие речи и воображения. активизировать в речи детей существительные, обозначающие диких животных и их детенышей; учить понимать смысл загадок, правильно называть качества предметов.

Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет: конспекты занятий.

 Н. В. Нищева, интернет-ресурсы, конспект.

Здравствуй зимушка – зима. Как приходит зима?

2-я неделя.

ОС «Зимой на прогулке»

Закрепить знание о круге увлечений, интересов и различных видах деятельности ребят в зависимости от пола. Учить детей быть внимательными друг к другу. Продолжать учить образовывать прилагательные от существительных. Развивать логическое мышление, память, внимание, мелкую моторику рук. Совершенствовать умение согласовывать движение рук со славами. Воспитывать доброжелательные отношения между мальчиками и девочками.

интернет – ресурсы, конспект.

Проект «Новый год шагает по планете»

3-я неделя.

ОС  С. Козлов "Зимняя сказка»

Продолжать развивать умение правильно понимать нравственный смысл произведения, мотивированно оценивать поступки героев. Формировать умение употреблять форм мн.числа сущ. в Р.п. Воспитывать желание делиться с товарищем.

Хрестоматия  интернет-ресурсы.

Проект «Новый год шагает по планете»

4-я неделя.

ОС «Снегурочка со снежками»

 обогащение словаря новыми словами (ажурная, узорная), новых знаний ряда слов, уже имеющихся в лексиконе, слова по аналогии (снежинка, снегопад, Снегурочка, снеговик); продолжать знакомить детей с характерными явлениями погоды: снегопад, мороз, свойства снега (рыхлый, из него можно лепить), и льда (он твёрдый, скользкий);

конкретизировать причинно-следственные связи между явлениями в зимний период «снег тает в тепле – получается вода»; воспитывать любовь к природе, стремление охранять её, способности любоваться красотой зимнего пейзажа.

"Речевое развитие" в форме игровых обучающих ситуаций (младший и средний возраст). Ельцова О.М , интернет-ресурсы.

Проект «Новый год шагает по планете»

Январь

2-я неделя

каникулы

3-я неделя

ОС «Знакомство с профессией иллюстратора - Ю.А. Васнецов»

Формировать у дошкольников представлений о профессии иллюстратора. Познакомить с произведениями, иллюстратором которых является Ю.А.Васнецом («Три медведя», «Пошел котик на торжок»).Упражнять в образовании сложных слов, притяжательных прилагательных, в подборе существительных и прилагательных, в образовании глаголов с приставками.

Хрестоматия  интернет-ресурсы.

Работа по проекту «Волшебный мир искусства»

4-я неделя

ОС «Знакомство с творчеством Сутеева В.Г.»

Развитие связной речи детей посредством решения проблемных ситуаций, через знакомство с произведением В.Г. Сутеева «Под грибом».

Совершенствовать интонационную выразительность речи, умение детей употреблять в речи существительные с обобщающим значением, диалогическую речь.

Формировать умение понимать и оценивать характеры героев, передавать голосом интонацию.

Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет: конспекты занятий.

 Н. В. Нищева, стр 24. Интернет-ресурсы.

Работа по проекту «Волшебный мир искусства»

5-я неделя

ОС «Веселые сочинялки»

Пересказ одной из знакомых сказок с использованием (резинового, настольного театра) – поддерживать стремление детей в рассказывании, театрализации сказки. Побуждать к выразительности средств, совершенствовании артистических навыков, способствовать повышению самооценки детей, развивать связную речь.

«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» О.С. Ушакова, стр.84

Работа по проекту «Волшебный мир искусства»

Февраль

1-я неделя.

ОС «Айболит»

Актуализация словаря по теме «Животные жарких стран». Упражнять детей в диалогической речи, постановка вопросов к произведению «Айболит».  Развивать интонационную силу голоса, проговаривание звуков.

Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет: конспекты занятий.

 Н. В. Нищева, стр.9

Путешествие по странам и континентам. Животные Севера и жарких стран.

2-я неделя.

