Консультация для воспитателей "Методы и приемы для повышения интереса к составлению описательных рассказов"
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Портнова Наталья Владимировна

Консультация для воспитателей. Как закрепить навык составления описательного рассказа. Методы и приемы используемые в играх и повседневной жизни ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx66.1 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное  казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

«Детский сад №8 комбинированного вида «Земляничка»

Консультация для воспитателей

Методы и приемы

 для повышения интереса детей

к составлению описательных рассказов

учитель – логопед

Портнова Н.В.

Мотивация – ребенок в позиции естественного помощника или защитника персонажа, который по какой-то причине попадает в затруднительное положение. (Например: написать объявление пропала собака, позвонить и сообщить приметы потерявшегося).

Мотивом может служить желание участвовать в игре. В.В. Гербова предложила дидактические игры сюжетно-ролевого характера: «Ателье легкого платья»; «Мастерская по пошиву обуви»; «Демонстрация моделей одежды»; «Выставка машин» и другие, в которых предполагается выполнение определенных ролей, связанных с необходимостью описать тот или иной предмет.

Мотивом может быть желание получить игрушку. Например, игра «Магазин игрушек». Игрушку продадут только в том случае, если о ней будет составлен подробный, интересный рассказ.

Параллельное описание. Педагог и ребенок  одновременно описывают два объекта.  Например:

Педагог  

Ребенок  

У меня белка  

У меня лиса  

Белка рыжая  

И лиса рыжая  

У белки пушистый хвост

И у лисы пушистый хвост

Сначала следует брать игрушки, похожие внешне и отличающиеся незначительным количеством признаков. После того как дети научатся строить описания можно использовать сильно различающиеся игрушки (лягушонок и гусенок, медведь и заяц, курочка и козлик).

«Игры-соревнования» – дети учатся умению выделять и обозначать словом части и признаки объекта  Например: «Кто больше увидит и скажет про медвежонка»; «Скажи, что ты знаешь про куклу Таню».

Сюрпризные моменты (загадывание загадок, предъявление новой игрушки, появление ребенка или взрослого в необычном образе, получение посылки и т.д.).

Коллективное составление рассказа. Один ребенок описывает лицо персонажа, другой – одежду, третий – предмет, находящийся у него в руках или за спиной.

Использование схем, моделей.

Моделирование помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними, так как дошкольники мыслительные задачи решают с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. (А. Н. Леонтьев 1981 г.).

При обучении составлению рассказов – описаний можно использовать сенсорно-графическую схему В.К. Воробьёвой, Т.А. Ткаченко отражающую сенсорные каналы получения информации о признаках предметов (зрительный, обонятельный тактильный, вкусовой) и сами признакиhttp://900igr.net/up/datai/108008/0026-013-.png

Чтение художественных произведений содержащих описание. 

Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.

Я. Аким


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Составление описательных рассказов".

Этим материалом можно пользоваться на занятиях по развитию речи....

консультация для педагогов «Составление описательных рассказов».

консультация для воспитателей и учителей – логопедов«Развитие монологической речи у детей с ОНР»....

Циклограмма работы с детьми старшего дошкольного возраста по обучению составлению описательных рассказов с использованием приемов моделирования.

Циклограмма работы с детьми старшего дошкольного возраста по обучению составлению описательных рассказов с использованием приемов моделирования....

Консультация для педагогов на тему: "Использование опорных схем в составлении описательных рассказов"

В консультации описываются пути использования опорных схем для умения детей составлять описательные рассказы....

Консультация для родителей "Повышение интереса к составлению рассказов"

Консультация для родителей "Повышение интереса к составлению рассказов"...

Конспект занятия № 2 по развитию описательной речи «Составление описательного рассказа об игрушках с использованием мнемодорожки»

Конспект занятия № 2 по развитию описательной речи у детей среднего возраста с помощью мнемосхемы....