"Воспитание культуры речи старших дошкольников"
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Арасева Галина Михайловна

Владение богатством русского литературного языка, умелое использование его изобразительно-выразительных средств в различных ситуациях общения определяют уровень речевой компетенции человека, являются показателями его общей культуры. Воспитание культуры речи предполагает не только овладение языковыми нормами (фонетическими, лексическими, грамматическими, синтаксическими), но и совершенствование процесса реализации выразительных средств языка в живом речевом общении. Социально – коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Следовательно в рамках ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально – коммуникативного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vypusknaya_rabota_otredakt.docx112.8 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»

Факультет дополнительного образования

Кафедра  педагогических  технологий дошкольного и начального образования

Итоговая аттестационная работа

на тему:

«Воспитание культуры речи старших дошкольников».

Выполнила: слушатель гр. Д-31

воспитатель МБДОУ «ЦРР –детский сад № 57 «Ладушка»

г. Димитровграда

Арасева Галина Михайловна

                                                     Ульяновск 2017

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение--------------------------------------------------------------------------------------------3

2.Теоритическая часть-----------------------------------------------------------------------------5

2.1 Анализ программы «Развитие речи дошкольников» О.С.Ушаковой---------------8

2.2 Анализ образовательной области «Коммуникация» по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования  «Детство»-------------9

2.3 Анализ программы «Истоки»--------------------------------------------------------------13

3. Практическая часть----------------------------------------------------------------------------16

3.1 Перспективно тематическое планирование образовательной деятельности

 «Коммуникация»---------------------------------------------------------------------------------18

3.2 Перспективный план бесед по воспитанию культуры речи-------------------------19

3.3 Перспективное планирование д/и  по развитию речи и культуре речи-----------19

4. Заключение--------------------------------------------------------------------------------------20

5.Список литературы-----------------------------------------------------------------------------21

6.Приложение--------------------------------------------------------------------------------------23


                                                         

Введение

    Владение богатством русского литературного языка, умелое использование его изобразительно-выразительных средств в различных ситуациях общения определяют уровень речевой компетенции человека, являются показателями его общей культуры. Воспитание культуры речи предполагает не только овладение языковыми нормами (фонетическими, лексическими, грамматическими, синтаксическими), но и совершенствование процесса реализации выразительных средств языка в живом речевом общении. Социально – коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Следовательно в рамках ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально – коммуникативного развития.

     Современный  этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Большое значение придаётся проблеме воспитания культуры общения детей, в решении которой ведущую роль играет формирование коммуникативных функций речи, как центральное звено развития ребёнка. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребёнка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребёнка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем. Если человек в первую очередь умеет слушать своего собеседника в процессе общения, при этом грамотно излагает свои мысли на хорошем уровне языка, без сленга и просторечья, мы можем сказать про такого человека, что он в полной мере владеет культурой общения.  

     Так как одной из важных частей культуры общения является речь, поэтому и воспитывать культуру общения необходимо именно через формирование коммуникативных функций речи.      Сложилось определённое противоречие: несмотря на то, что культуре речи детей всегда уделялось большое внимание в психолого – педагогической литературе, проблема воспитания культуры речи детей старшего дошкольного возраста остаётся по прежнему актуальной. Стремление найти пути разрешения указанного противоречия определило проблему исследования – выявление наиболее эффективных приёмов воспитания культуры общения дошкольников. Важным является и тот факт, мы рассматриваем решение данного вопроса не только в условиях детского сада, но и в семье, где проблема воспитания речевого поведения стоит особенно остро.   Бесспорно, что культура общения ребёнка отражает культуру его семьи, различный характер отношений её членов к обществу, людям. Пользуясь языком, ребёнок усваивает нормы социального взаимодействия.   В семейном воспитании детей наблюдается явное преобладание вербальных методов, а в ряде случаев словесное воздействие, в котором отсутствует достаточно убедительное и аргументированное обоснование нравственной нормы, остается, в сущности, единственным воспитательным средством. Эффективность реализации коммуникативной функции речи зависит от культуры личности родителя, которая в свою очередь влияет на уровень культуры семейного воспитания в целом. Актуальность и практическая значимость обусловила выбор темы: «Воспитание культуры речи старших дошкольников».

Теоретическая часть .

       Методика развития речи детей дошкольного возраста входит в состав педагогических наук. Она является одновременно отраслью методики русского языка и дошкольной дидактики и относится к прикладным наукам, поскольку решает практические задачи развития и воспитания детей.

       Предметом ее изучения является процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия. Она изучает закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование правильной устной речи и навыков речевого общения у детей дошкольного возраста.

 Можно выделить фундаментальные и прикладные задачи методики как науки. К числу фундаментальных задач относятся: а) исследование процессов овладения детьми родным языком, речью, речевым общением; б) изучение закономерностей обучения родной речи; в) определение принципов и методов обучения.

 Прикладные задачи традиционно определяются следующими вопросами:

  • чему учить (какие речевые умения и языковые формы должны усвоить дети в процессе обучения);
  • как учить (какие условия, формы, средства, методы и приемы использовать для развития речи);
  • почему так, а не иначе (обоснование методики развития речи).

 «Чему учить» – означает создание программ, дидактических пособий; «как учить» – разработку путей и методов развития речи, систем занятий и упражнений, методических рекомендаций для дошкольных учреждений и семьи. Третий вопрос предполагает обоснование выбираемой методики, а также проверку программ и методических рекомендаций на практике (СНОСКА: Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М., 1988. С.59-60).

        В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Центральным звеном, с помощью которого педагог может решать самые разные познавательные и творческие задачи, являются образные средства, точнее, модельные представления. Доказательство этому - многолетние исследования, проведенные под руководством Л.А. Венгера, А.В.Запорожца, Д.Б. Эльконина, Н.Н. Поддъякова. Эффективным способом решения проблемы развития интеллекта и речи ребенка является прием моделирования. Благодаря моделированию дети учатся обобщенно представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности. Личность, обладающая представлениями о связях и отношениях в реальной действительности, владеющая средствами определения и воспроизводства этих связей и отношений, необходима сегодня обществу, в сознании которого происходят существенные изменения. Общество пытается осмыслить и переосмыслить действительность, для чего нужны определенные умения и определенные средства, в том числе умения смоделировать действительность. Обучение моделированию целесообразно начинать в дошкольном возрасте, так как, по данным Л.С. Выготского, Ф.А.Сохина, О.С.Ушаковой, дошкольный возраст - это период наиболее интенсивного становления и развития личности. Развиваясь, ребенок активно усваивает основы родного языка и речи, возрастает его речевая активность. Дети употребляют слова в самых разнообразных значениях, выражают свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями: учатся сравнивать, обобщать и начинают понимать значение абстрактного, отвлеченного смысла слова[20, с. 65].Усвоение отвлеченного значения языковых единиц, обусловленное овладением логическими операциями обобщения, сравнения, сопоставления, абстрагирования, позволяет использовать моделирование не только для решения задач развития логического мышления дошкольника, но и для решения задач развития речи, прежде всего связной речи. Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследования. Особенности овладения детьми языком и речью в самых различных аспектах: связь языка и мышления, связь языка и объективной действительности, семантика языковых единиц и характер их обусловленности - являлись предметом изучения многих исследователей (Н.И. Жинкин, А.Н.Гвоздев, Л.В.Щерба). При этом в качестве основного результата в процессе овладения речью исследователи называют овладение текстом. Особенности развития связной речи изучались Л.С. Выготским, С.Л.Рубинштейном, А.М. Леушиной, Ф.А.Сохиным и другими специалистами в области психологии и методики развития речи. По определению С.Л.Рубинштейна, связной называет такую речь, которая может быть понята на основе ее собственного предметного содержания. В овладении речью, считает Л.С. Выготский, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее - к простой фразе, еще позже - к сложным предложениям. Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений. Грамматические связи в предложении и связи предложений в тексте есть отражение связей и отношений, существующих в действительности. Создавая текст, ребенок грамматическими средствами моделирует эту действительность закономерности развития связной речи детей с момента ее возникновения раскрываются в исследованиях А.М. Леушиной. Она показала, что развитие связной речи идет от овладения ситуативной речью к овладению контекстной, затем процесс совершенствования этих форм протекает параллельно, формирование связной речи, изменение ее функций зависит от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими, определяется уровнем его интеллектуального развития. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста и факторы ее развития изучались также Е.А. Флериной, Е.И. Радиной, Э.П.Коротковой, В.И.Логиновой, Н.М.Крыловой, В.В.Гербовой, Г.М. Ляминой. Уточняют и дополняют методику обучения монологической речи исследования Н.Г. Смольниковой о развитии структуры связного высказывания у старших дошкольников, исследования Э.П.Коротковой об особенностях овладения дошкольниками различными функциональными типами текстов. Разносторонне изучаются также методы и приемы обучения дошкольников связной речи: Е.А.Смирнова и О.С.Ушакова раскрывают возможность использования серии сюжетных картин в развитии связной речи, о возможности использования картины в процессе обучения дошкольников рассказыванию достаточно много пишет В.В. Гербова, Л.В. Ворошнина раскрывает потенциал связной речи в плане развития детского творчества предлагаемые методы и приемы развития связной речи более ориентированы на представления фактического материала для детских рассказов, интеллектуальные процессы, значимые для построения текста, в них менее отражены. На подходы к изучению связной речи дошкольника оказали влияние исследования, выполненные под руководством Ф.А.Сохина и О.С.Ушаковой (Г.А.Кудрина, Л.В. Ворошнина, А.А. Зрожевская, Н.Г. Смольникова, Е.А.Смирнова, Л.Г.Шадрина). В центре внимания этих исследований находится поиск критериев оценки связности речи, и в качестве основного показателя ими выделено умение структурно выстраивать текст и использовать различные способы связей между фразами и частями разных типов связных высказываний, видеть структуру текста, его основные композиционные части, их взаимосвязь и взаимообусловленность.          

     Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволил нам обнаружить противоречие между особенностями речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста и теоретическим обоснованием использования моделирования при обучении старших дошкольников связной речи, между потребностями практики в использовании моделирования в работе по развитию связной речи и отсутствием педагогических технологий, ориентированных на моделирование в работе по формированию у дошкольников умений в области текста.        

Анализ программы  развитие речи дошкольников О.С. Ушаковой.

       "Программа развития речи дошкольников" О.С.Ушаковой разработана на основе исследований, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания АПН (ныне — Институт дошкольного образования и семейного воспитания РАО). Результаты исследований позволили обосновать систему работы по развитию речи детей дошкольного возраста (от трех до семи лет).

       Развитие речи осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, по обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их — в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Однако обучение родному языку, развитие речи на специальных занятиях являются главной задачей. Систему занятий по развитию речи в разных возрастных группах детского сада разработали научные сотрудники: Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, А.И. Максаков, Е.М. Струнина, А.Г. Тамбовцева, Г.А. Тумакова, Г.П. Белякова, Т.М. Юртайкина.

      В основе системы лежит комплексный подход, разработана методика, направленная на решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую), и на их основе на решение главной задачи — развитие связной речи. Основным принципом разработанной системы является взаимосвязь разных речевых задач, которая на каждом возрастном этапе выступает в разных сочетаниях. Отсюда вытекает принцип преемственности, который осуществляется в двух формах: линейной и концентрической. Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры, формирование грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи) осуществляется прежде всего линейно, поскольку от группы к группе постепенно усложняется материал внутри каждой задачи, варьируются сочетаемость упражнений, их смена и взаимосвязь. Вместе с тем при таком усложнении на каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. В развитии связной речи — это связывание предложений в высказывание, в словарной работе — это работа над смысловой стороной слова, в грамматике — это формирование языковых обобщений. Последовательное осуществление преемственности в обучении (и особенно в обучении дошкольников родному языку) позволяет не только опираться на прошлое, но и ориентироваться на последующее развитие речевых умений и навыков.

       Таким образом, важной становится проблема вычленения приоритетных линий развития каждой речевой задачи на разных возрастных этапах.

       Большинство занятий построено по тематическому принципу, т.е. упражнения и высказывания детей начинают, продолжают и развивают одну тему. Тематика занятий очень разнообразна: это времена года, мир животных и растений, явления общественной жизни, отношения между взрослыми и детьми, любовь к природе. Со многими темами дети знакомятся сначала на занятиях по расширению представлений об окружающей жизни, по ознакомлению с художественной литературой, а затем на занятиях по развитию речи закрепляют полученные знания и учатся выражать свои впечатления и отношение к окружающему сначала в отдельных лексических и грамматических упражнениях, а в дальнейшем в связных высказываниях. И тогда переход от выполнения задания на подбор синонимов и антонимов к составлению рассказа или сказки становится естественным.

      В предлагаемой программе раскрываются основные направления речевой работы с детьми дошкольного возраста (от трех до семи лет), приводятся отдельные примеры и некоторые методические приемы работы над разными сторонами речевого развития ребенка.

 

Анализ образовательной области «коммуникация» по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство»

    Младший возраст.

    Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.

    По инициативе взрослого дети учатся вступать в общение:

  • Узнавать и называть знакомых персонажей на картинках и их действия;
  • Отвечать на вопросы о себе;
  • Узнавать и называть членов своей семьи;
  • Разговаривать о любимых игрушках;
  • Называть знакомых детей по имени, вступать с ними в игровое общение, элементарно договариваться о совместных действиях;
  • С помощью воспитателя узнавать яркие эмоциональные состояния, учитывать их при общение.

      Развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах деятельности:

  1. Связная речь:

  • Дети овладевают следующими умениями диалогической речи: вступать в речевые контакты с взрослыми и детьми; отвечать на вопросы, сообщать о своих впечатлениях, желаниях, задавать вопросы в условиях наглядно представленной ситуации общения
  • Дети начинают усваивать умения монологической речи: сравнивать 2 предмета, находить одинаковые предметы; по вопросам воспитателя составлять рассказ по картинке из 3-4 предложений; совместно с воспитателем пересказ знакомой сказки; читать короткие стихи об игрушках, природе, детях; слушать чтение детских книжек и рассматривать картинки.

  1. Грамматически правильная речь:

   Дети осваивают умения пользоваться системой окончаний для согласования слов: согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже; правильно использовать в речи названия животных и их детенышей в единственном и множественном числах; осваивать структуру простого распространенного предложения; включать однородные члены предложения, вводить дополнения, обстоятельства, определения; осваивать способ словообразования на основе имитации звуков; с помощью воспитателя строить сложные предложения.

  1. Звуковая культура речи:

   Дети учатся произносить гласные звуки; правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки; развитие правильного речевого дыхания, слухового внимания, фонематического слуха, моторики речевого аппарата; слышать специально интонируемый в речи воспитателя звук.

  1. Словарь:

   Дети практикуются использовать в собственной речи: названия предметов и объектов близкого окружения, их назначение, действия с ними; названия предметов и действий гигиенических процессов умывания, одевания, купания, ухода за внешним видом; слова обозначающие качества и свойства предметов; названия материалов; названия членов семьи; названия объектов и явлений природы, растений, овощей, фруктов, домашних и некоторых диких животных и их детенышей.

 

Средняя группа

  1. Связная речь:
  • Дети осваивают умения диалогической речи: в разговорной речи пользуются разными типами предложений; замечают неточности в своей речи и в речи товарищей; формируют вопросы поискового характера.
  • Осваивают умения монологической речи: составляют описательные рассказы (5-6 предложений) о предметах; самостоятельно пересказывают литературные произведения; пользуются элементарными формами объяснительной речи.

  1. Словарь:
  • Дошкольники осваивают и используют в речи новые слова: названия животных существ и места их обитания. Слова, обозначающие части предметов, живых организмов, жизненных явлений, их свойства и качества.
  • Слова, обозначающие видовые категории с указанием характерных признаков.
  • Слова, обозначающие некоторые видовые и родовые обобщения.
  • Слова и выражения, необходимые для установления отношений с окружающими.

  1. Грамматически правильная речь:

   Дети осваивают умения правильно использовать суффиксы и приставки при словообразовании. Учатся самостоятельно пользоваться системой окончаний существительных, прилагательных, глаголов.

  1. Звуковая культура речи:

  Дети овладевают произношением наиболее трудных звуков – свистящих, шипящих. Учатся говорить внятно, в среднем темпе, голосом средней силы.

