Использование дидактических игр в развитие монологической речи у детей старшего возраста
консультация (старшая группа) по теме

Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
 
-развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
 -развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи.
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_dmdakticheskoy_igry.ppt1.63 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование дидактических игр в развитие монологической речи у детей старшего возраста

Слайд 2

Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: -развитие свободного общения со взрослыми и детьми; -развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; - практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Слайд 3

Дидактическая игра - это разновидность игры с правилами, специально создаваемой педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Они направлены на решения конкретных задач обучения детей, в тоже время в них проявляется воспитательное и развивающее значение игровой деятельности.

Слайд 4

Главная особенность дидактических игр состоит в том, что задание предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают навыки определенных действий, учатся общаться друг с другом.

Слайд 5

К.Д. Ушинский считал игру свободной деятельностью ребенка и указывал на то, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда развлекающим. М. Монтессори утверждала, что игра должна быть обучающей, в противном c лучае, это «пустая игра», не оказывающая влияния на развитие ребенка Н.А. Леонтьев отмечал, что дидактические игры относятся к « рубежным играм» представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. А.В.Запорожец, оценивая роль дидактической игры подчеркивал необходимость добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения определенных знаний и умений, но и способствовала общему развитию ребенка. Ф. Фребель считал игру важным средством воспитания и обучения О роли дидактической игры в обучении детей

Слайд 6

Характеристика игр и педагогические условия развития игровой деятельности детей(С.А. Козлова, Т.А. Куликова) Виды игр Сущность игры Особенности игры Педагогические условия развития игры Дидактическиеигры А.Н. Леонтьев Е.Н. Тихеева Л.А. Венгер А.П.Усова В.Н. Аванесова А.Н. Сорокина и др. Обучающие игры в которых воспитательно-образовательные задачи выступают не открыто, а реализуются через игровую задачу, игровые действия, правила . Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Структура игры - обучающая (дидактическая задача) формируется как игровая, в ней раскрывается «программы» игровых действий; -игровые действия способы проявления игровой активности ребенка в игровых целях; -правила, обеспечивают реализацию игрового содержания, делают игру демократичной, им подчиняются все. Подлинная игра основана на самостоятельности и самоорганизации детей. Наличие готового содержания и фиксированных правил облегчает объединение детей для игр. Для дидактических игр характерно наличие - обучающей задачи . Обучающая задача воплощается в соответствующем содержании, реализуется с помощью игровых действий, которые выполняют дети Дидактическая игра помогает ребенку учиться в легкой, непринужденной форме (автодидактизм) Виды дидактической игры; -с предметами (сюжетно-дидактические, игоы-инсценировки) помогают расширить и уточнить знания, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение и т.д.) совершенствовать речь (умение называть предметы действия с ними и т.п) воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания; -настольно-печатные(лото домино и др.)помогают расширять и уточнять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы; -словесные игры: процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность ( в основном применим для детей среднего и старшего возраста). Необходимо создавать условия для игр: подбирать соответствующий дидактический материал дидактические игрушки, игры. Продумывать как разместить дидактический материал и игрушки, чтобы дети могли свободно ими пользоваться, обеспечить место для игр. Заботиться о постоянном обогащении игрового опыта детей; обучать игровым действиям с дидактическими игрушками, выполняя эти действия вместе с ребенком, организовывать ситуации взаимообучения детей. Постепенно вносить в группу новые дидактические игры, а по мере их усвоения вносить новые усложненные варианты.. Развивать у детей самостоятельность, навыки самоорганизации, творческое отношение к игре.

Слайд 7

/Классификация А.К. Бондаренко Виды дидактических игр Словесные Настольно-печатны е Игры с предметами Домино Лото Игры пита «Лабиринт» Разрезные картинки, кубики, пазлы и т.д. Сюжетно-дидактические Игры-инсценировки

Слайд 8

/Классификация С.А. Козлова, Т.А. Куликова Виды дидактической игры -с предметами (сюжетно-дидактические, игоы-инсценировки) помогают расширить и уточнить знания, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение и т.д.) совершенствовать речь (умение называть предметы действия с ними и т.п) воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания; -настольно-печатные(лото домино и др.)помогают расширять и уточнять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы; -словесные игры: процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность ( в основном применим для детей среднего и старшего возраста).

Слайд 9

СТРУКТУРА ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ Дидактическая задача – определяется целью обучающего и воспитательного воздействия, формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Игровая задача –осуществляется детьми в игровой деятельности. Игровые действия – основа игр. Чем разнообразнее игровые действия, тем быстрее решаются познавательные задачи. Игровым действиям нужно учить детей. Правила игры – являются заданными, влияют на решение дидактической задачи, незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета .Правила игры имеют обучающий, организационный, дисциплинирующий характер, разнообразно сочетаются между собой. Подведение итогов (результаты) – производятся сразу по окончанию игры. Это может быть подсчет очков, определение победителей и т.д.Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка., подчеркнуть успехи отстающих. Результат дидактической игры – решение игровой и и дидактической задачи.

Слайд 11

Литература Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Москва 2010 Н.В. Виноградова. Дошкольная педагогика Москва.2006 http :// www . logoped . ru / beregv 02_ pril . htm http://ds82.ru/doshkolnik/4239-.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Для успешного общения важную роль играет качество речи каждого говорящего, уровень коммуникативной языковой компетенции собеседников. В каждой из программ, используемых в ДОУ имеется специальный ...

Методические рекомендации к логопедической работе по развитию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Материал включает в себя подробное описание этапов и направлений логопедической работы по развитию монологической речи дошкольников с ОНР, содержание логопедической рабоы по формированию монологическо...

Педагогический проект по развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР "Сказочная страна". Авторы Степанова Л.Ф.,Даценко А.В.

Проект "Сказочная страна" направлен на  развитие связной монологической речи посредством использования сказок  у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Данный проект может использоваться...

Моделирование, как прим развития монологической речи у детей дошкольного возраста.

Предлагаю вашему вниманию приемы для развития монологической речи у детей....

Якутские народные сказки – как средство развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста

Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте, поэтому велико ее значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи р...

Методическая разработка «Особенности развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста»

СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………..........…..……………...…. 3Глава 1.1. Теоретические основы речевого развития детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………..........……………………....

Конспект подгруппового занятия по развитию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.

Тема: составление описательного рассказа по мнемотаблице по рассказу Сутеева. В.Г. «Что это за птица?»Цель: развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией ...