Развитие речи в группах раннего и младшего дошкольного возраста на материале фольклора
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Лыкова Татьяна Николаевна_Родничок

В статье представлен опыт работы с детьми на материале фольклора

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_metod.doc942 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи в группах раннего и младшего дошкольного возраста на материале фольклора

Опыт работы воспитателей

Лыковой Татьяны Николаевны и

Макаровой Людмилы Викторовны,

г. Пермь, ЧДОУ «Детский сад «Родничок»

Особое место в  развитии  речи детей отводиться использованию художественных текстов: потешек, колыбельных, сказок. Ценность фольклора в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. В раннем возрасте важно ускорить появление первых сознательных  слов,  чаще привлекать  внимание детей к предметам, животным, людям. Увеличить запас слов помогают малые формы фольклора. Знакомство с ними обогащает чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии ребенка.

Слайд № 1, 2.

Наш детский сад разработал авторизированную программу, направленную на развитие речи детей, которая основана  на материале русского народного фольклора. Ни для кого не секрет, что речь детей от года к году всё более слабо развита, особенно с этим встречаются воспитатели групп раннего и младшего возраста.

Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует  разговорной речи.

Слайд № 3, 4

Работа ведется по плану. На каждый месяц запланировано по 4 потешки, одна в неделю, проводиться, как правило, во вторую половину дня. В сентябре, в период  привыкания к новой обстановке используются  потешки, соответствующие адаптации; октябрь-изучение ближайшего окружения – мы говорим  про бабушку и дедушку;  ноябрь - знакомство с мини-музеем «Русская изба»;  декабрь – подготовка к новому году; январь - народные гуляния, колядки;  февраль – знакомство с домашними животными;  март - встреча весны, масленица; апрель – знакомство с домашними птицами; май – обобщение работы и итоговое развлечение с родителями « Весна пришла!»

Слайд № 5

Работа ведется как в группе, так и в мини-музее « Русская  изба». Это отдельно выделенное помещение. Интерьер музея максимально  приближен к обстановке  настоящей русской избы. В « избе» у нас собраны предметы русской старины,  утварь, мебель, посуда.  Дети узнают о происхождении этих предметов их назначении, стараются запомнить названия. Так же именно в избе проходят народные праздники-масленица, колядки, день матери…  

Работа над программой проходит в двух вариантах:

  1. В режимные моменты в группе – во второй половине дня. Время, выделенное на хороводные, пальчиковые, дидактические игры мы заменяем работой над потешками.
  2.  Второй вариант – тематические развлечения в мини-музее «Русская изба». Более подробно про развлечения в музее.

Слайд № 6

Детей в русской избе встречает воспитатель в роли хозяйки русской избы. Обычно накидываем шаль в русском стиле. Хозяйка приветствует детей.

Слайд № 7

Далее рассматриваем убранство избы с дальнейшим обсуждением темы встречи.  

Слайд № 8, 9

В основной части идет речевая работа над потешкой,  ее обыгрывание с использованием атрибутов музея и повторением  - заучиванием потешки.

Заканчивается развлечение ритуалом прощания с избой и ее хозяйкой.

Слайд № 10

Иногда развлечение проходит в форме чаепития с привлечением родителей, музыкального руководителя (колядки, мамин праздник, масленица). Так как во всем детском саду ведется работа по программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», автор Князева О.Л., Маханева М.Д., иногда в роли сказочных персонажей приходят дети старших групп. Так же в этой работе задействованы все специалисты детского сада, в том числе и инструктор по физкультуре.

   

 Слайд № 11.  

Основная задача инструктора по физкультуре в этой работе заключается в том, чтобы закрепить речевой материал, с которым дети познакомились в русской избе. Связано это с тем, что многие слова, которые употребляются в русской народной культуре, в повседневной жизни не используются и, как правило, запоминаются очень плохо. А в игровой двигательной деятельности этот процесс происходит быстрее.

      Слайд № 12.  

Главной и самой эффективной формой стали физкультурные развлечения. На примере одного из таких развлечений мы постараемся дать вам представление, как строится работа инструктора по физкультуре в этом направлении. Цель данного развлечения обобщить работу воспитателя и музыкального руководителя.

    Слайд № 13.   

В русской избе воспитатель познакомила детей с печкой, кочергой и ухватом, а на музыкальном занятии дети выучили русскую народную песню «По малину в сад пойдем».

       Слайд № 14.  

Используя речевой материал музыкального занятия, дети отправляются с Дуняшей (взрослый персонаж) собирать малину, чтобы Дуняша смогла испечь пирожки. Во время прохождения дорожки с препятствиями дети не только закрепляли основные виды движений, но и активно проговаривали слова из песенки.

       

Слайд № 15.  

Выполнив все двигательные задания,  дети решали проблемную ситуацию: «Где будем печь? Что нам для этого понадобится?»  и  т.д. Это позволило закрепить названия предметов быта в русской избе и расширить словарный запас детей.

         Слайд № 16.   

В конце развлечения ребят ждал сюрприз – Дуняша достает из печки печенье с малиновой начинкой и всех  угощает. Такая форма работы, когда специалисты дополняют и закрепляют содержание программного материала, позволяет решать задачи не только речевого, нравственного и физического развития, но и способствует познавательному, эмоциональному и социальному развитию детей,

        Данная работа ведется в детском саду второй год. Педагоги и родители отмечают, что в процессе этой работы активизация речи неговорящие дети начинает развиваться более интенсивно. У детей увеличивается активный словарь, в речи появляются предложения с использованием новых слов. Использование потешек положительно влияет на эмоциональный фон детей и на более быструю адаптацию и привыканию к режимным моментам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Влияние зрительного восприятия на развитие речи неговорящего ребенка раннего и младшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи».

Статья будет полезна логопедам, воспитателям, родителям, столкнувшимся с проблемой - неговорящий малыш! Как опираясь на зрительное восприятие, можно вызвать речь, стимулировать ее развитие. В статье п...

Развитие речи в группах раннего и младшего дошкольного возраста на материале фольклора

В статье представлен опыт работы воспитателей ЧДОУ "Детский сад "Родничок", г. Пермь...

Презентация на тему "Развитие диалогической речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста"

Презентация на тему "Развитие диалогической речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста"...

«Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста»

ПмммссчальчикПальчиковые игры — это не только отличный способ развлечь малыша, пообщаться с ним и укрепить вашу связь, но и замеПальчиковые игры — это не только отличный способ развлечь ма...

Методическая разработка «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста или упражнения для развития пальчиков – эффективный способ развития мелкой моторики пальцев рук. Она положительно влияет на развитие речи, а так...

Развитие речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий

Развитие речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста в игровой деятельностина основе инновационных технологий...