  1. Подготовка к обучению грамоте:
  • Дошкольники знают термины «слово», «звук»;
  • Знают, что слова состоят из звуков;
  • Учатся сравнивать слова по протяжности;
  • Учатся звуковому анализу слова.

 Старшая группа

  1. Связная речь:
  • Дети самостоятельно строят игровые и деловые диалоги, пересказывают литературные произведения, правильно передают идею, используют прямую и косвенную речь.
  • Дети сочиняют сюжетные рассказы по картине, из личного опыта.
  • Проявляют интерес к самостоятельному сочинению. Придумывают продолжение и окончание рассказа.

  1. Словарь:

Дети осваивают и используют в речи новые слова:

  • Названия профессий, учреждений, техники и т. д.
  • Личностные характеристики человека, его состояние, настроение, внутренние переживания.
  • Слова и выражения, необходимые для установления отношений с окружающими.
  • Слова, обозначающие оттенки цвета, тонкое дифференцирование формы, размера и других признаков объекта.

  1. Грамматически правильная речь:

   Дошкольники овладевают умениями: учатся грамматически правильно использовать в речи сложные случаи русской грамматики: несклоняемые существительные, слова, имеющие только множественное или единственное число, глаголы «одеть» и «надеть».

  1. Звуковая культура речи:
  • Дети учатся чисто и правильно произносить все звуки родного языка.
  • Учатся самостоятельно пользоваться средствами интонационной выразительности: изменять темп, ритм, силу и тембр голоса.

  1. Подготовка к обучению грамоте:
  • Дошкольники получают представления о существование разных языков; знают термины «слово», «звук», «буква», «предложение», «гласные и согласные звуки».
  • Умеют делить на слоги; осуществляют анализ простых слов; составляют предложения с заданным количеством слов.

 Подготовительная группа

  1. Связная речь:
  • Дети овладевают умениями пересказывать по ролям, от лица литературного героя. В описательных рассказах учатся передавать свое эмоциональное отношение, использовать средства языковой культуры. Учатся различать литературные жанры.
  • Осваивают умения самостоятельно сочинять разнообразные виды творческих рассказов.
  • Учатся самостоятельно использовать в процессе общения формы речи – рассуждения: объяснительная речь, речь – доказательство, речевое планирование.

  1. Подготовка к обучению грамоте:

   Составление схемы звукового состава слова, выделение ударного гласного звука в слове. Развитие мелкой моторики рук: штриховка, обводка. Чтение простых слов.

  1. Словарь:
  • Дети овладевают умениями адекватно и точно выражать свои мысли, подбирать нужные слова.
  • Учатся находить в художественных текстах и понимать средства звуковой выразительности: олицетворения, метафоры.

  1. Звуковая культура речи:

  Проводится автоматизация сложных для произношения звуков речи и коррекция имеющихся нарушений в звукопроизношении.

  1. Грамматически правильная речь:

  Ребенок овладевает умениями: образовывать сложные слова по средствам слияния; замечать грамматические ошибки в речи сверстников и исправлять их, самостоятельно использовать в речи разные типы предложений.

Анализ программы «Истоки».

      В данной программе целостно определены содержание и характер современного педагогического процесса, направленного на развитие базиса личностной культуры у ребенка дошкольного возраста в детском саду. Она реализует важнейший принцип гуманистической педагогики - диалога взрослого и ребенка, детей между собой, педагогов друг с другом, педагога с родителями. Являясь образовательной программой нового поколения, "Истоки" отражает непреходящее значение дошкольного детства как исключительно важного, базового периода для последующего развития человека.

     Основная цель программы - формирование разносторонне развитой личности в возрасте от рождения до 7 лет, ее универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям ребенка; обеспечение для каждого ребенка равного старта развития; сохранение и укрепление здоровья.

     Основу программы составляют концепция психологического возраста как этапа развития ребенка, имеющего свою структуру и динамику, а также научное положение А.В.Запорожца об амплификации (обогащении) детского развития, взаимосвязи всех его сторон.

     В соответствии с этим подходом в программе выделены следующие возрастные этапы: раннее детство - младенчество (до одного года); ранний возраст (от одного года до трех лет); дошкольное детство: младший дошкольный возраст (от трех до пяти лет) и старший (от пяти до семи лет). Такая возрастная периодизация, по мнению авторов, позволяет видеть как наиболее общие тенденции, так и индивидуальную перспективу развития каждого ребенка. Периодизация не предусматривает обязательного объединения детей в разновозрастные группы. С учетом специфических условий работы можно комплектовать группы дошкольного образовательного учреждения детьми как одного, так и разных календарных возрастов в рамках единого психологического возраста.

    Программа строится в соответствии с дидактическими принципами воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Для каждого возрастного этапа в программе выделены четыре ведущие линии развития: социальное, познавательное, эстетическое и физическое; раскрываются особенности развития этих линий в младенческом, раннем, младшем и старшем дошкольном возрасте; задается иерархия основных видов деятельности (общение, предметная деятельность, игра). Игровой деятельности как основной в развитии личности ребенка дошкольного возраста в программе отводится особое место. Игра пронизывает все структурные компоненты программы и ее содержание в целом.

    Раздел "Социальное развитие" содержит перечень последовательно усложняющихся задач и условий работы по формированию у ребенка навыков общения со взрослыми и сверстниками, а также предусматривается формирование у ребенка отношения к себе. На всех возрастных этапах рассматриваются разнообразные виды детской деятельности как важные условия возникновения социальных эмоций и мотивов, способствующих налаживанию межличностных отношений.

    В разделе "Познавательное развитие" выделены задачи, содержание и условия педагогической работы по расширению и обогащению ориентировок ребенка в окружающем мире, развитию умственных способностей, способов и средств познавательной деятельности и др.

    Содержание раздела "Эстетическое развитие" рассматривается в единстве формирования у ребенка эстетического отношения к миру и его художественного развития средствами народного, классического и современного искусства. В основе этого развития лежит формирование художественных способностей через детское творчество, интеграцию различных видов детской художественной деятельности.

    В разделе "Физическое развитие" определены задачи, содержание и условия педагогической работы, решение которых содействует укреплению здоровья детей, формированию правильной осанки, совершенствованию функциональных возможностей детского организма, жизненно важных двигательных навыков, физических качеств.

    В программе выделены новые, самостоятельные разделы: "Речь и речевое развитие", "Мир, в котором мы живем", "Природа и ребенок", "Культура быта" и другие, которые ее существенно дополняют и обогащают.


     В разделе "Речь и речевое развитие" в качестве основного средства развития общения рассматривается диалог, подчеркивается особая роль словотворчества и игр ребенка со звуками и рифмами.

   Программа обеспечена методическими и учебными пособиями: по воспитанию детей раннего возраста (авт. Л.Н.Павлова), развитию речи и речевого общения (авт. А.Г. Арушанова), обучению русскому языку нерусскоязычных детей (Е.Ю.Протасова, Н.М.Родина), творческому конструированию (авт. Л.А.Парамонова), физическому (М.А .Рунова), эстетическому развитию (К.В.Тарасова, В.А.Петрова, Л.В.Пантелеева), экологическому (Н.А.Рыжова), взаимодействию с семьей (Е.П. Арнаутова) и др.

Практическая часть.

        Речевое общение детей происходит в течении всего дня : дети общаются по дороге в детский сад с родителями ,во время игры со сверстниками,  с воспитателем во время образовательной деятельности, во время совместных игр, в процессе  труда (хозяйственно-бытового, ручного, труда в природе) ; во время праздников и развлечений,  Наша задача помочь детям не только в полной мере овладеть речью, но и научить навыкам культурного общения.

       В сентябре нами была проведена диагностика  по разделу «Коммуникация», с целью выявления  владения речи детей, факторов вызывающих затруднения в общении. В нашей группе 26 детей, обследование прошли все.

    Низкий уровень показали 18%

    Средний уровень 56%

    Высокий уровень 26%

      Доминирующим уровнем оказался средний. Таким образом, анализируя результаты диагностики мы выяснили, что у большинства детей могут возникнуть затруднения в общении.

       Опираясь на эти результаты мы разработали ряд мероприятий по развитию речи и воспитанию культуры общения.

