Картотека развивающих игр для детей младенческого возраста.
методическая разработка по развитию речи на тему

Рубанович Татьяна Ивановна

Подборака развивающих игр для детей младенчнского возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_k_obobshcheniyu_opyta.docx32.31 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ДЛЯ  ДЕТЕЙ ОТ 2-Х МЕСЯЦЕВ ДО 1 ГОДА.

   Подборку сделала учитель-дефектолог Т.И. Рубанович на основе методической литературы и интенрнет-ресурсов.

От 2-3  месяцев и старше.

  1. Поглаживание кистей рук по направлению от кончика пальцев к запястью.
  2. Сгибание-разгибание пальцев. По очереди берете каждый палец ребенка и сгибаете и разгибаете его.
  3. Пальчиковая игра-потешка «Сорока»

Сорока-сорока,

-Где была?

-далёко, 

Кашку варила, 

деток кормила. 

этому дала, 

этому дала, 

этому дала,

этому дала, 

а этому не дала. 

Он дров не рубил, 

печку не топил, 

за водичкой не ходил, 

кыш-кыш …

  1. Пальчиковая игра-потешка «Братья»

Ивану-большаку – дрова рубить,

Ваське-указке – воду носит.

Мишке-середке – печку топить.

Тришке- малышке – кашу варить.

А крошке-Тимошке – песенки петь,

Песни петь и плясать,

Родных братьев потешать.

(Загибая по одному пальцы, начиная с большого, пропевают потешку)

  1. «Поем песенку»: малыш гулит, а Вы выбираете один из его любимых звуков и поете детскую песенку, заменяя все слова на этот звук. Такое занятие важно проводить несколько раз (чем больше, тем лучше). Не забываем и про потешки и пестушки.

  1. «Ласковое общение»: улыбаемся крохе, тормошим его, беседуем. Стараемся эмоционально реагировать на звуки, издаваемые ребенком. Не забываем про тактильные ощущения во время общения.

  1. Игра – наблюдение «Как прекрасен этот мир, посмотри!». Конечно, взрослые знают каждый сантиметр своей квартиры. Не удивить их и рассматриванием двора – все вокруг знакомо. Но Ваш ребенок будет полностью заинтригован новыми предметами,  новыми звуками и даже необычным освещением. Поэтому носите ребенка на руках или положите его в коляску и отправляйтесь в путь. Первая остановка: Ваш двор, а в нем – бесконечное количество новых и необычных развлечений для малыша: травинки, кора дерева, теплый камень, мокрые листья. Показывайте объекты, поднося малыш максимально близко к ним. Помогите ребенку дотронуться до предметов, дайте понюхать цветы.

Следующая остановка: Ваш дом! В нем есть много вещей, которые способны абсолютно очаровать любопытного ребенка 3 месяцев: выключатели света, водопроводные краны, шелковистые шторы, гладкие и прозрачные (что малыш видит за окошком?) стекла окон. По мере знакомства с предметами, озвучивайте их названия, а также ощущения, которые они вызывают у малыша (травка щекочет, камень холодный).

  1. Потешка.

Это кто уже проснулся?

Кто так сладко потянулся?

Потягуни-потягушечки

От насочков до макушечки.

Мы потянемся-потянемся

Маленькими не останемся,

Вот уже растем, растем, растем.

9. Знакомимся с телом

Паучок, паучок,
Аню хвать за бочок.
Лягушка, лягушка,
Аню хвать за ушко.
Олени, олени,
Аню хвать за колени.
Песик, песик,

Аню хвать за носик.
Бегемот, бегемот,
Аню хвать за живот.
Оса, оса,
Аню хвать за волоса.
Кузнечики, кузнечики,
Аню хвать за плечики.

От 4-5 месяцев.