ОС «Поезд»

Пересказ рассказа Я.Тайца «Поезд». Учить детей пересказывать произведение близко к тексту. Развивать монологическую речь.

Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи.

"Речевое развитие" в форме игровых обучающих ситуаций (младший и средний возраст). Ельцова О.М, стр.

Транспорт

3-я неделя.

ОС «Защитники отечества»

Познакомить детей с новым стихотворением – о пограничниках, воинах, охраняющих нашу Родину. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Развивать память, внимание, интонационную выразительность речи.

Воспитывать интерес к воинам Российской армии, уважение к ним.

ОО «Чтение художественной литературы» Санкт-Петербург Детство –Пресс

Наши мужчины - защитники Отечества!

4-я неделя.

ОС «Федора»

И.К. Чуковский

Продолжать знакомить детей с произведениями К.И Чуковского. Учить понимать юмор, пытаться интерпретировать его, придумывая собственные аналогические варианты. Уточнить и расширить активный словарь по теме  «посуда». Поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы.

"Речевое развитие" в форме игровых обучающих ситуаций (младший и средний возраст). Ельцова О.М, стр.152

Мой дом. Предметы быта.

Март

1 –я неделя

ОС  «Моя любимая мама!»

Учить  составлению описательного рассказа используя в помощь схему.  Развивать использование в речи полных, распространенных и сложноподчиненных предложений. Воспитывать уважение и любовь к родному человеку – маме.

Речевое развитие" в форме игровых обучающих ситуаций (младший и средний возраст). Ельцова О.М, стр.124

Наши мамы лучше всех!

2-я неделя.

ОС «Помоги красавице весне» по стихотворению Г. Ладонщикова «Отшумела злая  вьюга»

Продолжать учить эмоционально, воспринимать стихотворение, находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний. Развивать образность речи, творчество воображение.

«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» О.С. Ушакова, стр.87

В Северобайкалье пришла весна!

3-я неделя.

ОС «Откуда появилась капелька»

Развивать у детей познавательный интерес, при ознакомительной беседе о круговороте воды в природе;  показать на примере конденсата; Развивать речь детей, при описании опыта с водой; расширять представления детей о значении воды для жизни человека. Воспитывать умение договариваться, учитывать мнение партнера.

Н.В.Нищева выпуск №2 стр.144.

Юные волшебники. Опыты, эксперименты. Почемучки.

4-я неделя.

ОС «В гости к книжке»  

Продолжать знакомить детей с творчеством художников-иллюстраторов Ю.Васнецова, В.Чижикова, Е.Чарушина, с тем как важны в книге рисунки, при чтении произведений, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Развивать

произвольное внимание. Воспитывать эстетический вкус.

Воспитывать бережное отношение к книгам.

"Речевое развитие" в форме игровых обучающих ситуаций (младший и средний возраст). Ельцова О.М, «Чтение художественной литературы» Санкт-Петербург Детство – Пресс.

Интернет-ресурсы.

Удивительный и волшебный мир книг.

Апрель

1-я неделя.

ОС «Будь здоров!» по серии картинок

Обучать составлению рассказа по серии картинок; формировать целостное впечатление об изображенном на серии картинок. Развивать связную речь, при рассказывании по картинкам; Закрепить знания детей о полезных и вредных привычках. Развивать умение подбирать к существительному несколько прилагательных. Формировать навыки сотрудничества, нравственно-эстетические чувства при общении в коллективе.

Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет: конспекты занятий.

 Н. В. Нищева, стр.32.

Будь осторожен! Дорожная азбука. ОБЖ. Будь здоров!

2-я неделя.

ОС «Летит корабль»  В.Орлов (заучивание стихотворения)

Продолжать учить детей запоминать короткие стихотворения, отвечать на вопросы по содержанию строками из стихотворения. Продолжать работу над развитием связанной речи. Развивать внимание, память, интонационную выразительность. Воспитывать эстетические чувства, любовь к поэзии. Воспитывать чувство гордости за родную страну, которая стала первой в освоении космоса.