      Как известно главное воспитание происходит в семье, где сложились свои традиции и обычаи, где  имеется свой характер отношений, свои нормы речевого общения, которые не всегда являются общепринятыми правилами речевого общения. Мы провели анкетирование родителей с целью выявления трудностей с которыми они встречаются при обучении детей речевому общению, разработали ряд консультаций по воспитанию культуры речи( «Воспитание звуковой культуры речи»,  «Роль детской книги в речевом развитии ребёнка», «Учимся играя», «Почитай мне мама» и другие).

       В своей работе я большое значение уделяю «волшебным словам», таким как здравствуйте, спасибо, извините, пожалуйста. Конечно не только эти слова делают общение вежливым и доброжелательным, в речи не мало других этикетных средств т. е. слов и оборотов речи, которые произносят подчиняясь общепринятым правилам общения. Главная задача моей работы заключается в том чтобы помочь детям дошкольного возраста овладеть этикетными средствами нашей речи, правилам культуры  общения. Я рассказываю детям о принципах выбора элементов этикета в зависимости от условий общения, ситуаций. Содержание этикета мы раскрываем во время игры, бесед, чтения художественных произведений. Чем раньше начинается речевое обучение ребёнка, тем больше возможностей для прочного обладания разносторонними коммуникативными умениями. Как написал известный учёный А.М. Пешковский,  «там, где дети учатся усиленно говорить,…там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга». Речевое обучение детей предполагает, во-первых, введение в их активный словарь достаточного количества этикетных стереотипов, во-вторых, формирование умения выбирать нужную формулу с учётом ситуации общения( с кем, где, зачем, когда говорить). Наблюдая за повседневным речевым поведением детей мы выявили недостатки и на основе этого составили план работы по развитию речи и  воспитанию культуры речи. Это перспективное планирование образовательной деятельности « Коммуникация», перспективное планирование дидактических игр, бесед и т. д.

Перспективно – тематическое планирование образовательной области «Коммуникация».

СЕНТЯБРЬ.

Тема недели

Тема

Цель

Структура

Литература

1.

Сегодня дошколята – завтра школьники

Рассказывание по картине «В школу».

Учить детей составлять сюжетный рассказ по картине

Рассматривание картины.

Придумывание названия. Составление рассказа по картине.

О.С.Ушакова «Занятия по развитию речи в детском саду», стр.211.

2.

Осенняя пора очей очарование

Пересказ рассказа К.Д.Ушинского «Четыре желания»

Учить передавать литературный текст последовательно и точно

Чтение рассказа. Вопросы по тексту. Пересказ.

О.С.Ушакова «Занятия по развитию речи в детском саду», стр.213.

3.

Труд людей осенью

Коллективное рассказывание по теме.

Упражнять детей в употреблении сложноподчинённых предложений.

Рассматривание сюжетных картинок. Составление небольших рассказов, объединение в единый сюжет.

О.С.Ушакова «Занятия по развитию речи в детском саду», стр.214.

4.

Земля -  наш общий дом

Рассказывание на заданную тему.

Учить составлять короткий рассказ на заданную тему.

Рассматривание энциклопедии «Земля – планета, на которой мы живём».

О.С.Ушакова «Занятия по развитию речи в детском саду», стр.220.

Перспективный план бесед по воспитанию культуры речи.

   Сентябрь.

  1неделя «Учимся представляться. Будем знакомы.»

Цель: Помочь составить представление об основных правилах знакомства со сверстниками и взрослыми.

  2 неделя «Давайте говорить друг другу комплементы».

Цель: Познакомить детей с применением комплимента, как способа поощрения, выражения доброжелательности.

  3 неделя «Всё начинается со слова «здравствуй».

Цель: Раскрыть значение слова «здравствуйте», употребление в зависимости от партнёра, времени суток, вариативных слов приветствия.

  4 неделя «Я учусь культурно разговаривать».

Цель: Познакомить детей с правилами культурного поведения при общении с окружающими.

Перспективный план д/и по развитию речи и культуре речи.

   Сентябрь.

  1 неделя     «Скажи ласково». Цель: Способствовать развитию навыков словообразования: заяц- зайчик- заюшка.

«Придумай предложение». Цель: Развивать речевую активность, быстроту мышления.

  2 неделя    « Отгадай о ком говорю?» Цель: Сформировать навыки составления описательного рассказа.

«Придумай предложение». Цель: Развивать речевую активность, быстроту мышления.

  3 неделя      «Размытое письмо». Цель: Упражнять в составлении распространённых предложений.

«Живые слова» Цель: Упражнять в составлении предложений по структурной форме.

  4 неделя  «Нарисуй сказку». Цель: Совершенствовать умение составлять рисунок- план к тексту, использовать его при рассказывании.

Заключение.

    Итак, подводя итоги можно констатировать следующее: в детском саду для воспитания культуры общения есть немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими.

    Работая с детьми, воспитателям следует уделять больше внимания формированию их культуры общения в играх и других видах деятельности.

    Взаимоотношения с окружающими, формирующиеся у детей в процессе той или иной деятельности, характеризуются следующим. Если удовлетворяется любознательность ребенка, его потребность в личностном общении и совместной деятельности со взрослыми, у него возникают чувство доверия к окружающим, известная широта социальных контактов. Если же потребность в общении удовлетворяется недостаточно, у ребенка складываются чувство недоверия к взрослым и сверстникам, узость, избирательность контактов.

    Пяти - шестилетний ребенок нуждается в сверстниках, товарищах. В общении с ними в детском саду он проводит 50— 70% времени. Ежедневно помногу раз он вступает в контакты, свободно выбирая партнера. Выбор этот зависит от характера деятельности. Для совместного труда дети стараются выбирать партнеров организованных, для игр и занятий — тех, кто «много знает, хорошо рисует, считает». Нередко ребенок ориентируется и на нравственные качества сверстника. Перечисленные мотивы свидетельствуют о стремлении детей к нравственному и деловому комфорту во время интересной или сложной для них деятельности, о том, что их расположением не пользуются сверстники агрессивные, неспокойные, отвлекающиеся.

    По данным психологов, стремление вместе играть больше выражено у детей старших групп.

    В обществе взрослых отношения регулируются правилами, созданными на основе нравственных принципов. В них отражены требования общества, коллектива к отдельному человеку. В нашем обществе они связаны с общественным характером.

Список литературы.

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М. Академ А, 1998.
  2. Алексеева М.М. Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М. 1997.
  3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. -М., 1985
  4. Взаимодействие семьи и детского сада в нравственном воспитании дошкольников / сборник научных трудов АПН СССР, НИИ дошкольного воспитания, - М.,1989г.
  5. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. -М., 2005.
  6. Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учебник для вузов/М.:Высшая школа 1998 -319 с.
  7. Детство:Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и другие. СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2011.
  8. Журнал”Воспитатель”№2/2009.
  9. Журнал”Воспитатель”№7/2009.
  10. Журнал «Детский Сад: теория и практика»№2, 2013.
  11. Журнал «Детский Сад: теория и практика»№3,2012.
  12. Журнал «Дошкольное воспитние»,№12,2012.
  13. Занятия по развитию речи в детском саду/под ред. О. С. Ушаковой. -М., 2001.
  14. Карпова С. Н., Степанова М. А. Особенности связной речи дошкольников при общении со взрослыми и сверстниками. -1984№4.
  15. Программа «Истоки» под редакцией центра «Дошкольное детство» им. Л.А.Запорожца, под руководством доктора педагогических наук Л.А.Паромоновой М.., 2003.
  16. Развитие речи и речевого общения/под ред. О. С. Ушаковой. -М., 1995.
  17. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №11/2008.
  18. Тихеева Е.И. Развитие речи детей –М.: Просвещение 1981-159с.
  19. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. -М., 2004.
  20. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./Сост. М.М.Алексеева, В.И.Яшина- М.: издательский центр «Академия»,2000.
  21. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. -М., 2000.
  22. Янушевский В.Н. «Речевая компетентность педагога».

Приложения.

    Конспект беседы с элементами игры «Давайте говорить друг другу комплементы».

 Задачи:

  • Формировать у детей понятия “друг”, “дружба”;
  • Продолжать учить детей понимать и оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения;
  • Продолжать обучать детей навыкам взаимодействия и сотрудничества;
  • Развивать групповую сплоченность; коммуникативные навыки;
  • Воспитывать доброжелательные отношения между дошкольниками, побуждать их к добрым поступкам, взаимопомощи, взаимовыручке.

