Воспитание культуры речи у дошкольников
консультация по развитию речи на тему

Говорим грамотно и учим детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_temu.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

 «Воспитание культуры речи у дошкольников»

        Правильному произношению,  выразительному интонированию, умению выбирать необходимые и верные языковые средства для выражения своих мыслей следует обучать детей как можно раньше.

        Как этому обучать детей? Предпочтение автор статьи О.Иванова отдает стихам. Ритмичные и рифмованные строки вызывают интерес у дошкольников, «врезаются» в память. Поэтические строчки, включающие слово, в котором дети часто допускают ошибки. В речи дошкольников встречаются различные ошибки – орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, морфологические и синтаксические.

        К орфоэпическим относятся ошибки, связанные с произношением, например – коклета вместо котлета, колидор вместо коридор, транвай вместо трамвай. Для закрепления этих слов в речи, предлагаются следующие стихи:

«Рано утром в коридоре

Вдруг раздался топот ног

Встал сосед Иван Петрович

Ничего понять не мог»

«Ешь конфетку, ешь котлетку

Молоко своё допей –

И пойдем гулять скорей»

           Вторая группа ошибок – акцентологические – это речевые ошибки, состоящие в неверной постановке ударения в слове. Дошкольники произносят : запыхавшишь вместо запыхавшись, ракушка (ракушка), красивей (красивей), лебедей (лебедей), маляры (маляры), столяр (столяр), квартал (квартал) и т.п.

«Маляры пришли втроем,

Обновили старый дом.

...................................

Он и слесарь и монтер,

И столяр и полотер.

....................................

Нужные работники столяры и плотники.»

            Довольно часто дети допускают акцентологические ошибки в некоторых глагольных формах: раскидал вместо раскидал, звонит, позвонит (звонит, позвонит), баловался, балуется (баловался, балуется).

«В квартире над нами

Есть мальчик Андрюша

По комнате всей

Раскидал он игрушки»

«Телефон у нас висит

Телефон весь день звонит

То тюлень позвонит, то олень....»

          Третья группа словообразовательные ошибки. Они состоят в неоправданном словосочинительстве и в неверном употреблении приставок и корней. Так вместо поскользнулся можно услышать подскользнулся, вместо сшить платье – пошить платье, прививка- приливка.

«В деревушке три Катюшки
Взяли в руки три катушки

Шуре сшили сарафан,

Сшили дедушке кафтан,

Сшили бабушке жакет,
Сшили дедушке жилет»

         Четвертая группа – морфологические ошибки, связанные с ненормативным образованием форм и употреблением частей речи. Значительная часть речевых ошибок на морфологическом уровне появляется в результате слишком прямолинейного следования законам языковой системы. Ребенок первоначально вырабатывает для себя упрощенный вариант нормативного языка и придерживается его логике, подгоняя исключения под общие правила. Так, вопреки правилам, в детской речи существительные кенгуру, пальто изменяются по падежам и числам. Существительные брюки и ножницы приобретают единственное число. Чтобы предостеречь ребят от этих ошибок, нужно обучать их правильному формированию слов такого типа. И в этом опять помогут стихотворные строки :

«Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру»

       В речи малышей встречаются просторечные местоимения : «ейный», «ихний»,             « у ней», «егоный», «ейный». Во избежании  ошибок необходимо тренировать дошкольников в правильном употреблении местоимений : его, её, мой, у нее, их.

«Дети войнов, бойцов

В этом детском доме

Здесь портреты их отцов

Карточки в альбоме»

       Глагол в нормативном языке имеет две формообразующие основы, дети же образуют новые глагольные формы : «дремайте» (дремлите), «дремают» (дремлют), «шептают» (шепчут):

«Шепчут ежику ежи -

Ты не двигайся, лежи»

      В речи дошкольников подвергаются деформации личные глаголы, имеющие в основе настоящего времени чередования согласных: зажгет, жгется, жгет ( зажжет, жжется, жжет)

«Кто пришел?

Что принес?

Знаем мы: Дед Мороз

Дед седой с бородой.

Он наш гость дорогой,

Он нам елку зажжет»

«Мать на рынок уходила,

Дочке Лене говорила:

- Печку, Леночка, не трон

Жжется, Леночка, огонь!»

      Велика частность неправильного образования разноспрягаемых глаголов хотеть и бежать. Дети произносят: «хотит», «хочут», «хочим» ( вместо хочет, хотят, хотим), «побегим» (вместо побежим).

«Мы по узенькой дощечке

Побежим купаться в речке»

    Некоторые языковые явления невозможно объяснить дошкольникам, не опираясь на громоздкие правила, на сложные лингвистические термины. В частности, так обстоит дело с разнокоренными видовыми парами: класть – положить. На многих примерах детям нужно показать, что корень -лож- появляется в глаголах лишь там, где есть приставка или простфикс -ся-: заложить, положить, уложить, выложить, доложить и т.д.

«Я рубашку сшила Мишке

Я сошью ему штанишки

Надо к ним карман пришит

И конфету положить»

«Чтоб скорей дождаться

Завтряшнего дня

Дети спать ложатся

 Рано без огня»

     Там, где нет приставки или постфикса произноситься – класть:

«На серой шинели,

На желтом ремне

Носил эту сумку

Отец на войне.

На ней на привалах

Он письма писал

И вместо подушки

Под голову клал»

     Пятая группа – синтаксические ошибки. Они заключаются в неверном построении словосочетаний и предложений. Например: «День рождение» вместо День рождения.

«Что за наваждение?

Чей же День рождения?»

Вежливость не рождается сама собой, её воспитывают с детства в семье и детском саду!

       

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: "Воспитание культуры речи у дошкольников с использованием речевых игр"

Участники проекта дети старшей логопедической группы. Цель проекта: воспитание культуры речиу дошкольниковс помощью речевых игр. Ведение коррекционной работы, которая помогла бы преодолеть речевое нед...

«Воспитание культуры речи у дошкольников с использованием игровых технологий».

Проект – исследовательско-творческий, краткосрочный, подгрупповой«Развитие речи детей дошкольного возраста   средствами малых форм фольклора»....

Воспитание культуры речи у дошкольников

Правильному произношению, выразительному интонированию, умению выбирать необходимые и верные языковые средства для выражения своих мыслей следует обучать детей как можно раньше. Э то одна из важнейших...

"Воспитание культуры речи старших дошкольников"

Владение богатством русского литературного языка, умелое использование его изобразительно-выразительных средств в различных ситуациях общения определяют уровень речевой компетенции человека, являются ...

Воспитание культуры речи у дошкольников в современном обществе.

Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольников. Большое значение придается проблеме  воспитания культуры общения детей, в решение которой огромную роль иг...