Тема "Составление сказки по последовательной серии сюжетных картинок "Заяц и морковка".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Фролкина Светлана Александровна

Методическая разработка по обучению дошкольников рассказыванию по картинам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frolkina_s.a._metodicheskaya_razrabotka.docx108.92 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное

учреждение города  Москвы

«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»                    

    (ГАПОУ МОК им. В. Талалихина)

Методическая разработка

Образовательная деятельность в подготовительной к школе группе

Тема: Составление сказки по последовательной серии сюжетных картинок «Заяц и морковка»                                                                  

Автор:   учитель – логопед  

                   Фролкина Светлана Александровна

Москва 2018

Организационная форма:

НОД.

Реализация образовательных областей: 

«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Цель: 

Развитие связной речи.

 Задачи: 

- обучать коллективному составлению сказки по серии картинок;

- обучать чётко, логично, последовательно рассказывать о событиях, изображённых на картинках, объединяя отдельные предложения в единое смысловое и структурное целое;

- развивать грамматически правильную речь;

- упражнять в составлении предложений различных типов;

- учить придумывать события, предшествующие изображённым на картинке;

- учить придумывать название сказки;

- учить включать описание в повествование;

- упражнять в подборе родственных слов, синонимов;  

- развивать речевое внимание;

- развивать умение слушать друг друга.

Предварительная работа: 

Первая картинка из серии выставлена в группе на три дня для свободного рассматривания детьми.

 Оборудование и материалы:

Серия картинок «Заяц и морковка» - картинки с закрытым изображением выставлены на доске, муляж морковки для динамической паузы.

заяц и морковка.jpg

Методы и приёмы:

Демонстрация и рассматривание картинок, беседа по содержанию картинок, вопросы, загадка, упражнения, коллективный рассказ, оценка речевой деятельности.

Структура проведения:

1 часть (вводная):

 Организационный момент: Сядет тот, кто назовёт дикое животное, обитающее в наших лесах.                                                                                                 Если дети хотят назвать одно  и то же животное, предложить им использовать разные слова, например: медведь, медведица, медвежонок.

Постановка цели: Об одном из названных вами животных мы сегодня будем сочинять рассказ. Послушайте загадку и отгадайте, что это за зверь; Комочек пуха, два длинных уха, прыгает ловко, любит морковку.

2 часть (основная):

Составлять рассказ нам помогут картинки. Это серия картинок. Первая картинка – это начало истории, следующие – продолжение, последняя – окончание. Первую картинку вы уже видели. Она несколько дней находилась у вас в группе, вы могли её рассматривать. Кто может вспомнить, что на ней изображено, и рассказать нам?  (Ответы детей)

Открывается первая картинка.   Вопросы:                                                                                       - Когда произошла эта история, в какое время года?                                                            - Что вы можете сказать о погоде?                                                                                             - Кто слепил снеговика? Опишите снеговика.                                                                                  – Рассказывая о зайце, какие можно употреблять слова, кроме слова заяц? (зайка, зайчик, зайчишка, заинька).                                                                                                       – У зайца длинные уши, значит заяц какой? (длинноухий).                                                    – Что хочет сделать заяц? Что он для этого стал делать? (подпрыгивать, скакать, прыгать, тянуться за морковкой).                                                                            – Почему заяц не смог достать морковку?                                                                                 – Предположите, как могли дальше развиваться события?  (ответы детей)                                    - А теперь давайте посмотрим, что придумал художник.

Открывается вторая картинка.   Вопросы:                                                                              - Расскажите, что же было дальше?                                                                                           - Откуда же появилась лесенка? (она могла лежать недалеко от снеговика; наверное, рядом была деревня, возле забора валялась старая лесенка; лесенку принесли дети, которые лепили снеговика…)                                                                            - Обратите внимание на изменения погоды. (стало выглядывать солнышко)                         – Давайте посмотрим, что произошло дальше?

Открывается третья картинка.  Детям предлагается обрисовать ситуацию.                            – Как  вы думаете, какими словами можно выразить настроение зайчика? (загрустил, опечалился, расстроился, заплакал, повесил голову…)                                       – Как вы думаете, чем закончатся приключения зайчишки?

Открывается четвёртая картинка.   Ребёнок рассказывает, что произошло.                 – Что же помогло зайчику наконец-то полакомиться морковкой?                                        - Когда же всё-таки произошла эта история? (в конце зимы или начале весны)  - Эта история может произойти на самом деле? Почему? Значит, мы будем сочинять про зайца рассказ или сказку?                                                                                    - Какое название можно придумать для нашей сказки?