 Оборудование:

  • 4 дощечки;
  • вырезанные из бумаги пары рукавичек (по количеству детей);
  • карандаши трех цветов на каждого ребенка
  • магнитофон, кассета с записью.

  Ход занятия

 Дети входят в группу под спокойную музыку и встают в круг.

 Воспитатель:

    – Здравствуйте дети! Я очень рада вас видеть, а вы рады видеть друг друга? Покажите как вы рады встрече с друзьями: повернитесь к соседу справа – улыбнитесь ему, повернитесь к соседу слева – улыбнитесь ему.

    А теперь давайте сядем на стульчики и начнем наше сегодняшнее занятие с игры “Эхо”.

 1. Ритуал начала занятия – Игра “Эхо”.

   Ребенок входит в центр круга, называет свое имя и прохлопывает его в ладоши ( Ми-ша, Све-та и т.д.). Дети дружно, как эхо, за ним повторяют. Таким образом, все по очереди назовут и прохлопают свое имя, (дети по очереди называют и прохлопывают свое имя – сперва по одному, затем все вместе).

2. Игра “Комплименты”.

   Дети, давайте скажем друг другу добрые слова. Сидя по кругу возьмитесь за руки. Глядя в глаза соседу, постарайтесь сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить его. Принимающий добрые слова должен кивнуть головой и сказать: “Спасибо, мне очень приятно!” Затем он дарит комплименты своему соседу и так далее по кругу.

  (Если ребенок затрудняется сделать комплимент, воспитатель или дети помогают ему. После игры желательно обсудить, что чувствовали её участники, понравилось ли им говорить комплименты)

  3. Беседа с детьми:

   – Дети, взрослые часто говорят вам: “Нужно быть дружными, дружно жить,   играть дружно”.

   Подумайте, и пусть каждый, кто хочет, расскажет, что значит “дружить”. Вспомните, кто и как дружит в детском саду или дома, что делает, чтобы дружба была хорошей.

(Ответы детей).

  Воспитатель:

    – Дети, вы правильно рассказали, как нужно дружить. Тот, кто хорошо дружит, – не ссорится, делится игрушками, разговаривает с детьми вежливо и если видит что кому-то грустно или кто-то заплакал, придумает, как развеселить товарища, поиграет с ним.

    – Я расскажу вам один случай, а вы подумайте, так ли поступают настоящие друзья.

    Три девочки – Ира, Света и Лена – дружили. Они вместе играли, смотрели книжки, пели песни. Однажды Ира нечаянно сломала коробку с кормом для птиц. Корм высыпался. Она испугалась и стала быстро убирать его, лена ей помогала и говорила: “Как же ты так неосторожно? У нас нет другой коробки! Пойдем, скажем, Вере Ивановне и попросим бумагу, чтобы вечером починить коробку”. Света стояла в стороне и говорила “Вечно ты Ирочка все ломаешь. Я вот скажу Вере Ивановне. В чем теперь корм хранить?”

 – Дети, как вы думаете, кто из девочек настоящий друг?

 – Почему?

 – Как поступают настоящие друзья?

 – Как вы думаете, что значит выражение “настоящий друг”? (ответы детей).

 Воспитатель:

 – А вот можно ли сказать про вас сказать, что вы “хорошие друзья”, мы и проверим сегодня. В дружбе обязательно все помогают друг другу и вместе дружно играют.

 4. Игра “Путанка”

  Выбирается один ведущий. Он встает спиной к остальным детям. Все игроки встают в круг, взявшись за руки, и начинают “запутываться” не разжимая рук. Задача водящего – распутать всех с тем же условием, не разжимая рук.

 5. Упражнение “Договорись взглядом”.

  Хорошие друзья понимают друг друга с полуслова, иногда им стоит только посмотреть друг на друга, и они поймут, о чем хотел сказать другой. Вот и мы сейчас попытаемся это сделать. Рассаживайтесь по кругу. Вам необходимо найти себе пару при помощи одного взгляда, без слов. Когда вы услышите мой хлопок, поменяйтесь местами с выбранным партнером. Старайтесь, чтобы никто у нас не остался без пары.

 Воспитатель:

  Настоящие друзья помогают друг другу в трудных ситуациях. Приходят на помощь другу, когда ему трудно.

 6. Игра “Не намочи ноги”.

  Дети сидят на стульчиках с одной стороны комнаты. На полу отделяется белой чертой болото примерно 4-5 метров. Двум детям дается по две дощечки. Обоим надо по этим дощечкам – мостикам перейти через болото на другой берег. Каждый ребенок кладет одну дощечку на землю, переступает на доске, а другую держит в руке, затем кладет вторую, идет дальше и т. д.

  Когда дети подходят к середине болота, создается ситуация, будто у одного их них сломалась дощечка, и она уплывает. Как поступить? По правилам игры нужно вместе перебраться на берег. Дети сами ищут выход из создавшегося положения.

 (После игры дети выбирают самую дружную пару).

 

 Воспитатель:

  В дружбе очень важно уметь договариваться друг с другом. Ведь даже лучшие друзья иногда спорят, но никто не обижается, так как они умеют договариваться друг с другом. Мы тоже сегодня будем учиться договариваться друг с другом.

 7. Игра “Нарисуй узор”.

  По всей комнате разложены пары рукавичек с одинаковым орнаментом, но не раскрашенные. Дети поднимают одну рукавичку, находят свою “пару”, садятся вместе за стол и с помощью трех карандашей разного цвета стараются как можно быстрее раскрасить рукавички совершенно одинаково.

  (Воспитатель наблюдает, как организуют совместную работу пары, как при этом договариваются; оказывает детям необходимую помощь).

   После выполнения задания дети рассматривают пары рукавичек, оценивают качество, похожесть, умение детей договариваться между собой, благодарят друг друга за работу.

8. Ритуал окончания занятия “Эстафета дружбы”.

   Дети стоят в кругу и передают, как эстафету, рукопожатие. Начинает взрослый: «Я передаю вам свою дружбу, и она идёт от меня к Маше, от Маши к Диме и т. д., и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покинет и греет».

Д/и «магазин игрушек»

   Цель. Игра учит детей описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию, закрепляет навыки общения в общественных местах.

   Дидактический материал — игрушки.

   Ход игры.

 Дети садятся полукругом перед столом и полочкой с игрушками. Педагог, обращаясь к ним, говорит:

 —   У нас открылся магазин. Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек! Вы сможете их купить, но чтобы купить игрушку, нужно выполнить одно условие: не называть ее, а описывать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает ее и продаст вам.

Короткой считалочкой выбирают продавца. Первым покупает игрушку педагог, показывая, как надо выполнять правила игры:

 —   Здравствуйте! Я хочу купить игрушку. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть дети.

Продавец подает покупателю мяч.

 —    Спасибо,  какой красивый мяч!  —  говорит воспитатель и садится на стул, держа в руках мяч.

Продавец называет имя любого из играющих. Тот подходит и описывает игрушку, которую он выбрал для покупки:

    А мне продайтепожалуйста, такую игрушку: она пушистая, оранжевая, у нее длинный красивый хвост, узенькая мордочка и хитренькие глазки.

    Продавец подает игрушку-лису. Покупатель благодарит и садится на место. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не купят себе игрушки. Роль продавца могут выполнять но сколько ребят по очереди. Дети, «купившие» игрушки, играют с ними в комнате или на прогулке. Педагог приносит в магазин и такие игрушки, с которыми дети давно не играли, чтобы пробудить интерес к ним, напомнить, какие они интересные, красивые.

Конспект занятия по развитию речи в старшей речевой группе «Бабушка Федора в гостях у детей» (по лексической теме «Посуда»)

Конспект занятия по развитию речи в старшей речевой группе

Тема  «Бабушка Федора в гостях у детей»  (по лексической теме «Посуда»)

Программное содержание:

  • активизировать словарь по теме, расширять словарь прилагательных по теме; 
  • развивать навык словообразования;
  • вводить в активный словарь детей слова: сервиз, сервировать, фарфоровый.
  • закреплять знания о различных видах посуды, ее назначении;
  • развивать связную речь детей, закреплять умение давать полный ответ на вопросы воспитателя;
  • развивать: моторику пальцев рук; память, восприятие, внимание, мышление;
  • воспитывать бережное отношение к посуде, желание содержать ее в чистоте.