  1. «Где киса?»: познакомьте кроху с игрушкой, называйте ее по имени несколько раз. А затем спрячьте игрушку за спину: «Где киса?». Покажите игрушку: «Воот где киса!». После игры посадите игрушку на столик и спросите кроху еще раз о том, где она находится.
  2. Когда вы одеваете малыша, попробуйте сделать несколько упражнений и одновременно прочитать короткие стихи или спеть песенку. Например, рассказывая стишок «Ехали медведи на велосипеде...

Ехали медведи
На велосипеде.

А за ними кот
Задом наперёд.

А за ним комарики
На воздушном шарике.

А за ними раки
На хромой собаке.

Волки на кобыле.
Львы в автомобиле.

Зайчики
В трамвайчике.

Жаба на метле...

Едут и смеются,
Пряники жуют.
»,

(поочередно сгибайте и разгибайте ножки ребенка. Он будет прислушиваться к вашей речи и, возможно, улыбаться) .

  1. Показывайте ребенку, как «говорят» разные животные (лай собаки, мяуканье кошки, пищание мышки и т.п.). Чаще всего дети начинают изображать, как мяукает кошка и как лает собака.
  2. Играйте с малышом в прятки: закрывайте лицо руками или прячьтесь за край пеленки. Выгляните сначала справа, в другой раз — слева, затем покажитесь сверху и снизу. Ребенок будет внимательно следить за направлением ваших движений и пытаться их предсказывать.
  3. Поставьте рядом с малышом часы и понаблюдайте за его поведением. Когда ребенок начнет прислушиваться к тиканью, переставьте часы на другое место и привлеките к этому его внимание. Скажите малышу что вы сделали: «Посмотри, часики теперь стоят здесь. Тик-так, тик-так».
  4. Положите ребенка себе на колени и, легонько покачивая его, напевайте песенку «По кочкам, по кочкам, по рыхлым дорожкам...». Затем неожиданно опустите малыша между колен, восклицая: «В ямку бух!» Постепенно ребенок приучится ожидать сюрприза в конце стихотворения или песенки и будет радоваться новым ощущениям.
  5. Ба-ба-ба
    Пойте любую песню, заменяя все слова одним слогом. Выберите для этих целей слог, чаще всего употребляемый вашим ребенком. Например, «ма» или «ба». Пойте песни, используя только эти слоги, вставляя иногда несколько слов. Можете таким образом петь любые песенки, которые вам нравятся. Чем больше вы повторяете звуков, издаваемых вашим малышом, тем больше новых звуков он будет произносить.
  6. Вверх по эскалатору.
    Возьмитесь за детские пальчики и осторожно приподнимите ручки малыша вверх, приговаривая:
    Вверх везет нас эскалатор,
    Вверх, вверх, вверх.
    Вниз везет нас эскалатор.
    Вниз, вниз, вниз.
    Затем приподнимите ножки, напевая стишок. Поднимайте ножки, ручки ребенка, припевая песенку. Постарайтесь закончить упражнения, подняв малыша вверх, а затем опустив. Обязательно обнимайте и целуйте ребенка.
  7. Массаж ладоней и пальцев рук.
  • Возьмите ладошку малыша и тщательно помассируйте каждый пальчик, начав с мизинца. Массажные движения выполняйте от ногтевого фаланга к ладони, уделяя внимание каждому суставчику.
  • Помассируйте подушечки пальцев малыша, производя легкие нажатия на них.
  • Помассируйте ладони малыша круговыми движениями указательного пальца.
  • Возьмите ладонь ребенка в свою руку и легким надавливанием большого пальца делайте круговые движения в центре ладони.
  1. Пальчиковая гимнастика.

Гуси-гусенята в лесочке – га-га-гаааа,

Красные надели чулочки – га-га-гаааа,

И пошли гуськом чтоб напиться – га-га-гааа,

Свеженькой воды из корытца – га-га-гааа.

Напились воды десять братцев – га-га-гааа.

Начали в корыте купаться – га-га-гааа.

 Гуси-гусенята сердиты – га-га-гааа.

Очень близко дно у корыта – га-га-гааа».

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — прыг в кровать,
Этот пальчик уж вздремнул,
Этот пальчик уж уснул.
Этот крепко, крепко спит,
И тебе он спать велит.