Динамическая минутка «Зайчики».                                                                                                1.Выполнение движений в соответствии с текстом:

Девочки и мальчики, представьте, что вы – зайчики!                                                                                  Раз, два, три, четыре, пять, стали заиньки скакать.                                                                        Лапки вверх, лапки вниз, на носочках подтянись.                                                          Лапки ставим на бочок, на носочках скок-поскок.                                                            А затем вприсядку, чтоб не мёрзли лапки

2. Игра «Достань морковку» - подпрыгнуть и достать морковку (муляж), которую на высоте держит логопед.

Определить, подходит предложение к сказке или нет, если подходит, то к какой картинке.

- Однажды летом бежал по полю зайчик.                                                                                       – Солнышко полностью выглянуло из-за облака и стало жарко пригревать.                       – Сел зайчишка на лесенку и пригорюнился.                                                                                                           – Солнце спряталось за тучку, и пошёл сильный дождь.                                                                                        – Зайчику очень захотелось съесть морковку, и он стал высоко подпрыгивать, чтобы её достать.                                                                                                                                – Зайчишка тянулся – тянулся за морковкой, но так и не смог её схватить.                         – На голове у снеговика было надето старое ведро.                                                                        – За зайцем гналась рыжая лисица.                                                                                          – Солнышко помогло зайчишке получить морковку.                                                                  – От жаркого солнца снеговик растаял.                                                                                       – Вместо носа у снеговика была воткнута большая аппетитная морковка.

Установка на сочинение сказки.                                                                                                      А теперь мы будем вместе сочинять сказку. Не забывайте, что у сказки должно быть начало. Начинать можно по-разному: однажды, как-то раз, это произошло …  Сначала расскажите, кто слепил снеговика, опишите его.  Рассказывая сказку, используйте разные слова, называя зайца, его действия, настроение. И, конечно же, у сказки должен быть конец.

Рассказывание детьми.  Коллективное рассказывание – первый ребёнок рассказывает по первой картинке, второй – по второй и т.д.

3 часть (заключительная):

Оценка рассказов детей, при необходимости – вариант рассказа логопеда, итог занятия.

Примерный вариант сказки.

Эта история приключилась в самом конце зимы. Был обычный пасмурный зимний день. Возле деревни ребятишки слепили высокого снеговика. Из веточек сделали снеговику руки, на голову надели старое помятое ведро, а вместо носа воткнули большую аппетитную морковку.

Бежал мимо снеговика заяц, увидел морковку и остановился, как вкопанный. Ах, как захотелось зайчишке съесть морковку! Но она была очень высоко. Тогда зайчик  стал высоко подпрыгивать, стараясь схватить морковку. Прыгал – прыгал, но ничего у него не вышло.

Вдруг зайка увидел недалеко от снеговика лесенку, наверное, ребятишки её оставили. Подхватил заяц лесенку, приставил к снеговику, забрался на самую верхнюю ступеньку и стал тянуться за морковкой. Тянулся – тянулся, но совсем чуть-чуть не смог дотянуться – слишком высоко морковка воткнута! А в это время из-за тучки показалось солнышко.

Сел заинька на лесенку, голову повесил, загрустил, вот-вот заплачет. Так хочется съесть морковку! А тут солнышко полностью выглянуло из-за тучки и стало жарко пригревать. И начал снеговик потихоньку таять.

Солнышко грело всё жарче и жарче. Снеговик таял всё быстрее и быстрее. Таял-таял и совсем растаял. А морковка упала прямо зайцу в лапы. И стал зайчишка с удовольствием её грызть. Так солнышко помогло зайчику полакомиться сладкой морковкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия - составление сказки по серии сюжетных картин "Волк на рыбалке".

Главная задача это воспитывать любовь к народному творчеству. Продолжать развивать связную речь, учить детей придумывать разные варианты концовки сказки по серии сюжетных картин. Использовали сказочны...

Коллективное составление юмористической сказки по серии сюжетных картин

«Волк на рыбалке», сравнение со сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк» (развитие речи)ЦЕЛИ1.        Помочь детям понять разницу между добрым юмором, несущим ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР (пересказ русской народной сказки “Три медведя” с опорой на серию сюжетных картинок).

Цель: 1. Способствовать овладению детьми лексикой, передающей эмоциональное состояние (грустный, радостный, веселый, смешной, сердитый, забавный, испуганный).2. Закрепление образования названий детены...

Пересказ сказки по серии сюжетных картинок "Кто достанет шарик?"

Успешность обучения детей с речевыми нарушениями в школе во многом зависит от уровня владения ими связной речью. Логопедам хорошо известно, что полноценное овладение детьми с ОНР навыками связной...