Предварительная работа:

  • рассматривание посуды во время приема пищи, дежурства.
  • чтение сказок К.Чуковского «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», русской народной сказки «Лиса и кувшин».
  • отгадывание и разучивание загадок о посуде,
  • игры: «Что в чем?» (словообразование), «Наоборот» (подбор слов-антонимов), «Четвертый лишний» и др.

Оборудование:

  • конверт с заданиями,
  • плакат с силуэтными изображениями  предметов посуды;
  • посуда чайная: чайник, чашка, блюдце, сахарница,
    салфетница, чайная ложка;
  • столовые приборы: ложка, вилка, нож;
  • столовая посуда: глубокая тарелка, мелкая тарелка, хлебница;
  • кухонная посуда: кастрюля, сковорода, терка, чайник, половник;
  • карточки на каждого ребенка;
  • простые карандаши на каждого ребенка;
  • две картины для игры «Что разбилось?»;
  • полочка, два свободных стола;
  • салфетки из ткани для сервировки стола;
  • мяч.

     Методы и приемы: сюрпризный момент: письмо от посуды, загадывание загадки, дидактические игры: «Какая посуда спряталась», «Что без чего», «Накрой на стол», «Что разбилось».

     Словарная работа: сервиз, сервировать.

 Ход занятия

     Дети вместе с воспитателем заходят в группу, в это время вбегает плачущая Федора с криками:

   Федора: Ой, какое горе, какое горе!

   Воспитатель: Что случилось? (обращаясь к Федоре)

   - Почему вы врываетесь к нам, кричите, мешаете проводить занятие?

  Ф: Разве вы меня не узнали? Я же Федора.

  В: Ребята, вы знаете, кто такая Федора? Из какой сказки?

  Дети: Это бабушка Федора из сказки Чуковского «Федорино горе».

  В: Почему же она плачет, может она заболела?

  Д: От нее убежала посуда, потому что она ее не мыла.

  Ф: (плачет): Ой, не мыла я посуду, не любила я ее, а она взяла да убежала в лес. Убежала, и возвращаться не хочет. Бегала я по лесу, искала посуду, да видно старая стала, не могу быстро бегать - устала.

  В: Что же делать? Как же бабушке помочь?

  (В это время раздается стук в дверь, воспитатель выходит и возвращается с большим конвертом).

   Посмотрите, ребята, письмо пришло. Интересно, для кого оно? (разглядывает) Бабушка Федора! (удивленно), да ведь это письмо для тебя (Отдает письмо Федоре).

  Ф: (Открывает конверт и читает).

  Здесь какая - то загадка. (Читает):

  Ты не сядешь за обед,

  Если в доме меня нет.

     ( делает задумчивый вид) - Ничего не понимаю! Что это?

  В: Ребята, а вы догадались? Давайте поможем бабушке загадку отгадать.

  Д: Посуда.

  В: А как вы догадались?

  Д: Если не будет посуды, то обедать будет не из чего.

  В: Федора, да ведь письмо-то от твоей сбежавшей посуды. Что она пишет? Читай.

  Ф: «Вернусь я к тебе, если выполнишь мои задания, а найдешь ты их в конверте», (после этих слов Федора начинает плакать):

   - Как же я выполню задания? Я же старая, в детский сад не ходила, в школе не училась, не смогу задания выполнить, что же делать, как мне быть, как мне без посуды жить?

  В: Ребята, поможем Федоре?

  Д: Да, поможем.

  В: (К Федоре) Постараемся мы выполнить все задания, чтобы посуда к тебе вернулась, но ты обещай, что будешь содержать ее в чистоте.

  Ф.: Я не умею!

  В: Ребята, давайте подскажем Федоре, как нужно заботится о посуде.

  Д: Мыть, чистить, вытирать, убирать на место, бережно и очень аккуратно    обращаться, чтобы не разбилась.

  В: Ну, что, Федора даешь обещание?

  Ф.: Уж не буду, уж не буду я посуду обижать!

      Буду, буду я посуду, и любить, и уважать!

  В: Ну что ж, не будем терять времени, ведь на дворе уже зима, нужно поторопиться, а иначе всю посуду в лесу снегом занесет. Ты, бабушка, (Обращается к Федоре) посиди, отдохни, а мы немного разомнемся, да к делу приступим!

  Физкультминутка

Вот большой стеклянный чайник,

(Дети надувают живот, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик.)

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

(Приседают, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

(Кружатся, рисуя руками круг)

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

(Потягиваются, руки вверх, сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принес.

(Делают большой круг руками перед собой)

    В: Первое задание «Угадай, какая посуда спряталась»? (Воспитатель вывешивает на доске плакат и приглашает детей): Ребята, внимательно рассмотрите рисунок и угадайте, какие предметы спрятались?  

(Дети называют предметы посуды, объясняют ее назначение) Например: это чашка - чайная посуда, из чашки пьют чай и т.д.

   В: Молодцы! Какие вы внимательные! С первым заданием справились. Нашли и назвали все предметы посуды. А сейчас второе задание:

Игра «Что разбилось?»

   В: Посмотрите на картинку   (показывает детям) её нужно хорошо рассмотреть и запомнить все предметы, которые на ней нарисованы. (Дети в течение 1 минуты рассматривают картинку).   

   В: Стала Федора переставлять посуду на другой стол и кое-что разбила. А что же она разбила? Догадайтесь (Вывешивает другую картинку, дети рассматривают ее и называют разбившийся предмет).  

   В: А сейчас нужно выполнить третье задание:

Игра «Что без чего?»

   В: Федора разбила не только чашку, но и много другой посуды. Такая она неаккуратная. Видела я ее посуду, то одной части не хватает, то другой.  Давайте попробуем починить посуду, для этого надо дорисовать и назвать недостающие части. (Раздает листочки, дети садятся за столы и дорисовывают недостающие детали, комментируя свои действия).

Например: Эта чашка без ручки. Я дорисовал ручку и т.д. 

  В: Молодцы! Все справились. Слушайте следующее задание.

 Игра «Накрой на стол»

  В: Вся посуда у Федоры перепуталась, а вы должны ее расставить по своим местам. Для этого нужно разделиться на три команды.

  1 команда - накрывает стол к чаю, т.е. выбирает предметы чайной посуды.

  2 команда - накрывает стол к обеду (столовая посуда).

  3 команда - убирает и расставляет на полочке кухонную посуду.
После этого проверяется правильность выполнения задания.

Дети по очереди перечисляют предметы посуды. При рассматривании столовой посуды обратить внимание на вилку, ложку, нож - как можно назвать эти предметы обобщающими словами? (Столовые приборы).

  В последнюю очередь проверяется чайный сервиз.

  В: Ребята, а вы знаете, как можно назвать эту посуду (показывает на чайный сервиз) по-другому?

  Д: Сервиз, чайный сервиз.

  В: Кто знает, что это за слово «сервиз» и что оно обозначает?

  Д: Набор посуды

  В: (Уточняет) А что вы делали, когда расставляли сервиз на столе?

  Д: Накрывали.

  В: Да, можно сказать «накрывать», а можно сказать по-другому – «сервировать», т.е. накрывать красиво, чтобы за столом было приятно сидеть. Давайте еще раз повторим для Федоры новое слово, чтобы она хорошо его запомнила.

  Д: Сервировать - красиво накрывать стол (3-4 ответа).

  В: Всю посуду красиво расставили, а вот из чего она сделана так и не сказали. Для этого нужно выполнить следующее задание.

Игра  «Что из чего»

  В: (Объясняет) Чтобы выполнить это задание нужно встать в круг, а еще нам понадобится мяч.

  Ф: Вот вам и мяч (Подает воспитателю).

 Воспитатель называет предмет, кидает мяч ребенку, ребенок, возвращая мяч должен назвать прилагательные: хлебница из пластмассы - пластмассовая хлебница,

Стакан из стекла -  …        (стеклянный)     

Ваза из хрусталя -  …         (хрустальная)

Ложка из дерева -   …        (деревянная)

Нож из стали -        …          (стальной)     

Вилка из метала -   …        (металлическая)        

Кастрюля из алюминия – (алюминиевая)          

Кувшин из глины  -   …       (глиняный)  

Чашка из фарфора –   …  (фарфоровая)  

  В: А сейчас внимательно посмотрите на столы, на полочку, какие еще предметы посуды вы можете назвать?

