Картотека игр на развитие речевого дыхания, игр по рифмотворчеству.
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Дворяшина Елена Леонидовна

Вашему вниманию предлагаются картотека  игр на развитие речевого дыхания, способствующих развитию правильного звукопроизношения. Игры по рифмотворчеству способствуют развитию творческого мышления, внимания, речи..

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7.kartoteka-rifma.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА  ИГР  ПО РИФМОТВОРЧЕСТВУ

«Складно – нескладно»

     Именно с этой простой игры и начинается знакомство ребенка с понятиями «Рифма», «складно», «нескладно».

Начните рассказывать известное  малышу  стихотворение, переставляя слова или заменяя конечные слова другими, например,

                Наша Таня громко плачет,  

                Уронила в речку куклу…

Наверняка ребенок возмутится и воскликнет: «Нет! Мячик!»

     Выслушайте ребенка, искренне удивитесь:« Ой, а правда ведь, так, как говоришь ты, звучит намного лучше. Наверное, потому, что получилось складно!»

Точно также можно обыграть любые другие стихотворные загадки с рифмами –подсказками:

                По реке плывёт бревно,

                Ох, и злющее оно.

                 Тот, кто в  речку угодил

                 Нос откусит… бегемот! (крокодил)

 «Нет, крокодил!» - спорит ребенок.

«А бегемот  разве не подходит? И правда, нескладно получается…

«Рифмовочки»

    В эту игру с ребенком вы можете играть по дороге домой, сидя в очереди в поликлинике, в любом другом месте. Просто подбирайте вместе рифмы к словам,

обозначающим предметы, которые вы видите перед собой, или просто абсолютно к любым словам, которые приходят  в голову  к вам или ребенку. Например: Песок-носок, ветка-детка, врач-грач,  ухо-сухо. Сначала больше придется подбирать рифмы вам, ребенок только будет придумывать слова, но потом уже вы сможете предлагать слова по очереди.

«Прозвища»

    В сказках у персонажей есть прозвища. Предложите ребенку вспомнить их.

 Наверняка он назовет вам Лягушку – Квакушку, Зайку – Побегайку, Лисичку – Сестричку, Акулу – Каракулу. Бывает часто, что у героя сразу несколько прозвищ, предложите ребенку выбрать то, какое ему больше нравится. Вот, например, волк.

 В разных сказках он имеет разные прозвища, например, Волчок Серый Бочок, Волк Зубами Щелк или Лисичка – Сестричка, Лиса – Краса. Вместе с ребенком по аналогии выберите имена для его мягких игрушек: Котик Бархатный Животик, Мышка – Малышка, Хрюшка Розовое Брюшко. Сочиняйте сами, и чем смешнее будет, тем лучше, пусть даже сначала кажется, что вариантов рифмовок вовсе и нет.

"Складные  картинки"

Цель: учить детей подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются.

Ход: взрослый раскладывает около 40 изображений предметов, названия которых

рифмуются (мак - рак, олень - тюлень и т.д.). Взрослый поднимает

какую-либо картинку и просит найти парную по рифме. Игра считается законченной, когда сложено 20 пар рифмованных слов.

Методические рекомендации Эту игру можно начинать с 5 пар картинок,

постепенно увеличивая до 20-25. Необходимо поощрять инициативу детей

по самостоятельному подбору рифмующегося слова.

"Придумай  рифмованное слово"

Цель: учить детей самостоятельно подбирать рифмованные слова.

Ход: взрослый называет какое -либо слово, дети придумывают к нему рифмовки.

ПР: взрослый говорит "миска", дети добавляют: "Киска,  сосиска".

 Игровое упражнение можно проводить в старшем возрасте

с усложнением, которое заключается в том, что воспитатель объявляет

 слово определенной части речи, а дети должны придумать

рифмующееся слово той же части речи.

ПР: называется глагол "бежали"; дети добавляют глаголы "лежали, звали";
называется прилагательное "пшеничный", добавляется прилагательное "яичный"; называется наречие "широко", добавляется рифмовка "далеко".

