Творческий отчёт на тему: «Игры с детьми раннего возраста, способствующие речевому развитию»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

Габбасова Лейсан Равилевна

Актуальность данной темы определяется тем, что овладение речью имеет огромное значение для психического развития малыша. Речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребёнку общественного опыта, управления его деятельностью. Под влиянием речи перестраиваются его психические процессы: восприятие, мышление, память; формируются графомоторные навыки и навыки самообслуживания.

 

В первую младшую группу детского сада малыши приходят с разным уровнем развития речи. Поэтому основная цель моей работы – развитие речи младших дошкольников, которая лучше всего достигается через игру. Игровая форма обучения – ведущая на ступени раннего детства. Именно в игре усвоение любого материала протекает незаметно для малыша, в практической деятельности.

 

Чтобы достичь поставленной цели я решала  следующие задачи:

-развивать речевой слух и речевое дыхание;

-создавать речевую среду, необходимую для понимания речи;

-накапливать пассивный словарь;

-развивать мелкую моторику.

 

 

 

Выделяю следующие направления своей работы:

-работа с детьми;

-создание предметно-развивающей среды;

-консультации со специалистами;

-работа с родителями.

 

Всю свою работу по развитию речи детей раннего возраста разделила на два этапа: подготовительный и основной.

Подготовительный включал в себя игры на развитие слуха и дыхания.

Слух разделяют на неречевой и речевой.

 

Неречевой слух – это улавливание и распознавание звуков окружающего мира, различение их по громкости, источнику и направлению звука.

 

Речевой слух – это улавливание и распознание звуков родного языка, способность понимать слова, фразы, тексты.

 

Здесь я использовала следующие игры:

«Кто что услышит? »

«Что звучит? »

«Найди и покажи».

«Пошуршим, постучим».

«Слушай и выполняй».

«Кто там? »

«Где позвонили? » и др.

 

 «Кто что услышит? » Эту игру мы проводили на прогулках. Известно, что любое умение не вырабатывается за один раз, поэтому сначала я обращала внимание детей на те звуки, которые мы слышим (шум ветра, звон колокола, пение птиц, звук движущейся машины, через несколько прогулок ребята понимают, что от них требуется и на вопрос «что слышим? » уже отвечают.

 

Игра «Слушай и выполняй». Отдаются различные команды, надо их услышать и выполнить, кто ошибается, тот выбывает.

 

-Походите по комнате.

-Похлопайте в ладоши.

-Сядьте на стульчик.

-Посмотрите в окошко…

 

Постепенно задание усложняется – меняется сила голоса, увеличивается расстояние между говорящим и слушающим.

 

Речевое дыхание – это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов, фраз.

 

Говорить нужно на вдохе, нельзя добирать воздух во время произнесения слов и фраз, речь должна быть плавной.

 

Здесь я использовала такие игры:

«Лети, бабочка»,

«Снег идёт»,

«Бульки»,

«Ветерок в бутылке»,

«Воздушный шар»,

«Пой со мной»,

«Сдуй шарик» и др.

 

Основной этап работы включает два направления: развитие понимания речи и развитие активной речи.

 

Развитие понимания речи достигается через создание речевой среды и накопление пассивного словаря.

 

С ребёнком необходимо постоянно разговаривать, обращаться к нему, задавать вопросы, отвечать на все вопросы, комментировать всё, что делаю. Это я рекомендую и родителям, когда они идут в садик, гуляют и т. д.

 

Здесь я использовала такую игровую деятельность:

-«Собираемся на прогулку»,

-«На прогулке»,

-«Уборка» и др.

 

Пассивный словарь – это набор слов и выражений, смысл которых ребенок хорошо понимает, но может либо вовсе не употреблять в активной речи, либо использует редко.

Здесь я использовала такие игры:

-«Лото»,

-«Выполни команду»,

-«Найди и покажи»,

-«У кого картинка» и др.

 

Развитие активной речи происходит через речевое подражание и развитие мелкой моторики.

 

Речевое подражание – это воспроизведение вслед за говорящим произнесённых им звуков, слов, фраз.

 

Здесь хорошо работают следующие игры:

-«Ехали – ехали»,

-«Самолёты»,

-«На! Дай! »,

-«Поиграем с куклой»,

-«Гости» и др.

 

Для развития собственно активной речи использовала следующие игры:

-«Игрушки»(по циклу А. Барто)

-«Антошка»,

-«Курочка Ряба»,

-«Петушок» и др.

В программе детского сада не предусмотрена специальная деятельность по развитию мелкой моторики, а такая деятельность очень важна для развития речи, памяти, внимания и словарного запаса малыша. Проводила её между занятиями, как разминку, на прогулках, в индивидуальной работе.

Ребятам очень нравятся и пальчиковые игры, и пальчиковая гимнастика, и массаж.Для этого создана предметно развивающая среда, что-то купила, что-то изготавливила сама.

Надеюсь, что в  результате такой работы процент высокого уровня развития речи младших дошкольников повысится.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_otchet_leysan.docx2.24 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Использование интеграции в образовательной деятельности с детьми раннего возраста как средство развития творческих способностей».

Интеграция- одна из важнейших и перспективных направлений становления современного образования. Собственно «интеграция» означает объединение несколько учебных предметов в один. Таким образ...

Конспект НОД с детьми раннего возраста по речевому развитию «Наши друзья-бабочки»

Цель: Познакомить детей с бабочкой, ее строением, образом жизни в природе.Задачи:1.Образовательные:2.Развивающие:3.Воспитательные:Материалы и оборудование:Предварительная работа...

Конспект НОД с детьми раннего возраста по речевому и художественно-эстетическому развитию с использованием техники пластинографии "Зёрнышки для курочки"

Цель: Активизировать и обогащать речь по теме «Домашние животные»Задачи:1. Обогащать и систематизировать словарный запас. Закрепление обобщающего понятия «домашние животные&raqu...

Конспект занятия с детьми раннего возраста по речевому развитию на тему «Пришла весна».

Цель: закрепить и обобщить знания о весне.Задачи: - формировать представление о доступных явлениях природы;- формировать представление о сезонных явлениях природы;- формировать умение отвечать на прос...