Синквейн – инновационная техника наглядного моделирования
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Заносова Наталья Георгиевна

Синквейн – инновационная техника  наглядного моделирования для развития познавательно – речевых  навыков  дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinkveyn.docx41.3 КБ

Предварительный просмотр:

                                Мастер – класс для педагогов
«Синквейн – инновационная техника  наглядного моделирования для развития познавательно – речевых  навыков  дошкольников».
             

ЦЕЛЬ: показать педагогическую ценность данной техники.

ЗАДАЧИ:

- расширить представления педагогов об инновационной технике «Синквейн» и ее значении в развитии познавательно – речевых навыков у дошкольников;
- передать  опыт  путем  комментированного и прямого показа последовательности действий при работе по данной технике;
- совместно отработать  приемы  решения поставленной в  ходе мастер – класса цели;
- рефлексия наработанного педагогами   опыта в  процессе обучения.

ОБОРУДОВАНИЕ:  презентация  для педагогов по теме; чистые  листы формата А4  на каждого, наборы  фломастеров.

АКТУАЛЬНОСТЬ.

 С принятием Федерального Государственного стандарта дошкольного образования произошли серьезные изменения в его  организационной и содержательной  стороне.  ФГОС ДО требует от педагога  более глубокого продумывания методов и приёмов  организации его  деятельности, так как роль воспитателя на сегодняшний день  является  развивающей и  направляющей.  В стандарте  четко прописаны целевые ориентиры, к которым должен стремиться педагог в своей работе.  Это:
* активное взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми; умение строить речевое высказывание в ситуации общения;
* ребенок способен договариваться, стараться разрешать конфликты;
* творческие способности ребенка проявляются в придумывании сказок, он может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
* может выделять звуки в словах, у  ребенка  складываются предпосылки грамотности;
* проявляет любознательность, задает вопросы,  интересуется причинно – следственными связями (как? почему? зачем?),  пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы,  поступкам людей;
* ребенок  способен к принятию собственных решений.
По сути, ни один из целевых ориентиров  не может быть достигнут  без освоения  детьми связной речи. А мы  часто  наблюдаем, что у детей  возникают трудности с составлением разных видов рассказа, пересказом прочитанного, им трудно выучить наизусть стихотворение, у детей скудный  словарный запас. Больше того, сегодня важно не только развить речевые возможности каждого ребенка, но и  научит его мыслить.  Поэтому возникает необходимость применения новых инновационных техник и технологий. В качестве эффективного средства при работе с детьми можно использовать технику наглядного моделирования – синквейн. Синквейн – одна из техник новой образовательной технологии РКМЧП – развитие критического мышления через чтение и письмо. Технология критического мышления – главная компетенция профессионала ХХI века.
ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ использования синквейна:
* дошкольник пластичен и легко обучаем, но ему присуща быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию; использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
* использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, расширяет и обогащает словарь ребенка, закрепляет знания о частях речи  как на этапе ознакомления с новым  материалом, так и на этапе закрепления изученной лексической темы ; формирует приемы работы с памятью;
* применяя графическую аналогию,  мы учим дошкольника   критически мыслить, т.е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
При творческом использовании синквейна  в НОД, он воспринимается детьми как увлекательная игра. Главное, что этой игрой овладевают все дети без исключения , но уровень составления синквейна будет разным: все зависит от интеллекта ребенка  и увлеченности  его данной темой.

ХОД:
Так что же это за техника?  Слово синквейн ( английское Cinquain ) происходит от французского слова пять, что означает  нерифмованное «стихотворение из пяти строк», которое пишется по определенным правилам. Форма его напоминает елочку.

Правила написания синквейна:

1 строка ( 1 треугольник - вершина елочки) –   (кто? что?) существительное (живое, неживое) –  тема синквейна - одно слово;

2 строка (2 треугольника) (какой? какая? какое?) – прилагательные, характеризующие существительное, – два слова;

3 строка (три треугольника)  (что делает?) – глаголы, обозначающие действия существительного,  – три слова;

4 строка (четыре треугольника) – предложение, составленное из данных слов или из слов, показывающих отношение составителя к теме;

5 строка (один треугольник) – существительное (резюме, итог, вывод, отношение составителя к данной теме) – одно слово.

Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.  
Для наглядности приведу пример составления синквейна на тему «Наша группа»:

Группа
Дружная, умная
Занимается, растет, играет
Наша группа любит играть
Общий дом.  

Для того, чтобы ребенку  правильно составить синквейн,  ему необходимо иметь достаточный  словарный запас в рамках данной темы; уметь обобщать информацию; знать  понятия  «слово – предмет», «слово – признак», «слово  - действие»; согласовывать слова в предложении; правильно оформлять свою мысль в виде предложения.
Поэтому такую работу надо вести поэтапно. С какого возраста можно начинать заниматься с детьми синквейном? На мой взгляд,  с детьми средней группы со второй половины года.

Первый этап (подготовительный).
Знакомство  и обогащение словаря дошкольников  понятиями «слово – предмет», «слово – определение», «слово – действие»,  «предложение» и введение символов этих слов.