«Буриме»

Эта игра вам хорошо знакома, и она хороша как для семейного досуга, так и для развлечения гостей дома. Конечно, данная игра рассчитана на деток постарше, но умение приходит с опытом.  Для  проведения данной игры предлагается несколько пар слов для сочинения стихотворения. А затем спустя некоторое время каждый сочинитель зачитывает свой шедевр. И не страшно, если на первых порах ребенок больше будет выступать в роли слушателя и зрителя. На знакомство с рифмами, как на усвоение любого иного знания, потребуется определенное время, которое зависит от возраста, способностей ребенка и многих других факторов. Непременно продолжайте занятия, и

малыш порадует вас первыми стихами собственного сочинения!

Конечно, не каждому из нас дано стать поэтом, но умение рифмовать строчки наверняка пригодится в жизни.

Ведь если в будущем ваш сын или дочка смогут сочинить стишок к школьному вечеру, поздравление другу – это уже само по себе неплохо, ведь так?

                «Доскажи словечко»

Цель: ориентируясь на окончания глаголов и существительных, подбирать слова в рифму.

Ход: Воспитатель читает небольшие отрывки, дети договаривают окончания.

1.      Зайка звонко барабанит.

Он серьезным делом … (занят).

2.      Первым просыпается пастух,

Раньше пастуха встает … (петух).

3.      Ёжик – сторож теремка –

Злой лисе намял … (бока).

4.      Снеговик – «морковный нос» -

Ёлку нам домой … (принёс).

            «Отгадывание загадок»

Цель: формировать умение детей слушать, договаривать слова, подбирая отгадки в рифму

Ход: Воспитатель читает загадки, а дети отгадывают.

1. Летом в болоте
    Вы её найдете,
    Зеленая квакушка.
    Кто это? ….  (лягушка)

               «Найди рифму»

Цель: Продолжать учить создавать рифму и находить похожие по звучанию слова.

Ход: Подбираем с детьми к одному слову похожие по звучанию слова:

 Мост – хвост – тост и т.д.

Птица – пицца – синица и т.д.

Подушка – лягушка – кадушка и т.д.

Затем воспитатель читает четверостишия и просит детей находить слова в рифму.

Там котик усатый

По садику бродит,

А козлик рогатый

За котиком ходит.

И т.д.

            «Загадки – присказки»

Цель: Вырабатывать чувство рифмы, развивать словарь.

Ход: Воспитатель читает загадки, дети их отгадывают.

1. Я маленькая птичка -
     Зовут меня …. (синичка).

2. Зимою она то, как пух, то тверда,

    Летом её называют …. (вода).

3. Ты весь мир обогреваешь

    И усталости не знаешь,

    Улыбаешься в оконце,

    И зовут тебя все …. (солнце).

4. Обогнать друг друга рады,

    Ты смотри, дружок, не падай!

     Хороши тогда, легки

     Быстроходные …. (коньки). И т.д.

             «Кто кем становиться?»

Цель: упражнять детей в подборе слов в рифму.

Ход: воспитатель читает стихотворение А.Шибаева («Для самых маленьких», «Озорные детки», «Самовар») а дети договаривают слова.

 Жил – был маленький щенок,

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок,                                 

 Взрослая …. (собака).                                                                                                                          

 Бык могучий великан,

В детстве был …(телёнком)

 

Жеребёнок с каждым днём

Подрастал и стал … (конём)

  «Круги на воде»

Цель: Развивать творческое воображение, находить рифмы.

Ход: Ребята, давайте поиграем в слова, что они у вас вызывают, какие ассоциации, какие сочетания могут получиться.

Например: «лимон»

  1. Он …. (кислый, желтый…)
  2. Он связано со словом на букву «Л» (лиса, луна, ложка и т.д.)
  3. оно рифмуется со словами …

лимон – батон, лимон – баллон, лимон – закон, лимон – бутон.

  «Теремок».

