Конспект занятия по развитию речи на тему: «В поиске сокровищ»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Баранова Светлана Сергеевна

Конспект занятия

по развитию речи

на тему:

«В поиске сокровищ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx24.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по развитию речи

на тему:

«В поиске сокровищ»

Цель: Выявление уровня освоения программных задач по речевому развитию.

Задачи:

Образовательные:

- Повторить и обобщить знания детей по темам: состав предложения, антонимы, положение звука в слове, счёт слогов, однокоренные слова.

Развивающие:

- развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы;

обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память;

- закрепить и обобщить знание детей об антонимах, умение называть обобщающие слова, находить лишний предмет;

Воспитательные:

- формировать навыки сотрудничества на занятии;

- создавать положительный эмоциональный фон;

- воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма;

- воспитывать доброту, желание помогать тем, кто нуждается в помощи.

-воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма способствовать воспитанию доброты, желанию помогать тем, кто нуждается в помощи;

-создавать положительный эмоциональный фон.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Словарная работа: морская почта.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, словесные дидактические игры по развитию речи;

Материал, оборудование: Макет корабля, бутылка, записка от капитана Джека, сундук, золотые монеты, карточки с цифрами и буквами, мяч, цветная бумага, аудиозапись из мультфильма «Остров сокровищ».

Содержание:

Встанем рядышком по кругу,

скажем, здравствуйте, друг другу.

Нам здороваться не лень,

всем привет и добрый день.

Если каждый улыбнётся,

утро доброе начнётся.

Доброе утро!

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие. Вы любите путешествовать? Что хорошего в путешествии, что плохого? (ответы детей).

- На каком виде транспорта мы отправимся в путешествие - мы узнаем, если отгадаем зашифрованное слово «л а к б р о ь» (дети переставляют буквы в правильном порядке, получается слово корабль).

- Сегодня я буду вашим капитаном. Поднять якорь! Занять места на палубе! Расправили ручки, изображаем волны, шум волны, поплыли. (звучит музыка из мультфильма «Остров сокровищ»).

- Ребята, вы видите за бортом бутылка?! Что же в ней может быть? Выловим её?

-Это морская почта. Вы когда-нибудь слышали о пиратах? Пират с Острова сокровищ капитан Джек прислал нам вот такое послание:

«Здравствуйте, ребята! Я капитан Джек. Если вы хотите найти сундук с сокровищами, то вы должны будете выполнить все задания».

- Ну что, вы согласны показать все свои знания и умения, т.е. вашу готовность к школе? Вы готовы к испытаниям? За каждое выполненное задание вы будете получать от меня по карточке с буквой. Из этих букв вы составите слово и сможете открыть сундук с сокровищами.

Но прежде, чем мы начнём выполнять задания, давайте вспомним, из чего состоит речь? (из слов), из чего состоят слова? (из слогов), а слоги из чего состоят? (из букв). А чем буква отличается от звука? (букву можно записать и прочесть, а звук только слышать). Молодцы! Считайте, что это была разминка. Открываем конверт, вот ваше первое задание.

1Игра «Скажи наоборот».

- Я говорю вам слово, а вы мне – противоположное по значению.

(холод – жара, радость – грусть, день – ночь, свет – темнота, мелкий – крупный, голодный – сытый, трусливый – храбрый, друг – враг, добро – зло, мир – война, сильный – слабый, толстый – тонкий, ложь – правда).

2Второе задание так же выполнено на отлично! (карточка с буквой «Н»).Сколько в слове слогов?

- Я буду произносить слова, а вы должны определить, сколько слогов в каждом слове и поднять карточку с цифрой.

(кот, машина, светофор, паровоз, малина, учебник, помидор, парта, автобус, бумага, берёза, волк).

Молодцы! Первое задание выполнено. (карточка с буквой «З»).

3 Игра «Добавь словечко».

- Я называю слово, а вы с этим словом придумываете предложение.

(мяч, качели, цветок, бабочка, скворец, платье, школа, самолёт, пароход, конфета, велосипед, удочка, игрушка, карандаши). Молодцы! (карточка с буквой «А»).

- Я думаю, нам нужно немного отдохнуть.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

На кораблике своём (крутят руками штурвал)

Дружно по морю плывём.

Здесь волна и там волна, (смотрят вдаль в «бинокль»)

Не нужна нам тишина. (топают ногами)

Много умненьких ребят (повороты вправо и влево)

Всем помочь они хотят. (хлопают в ладоши)

4  Игра с мячом «Чей дом?».

- Дети встают в круг, воспитатель бросает мяч и задаёт вопросы.

- У медведя чей дом? – медвежий.

- У барсука чей дом? – барсучий.

- У волка чей дом? – волчий.

- У черепахи чей дом? – черепаший.

- У белки чей дом? – беличий.

- У зайца чей дом? – заячий.

У лягушки чей дом? – лягушачий.

И с этим заданием у вас не было затруднений! (карточка с буквой «Н»).

5 Игра «Азбука в картинках».