Пример:
Что ты видишь на картинке:
(что?) солнце
солнце (какое?) яркое, теплое, сверкающее, обжигающее
солнце (что делает?) сияет, греет, светит, ласкает;
(кто?) кошка
кошка (какая?) пушистая, мягкая, теплая, ласковая, царапучая
кошка (что делает?) мяукает, играет, спит, ест, греется, царапает, ласкается.
Расскажи, что изображено на картинке: девочка играет; мальчик катает; собака лает; кукла сидит.
В этот период можно использовать следующие упражнения:
* «Подбери определение»  к слову «яблоко»,  (ответь: какое?) – красное, большое, спелое, вкусное, круглое…
* «Узнай предмет по определению» - полосатый, круглый, большой, сладкий, сочный… (арбуз).
* «Кто что делает?»  - собака… (лает, рычит, виляет); цветок… (растет, пахнет, цветет, вянет).
* «Что чем делают?» - рисуют… (карандашом, мелком, красками, фломастером, кисточкой).
* «Назови часть целого» - дерево… (ствол, ветки, листья, корень).
Таким образом, дети накапливают материал для составления предложений.

Второй (основной) этап – (первое полугодие второго года обучения)

Знакомство  детей с техникой наглядного моделирования, формирование первоначального опыта  составления  синквена по алгоритму ( с помощью педагога).
Сначала дети занимаются под руководством воспитателя, выкладывая из треугольников схему синквейна. Тема дается одна на всех.  По желанию дети  рассказывают о том, что составили. Выбираются самые удачные и точные слова и предложения,   педагог составляет  «итоговый» синквейн. Он идет в «Копилку синквейнов».

Третий (последний) этап – до школы.

Дети самостоятельно составляют синквейны сначала на  модели с помощью пиктограмм, затем, когда овладевают чтением и письмом, пишут свои нерифмованные стихи. 

Примеры составления синквейнов детьми:

Лиса
Рыжая, хитрая
Охотится, мышкует, ловит
Рыжая лиса ловит мышей
Животное

Огурец
Зеленый, сочный
Растет, зреет, поспевает
Мы собираем вкусные огурцы
Еда

Корова
большая, добрая
Ест, пасется, дает (молоко)
Рыжая корова пасется на лугу
Доброта

Игрушки
Разные, разноцветные
Радуют, лежат, стоят, катаются
Разные игрушки радуют детей
Радость

Елка
Зеленая, нарядная
Стоит, радует, украшает
Мы наряжаем новогоднюю елку
Зима
Задания детям  на составление  синквейна:
* к одному слову – предмету по лексической теме
* к разным   словам – предметам, которые связаны между собой лексической темой
* составление короткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов, входящих в состав этого синквейна
* коррекция и совершенствование уже готового синквейна
* анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части ( пример: дан синквейн без первой строки (нет темы).

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ  техники наглядного моделирования :
* активизирует и развивает мыслительную деятельность
* обогащает словарный запас
* учит строить разные виды предложений (формулирование идеи)
*  помогает самовыражению детей
* игровой прием, получается у всех.

Таким образом, выстраивание работы с детьми по формированию познавательно – речевых навыков  с использованием техники синквейн, способствует освоению ими коммуникативных умений, обеспечивает полноценное включение ребенка в общение  как с взрослыми, так и со сверстниками,  способствует подготовке дошкольников к успешному обучению в школе.

А теперь, уважаемые коллеги, займемся составлением своих «белых» стихов.  Для начала возьмем тему «Моя семья». Каждый составляет самостоятельно в соответствии с предложенным алгоритмом. (После составления -  чтение нескольких синквейнов).

Ну, и напоследок для проведения рефлексии – синквейн о синквейне.

ИНТЕРЕСНО? ДЕРЗАЙТЕ, КОЛЛЕГИ. ВСЕ В ВАШИХ РУКАХ!

 

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредствено-образовательной деятельности с детьми "Знаешь ли ты зимующих птиц" с использованием ЭОР и инновационных технологий - моделирования.

Викторина "Знаешь ли ты зимующих птиц" с использованием ЭОР и инновационных технологий  - моделирования....

«Использование инновационной технологии моделирования «Мнемотехника» в ДОУ.

   Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по – разному: Воробьёва В.К. называет эту методику сенсорно- графическими схемами, Ткаченко Т.А.- предметно – схематически...

«Использование инновационной технологии моделирования «Мнемотехника» в ДОУ.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое. Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плох...

Мастер - класс "Дидактический синквейн - инновационный подход для развития речи дошкольников! "

ДИДАКТИЧЕСКИЙ СИНКВЕЙН - инновационный подход для развития речи дошкольников! Хорошо развитая речь ребенка является важным условием для общего его развития, для социализации его в обществе, успеш...

Презентация "Использование инновационных технологий моделирования "Мнемотехника" у детей дошкольного возраста"

Приемы мнемотехники используются при обучении связной речи детей дошкольного возраста. В данной методике применяются символы и изображения предметов, что облегчает запоминание, путем образования допол...

Консультация-практикум "СИНКВЕЙН - инновационный подход для развития речи дошкольников!"

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования выделена, как самостоятельная образовательная область «Речевое развитие», включающая в себя обогащение актив...