Воспитание культуры речи у дошкольников в современном обществе.
методическая разработка по развитию речи по теме

Кожокарь Елена Владимировна

Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольников. Большое значение придается проблеме  воспитания культуры общения детей, в решение которой огромную роль играет формирование коммуникативных  функций речи, как центральное звено развитие ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание культуры речи у дошкольников в современном обществе.

        Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Большое значение придается проблеме воспитания культуры общения детей, в решении которой ведущую роль играет формирование коммуникативных функций речи, как центральное звено развития ребенка. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем. Если человек в первую очередь умеет слушать своего собеседника в процессе общения, при этом грамотно излагает свои мысли на хорошем уровне языка, без сленга и просторечья, мы можем сказать про такого человека, что он в полной мере владеет культурой общения. Так как одной из важных частей культуры общения является речь, поэтому и воспитывать культуру общения дошкольников необходимо именно через формирование коммуникативных функций речи.

       Слово «культура» в буквальном переводе с латинского означает «возделывание», «обрабатывание». Культура - это совокупность духовных ценностей, которые постоянно создаются человечеством и накапливаются, как в сокровищнице, в произведениях литературы, искусства, науки, в творениях рук людей и в языке. Поэтому, говоря о культуре речи, мы говорим о приобщении говорящего к культуре своего и других народов мира.

     Маленький ребенок приобщается к культуре речи с рождения. Сначала это происходит стихийно, так как жизнь любой семьи неразрывно связана с жизнью общества в целом: мы все живем в общем информационном пространстве и «львиную долю» информации получаем и передаем с помощью языка. В детском саду в процессе общения со сверстниками и взрослыми, благодаря разнообразным совместным видам деятельности, особенно играм и занятиям, речь становится для малыша не только средством передачи информации, но и предметом познания. Ребенок учится более свободно пользоваться речью, более осознанно к ней относиться и постепенно входит в языковую среду и своего народа, и других народов мира.

     Родной язык любого народа – это подлинная душа нации, первостепенный и наиболее очевидный ее признак. В языке и через язык выявляются такие особенности, как национальная психология, характер народа, особенности его мышления и художественного творчества. Знакомя ребенка до школы с одним или двумя иностранными языками помимо родного, мы многократно усложняем ему задачу освоения пространства культуры. Ведь ему приходится находиться в культурном контексте, как своего народа, так и народов тех стран, языки которых он изучает. И это неизбежно, потому что «язык – это история народа, это путь цивилизации и культуры» (А.И.Куприн).

     Мы поддерживаем высказанную в середине девятнадцатого века К.Д.Ушинским мысль о том, что именно в дошкольном возрасте, то есть до семи лет, у ребенка происходит психологическое и языковое вживание именно в свои народные традиции. Этот процесс «обрастания корнями», по сути, является осознанием себя частью своего этноса, продолжением своего семейного рода, носителем своего родного языка и характеризуется принятием духовных и культурных ценностей своей страны.

     Но, живя в веке двадцать первом, в многонациональном государстве с открытыми границами, мы не можем отрицать, что сегодня ребенку уже с пеленок необходимо прививать толерантное отношение к культурам других народов и достаточно рано давать малышам знания об образе жизни людей в других странах мира и их системах ценностей. И сделать это наиболее доступно и безопасно можно, если педагогически грамотно подойти к раннему изучению иностранных языков. Безусловно, постижение логики и культуры других языков для ребенка-дошкольника очень трудоемко, требует большого интеллектуального и психического напряжения, но вместе с тем оно раздвигает границы его сознания, обогащает его опыт и дает ему ощущение большей свободы общения. У взрослых же в свою очередь, должно прибавиться уверенности в том, что приобщение к иностранным языкам в детском саду является для ребенка своеобразной «культурной прививкой», облегчающей ему жизнь, когда он попадает в другую языковую среду.

    Совсем другое дело, когда знакомство с иностранным языком происходит беспорядочно и бесконтрольно посредством компьютера и средств массовой информации. Играя в электронные игры и просматривая зарубежные мультики, ребенок часто подвергается жесткому воздействию чужой культуры и иной системы ценностей, не подозревая (так же, как и его родители) о том, что сталкивается не с самой культурой народа, а с ее суррогатом. Что делать с этим? Ведь оградить малыша от этого полностью мы не в силах.