Стоит в поле теремок он не низок не высок. Сядет тот, кто подберёт рифму к слову подушка- лягушка, лето- конфета, точка- мочка, картошка- мошка, яйцо- кольцо, окно- зерно, цветок- носок, куртка- утка, ворона- корона

 «Склад - не склад»

Цель: учить подбирать рифму к заданному  слову.

Ход: ведущий загадывает слово,  играющие придумывают рифму.

Для следующего этапа работы необходимо  научить ребёнка подбирать рифмы к разным частям речи: глагол, существительное, прилагательное, наречие. Можно сделать дидактический мяч. Этот мяч будет подсказкой и для воспитателя. Наклеить на мяч рифмы к разным частям речи - существительные рак – мак, цветок – носок, утка – шутка и т.д. Глаголы: бежали- лежали, играли – звали, толкали – моргали и т.д. Прилагательные: красивый – массивный, яичный – пшеничный и т.д.  

 «Рифмованный мяч»

Цель: учить детей самостоятельно подбирать рифмы к разным частям речи.

Ход: воспитатель называет какое-либо слово определённой части речи, дети придумывают к нему рифму.

        «Чистоговорки»

Цель: учить детей подбирать рифму к звукосочетанию

Ход: водящий задаёт определённое звукосочетание, а играющие сочиняют двустишье с ним са – са - са – прилетела к нам …(оса), ща – ща – ща – мы нашли в траве …(клеща) т.д.

 

«Сочини дальше»

Цель: учить детей подбирать рифму к заданному слову.

Ход: воспитатель читает одну строчку стихотворного текста, а дети сочиняют дальше.

 Читать стихотворения, поощрять детей которые нашли в стихотворении рифму. Данные упражнения способствуют к дальнейшему сочинительству.

 

«О ком? О чём?

Цель: учить анализировать содержание стихотворения и устанавливать причинно – следственные связи, обозначенные в тексте.

Ход: О каком объекте идёт речь?

Какими признаками наделён объект?

            Какие действия он совершал?

            Какой вывод сделал автор?

 

КАРТОТЕКА  ИГР  НА  РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО  ДЫХАНИЯ

«Цветочный магазин»

(Мы в цветочном магазине. Воздух напоен разными ароматами. Запах какого-то цветка преобладает. Ищите запах, назовите этот цветок) Медленно, спокойно глубоко вдохнули. Как бесшумно через расширенные ноздри вливается воздух! Грудная клетка- расширена (не поднята). Плечи-«висят». Вдох. Задержка (ищем, нашли запах). Выдох.

«Кто дольше сможет подуть на листики? »

У педагога на нитках листья разных деревьев. «Посмотрите, дети. К нам вместе с ветерком прилетели эти листики. Они такие красивые, легкие. Давайте, как ветерок, подуем на эти листики, вот так. (Показать как нужно дуть). Интересно, чей листик дольше других сможет покружиться на ветру. Педагог смотрит, чтобы дети не надували щеки, не напрягались, дули на листики легко и спокойно.

 

«Дровосек

Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки - вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести - ух! - на длительном выдохе.

«Вьюга»

Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги и метели. Воет вьюга: у-у-у. Свистит ветер: с-с-с-с. Ветер гнет деревья: ш-ш-ш-ш. Но вот вьюга стала затихать. (Повторить тоже, только тише). И затихла.

 

«На берегу моря» 

Представить себя на берегу моря. Закрыть глаза. Слышите как бегает волна: с-с-с. Сыплется песок: с-с-с-с. Ветер песню напевает: с-с-с-с. И песочек рассыпает: с-с-с-с.

 

«Эхо»

Педагог громко произносит на выдохе звук: а-а-а-а. А ребенок тихо отзывается : а-а-а-а. Можно играть употребляя гласные звуки, а также сочетания: ау, уа, ио. и т. д. и отдельные слова: «Ау, Оля! Ау Петя! ».

 «Подуем в трубочку»

Задачатренировать длительную, направленную посередине языка воздушную струю.

ОписаниеСделать глубокий вдох носом, задержать дыхание, губы вытянуть в трубочку, язык просунуть между ними, свернуть его и подуть в получившуюся трубочку.