  Д: Фарфоровая чашка, фарфоровый чайник, фарфоровое блюдце, фарфоровая сахарница.

  В: Ну, что, Федора! Давай следующее задание.

  Ф: (Заглядывает в конверт).

  -Да тут ни одного задания не осталось! Все выполнили! (Удивлено). Ну и молодцы! Выручили меня!

  В: Федора, а ты разве ничего не заметила?   Посуда давно вернулась! Помоги мне, пожалуйста. (Вносят стол, накрытый сверху скатертью - стол сервирован, в центре чайник).

  В: Вот посмотри, Федора, чай уже готов.

  Ф: А у меня к чаю, и угощение найдется (Достает корзинку).

  В: Если все готово можно и гостей к столу приглашать!

(Дети приглашают гостей за стол). 

Диагностика детей старшего дошкольного возраста

по разделу программы "Речевое развитие".

Словарь и грамматика.

  Диагностические методики

1. Ты знаешь уже много слов. Что значит слово: кукла, мяч, посуда?

• Ребёнок правильно называет значение слов (из неё едят и пьют; это игрушки).

• Называет отдельные признаки, действия.

• Называет 1-2 слова.

2. Что называют словом ручка?

• Называет несколько значений этого слова (Ручка пишет. У ребёнка ручка.

   У двери есть ручка.)

• Называет два значения слова.

• Перечисляет предметы, у которых есть ручка.

 3.Что называют словом игла? Какие иглы ты ещё знаешь?

• Ребёнок называет иглы у ёлки, ежа, у сосны, швейную и

   медицинскую иглы.

• Называет только одно значение этого слова.

• Повторяет слово за взрослым.

4. Придумай предложение со словом ручка.

• Составляет грамматически правильно предложение из трёх слов

  (Ручка нужна. Чтобы писать; чтобы было удобно держать чашку;

  держать сумку).

• Называет два слова (словосочетание).

• Называет только одно слово (Ручка).

5. Составь предложение со словом игла.

• Ребёнок составляет сложное предложение (Игла нужна, чтобы шить).

• Составляет простое предложение (Иглой делают укол).

• Называет одно слово.

6. Про что мы говорим: острый, острая, острые?

• Ребёнок называет несколько предметов (острый нож, острая пила,

   острые ножницы).

• Правильно подбирает два слова.

• Называет одно слово.

7. Что бывает глубоким? Мелким? Высоким? Низким? Лёгким?

     Тяжёлым?

• Выполняет все задания, называет 1-2 слова к прилагательному

   (глубокая яма, глубокое море).

• Подбирает слова к 2-3 прилагательным.

• Подбирает слово только к одному прилагательному (высокий забор).

8. Взрослый предлагает ребёнку ситуацию:

   "Погулял зайчонок в лесу. Настроение у него весёлое.

    Вернулся он домой такой : (радостный, оживлённый, довольный).

    А если зайчонок был весёлый и радостный, то он не просто шёл, а :

   (мчался, нёсся, летел).

• Ребёнок правильно подбирает слова, близкие по смыслу (синонимы).

• Называет 2-3 слова.

• Подбирает только одно слово.

 9. Педагог даёт другую ситуацию: "Другой заяц пришёл невесёлый, его обидели.

К слову весёлый подбери слова, противоположные по смыслу ( грустный,

    печальный, обиженный ). А если зайчишка был обиженный, он не просто

    шёл, : (плёлся, тащился, брёл).

 • Правильно подбирает слова, противоположные по смыслу (антонимы).

 • Называет 2-3 слова.

 • Подбирает только одно слово.

10. Что сделал бы заяц, если бы встретил в лесу волка (лису)?

       (Убежал бы, спрятался бы, испугался бы).

• Правильно называет все слова в сослагательном наклонении.

• Подбирает два слова.

• Называет только одно слово.

11. Представь себе, что ты работаешь в цирке дрессировщиком.

     Тебе надо подготовить номер с диким животным. Какое животное

      ты хотел бы научить чему-нибудь? (Ребёнок даёт ответ).

     Скажи медведю, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал.

• Правильно называет слова в повелительном наклонении.

• Подбирает два слова.

• Называет одно слово.

12. Назови детенышей собаки, коровы, лошади, овцы

      (собака - щенок - щенки, много : щенят;

      корова - телёнок - телята, много : телят;

      лошадь - жеребёнок - жеребята, много : жеребят;

      овца - ягнёнок - ягнята, много : ягнят).

• Ребёнок называет все слова правильно.

• Называет 2-3 слова.

• Говорит одно слово.

13. Где живут звери? (В лесу).

      Какие слова можно образовать со словом лес? (Лесной,

      лесник, лесок, лесочек, лесничий, лесовик, лесовичок).

• Называет более двух слов.

• Называет два слова.

• Повторяет заданное слово.

14. Воспитатель говорит, что дети из другого детского сада сказали так:

    "Папа, иди шёпотом", "Мамочка, я тебя громко люблю",

     " Я одел ботинки наизнанку".

     Правильно ли говорят дети? Как сказать правильно?

• Ребёнок правильно исправляет все предложения (Папа, иди тихо;

  Мамочка, я тебя сильно люблю; Я надел ботинки не на ту ногу).

• Правильно исправляет два предложения.

• Повторяет предложения без изменения.

Связная речь, жанры литературных произведений.

1. Умение составлять описательный рассказ о предмете.

2. Умение составлять описательный рассказ о животном (по картинке).  

3. Умение составлять сюжетный рассказ по серии картинок.  

4. Умение придумать рассказ на самостоятельно выбранную тему.  

5. Понимание жанровых отличий.  

6. Пересказ литературного произведения.

Диагностические методики.

1. Воспитатель предлагает ребёнку составить рассказ о чайнике,

    кукле, мяче.

  • Ребёнок составляет описание, в котором присутствуют три структурные
  • части: начало, середина, конец. Первая: Это чайник. Вторая: Он белый,
  • с цветочком посередине. Сделан из металла. У него есть носик, ручка,
  • крышка. Третья: Нужен для того, чтобы кипятить воду.
  • Рассказывает, опуская начало (конец).
  • Перечисляет отдельные качества.

2. Воспитатель предлагает описать ежа (по картинке).

  • Ребёнок составляет описание, в котором присутствуют три
  • структурные части: начало, середина, конец. Это ёжик. Он коричневый,
  • колючий. На спине у ежа колючие иголки. Они нужны ему для того, чтобы
  • накалывать грибы и ягоды. Ёжик заботится о своих ежатах.
  • Рассказывает, опуская начало (конец).
  • Перечисляет отдельные качества.

3. Воспитатель предлагает серию картинок (3-4) , объединённых сюжетом,

   предлагает ребёнку разложить их в последовательности и составить

   рассказ.

  • Ребёнок раскладывает картинки в правильной последовательности,
  • составляет связный рассказ.
  • Рассказывает с помощью взрослого.
  • Перечисляет нарисованное на картинках.

4. Воспитатель предлагает ребёнку составить рассказ (сказку) на

   самостоятельно выбранную тему.

  • Ребёнок придумывает рассказ (сказку), даёт своё название.
  • Составляет рассказ с помощью взрослого.
  • Не справляется с заданием.

5. Ребёнку предлагается прослушать три произведения - сказку, рассказ

   стихотворение. После прослушивания каждого жанра задаются вопросы:

   Что тебе прочитали? (Выявляется узнавание жанра. Если ребёнок не

   отвечает, воспитатель сам называет жанр). Почему ты думаешь, что

   это сказка (рассказ, стихотворение). ( Проверяется понимание

   специфических особенностей жанра).

  • Ребёнок называет все жанры и их особенности.
  • Ребёнок называет два жанра, некоторые особенности.
  • Ребёнок называет один жанр, не может назвать его особенности или
  • ошибается.

6. Ребёнку предлагается послушать рассказ М. М. Пришвина "Ёж" или

    рассказ Е. Пермяка "Первая рыбка" (на выбор воспитателя; в обоих

   произведениях чётко выражена композиция). После чтения ребёнку

   задаётся вопрос: О чём говорится в рассказе? Затем предлагается

    пересказать рассказ.