- Я вам загадаю загадку о сказочных героях, а вы должны будете определить, с какого звука начинается отгадка, и превратить в букву, обозначающую этот звук (дети отгадывают загадку, определяют первый звук, дают его характеристику – гласный, согласный, твёрдый, мягкий и превращают его в букву).

Загадки:

  1. Из танцзала короля

     Девочка домой бежала.

     Туфельку из хрусталя

     На ступеньках потеряла.

     Тыквой стала вновь карета,

     Кто, скажи, девчушка эта? (Золушка).  

  1. Отвечайте на вопрос,

     Кто в корзине Машу нёс?

     Кто садился на пенёк

     И хотел съесть пирожок?

     Сказочку ты знаешь ведь?

     Что же это был? (Медведь).

  1. Родилась у мамы дочка

     Из прекрасного цветочка.

     Хороша малютка просто!

     С дюйм была малышка ростом.

     Если сказку вы читали,

     Знаете, как дочку звали. (Дюймовочка).

4. Баба била – не разбила,

     Слабовата бабья сила.

     Да не смог разбить и дед,

     Ведь ему сто лет в обед.

     Кликнули они норушку –

     Та разбила, как игрушку,

     И сбежала под крыльцо,

     Что разбила-то? (Яйцо)(карточка с буквой «И»).

6.  Игра «Четвёртый лишний».

Из перечисленных слов выбрать лишнее и объяснить, почему.

- комар, муха, цапля, стрекоза (цапля – птица);

- час, минута, лето, секунда (лето – время года);

- храбрый, злой, смелый, отважный (злой – отрицательная черта

   характера);

- платье, свитер, шапка, рубашка (шапка – головной убор);

- старый, дряхлый, маленький, ветхий (маленький – размер);

- мыло, метла, расчёска, шампунь (метла – орудие труда);

- книга, телевизор, радио, телефон. (книга – учебник).

Молодцы, всё знаете! (карточка с буквой «Я»).

 - Я очень рада, что вы справились со всеми заданиями и получили все карточки с буквами. Осталось только из этих букв составить слово, с помощью которого мы сможем открыть сундук. (дети по карточкам складывают слово «ЗНАНИЯ»).

А какие пословицы и поговорки вы знаете со словом ЗНАНИЯ(Знания приобретёшь – не пропадёшь; Красна птица перьями, а человек знанием; Не гордись званием, а гордись знанием; Кто знаниями обладает, тот всюду побеждает; Знает не тот, кто много жил, а тот, кто знания нажил; Сперва подумай, а потом начинай; Встречают гостя по одежде, а провожают по уму).

- Теперь нам осталось открыть сундук и посмотреть, что там внутри. (внутри сундука дети находят золотые монетки).

- Вы заслужили эти сокровища. Это награда за ваши труды, за то, что вы хорошо отвечали и справились со всеми заданиями. Вы были смелыми, отважными, остроумными. Желаю вам быть всегда такими дружными, сплочёнными и находчивыми.

Путешествие наше подошло к концу. Возвращаемся домой. Скажите, что вам запомнилось больше всего в нашем путешествии? С какими трудностями вам пришлось столкнуться? Какое из заданий  было самым лёгким?

На память о нашем путешествии я предлагаю вам смастерить бумажные кораблики по технике «оригами».

Пальчиковая гимнастика «По морям плывёт кораблик».

Продуктивная деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Осень» образовательная область «Речевое развитие» в подготовительной группе

Задачи:1.     Закрепить полученные знания по теме: «Осень», формировать  умение выразительного чтения стихов об осени; умение описывать предметы, изображённые на картине, сове...

Конспект ООД по развитию речи на тему: "В поисках исчезнувших книг" в младшей группе

Конспект занятия по развитию речи детей в младшей группеТема: «В поисках исчезнувших книг» Цель: Сформировать интерес детей младшего дошкольного возраста к устному народному творчеств...

Конспект занятия по развитию речи На тему: «Звуковая культура речи: щ - ч»

Программное содержание:-закрепить правильное произнесение звуков щ-ч;- упражнять в дифференциации звуков «Ч», «Щ» в словах;- упражнять в употреблении увеличительного и уменьшит...

Конспект занятия по развитию речи на тему домашние животные в младшей группе Тема:«Кто как голос подаёт?»

Конспект занятия по развитию речи на тему домашние животные в младшей группе. Тема: "Кто как голос подаёт?"...

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: звуки щ-ч»

Упражнять детей в правильном произнесении звука щ и дифференциации звуков щ-ч. Развивать фонетический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: квест «Сокровище Зимы»

Цель: Создать условия для развития речи детей через интеллектуальную и игровую деятельность.Обучающие задачи:1. Систематизировать знания детей о зиме, зимних явлениях.2. Продолжать отрабатывать навыки...

Конспект Н.О.Д. по развитию речи для детей 3-его года жизни. Тема: «Сказка в гости приходи , малышей развесели"! план-конспект занятия по развитию речи на тему

Цель:1. Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством-сказкой.2. Закреплять знание детей об овощах.3. Побуждать детей использовать в собственной речи отрывки из сказки.4. Продолжать обогащ...