Поначалу можно дуть на занавеску, находящуюся напротив, или на узкую полоску бумаги, прикрепленную к чему-либо и расположенную по направлению воздушной струи. Необходимо следить, чтобы выдох проводился ребенком плавно, длительно, не надувая щек.

                   «Ворона»

Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх - вдох, медленно опустить руки - выдох. Произнести «ка-а-ар! »

Игра «Задуй ватку в "ворота"»

Задачавыработать умение целенаправленно менять силу выдоха.

Оборудованиекубики, конструктор или другой строительный материал, небольшой кусочек ваты.

ОписаниеВзрослый вместе с ребенком сооружает широкие «ворота» из кубиков или другого строительного материала и кладет перед ними небольшой кусочек ваты. Ребенок, слегка наклоняясь вперед, чтобы воздух попадал под ватку, должен подуть на нее длительным плавным выдохом и добиться попадания в «ворота». С этой целью при необходимости можно менять направление и силу воздушной струи. Если ребенок хорошо справляется с этим заданием, его можно слегка усложнить, постепенно делая «ворота» узкими.

Игра «Буря в стакане»

Задачаразвить сильный, целенаправленный выдох.

Оборудованиестакан с водой, соломинка.

ОписаниеВ стакан с водой опускается соломинка. Ребенок должен сделать глубокий вдох носом, вытянуть губы трубочкой и сильно подуть в соломинку, чтобы в стакане забурлила вода. При этом щеки не должны раздуваться, нельзя делать дополнительного вдоха.

Игра «Надуй шарик»

Задачаразвить сильный, длительный, непрерывный выдох.

Оборудованиенеплотные воздушные шарики или надувные игрушки небольшого размера.

ОписаниеРебенок должен надуть шарик или игрушку, плавно, длительно выдыхая воздух в отверстие. Вдох проводится через нос, губы трубочкой.

Игра «Вертушка»

Задачаразвить выдох, укрепить мышцы губ.

Оборудованиесначала бумажная, затем пластмассовая вертушка.

ОписаниеРебенок делает глубокий вдох носом, затем сильный выдох на подвижные части игрушки, чтобы привести их в движение. Сначала ребенку предлагается бумажная вертушка, так как для нее требуется меньше усилий, затем пластмассовая.

Игра «Погудим!»

Задачатренировать длительный, целенаправленный выдох.

Оборудованиелюбые стеклянные пузырьки небольшого размера с диаметром горлышка около 1 см.

ОписаниеВзрослый показывает ребенку, как можно погудеть с помощью стеклянного пузырька. Для этого кончик языка должен касаться горлышка пузырька, а сам пузырек - подбородка.

Далее нужно сделать глубокий вдох носом и затем сильно, длительно выдохнуть на язык в этом положении. Потом ребенок пробует погудеть самостоятельно.

Игра «Лодочки»

Задачанаучить детей менять силу и направление выдоха, укрепить мышцы губ.

Оборудованиетаз с водой, бумажные или легкие деревянные (пластмассовые) лодочки, небольшой флажок.

ОписаниеРебенок (или дети) сидит около таза с водой, в котором плавают лодочки. Взрослый предлагает совершить путешествие в другой «город», обозначенный флажком на другом краю таза. Для этого ребенок должен плавно дуть на лодочку, стараясь пригнать ее к другой стороне таза в том месте, где стоит флажок. При необходимости можно изменять направление и силу выдоха, но соблюдать определенное положение речевых органов: губы растянуты, как для звука [ф] - для плавного выдоха, вытянуты трубочкой - для сильного выдоха.

Игра «Лети, самолетик!»

Задачаразвить длительный, целенаправленный выдох, укрепить мышцы губ.

Оборудованиебумажные самолетики, изготовленные совместно с ребенком.

ОписаниеИгра проводится как соревнование, парами. Самолетики ставят на краю стола. Напротив них садятся играющие. По сигналу взрослого они должны на одном выдохе, не делая дополнительного вдоха, как можно дальше продвинуть свой самолетик по столу.