     Во-первых, закладывать у ребенка систему собственных ценностей, основанных на своей народной культуре. Во-вторых, давать ему знания других языков и понятия о традициях других народов и культур мира, не забывая об их общечеловеческой основе. В-третьих, ориентировать его на высокие нравственные идеалы, чтобы он вообще мог «отделить зерна» настоящей культуры и искусства «от плевел» массового бескультурья, цинизма и глупости, как на голубом экране, так и в собственной реальной жизни.

     В приобщении детей к родной культуре и родному языку мы должны пользоваться разнообразными средствами, отдавая, однако, предпочтение тому, что наиболее доступно и сензитивно дошкольному возрасту – приобщению малышей к народному творчеству и ознакомлению детей с художественной литературой.

     Народная поэзия с давних времен привлекала детей героикой и романтикой, остротой занимательных и динамических сюжетов, простым образным языком. В своем поэтическом творчестве для детей народ воплотил прекрасное знание и понимание психологических особенностей ребенка, выработал для них особые фольклорные жанры. К.Д.Ушинский был убежден в исключительной важности фольклора для духовного развития ребенка. Большое внимание переработке народной поэзии для детей уделял Л.Н.Толстой. Он считал фольклор незаменимым средством нравственного и эстетического воспитания.

     Что касается художественной литературы, то она является искусством, связанным с речью - важнейшей формой человеческого общения. И речь эта не обыкновенная, а художественная, особым образом воздействует на читателя. Говоря о педагогических требованиях, предъявляемых к детской литературе, мы должны иметь в виду органическое соединение в ней воспитательной, познавательной и эстетической функций, а также обязательный учет возрастного уровня юного читателя.

     Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.

       Таким образом, необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского общества, в котором формируются черты нового человека: коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения. Общаясь со сверстниками, ребенок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей. Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со сверстниками: сначала, в детском саду и в школе, затем у отдельных детей и соответствующие проявления – отнять, толкнуть и т.д. Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания приходиться соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения.

     Хочется напомнить всем педагогам и родителям, словом, всем, кто общается с маленькими детьми, что мы сами - и не только в рамках занятий, но и в повседневной жизни, в быту, на улице и дома, в любых обстоятельствах и в любом настроении - являемся носителями родного языка и культурных ценностей собственного народа. Соответственно от нашего поведения, отношения к языку, от нашей собственной речи и общения друг с другом во многом зависит, как будет относиться к речи и как будет ею пользоваться ребенок.

     Язык – важнейшее средство общения людей друг с другом, это орудие мысли и культуры. Но хорошо ли мы владеем этим орудием? Всегда ли умеем ясно и точно выражать свои мысли? К сожалению, не всегда. А ведь высокая культура устной и письменной речи, умение пользоваться всеми выразительными средствами родного языка, его стилистическим богатством и многообразием – долг и задача каждого из нас. Конечно, никто не может заставить человека говорить не только правильно, но и ярко, точно, выразительно, если он сам этого не захочет. Но помочь человеку понять, для чего ему нужно стремиться к овладению всеми тонкостями родной речи, - это долг каждого, кому дорог наш язык!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: "Воспитание культуры речи у дошкольников с использованием речевых игр"

Участники проекта дети старшей логопедической группы. Цель проекта: воспитание культуры речиу дошкольниковс помощью речевых игр. Ведение коррекционной работы, которая помогла бы преодолеть речевое нед...

«Воспитание культуры речи у дошкольников с использованием игровых технологий».

Проект – исследовательско-творческий, краткосрочный, подгрупповой«Развитие речи детей дошкольного возраста   средствами малых форм фольклора»....

«Воспитание толерантности у старших дошкольников в современном обществе»

«Воспитание толерантности  у старших  дошкольников в современном обществе»...

Воспитание толерантности у старших дошкольников в современном обществе

о толерантности в детском саду с детьми старшей группы...

Воспитание культуры речи у дошкольников

Говорим грамотно и учим детей....

Воспитание толерантности у детей дошкольников в современном обществе

Воспитание толерантности у детей дошкольников в современном обществе подготовила: воспитатель ГБДОУ № 108 Невского района Чеботарева Е.Н. 1Квалификационной категории Санкт Петербург 2016 Толерантность...