ОБСЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
статья по логопедии по теме

Назарова Татьяна Николаевна

Коммуникативная функция речи является исторически наиболее ранней формой общения, которая возникает еще в довербальный период. На первых этапах развития она связана со зрительным восприятием, с мимикой и жестами. Тесное общение со взрослыми приводит к появлению языково-специфических черт, которые проявляются в лепете младенца со 2 полугодия жизни. Параллельно развивается понимание речи взрослых. Уровень коммуникативной речи можно исследовать при наблюдении за свободным общением детей между собой, обращая внимание на их инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать его, слушать товарища. Важно выяснить, понимает ли ребенок речь, умеет ли ясно выразить свои мысли, пользуется ли формами речевого этикета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБСЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ

 КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Коммуникативная функция речи является исторически наиболее ранней формой общения, которая возникает еще в довербальный период. На первых этапах развития она связана со зрительным восприятием, с мимикой и жестами. Тесное общение со взрослыми приводит к появлению языково-специфических черт, которые проявляются в лепете младенца со 2 полугодия жизни. Параллельно развивается понимание речи взрослых. Ребенок начинает понимать названия предметов, имена близких людей.

Начиная ходить, ребенок уже может выполнять простейшие требования родителей, интересуется происходящим на улице, в понимаемой им речи уже появляются первые обобщения. Ребенок также начинает понимать изображения отдельных предметов, действий на картинке, интересуется ими, приносит по указке те или иные предметы.

В течение первых 3 лет жизни совершенствуется понимание речи и формируется активная собственная речь. Она начинает включать в себя выражения отношений между людьми и предметами. Понимание речи обычно опережает развитие активной речевой функции. После одного  с половиной года возрастает речевая активность, проявляется словотворчество через употребление новых автономных форм слов и видоизмененных частей звуковых форм слова. Ребенок постепенно начинает говорить правильно.

На втором году жизни у детей закладываются основы психической и речевой деятельности. Коммуникативная речь помогает ребенку в развитии навыков общения со сверстниками, эти навыки проявляются, как правило, в игре. Постепенное развитие уровня лексико-грамматической стороны речи приводит к появлению у ребенка способности проводить интеллектуальные операции: сравнение, анализ, синтез, проявляется познавательная функция речи.

Постепенно ребенок подходит к развитию регулирующей функции речи, которая становится регулятором деятельности и поведения ребенка к 4-5 годам, когда уже достаточно развита смысловая сторона речи. Эта функция речи связана с развитием внутренней речи, влияющей на целенаправленное поведение и программирование ребенком собственной интеллектуальной деятельности. Развитие речевой деятельности приводит к формированию обобщающей функции речи.

При изучении каждого этапа развития речи ребенка важно исследование коммуникативного фактора, которое заключается в выявлении того, каковы взаимоотношения ребенка со взрослыми (ласковые, сдержанные, негативные, агрессивные и т.д.), со сверстниками (активные, пассивные, инициативные, безразличные, сдержанные, агрессивные).

Общение у детей меняется в зависимости от изменения их потребностей в общении в процессе взросления. В раннем возрасте у детей выделяются 4 формы общения со взрослыми: ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное и внеситуативно-личностное. На третьем году жизни возникает эмоционально-практическая форма общения.

Уровень коммуникативной речи можно исследовать при наблюдении за свободным общением детей между собой, обращая внимание на их инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать его, слушать товарища. Важно выяснить, понимает ли ребенок речь, умеет ли ясно выразить свои мысли, пользуется ли формами речевого этикета.

Чтобы выявить, насколько хорошо ребенок понимает слышимую речь, ему даются следующие задания:

- просят указать называемый предмет,

- просят дать называемый предмет,

- предлагают произвести с предметом определенные действия, к примеру, положить кубики в коробку. При этом задание усложняется в зависимости от возраста ребенка,

- предлагают показать у куклы какую-либо часть лица или тела,

- просят найти аналогичную часть лица или тела у себя,

- проверяют, как ребенок отзывается на собственное имя,

- предлагают сделать несколько движений ногами, руками, головой, всем корпусом тела, повторяя формулировку задания несколько раз.

Оценка действия ребенка производится по 3х-бальной системе, исходя из следующих критериев:

1 БАЛЛ (низкий уровень коммуникативного развития) – ребенок малоактивен, малоразговорчив в общении со взрослыми и детьми своего возраста, невнимателен, редко пользуется речевым этикетом, не умеет пользоваться книгами, не может ясно и последовательно излагать свои мысли, передавать содержание прочитанного текста;

2 БАЛЛА (средний уровень развития) – этот ребенок слушает и понимает речь, участвует в общении, но чаще по инициативе других и если использует речевой этикет, то непостоянно;

3 БАЛЛА (высокий уровень развития) – ребенок активно общается, хорошо и внимательно слушает, понимает говорящего, общается с учетом ситуации, легко входит в контакт со взрослыми и сверстниками, ясно и последовательно выражает свои мысли, использует в своей речи речевой этикет.

Еще один способ выявления понимания речи взрослого – когда ребенку предлагается найти игрушку среди знакомых игрушек,  среди которых могут быть пирамидки, куклы, кубики. В процессе игровой деятельности исследователь тщательно наблюдает за реакцией ребенка: его сосредоточенностью в процессе игры, берет ли он игрушку в руки, какую реакцию вызывает эта игрушка, как ребенок отзывается на речь, обращенную к нему.

Источник: Л. Смирнова « Полный справочник логопеда»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект«Развитие речи у детей раннего возраста с элементами музыкотерапии в рамках Службы ранней помощи»

Ранняя стимуляция речевого развития у детей актуальна в настоящее время и соответствует общим приоритетам развития образования в Российской Федерации.С каждым годом все большее значение приобретает пр...

Методика обследования интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией (авторы Артемова Е.Э. и Архипова Е.Ф.)

Одна из наиболее известных методик для обследования уровня сформированности интонационной стороны речи, позволяющая оценить все компоненты интонации....

Опыт работы в группе раннего возраста «Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий». Обобщение опыта.-2020г.

Правильная, хорошо развитая речь – важнейшее условие гармоничного, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможност...

Конспект родительского собрания (развитие речи детей второй группы раннего возраста) «Роль малых фольклорных форм в развитие активной речи у детей раннего возраста»

Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях....

Опыт работы в группе раннего возраста «Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий» 2021г.

Правильная, хорошо развитая речь – важнейшее условие гармоничного, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможност...

План Самообразование во второй группе раннего возраста "Развитие связной речи у детей раннего возраста"

План Самообразование во второй группе раннего возраста "Развитие связной речи у детей раннего возраста"...

«Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий» в группе раннего развития детей 1,5-2 лет

Речевая деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их раз...