Игра «Птички (бабочки)»

Задачаукрепить мышцы губ, развить направленную воздушную струю.

Оборудованиефигурки птичек или бабочек, вырезанные и ярко раскрашенные.

Описание«Птичек» («бабочек») сажают на краю стола. Двое играющих соревнуются в том, кому удастся как можно дальше продвинуть свою фигурку по поверхности стола. Перед началом игры делается один глубокий вдох носом, дополнительный вдох делать не разрешается. Вместо поверхности стола фигурки могут «летать» на ниточках, также с помощью сильного выдоха.

Игра «Фокус с предметами»

Задачатренировать силу и направленность выдоха.

Оборудованиелюбая ровная поверхность (пол, стол и т. д.), легкие деревянные или пластмассовые предметы (ручка, карандаш, катушка, бусинка и т. п.)

ОписаниеВзрослый кладет любой легкий предмет на стол, а ребенок делает глубокий вдох носом я сильно, длительно дует на него. Предмет должен откатиться от исходной точки в направлении воздушной струи.

Игра «Надувайся, пузырь!»

Задачаразвить длительный плавный выдох, автоматизировать звуки [с], [ш].

ОписаниеДети стоят близко друг к другу в маленьком кругу. Затем повторяют слова за взрослым: «Надувайся, наш шар, надувайся большой, да не лопайся!» и отходят назад, образуя большой круг.

По сигналу взрослого «Шарик лопнул» дети снова сужают круг и тянут звук [с] или [ш] (в зависимости от возможностей детей), изображая выходящий из шара воздух.

Игра «Загадай желание»

Задачаразвить сильный, направленный выдох, укрепить мышцы губ.

Оборудованиепесочный набор, маленькие свечки для торта.

ОписаниеВзрослый предлагает ребенку подготовиться к своему дню рождения или Новому году и потренироваться задувать свечки. Ребенок сам изготавливает «куличики» («тортики») из песка, в которые затем втыкаются свечки в соответствии с возрастом ребенка.

Далее ребенок делает глубокий вдох и одним сильным длительным выдохом старается задуть все горящие свечки. При этом по желанию ребенка он может про себя загадать желание.

Игра «Кто дольше?»

Задачаразвить речевое дыхание, силу голоса.

ОписаниеИгра проводится как соревнование по парам. Дети стоят лицом друг к другу.

По сигналу взрослого они одновременно делают глубокий вдох носом и начинают долго, на одной ноте тянуть определенный гласный звук (А, О, У, Ы, И). Кто дольше протянул звук, не делая дополнительного вдоха, тот считается победителем.

Игра «Остудим  чай»

Задачаразвить сильный, направленный выдох, укрепить мышцы губ.

Оборудованиебумажные  чашки

ОписаниеВзрослый предлагает ребенку  остудить  чай  в  своей  чашке

Далее ребенок делает глубокий вдох и одним сильным длительным выдохом старается остудить  чай в  чашке.

Игра «Футбол»

Задачаразвитьсильный, направленный выдох, укрепить мышцы  губ

Оборудованиекубики, конструктор или другой строительный материал, небольшой кусочек ваты.

ОписаниеВзрослый вместе с ребенком сооружает широкие «ворота» из кубиков или другого строительного материала и кладет перед ними небольшой шарик. Ребенок, слегка наклоняясь вперед, чтобы воздух попадал под шар, должен подуть на нее длительным плавным выдодобитьпопадания в «ворота». С этой целью при необходимости можно менять направление и силу воздушной струи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Авторское пособие на развитие речевого дыхания "Путешествие белоснежки и семи гномов в страну Дыхания"

Развивающее панно позволяет сочетать прямые и параллельные развивающие действия при реализации игровых и дидактических задач, при сочетании сенсорного и сенсомоторного развития, формирования умственно...

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник».

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи.Изготовление  дидактической игрушкина развитие речевого дыхания«Слоник»....

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник»

Знакомство с пособиями на развитие дыхания и наглядная демонстрация способов работы с ними. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный рото...