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
(загибаем пальчики)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заяньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,

                                                                                       Кому в лапочку.

12. Вьюшки, вьюшки, вьюшки, вью,

   Колотушки колочу, приколачиваю. (кулачками стучим)

13.  Этот пальчик маленький, загибаем мизнец этот пальчик слабенький, загибаем безымянный палец этот палечик длинный, загибаем средний палец этот пальчик сильный, загибаем указательный палец ну а этот толстячок, загибаем большой пальчик а все вместе кулачок!!! покрутите кулачком) 

От 6-7месяцев

  1. Занятие «Маленький читатель»: читаем с малышом книжки. Пусть кроха выберет интересную для него книжку, прочитайте ее ему несколько раз, каждый раз показывайте и называйте объекты на иллюстрациях. После того, как книжка ребенку полностью знакома, попросите его показать тот или иной предмет на картинках.
  2. Пальчиковые игра-потешка.

 «Солнышко проснулось»

Ладошка – это солнышко. (Поглаживать левую ладонь пальцами правой руки)

а пальчики – лучи (Поочередно поглаживать пальцы от кончиков к основанию)

Поёт о солнце скворушка, кричат о нем грачи. (Смыкать и размыкать большие с указательными пальцы)

Солнышко милое,

Солнышко ясное. ( Поглаживать правую ладонь пальцами левой)

Просыпайтесь, лучики,

Согревайтесь, рученьки. (Поочередно растирать пальцы от кончиков к основанию)

Кулочки сложили, кулачками били,

Тук, тук, тук, тук, тук, тук. ( Стучать кулачками друг о друга)

3. . «Ай, туки, туки, туки» («Домострой»)

1 вариант — сидя за столом

Кулаками ритмично (то правым,        Ай, туки, туки, туки,

то левым)  ударяют по столу.        Застучали молотки        

Ритмично (медленно в такт)         Застучали локотки

стучат по столу локтями.        Тук-ток, тук-ток,

Пальцы рук смыкаются в замок.        мы скуем себе замок        .

        

2 вариант — сидя на стульях

Кулаками бьют по коленям.        Ай, туки, туки, туки,

        застучали молотки

Бьют кулачком о кулачок.        Застучали молотки 

Руки согнуты в локтях,         Застучали локотки

локти ударяются друг о друга.

Ударяют локти         Тук,

(кулачки развести в стороны)        

Ударяют кулачками друг о друга

(локти в стороны).        Ток

Повторение предыдущих движений        Тук-ток

Пальцы рук сжимаются в замок.        Мы скуем себе замок.

 

.4 Собираем и разбираем пирамидку совместно.

5.Игра с куклой.

6.Кидать погремушку в ведро.

7. Ладушки-ладошки

Маленькие ладушки

Хлопали в ладошки,

Хлопали в ладошки, (похлопать в ладоши)

Устали немножко (ручки положить на колени или голову).

От 8-9 месяцев.

  1. Сжимать ручками мячик-еж и катать его между ладонями.
  2. Покатайте орех по ладони правой руки, затем по тыльной стороне кисти левой руки.
  3. «Ладушки»

Возьмите ребенка на руки и, хлопая его ладошками, приговаривайте.

- Ладушки, ладушки,

Где были?

- У бабушки.

- Что ели?

- Кашку.

- Что пили?

- Бражку.

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька,

Попили, поели,

Домой, полетели!

На головку сели!

