«Речевые игры в социально-личностном развитии дошкольников»
статья по развитию речи на тему

Мищенко Любовь Николаевна

Определение направлений развития правильной речи у детей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mishchenko_l.n._rechevye_igry.docx7.6 КБ
Файл rechevye_igry.pptx1.58 МБ

Предварительный просмотр:

 «Речевые игры в социально-личностном развитии дошкольников»

«Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас». Эти слова, прочитанные мной однажды, натолкнули меня на мысль о том, что важно научить ребенка не просто говорить, а правильно выражать свои мысли.

В любые времена, человек рождаясь и взрослея уже не мог представить себя без общества его окружающего. И во многом на становление личности всё же влияет социум, в котором он вращается.

Но, к сожалению, в наше время уровень владения русским языком среди молодежи снижается, так же снижается и интерес к литературе. Вследствие этого и дети, которые только учатся говорить, слышат неправильную речь. И неумение говорить правильно превращается в замкнутый круг. Поэтому определение направлений развития правильной речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.

Моя главная задача как воспитателя – стараться научить детей связно, грамотно и последовательно излагать свои мысли, учить умению рассказывать о происходящем вокруг, используя многообразие речевых средств. Это всё имеет очень важное значение для формирования личностных качеств, а в дальнейшем и для успешного обучения в школе, позитивного общения со сверстниками и взрослыми.

С сентября 2017 года в нашем детском саду начали свою работу развивающие разновозрастные центры. Центр, в котором я веду занятия, называется «Грамотейка». Особое внимание на моих занятиях я уделяю речевым играм. Важность речевых игр для развития детей трудно переоценить. Во время проведения таких игр решаются важные задачи:

• воспитание звуковой культуры речи

• формирование грамматического строя речи

• обогащение словарного запаса

• развитие связной речи

И помимо развития связной речи речевые игры учат детей взаимодействовать в коллективе, общаться друг с другом в различных игровых ситуациях.

Теперь давайте коснёмся методики проведения словесных игр. Можно выделить общие советы:

1.Прежде всего воспитатель должен быть хорошо подготовлен, ознакомлен с целью игры, её ходом, сопровождающим речевым материалом.

2.Перед началом необходимо настроить детей на игровой лад. Возможно использование сюрпризных моментов, считалок, вводных хороводов и пр.

3.Особое внимание нужно уделить объяснению правил данной игры детям.

4.Обязательно поощрять детей по ходу игры. А если в игре есть соревновательный момент, то можно заранее подготовить приятные детям награды.

5.Желательно, чтобы игры были интересны и занимательны, отличались от занятий и дидактических упражнений, соответствовали возрасту.

6.Необходимо отслеживать, чтобы все дети были вовлечены в процесс игры.

7.При использовании одной и той же игры неоднократно, возможно вводить варианты с усложнением задач.

В ходе проведения игры необходимо находиться на одном уровне с детьми, так называемый эффект «Глаза в глаза». Текст по возможности произносить наизусть. Нужно активно использовать мимику, жесты. Всё должно быть хорошо продумано.

В процессе речевой игры мы учим детей сравнивать предметы, описывать их опираясь на накопленный личный опыт, расширяем активный словарь, развиваем лидерские качества, ответственность; учим взаимодействовать внутри коллектива, правильно распределять роли в ходе игры.

В старшем дошкольном возрасте меняется и роль воспитателя. При проведении речевых игр необходимо уходить от роли руководителя, оставляя детям возможность самостоятельно участвовать в проведении игры. Чаще наблюдать, направлять, большее внимание уделять индивидуальной работе с детьми более замкнутыми, стеснительными.

Речевые игры для старших дошкольников можно условно разделить на 5 групп:

1.Игры, развивающие умение выделять главные, существенные признаки предметов, явлений («Магазин», «Угадай-ка», «Что это за игрушка?»)

2.Игры, развивающие у детей умение сравнивать, анализировать, выделять алогизмы. («Похож – не похож», Путаница», «Придумай небылицу», «Логический поезд»).

3.Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам («Кому что нужно», «Вершки-корешки», «4-й лишний», «Кто больше назовёт»)

4.Игры, развивающие внимание, сообразительность, быстроту мышления, воспитывающие самообладание («Испорченный телефон», «Краски», «Где мы были, мы не скажем…», «Скажи наоборот», «Было – будет»).

5.Игры, направленные на развитие лексико-грамматических  категорий, развитие связной речи («Фразовый конструктор»,  «Мой город», «Моя семья»)

Вырабатывается выразительность речи, мимика, жест, движения, имитирующие персонажей.

Но для успешного развития речи ребенка Речевые игры в зависимости от цели воздействия, этапа работы делятся примерно на 5 основных разделов.

I. Подготовительные игры.

Подготовительные игры служат для развития слуха, органов речи и дыхания. Они готовят ребенка к восприятию звуков и правильному артикуляционному укладу, необходимому для его воспроизведения.

Поэтому на первом месте стоят игры по развитию слуха (речевого слуха). Подбор игр осуществляется в строгой последовательности: сначала игры для развития слухового внимания, т.е. умения различать неречевые звуки (шумы, звуковые игрушки, стуки, шуршание), затем определение направления звука.

Пример: «Где звенит?», «Где постучали?», «Жмурки с колокольчиком», «Кто что услышал?», «Скажи, что ты слышишь?».

Затем идут игры для развития речевого слуха, т.е. умение ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. Следующим этапом будут игры для развития фонематического слуха, т.е. умению слышать и различать речевые звуки. Для правильного произношения звуков требуется координированная, четкая работа всех подвижных частей артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба. К подготовительным играм относятся также игры на развитие голоса и дыхания.

