Конспект НОД по развитию речи "В поисках сокровищ"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Ромашина Светлана Аркадьевна

Конспект НОД по развитию речи "В поисках сокровищ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_v_poiskah_sokrovishch.docx38.28 КБ

Предварительный просмотр:

Часть НОД

Структурные компоненты деятельности

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Вводная часть (мотива-ция)

Приветствие.

Ведение в игровую ситуацию с использованием игр и упражнений.

Мотивация деятельности детей

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Какое у вас сейчас настроение? Давайте передадим друг другу хорошее настроение?

Для начала встанем в круг,

Сколько радости вокруг.

Все мы за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

Наша дружба стала ещё крепче, а настроение улучшилось!

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что у меня в руках?

Воспитатель: -  Если поднести её к уху и послушать, что можем мы услышать?

Воспитатель: - Правильно. Давайте закроем глаза и послушаем шум моря. А теперь представьте, что мы попали на море.

(шум моря)

- Открывайте глаза, посмотрите, действительно мы на море, а что это за корабли появились на горизонте?

Воспитатель: - Посмотрите, что плавает в море?

Воспитатель: - Давайте я выловлю бутылку. (достаю и открываю бутылку) Это послание от пиратов. Вам интересно узнать, что там написано?

(читаю послание)

Воспитатель:  - «Здравствуйте ребята! Мы узнали, что вы любите сюрпризы. Сегодня рано утром мы побывали в вашей группе и спрятали сокровища для вас. Найти  их будет очень не просто, но если вы будете следовать по карте и выполнять все наши задания, то обязательно достигните поставленной цели и отыщете сокровища. Желаем вам удачи!».

Воспитатель:  - Какое замечательное приключение нас ожидает, вы готовы к поискам сокровищ?

Воспитатель:  - Тогда давайте рассмотрим карту, нам надо определить, в каком направлении нам двигаться. Где спрятано первое задание?

Воспитатель:  - Но тут ничего нет, лишь только какая-то записка, посмотрим, что в ней.

Дев   

Дети:- Ракушка

Дети: - Шум моря.

Дети: -  Это пиратские корабли.

Ответ детей: - В море плавает бутылка.

Дети: - Да.

Дети: - Да.

Дети: - Первое задание спрятано под столом.

Основная часть

Актуализация ранее приобретённых знаний и затруднение в образовательной ситуации (игровая деятельность,

практические задания).

Двигательная деятельность

1 задание - «Скажи наоборот» .

  • Игровое упражнение.

- Ребята, здесь слова.  Вы должны назвать  противоположное значение этих слов.

Ночь - день, грязь - чистота, свет - темнота, холод - жара, мир - война, ложь - правда, добро - зло, друг - враг, радость - грусть, храбрый - трусливый, белый - черный, зима - лето, высокий - низкий, тихо - громко, грустный - весёлый, медленный - быстрый, крупный - мелкий, назад - вперед, верх - низ.

Воспитатель:  - Ребята, какие вы молодцы, всё знаете. Смотрим  карту, куда же нам дальше двигаться?

(к доске прикреплена 2 записка)

2 задание - "Назови, одним словом"

  • Игра.

Воспитатель:  - Ребята, следующее задание. Здесь написаны несколько групп слов, каждую группу слов надо назвать одним словом.

- дуб, береза, осина, сосна, яблоня;

- лошадь, корова, кошка, овца, коза, собака, кролик;

- волк, лиса, заяц, тигр, шакал, медведь;

- курица, петух, утка, гусь, индюк;

- стриж, ворона, голубь, ласточка сорока, воробей;

- акула, треска, сельдь, окунь, скумбрия;

- шмель, бабочка, стрекоза, комар, пчела, паук, муха

Воспитатель:  -  Молодцы, вы справились со 2 заданием. Где же находится следующее задание?

(находим записку, и зачитываю

задание детям)

3 задание - "Четвёртый лишний".

  • Игра.

Воспитатель:  - Нужно определить на слух, какое слово из четырёх лишнее.

Комар, муха, цапля, стрекоза

Воробей, ласточка, заяц, кукушка

Лиса, волк, медведь, корова

Воспитатель:  - И с этим заданием вы стравились. Молодцы!  Быстрее к карте искать следующее задание. 

4 задание - "Закончи предложение".

  • Игровое упражнение.

Воспитатель:  - Нужно правильно закончить предложение. Будьте внимательны.

- осенью птицы улетают, а весной.

- с дерева кошка слезает, а на дерево…

- лось через канаву перепрыгивает, а через реку.

- змея под камень заползает, а из-под камня.

- воробьи дорогу перелетают, а змеи.