  1. Рассматривание игрушечных зверей и др.игрушек со звукоподражанием (гав-гав, ту-ту…).
  2. Игра: «Дай мне….» (мячик, машинку, куклу и т.п.)
  3. Игра: «Где у куклы глазки? Посадите ребенка перед собой на расстеленное на полу одеяло, положите перед ним игрушки. Задайте малышу вопрос: «Где кукла (мишка)?». Если ребенок делает выбор правильно, продолжайте игру, спрашивая: «Где у куклы глазки (нос, рот и т. д.)?» После того как ребенок покажет глазки у куклы, обязательно голосом зафиксируйте правильность действия: «Вот они, глазки у куклы, правильно», затем спросите: «А где у нашей Маши (имя ребенка) глазки?», ребенок показывает свои глаза. «Вот они какие у Маши глазки, а где у мамы глазки?» Спросите у ребенка, где глазки у незнакомой игрушки, у игрушки, где глазок нет (у мяча, кубиков и т. д.). У ребенка подобные вопросы могут вызвать недоумение, поэтому следите за его реакцией и во время ободрите его, твердым голосом сообщите, что глазок у мяча нет, нет их и у кубиков.

7. Песенка для «пальчиков».

Пальчик где твой домик,

Как тебя зовут?

Я большой пальчик,

А дом мой тут.

Пальчик где твой домик,

Как тебя зовут?

Я указательный

А дом мой тут.

Пальчик где твой домик,

Как тебя зовут?

Я средний пальчик

А дом мой тут.

Пальчик где твой домик,

Как тебя зовут?

Я безымянный,

А дом мой тут.

Пальчик где твой домик,

Как тебя зовут?

Я мизинчик,

А дом мой тут.


8.Катание машинки.

  1. «Пока-пока» – учим махать ручкой.
  2. Игра с юлой, у которой «кнопка».

С 10-11 месяцев.

  1. «Малыш, я тебя прошу!»: давайте ребенку простые поручения, просите его о простых вещах. От «Дай маме ручку», до «Принеси мячик». Эта игра позволяет изучить сформированность пассивного словаря ребенка.
  2. «Повтори, малыш за мной!»: учим кроху новым словам, инициируем его повторять их за взрослым по нескольку раз.
  3. Соотношение реального предмета и картинки (разложить картинки на полу и на них ставить реальные предметы) 
  4. Научиться катать круглые предметы (яблоко по столу, мяч по полу и т.п) 
  5. Матрешку разбираем, соединяем части.
  6. Рвать бумагу.
  7. Дуть на кусочки бумаги или ваты. Дуть в свисток или дудку.
  8. «Дай – На», «Да-Нет», «Нельзя», «Бух»
  9. Лепить из пластилина колбаску, шарик, змейку…
  10.   Пальчиковые игры-потешки
  • «Братцы»

Идут четыре брата навстречу старшему. Здравствуй, большак! – говорят.

- Здорово, Васька-указка, Мишка-середка,

Тишка-малышка, да крошка-Тимошка.

(Соединяем большой палец руки с другими пальцами по очереди.

  • «Варежка»

Маша варежку надела: (сжать пальцы в кулак)

«Ой, куда я пальчик дела?» (все пальцы разжать, кроме большого)

В свой домишко не попал»

Маша варежку сняла:

«Погдядите-ка, нашла! (разогнуть оставшийся согнутый палец)

Ищешь, ищешь – не найдёш,

Здравствуй, пальчик, как живёшь?» (сжать пальцы в кулачок)(И.т.д. см. Е.Краузе со стр.54)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека развивающих игр для детей дошкольного возраста

Материал для родителей "Картотека развивающих игр "...

Картотека развивающих игр для детей раннего возраста(зимняя тематика)

Зимняя тематика игр в рамках недели Дня рождения Деда Мороза....

Картотека развивающих игр для детей дошкольного возраста

Картотека включает следующие разделы:Ритуалы начала занятияКоллективные игры и упражненияПсихогимнастические этюдыКинезиологические упражнения и пальчиковые игрыДыхательные гимнастикиРелаксационные уп...

Организация предметно-развивающей среды для детей младенческого возраста

В этой публикации изложен материал для организации предметно-развивающей среды для детей младенческого возвраста...

«Картотека развивающих игр для детей раннего возраста»

Представлены дидактические игры для детей младшего возраста для педагогов и родителей...

Картотека развивающих игр для детей старшего возраста

Представляю Вам развивающие игры для детей 5-6 лет в детском саду...