Интернет-ресурсы.

Путешествие в  космос.

3-я неделя.

ОС «Как мы вырастили огород на окне»

Продолжать учить детей составлять последовательный рассказ о выполненных действиях с помощью схем, алгоритмов. Учить детей подбирать слова - определения и слова, которые ассоциируются с понятием весна. Воспитывать бережное отношение к труду других людей.

Интернет – ресурсы.

Все начинается с семечки. 22 апреля день земли.

4-я неделя.

ОС «В гостях у золотой рыбки…»

Учить детей использовать в практике общения описательные монологи и элементы объяснительной речи; поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы; обогащать словарь посредством ознакомления детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий; воспитывать доброжелательное отношение и взаимопомощь в процессе совместной деятельности, навыках сотрудничества.

"Речевое развитие" в форме игровых обучающих ситуаций (младший и средний возраст). Ельцова О.М, стр.184

Водоем и его обитатели.

Май

1-я неделя.

ОС «Кто такие герои» диалог-рассуждение

Учить отвечать на вопросы взрослого полными ответами, составлять рассказ из 3-5 предложений. Развивать  связную речь, умение вступать в диалог, активизировать словарь по теме.

Воспитывать любовь к родному городу, гордость. Формировать  начальные знания о Дне Победы, заслугах нашего народа.

Интернет - ресурсы

Поклонимся великим тем годам!

2-я неделя.

ОС «Дети войны»

Дать детям первоначальное представление о героических поступках детей во время ВОВ. С помощью художественного слова дать представление о героических поступках. Воспитывать уважение к героям военных лет. Ввести в словарь детей слова, связанные с военной темой. Активизировать словарь детей глаголами, прилагательными. Упражнять в согласовании слов в предложении.

Интернет - ресурсы

День Победы.

3-я неделя.

ОС «Хоровод на лужайке»

Закреплять знания детей о насекомых, активизировать словарь по теме «Насекомые». Учить детей четко артикулировать слова-звукоподражания. Подбирать сравнительные обороты, согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже.

"Речевое развитие" в форме игровых обучающих ситуаций (младший и средний возраст). Ельцова О.М, интернет-ресурсы

Насекомые. Цветы. Зеленые друзья (комнатные растения).

4-я неделя.

ОС «Сила волшебных слов»

Поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом обращении со взрослыми и сверстниками;  развивать умение использовать вариативные формы приветствия, прощания, благодарности, обращения с просьбой; упражнять в употреблении словесных форм вежливости в игре; воспитывать интерес к  литературе, учить соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом, устанавливать причинные связи в тексте.

"Речевое развитие" в форме игровых обучающих ситуаций (младший и средний возраст). Ельцова О.М, стр.199

Волшебные слова и поступки (культура общения, этикет, эмоции) Социальная акция «Дари добро».

Итого: 0,5 часа в неделю, 18 часов в год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный комплексно-тематический план образовательной области "Чтение художественной литературы" старшей группы

Перспективный комплексно-тематический планобразовательной области «ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» старшей группы...

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности "Чтение художественной литературы"

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности "Чтение художественной литературы" по программе Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева "От рождения до школы" для старшей групп...

Рекомендации для родителей в формате "Сидим дома с пользой!" Чтение художественной литературы по теме "Насекомые" для средней группы.

Рекомендации для родителей в формате "Сидим дома с пользой!" Чтение художественной литературы по теме "Насекомые"  для средней группы....

Чтение художественной литературы во второй младшей и средней группе.

Чтение художественной литературы в дошкольном возрасте очень важно для познавтельного и речевого развития детей. Здесь для родителей представлен список произведений, которыми они могут занят детей в д...

Интегрированное занятие по чтению художественной литературы и аппликации для детей средней группы на тему: "Сказки в гости к нам пришли»

Цель: Обобщить ранее полученные знания детей о сказках.Образовательные задачи:- Учить детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении сказочных персонажей.- Учить детей передавать соотве...