II. Игры на формирование правильного звукопроизношения.

Цель их по мере исправления звуков – закреплять правильное звукопроизношение. Это могут быть игры - звукоподрожания, предложения, небольшие стихи.

Эти игры часто сочетаются с развитием движений, т.е. во время произнесения слов совершаются определенные движения – по смыслу, сочетаются также с развитием слухового внимания, когда на определенные слова дети должны отреагировать каким-либо движением. И, конечно, правильно произносить закрепляемые звуки во время игры.

Эти игры часто многоцелевые.

III. Дидактические настольные игры.

Эти игры предназначены для закрепления звуков в словах, предложениях, в связном тексте, для совершенствования словаря, фразовой речи. Могут выступать и как основное занятие и как начало или конец занятия. Дидактические игры проводятся и в целях умственного воспитания.

IV. Потешки, считалки, загадки.

Потешки, считалки, загадки предназначены для закрепления правильного звукопроизношения. Они развивают слуховую память, выразительность речи.

V. Игры - диалоги.

Недостаточно просто играть. Очень важна компетентность педагога в данном вопросе. Чтобы создать условия для успешного развития речи ребенка педагогу необходимо:

- самому уметь правильно говорить;

- изучать методическую литературу по данной теме;

- опираться на опыт прошлых лет и применять современные технологии.

Таким образом, педагог, как и ребенок должен постоянно развиваться и самообразовываться. Ведь образованный педагог – это образованные дети, а следовательно, образованное общество в будущем.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Речевые игры в социально-личностном развитии дошкольников» Выполнила : воспитатель МБДОУ «Детский сад «Колокольчик» Мищенко Л.Н.

Слайд 2

Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Она развивается постепенно , вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка

Слайд 3

Значительную роль в обогащении и развитии словаря играют речевые игры. Именно в речевой игре ребёнок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать словарь. Они так же формируют слуховое внимание, умение повторять звукосочетание и слова. Важность речевых игр для развития детей трудно переоценить. Во время проведения таких игр решаются важные задачи: • воспитание звуковой культуры речи; • формирование грамматического строя речи; • обогащение словарного запаса; • развитие связной речи.

Слайд 4

Речевые игры для старших дошкольников можно условно разделить на 5 групп: 1.Игры, развивающие умение выделять главные, существенные признаки предметов, явлений. 2.Игры, развивающие у детей умение сравнивать, анализировать, выделять алогизмы. 3.Игры , с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам 4.Игры , развивающие внимание, сообразительность, быстроту мышления, воспитывающие самообладание. 5.Игры , направленные на развитие лексико-грамматических категорий, развитие связной речи.

Слайд 5

Речевые игры в зависимости от цели воздействия, этапа работы делятся примерно на 5 основных разделов. 1. Подготовительные игры. 2 . Игры на формирование правильного звукопроизношения. 3. Дидактические настольные игры. 4. Потешки , считалки, загадки. 5. Игры - диалоги.

Слайд 6

Речевые игры для детей «Кто как передвигается?» «Кто какой голос подаёт?» «Кто где живёт?»

Слайд 7

" Назови одним словом"

Слайд 8

Игра «Скажи наоборот»

Слайд 9

«Найди отличия»

Слайд 10

Внимательно рассмотри рисунки. Скажи, что было сначала, а что потом.

Слайд 11

Назови - первый звук в слове УТКА - ( У) - первый звук в слове ПАЛКА - (П) - последний звук в слове СУП - (П)

Слайд 12

"Магазин посуды" Цель: расширение словаря, развитие умения подбирать обобщающее слово, развитие речевого внимания. Для этой игры лучше использовать настоящую посуду. Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для супа - супница. Посуда для салата - салатница; посуда для хлеба - хлебница; посуда для молока - молочник; посуда для масла – маслёнка; посуда для конфет - конфетница; посуда для сухарей – сухарница; посуда для соли - солонка; посуда для сахара - сахарница. После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.

Слайд 13

Цель: закреплять представления о том, что слова состоят из звуков. Учить узнавать слова, в которых не хватает последнего звука. Ход игры : 1 . Воспитатель читает слова, но в некоторых потерялся последний звук. Этот звук должны назвать дети . 2. Дети должны не произносить все слово, а добавлять только звук . 3 . В начале игры звук подсказывают хором, а потом индивидуально. Подсказывать звук нужно быстро, чтобы слово звучало полностью. «Подскажи звук»

Слайд 14

«Цепочка слов (города )» Все игроки в свой ход придумывают слова, которые начинаются на последнюю букву предыдущего слова. Получается цепочка слов: Арбуз – зебра – артист – театр – робот – телефон – нос – слон – небо – окно – океан

Слайд 15

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Речевые игры в социально-личностном развитии дошкольников»

В данной статье я хочу уделить внимание словесным играм, используемым в ходе развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Пример таких игр: «Ладушки», «Коза рогатая», «Испорченный телеф...

Консультация для воспитателей «Речевые игры в социально-личностном развитии дошкольников»

Консультация для воспитателей «Речевые игры в социально-личностном развитии дошкольников»...

Консультация для воспитателей "Речевые игры в социально-личностном развитии дошкольников"

Задачи: повысить и расширить знания и навыки педагогов по овладению правильной речью дошкольников....

Консультация для воспитателей «Речевые игры в социально-личностном развитии дошкольников»

laquo;Речевые игры в социально-личностном развитии дошкольников»...

Консультация для воспитателей «Речевые игры в социально-личностном развитии дошкольников»

Консультация для воспитателей «Речевые игры в социально-личностном развитии дошкольников»...

Консультация для воспитателей «Речевые игры в социально-личностном развитии дошкольников»

В любые времена, человек рождаясь, и взрослея, уже не мог представить себя без общества его окружающего. И во многом на становление личности всё же влияет социум, в котором он вращается.Если раньше бо...