  • Ребёнок понимает тему рассказа ("рассказ о рыбалке, о том, как мальчик
  • поймал первую рыбку"), выделяет структурные части, полно раскрывает
  • каждую структурную часть.
  • Затрудняется выделить тему, сразу начинают пересказывать текст,
  • опускает какую-то структурную часть, пересказ неполный, требуется
  • небольшая помощь воспитателя.
  • Ребёнок не отвечает на вопрос или отвечает не по существу, при пересказе
  • ограничивается несколькими предложениями.

Комментарий к проведению диагностики.

    Оценка по всем заданиям даётся в количественном выражении (по баллам).

Три балла ставится за правильный и точный ответ, данный ребёнком

самостоятельно.

    Два балла получает ребёнок, допустивший незначительную неточность,

отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого.

Один балл ставится ребёнку, если он не соотносит ответы с вопросами

взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.

    В конце проверки производится подсчёт баллов.

Если большинство ответов (свыше 2/3) получило оценку 3, это высокий уровень.

    Если больше половины ответов с оценкой 2, это средний уровень,

 а с оценкой 1 - уровень ниже среднего.

                                 

Уровни освоения программы.

   НИЗКИЙ - Ребёнок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает

содержательные и смысловые ошибки в пересказах, при рассказывании

требуется помощь взрослого. Пропускает структурные компоненты

описательных рассказов, собственных сочинениях, (сказки, рассказы,

истории); при этом недостаточно самостоятелен (повторяет рассказы

сверстников). Словарный запас беден. Допускает грамматические

 ошибки. Речь невыразительна.

   СРЕДНИЙ - В собственном сочинении, описательном рассказе, пересказе

литературных произведений ребёнок допускает пропуски, логические ошибки,  но сам их исправляет при помощи взрослого. Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нём. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки.

Выразительность речи недостаточна.

   ВЫСОКИЙ - Ребёнок владеет речевыми умениями. Инициативен и

самостоятелен в придумывании сказок, рассказов (имеет представления

о структуре повествования), не повторяет рассказов других, пользуется

разнообразными средствами выразительности. При пересказе ребёнок

последовательно передаёт содержание текста, при этом чётко

прослеживаются структурные части текста: начало, середина

и конец. Имеет богатый словарный запас. Речь грамматически правильная,

выразительная.

Взаимодействие с семьей


Анкета для родителей.

Уважаемые родители!

Просим Вас принять участие в опросе по теме «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста». Пожалуйста, отметьте варианты ответа, совпадающие с вашей точкой зрения.

  1. Интересует ли Вас тема опроса?

А) считаю важной

Б) считаю второстепенной

В) не интересует совсем

  2. Какую проблему развития звуковой культуры речи Вы считаете наиболее актуальной для своего ребенка?

А) правильное речевое дыхание

Б) выразительное и правильное интонирование речи

В) правильное произношение звуков родного языка

Г) владение культурой речи

Д) звуковая культура речи не является проблемой для моего ребенка

  3. Есть ли у Вашего ребенка нарушения в речевом развитии?

А) да

Б) нет

В) не обращал (а) внимание

  4. Есть ли у ребенка нарушения в развитии звуковой стороны речи, что, по Вашему мнению, целесообразнее делать?

А) обратиться за советом к воспитателю?

Б) заниматься с ребенком самостоятельно

В) проконсультироваться у логопеда

Д) не обращать внимание

Е) другое___

  5. Как Вы думаете, повлияет ли неправильное звукопроизношение на жизнь ребенка в настоящем и будущем?

А) нет

Б) затруднит общение со сверстниками в д/саду

В) помешает полноценному общению с людьми в будущем

Г) послужит причиной будущих грамматических ошибок при обучении в школе

  6. Какова, по Вашему мнению, степень участия семьи, родителей в работе над звуковой культурой речи?

А) достаточно занятий с воспитателем и логопедом

Б) родители должны иногда заниматься с детьми

В) родители должны принимать деятельное участие в этой работе, выполняя рекомендации специалистов

  7. Какую дополнительную помощь в работе с Вашим ребенком Вы хотели бы получить от специалистов д/сада?

Воспитание звуковой культуры речи

  Воспитание  звуковой культуры речи детей является составной частью системы работы по развитию речи.

   Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознано и произвольно. Великий русский педагог К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является основной всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности.

    Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире  его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношение с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, чистое произношение ребёнком звуков и слов в период обучения грамоте. Именно во время обучения грамоте воспитатели должны знать  и не в коем случае не путать что такое буква и что такое звук, буква это то что мы видим ,а звук это то что слышим.Так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки речи могут привести к неуспеваемости.

  Работа по формированию правильного произношения состоит из следующих разделов:

  • обследование речи детей,
  • развитие движений органов артикуляционного аппарата( артикуляционная гимнастика);
  • занятия с детьми по усвоению фонетической системы родного языка (последовательная работа над гласными и согласными звуками, развитие умения различать звуки по акустическим т.е. звучание звуков  и артикуляционным признакам, развитие мелодико - интонационной стороны речи );
  • предупреждение и устранение нарушений речи детей.

     Основной формой работы с детьми по воспитанию правильного произношения являются занятия: фронтальные, подгруппами и индивидуальные (М.Ф. Фомичёва).

     Фронтальная работа проводится регулярно со всей группой детей согласно планированию на год. Эти занятия целиком посвящены воспитанию звуковой культуре речи детей, проводятся в старшей и средней группах примерно один раз в месяц, а в младшей группе чаще. Помимо этого, отдельные упражнения во всех группах в том числе и подготовительной, включая в другие занятия( не реже одного раза в неделю). Например, минут пять ,семь можно уделить воспитанию звуковой культуре речи на таких занятиях, как заучивание стихотворений ,занятия по картинке. Работа по воспитанию произношения проводиться один раз в месяц как самостоятельное( целое) занятие по звуковой культуре речи и один раз в неделю как часть занятия.

Работа подгруппами проводится 2-3 раза  в неделю по 4-6 детей в утренние часы (до завтрака) или вечером ( после сна).

Индивидуальная работа проводится в удобное для воспитателя время, с теми детьми ,которые не овладевают материалом по звукопроизношению, предусмотренными для всей группы.

Из опыта работы хорошо известно, что если работа по формированию навыков правильного произношения не проводится должным образом начиная со второй младшей группы, то уже в старшей группе хорошо «видны результаты» этих занятий. Родители находятся в панике от  речи своих детей, а логопеду предстоит огромный объём работы по исправлению дефектов речи за два года до школы.

Особое внимание в формировании навыков правильного произношения хотелось бы уделить речи воспитателей.

Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи которые встречаются у взрослых . От культуры речи воспитателя, который находиться постоянно в поле зрения малышей, в общении с ним ,является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи , поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произношением всех звуков родного языка, но и выдержана в определённом темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

 Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи  различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударения в словах.   Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обращать внимание на следующее:

  1. Правильно произносить все звуки , устранять имеющиеся дефекты.
  2. Иметь отчетливую речь, хорошую дикцию.
  3. Придерживаться орфоэпических норм.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: "Воспитание культуры речи у дошкольников с использованием речевых игр"

Участники проекта дети старшей логопедической группы. Цель проекта: воспитание культуры речиу дошкольниковс помощью речевых игр. Ведение коррекционной работы, которая помогла бы преодолеть речевое нед...

«Воспитание культуры речи у дошкольников с использованием игровых технологий».

Проект – исследовательско-творческий, краткосрочный, подгрупповой«Развитие речи детей дошкольного возраста   средствами малых форм фольклора»....

Воспитание культуры речи у дошкольников

Говорим грамотно и учим детей....

Воспитание культуры речи у дошкольников

Правильному произношению, выразительному интонированию, умению выбирать необходимые и верные языковые средства для выражения своих мыслей следует обучать детей как можно раньше. Э то одна из важнейших...

«Воспитание звуковой культуры речи старших дошкольников вне занятий».

Обобщение опыта работы по теме:  «Воспитание звуковой культуры речи старших дошкольников вне занятий»....

Консультация на тему: «Чистоговорки и скороговорки как средство воспитания звуковой культуры речи старших дошкольников».

Автором представлен материал на тему "Чистоговорки как средство воспитания ЗКР старших дошкольников" в помощь педагогам....