Воспитатель:  -  Молодцы! А в конверте есть, что-то ещё. Это ключ от сундука сокровищ. Мы дружно выполнили уже 4 задания. Ну что, отправляемся дальше? Смотрим быстрее на карту. Где находится 5 задание?

Воспитатель:  -  Нам нужно выполнить физминутку.

Физкультминутка

Я иду, и ты идёшь — раз, два, три. (шагаем на месте.)
Я пою, и ты поёшь — раз, два, три. (хлопаем в ладоши.)
Мы идём, и мы поём — раз, два, три. (прыжки на месте.)
Очень дружно мы живём — раз, два, три. (шагаем на месте.)

К морю быстро мы спустились, (быстрый бег на месте)
Наклонились и умылись. (наклоны вперёд)

Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.

С моря вышли мы все дружно, (ходьба до нужного места)

Поиски сокровищ продолжать нам нужно.

Дети: - Второе задание находится на доске.

(деревья)

(домашние животные)

(дикие животные)

(домашние птицы)

(птицы)

(рыбы)

(насекомые)

Дети: - Третье задание находится за дверью в спальную комнату.

(Цапля - это птица, а остальные насекомые)

(Заяц - это животное, а остальные птицы)

(Корова — это домашнее животное, а остальные дикие)

Дети: - Четвёртое задание находится в «Уголке природы».

(прилетают)

(залезает)

(переплывает)

(выползает)

(переползают).

Дети: - 5 задание находится под ковром в игровом уголке.

Открытие детьми нового знания или закрепление пройденного материала.

ИКТ

Слайд ?

Воспитатель:  -  Молодцы! Ну что, ребята, отправляемся дальше? Смотрим  на карту - куда же путь держать? Где последнее задание?

(дошли до дерева)

Воспитатель:  - Нам нужно сочинить синквейн. И после этого уже открыть ключом сундук. А кто из вас знает, что обозначает слово «синквейн»?

У меня есть знакомая поэтесса ……….. Давайте ей позвоним?

Поэтесса:

«Синквейн – французское слово и означает пять строк. Это стихотворение без рифмы из пяти строк»

Воспитатель:  -  Как вы думаете, мы справимся с этим сложным заданием? А вы хотите сочинить синквейн? Что самое важное для друзей? Давайте сочиним синквейн о дружбе. Присаживаемся за столы.

- Прежде чем сочинить синквейн, я хочу задать вам несколько вопросов.

  1. Какая дружба бывает?

2. Что делает дружба?

3. Что каждый из вас думает о дружбе?

4. Что самое важное в дружбе для вас?

(слайд на мультимедиа)

Существуют опредёленные правила составления синквейна. Он состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «ёлочку». Что пишется в каждой строке?

1-я строка (вершина «ёлочки») – заголовок или название синквейна, состоящие из одного слова.

2-я строка – два слова. Отвечает на вопросы: какая дружба?;

3-я строка – три слова, которые отвечают на вопросы: что делает дружба?;

4-я строка – четыре слова или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают ваше личное отношение, о чём говорится. Отвечает на вопрос: что лично вы думаете о дружбе?

5-я строка (основание «ёлочки») – одно слово, отвечает на вопрос: что? или кто? для выражения своих чувств, связанных с дружбой.

Воспитатель:  -  В составлении синквейна нам поможет схема ёлочки. Сейчас каждый выложит у себя на столе такую же схему, как на доске и сочинит свой синквейн.

Сочиняем синквейн о дружбе.

Воспитатель:  -  Молодцы! Какой красивый синквейн у каждого из вас получился. Давайте попробуем открыть сундук.

(подходим снова к дереву)

(в сундуке шарики Су Джок и «золотые медали»)

Воспитатель:  -  Ребята, посмотрите, что лежит в сундуке? Это шарики Су-Джок, очень похожие на морских ежей. Возьмите по одному.

  • Массаж Су-Джок шарами. 

Пальчиками шар возьму,

На ладошку положу.

Шарик ручками катаю

И ладошки разминаю.

Им поглажу по ладошке,

Будто бы сметаю крошки.

Глажу по другой ладошке,

Будто бы сметаю крошки.

Каждым пальцем шар давлю,

Затем руку заменю.

Я сожму его слегка,

Тренируется рука.

Шар катаю между рук -

Это мой последний трюк.

(обращаю внимание на дерево)

Воспитатель:  - Какое красивое дерево. Внимательно приглядитесь к нему. В какое время года бывают такие деревья?

- А какие приметы весны вы знаете? (можно с помощью мнемотаблиц)

- снег тает весной;

- прилетают из тёплых краёв птицы весной;

- ночь становится короче, а день длиннее весной;

- солнышко греет сильнее и светит ярче весной;

- на деревьях появляются листики весной;

Воспитатель:  -  Ребята, вы молодцы, знаете приметы весны.

