Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста
статья по развитию речи на тему

Речь – это условный рефлекс. Для его выработки необходима физиологическая основа – наличие безусловных рефлексов, нормальный слух, здоровая артикуляционная и нервная система. Работа логопеда без подготовки этой основы зачастую малоэффективна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл abrosimova_e.a.docx19.18 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Абросимова Е.А, Савосткина Е.Н.

МБДОУ «Детский сад №28 «Золотой петушок», г. Тамбов, ekaterina.abrosimova2013@yandex.ru, katrin-ck@yandex.ru

Речь – это условный рефлекс. Для его выработки необходима физиологическая основа – наличие безусловных рефлексов, нормальный слух, здоровая артикуляционная и нервная система. Работа логопеда без подготовки этой основы зачастую малоэффективна.

Правильная, хорошая речь – это и ощущение, и самовыражение, и инструмент познания, и профилактика большинства школьных проблем. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия.

Неправильное речевое окружение и воспитание может являться причиной возникновения у детей дефектов речи. При таком социальном окружении маленький ребенок не в состоянии воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи. У ребенка формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков. В свою очередь это ведет к неправильному звукопроизношению . Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлиять на развитие вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя речи.

Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой дети сами могут научиться говорить чисто, красиво и правильно. Решение этой задачи предполагает совершенствование звуковой стороны речи ребенка, то есть произношения звуков, увеличение словарного запаса и формирование грамматического строя речи.

Профилактике речевых нарушений способствует развитие мелкой моторики. Здесь за основу можно брать самые разные предметы. Одними из таких предметов являются макароны, грецкие орехи, бусы, прищепки, счетные палочки, карандаши и многие другие. В работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста это особенно актуально: эти обычные предметы раскрываются в руках детей совершенно по-новому.

Игры с нестандартным оборудованием, которые стимулируют умственную деятельность детей, повышают общий тонус, снижают психоэмоциональное напряжение и способствуют хорошему эмоциональному настрою, координируют движения пальцев рук, приучают руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям [3].

Пoтешки pазвивают координацию движения, а значит помогают развитию речи и мышления. Координировать ловкие движения пальцев рук помогает стихотворная форма в сочетании с нестандартным оборудованием: ребенок повторяет пальцами рук то, что услышал.

Чтобы малыш научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому.

Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой дети сами могут научиться говорить чисто, красиво и правильно. Решение этой задачи предполагает совершенствование звуковой стороны речи ребенка, то есть произношения звуков, увеличение словарного запаса и формирование грамматического строя речи.

Интеллектуальное воспитание ребенка неразрывно связано с его правильно поставленной речью. Речь ребенка формируется и развивается на примере речи окружающих его близких и родных ему людей. Ребенок, начинающий понимать обращенную к нему речь взрослых, с раннего детства пытается воспроизводить звуки и слова, учится воспринимать окружающий мир. Что влечет за собой развитие речи. Такие занятия способствуют усвоению и координации движений кистей и пальцев рук, помогают развитию речи и мышления [2].

Педагоги, работающие с такими детьми, хорошо знают о том, как сложна и важна такая работа. Эффективной она будет лишь при условии систематического ее проведения с детьми, с учетом их возрастных особенностей и при постоянном поддержании интереса к занятиям. Последовательная систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей, уточнению артикуляции и произношения звуков создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста.

Литература

  1. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб. 2007.
  2. Галкина Г.Г, Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. М.: «Гном и Д.», 2005.
  3. Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб.: Издательство «Детство-пресс». 2013.
  4. Косинова Е.М. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких. М.: Эксмо. 2011.
  5. Kрупeнчук О.И. Ладушки: пальчиковые игры для малышей. CПб.: Литера, 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Профилактика речевых нарушений у детей...

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Статистика говорит об увеличении количества детей с нарушениями речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы логопедов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений по предуп...

О профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста

О профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста...

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдает...

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста является идним из важных направлений логопедической работы....

Вопросы профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Что следует сделать для того, чтобы речь ребенка формировалась вовремя, полноценно, правильно? Решение этих задач неразрывно связано с профилактикой и своевременным выявлением отклонений в развитии де...

Консультация для воспитателей: «Логопедические пятиминутки как средство профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Речь — важное условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содер...