Дети: - 6 задание находится рядом с сундуком, который находится у дерева.

(дружба) 

(большая, великая, искренняя, вечная, горячая, давняя, добрая, закадычная, искренняя, крепкая, многолетняя, надёжная, настоящая, нежная, преданная, прочная, светлая, старая, тёплая, чистая, ясная)

(выручает, радует, помогает)

(верность, опора, доверие, понимание)

Ответы детей

(дети берут в руки по 1 шарику)

(дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания.

- А хотите придумать синквейн о весне?

- Молодцы! Вы выполнили все задания, чтобы найти сокровища, которые нам оставили пираты. Посмотрите, что ещё лежит в сундуке?

(там остались «золотые» - шоколадные  монеты)

- Как вы думаете, для кого они?

- Возьмите каждый себе по одной золотой монете. Это ваша награда!

Ответы детей.

Дети: -Для нас!

Заключи-тельная часть

(рефлек-сия)

Коммуникативная деятельность

Воспитатель:  -  Ребята, что мы с вами сегодня делали?

Воспитатель:  -  Какие задания вы выполняли? Что нового узнали? Какое задание было для вас лёгким? А какое трудным? Почему вы справились? Вам понравилось искать сокровища?

Воспитатель:  - Вы такие молодцы! Вы были дружными, смелыми. Вы очень умные и внимательные, поэтому мы легко справились со всеми заданиями и нашли сокровища. Мы оставим сокровища у себя в группе, и вы научите всех ребят играть с шариками Су-Джок.

Дети: – Мы искали сокровища, которые нам оставили пираты.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Вольского муниципального района г.Вольска Саратовской области

Конспект

НОД по реализации ОО «Речевое развитие»

на тему: «В поисках сокровищ»  

для детей в логопедической подготовительной к школе группе

Ромашина С. А.

                                                                                                       воспитатель

г. Вольск

2018 год

Цель: Развивать связную речь и обогащать словарный запас.

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять и обобщать знание детей об антонимах, умение называть обобщающие слова, находить лишний предмет;
  • Совершенствовать умение образовывать глаголы с приставками;
  • Учить детей создавать нерифмованное стихотворение, дидактический синквейн, используя схемы.
  • Закрепить словарь детей по теме «Весна».

Развивающие:

  • Развивать речь, внимание, воображение;
  • Развивать ассоциативное мышление;
  • Развивать зрительное восприятие;
  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Активизировать участки головного мозга детей, отвечающих за развитие речи с помощью Су–Джок терапии.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
  • Формировать навыки сотрудничества, умение договариваться, быть самостоятельным.
  • Создать атмосферу психологического комфорта, вызвать у детей чувство радости и мотивировать их на успешную деятельность.

Формы организации: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.

Формы организации детских видов деятельности:

Виды детской деятельности

Формы и методы организации  совместной деятельности

Двигательная

Физминутка

Игровая

Игра-приветствие, игровое упражнение «Скажи наоборот», словесная игра «Назови одним словом», словесная игра «4 лишний», игровое упражнение «Закончи предложение», массаж ладоней и пальцев рук шарами Су-Джок.

Познавательная

Решение проблемных ситуаций.

Коммуникативная

Вопросы, объяснения, составление синквейна о весне и о дружбе.

Оборудование: ракушка, карта, бутылка с посланием, записки с заданиями, телефон, сундук с «золотыми» монетами (шоколадными), ключ, конверт, фонограммы, видеопроектор, м/м доска. 

Раздаточный материал: Су-Джок шары, шоколадные монеты.

Предварительная работа: знакомство с массажными шарами Су-Джок, разучивание слов к массажу, составление рассказа и беседа о весне, использование антонимов в речи, называние обобщающих слов, игра «Четвёртый лишний», использование в речи глаголов с приставками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Физическое развитие» «В поисках сокровища»

Формирование у детей интереса к занятиям физической культурой и ценностного отношения к своему здоровью, развитие математических способностей у детей....

Конспект НОД по развитию речи «В поисках сокровища» в группе общеразвивающей направленности в возрасте от 4 до 5лет

Формирование умения работать в микрогруппах и находить  решения на  поставленные вопросы....

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе "В поисках сокровищ"

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохраниение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится...

Конспект нод по развитию речи у детей подготовительной группы "В поисках сокровищ".

Игра - квест "В поисках сокровищ".  Цель: обогащение и активизация словаря у детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по развитию речи на тему: «В поиске сокровищ»

Конспект занятияпо развитию речина тему:«В поиске сокровищ»...